Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего школьника
Автор: Михайленко Татьяна Михайловна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (11) март 2018 г.
Дата публикации: 03.03.2018
Статья просмотрена: 1835 раз
Библиографическое описание:
Михайленко, Т. М. Продуктивная (деловая) игра в развитии личности младшего школьника / Т. М. Михайленко. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 1 (11). — С. 32-40. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/82/3195/ (дата обращения: 16.11.2024).
В последнее время игровые формы организации учебной деятельности привлекают все больше внимания как стимул развития личностного потенциала. Механизмы игровой деятельности опираются на фундаментальные потребности личности в самовыражении, самоутверждении, самоопределении, самореализации. Поэтому среди образовательных технологий игра сегодня занимает значительное место в обучении школьников [2].
Требования федерального государственного стандарта гласят, что младший школьник должен:
– стремиться узнавать что-то новое и неизведанное разными средствами познания: наблюдение, измерение, эксперимент, сравнение, анализ и т. д.;
– уметь определять цели, задачи и способы достижения того или иного результата учебной деятельности;
– развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки и действия;
– уметь осуществлять самоконтроль, способность к самоорганизации и др.;
– обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций, вести диалог;
– признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
– уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
– овладеть знаниями и умениями применять эти знания в действии (основной принцип системно-деятельностного подхода, который является основой ФГОС НОО) [3].
На наш взгляд, необходимо внедрять такую активную форму обучения, которая бы позволила бы достичь всех поставленных задач в деле развития личности младшего школьника. Для решения данной проблемы нами была создана продуктивная (деловая) игра для младших школьников, которая направлена на развитие всех сфер личности младшего школьника.
Продуктивная (деловая) игра для младших школьников — это модель профессиональной деятельности, где решаются теоретические или практические проблемы в рамках конкретной ситуации, конечным результатом выступает проект [2].
Организационно-педагогические условия подготовки и реализации продуктивной (деловой) игры в рамках конкретного предмета включают в себя:
1) Знакомство учащихся с разными видами профессий;
2) Моделирование профессиональной деятельности;
3) Реализация проблемной ситуации;
4) Создание проекта и дальнейшая его защита;
5) Рефлексия каждого участника
Участие в продуктивной (деловой) игре позволит младшему школьнику научиться принимать самостоятельно решения, работать в группе, познакомиться с разными видами профессий и на практике попробовать себя в разной профессиональной роли. Знакомство с профессиями позволить ученику сделать обоснованный выбор профиля обучения, а затем и профессии, так как профориентационная работа сегодня — неотъемлемая часть программы повышения качества образования. Концепция модернизации российского образования на период до 2020 года предусматривает «развитие профильного обучения, включая расширение возможностей по профессиональной подготовке учащихся при усилении акцента на социализацию, развитие способностей и компетентностей» [1].
Организация продуктивной (деловой) игры для младших школьников включает три основных этапа:
- Подготовительный этап.
Одна из важных задач школы — подготовить ученика к осознанному и ответственному выбору жизненного и профессионального пути. Перед подрастающим поколением всегда стояла проблема профессионального выбора. Подготовка ученика к выбору профессии должна начинаться уже в начальной школе. Чтобы ребенок осознанно сделал выбор в старших классах и далее во взрослой жизни, уже в начальной школе его надо познакомить с максимальным количеством профессий, начиная с ближайшего окружения, т. е. профессиями людей хорошо знакомых, чей труд дети наблюдают изо дня в день.
Так как в первом классе идет адаптация младших школьников к условиям образовательной деятельности, то первое знакомство с миром профессий осуществлялось во втором полугодии. Предлагается изучить 12 профессий, которые наиболее востребованы на рынке труда. Изучение происходит на уроках окружающего мира и во внеурочное время. Варианты игр представлены в таблице 1.
Таблица 1
Направление личностного развития младшего школьника |
Деловые игры |
Основы гражданской идентичности – чувства сопричастности к своей Родине, народу и истории и гордости за них, ответственности человека за благосостояние общества; – осознания этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданина России |
Игра «Выборы» Игра «Фирма» Игра «Журналист» Игра «Банк» Игра «Научно-познавательная лаборатория» Игра «Детская перепись» Игра «Экология — это жизнь» Игра «Юный экскурсовод» Игра «Организатор праздника» Игра «Я — художник, я-родитель, я-редактор, я-критик» на основе дневника «Юного читателя» |
Формирование картины мира культуры как порождения трудовой предметно-преобразующей деятельности человека – ознакомление с миром профессий, их социальной значимостью и содержанием |
|
Положительная «Я— концепция» Способность к рефлексии, умение строить свои отношения с людьми и миром с учетом самоорганизации, саморегуляции, самореализации и самоуважения на основе самоконтроля и самооценки своих действий. |
|
Мотивация учебной деятельности Социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы, любознательность и интерес к новому содержанию и способам решения проблем, приобретению новых знаний и умений, мотивации достижения результата, стремления к совершенствованию своих способностей. |
|
Учебно-познавательный интерес кновому учебному материалу |
|
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика» |
|
Ценностно-смысловые ориентации Знание моральных норм, наличие морально-этических суждений, способность к решению моральных проблем, способность к оценке своих поступков и действий других людей с точки зрения соблюдения/нарушения моральной нормы, способность к самостоятельным поступкам и действиям, совершаемым на основе морального выбора, принятие ответственности за их результаты, целеустремленность и настойчивость в реализации духовных ценностей; нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, нравственному здоровью и духовной безопасности личности, умение противодействовать им в пределах своих возможностей. |
|
Развитие этических чувств стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения |
|
Установка на здоровый образ жизни Самостоятельность, настойчивость, выдержка |
|
Эстетические качества Воспитание чувства красоты, способности видеть и понимать прекрасное в окружающей жизни |
|
Развитие эмпатии как понимание чувств других людей и сопереживание им. |
Учащиеся знакомятся с понятием профессия и что такое специальность, какими качествами обладает представитель той или иной профессии. Особое внимание уделяется изучению содержания труда профессий. Уроки строятся в форме презентаций о профессиях (некоторые презентации профессий дети сами готовят). На уроке учащиеся знакомятся с историей профессии, какие есть специальности, которые относятся к данной профессии, и чем занимается каждый специалист.
Пример урока: «Кто такой повар? Человек, который умеет готовить, причем, делает это профессионально. В его голове сотни рецептов какой-то одной кухни, например, европейской, либо рецепты кухонь разных народов мира. Он знает все о специях, соусах, десертах, о первых и вторых блюдах.
История профессии. Скорее всего, слово «повар» произошло от восточнославянской «вар», означавшего кипящую воду и жар. На флоте должность повара называется кок…
Шеф-повар. Составляет заявки на необходимые продовольственные товары, полуфабрикаты и сырьё, обеспечивает их своевременное получение со склада, контролирует сроки, ассортимент, количество и качество их поступления и реализации…
Повар-кондитер. Специализируется на кондитерских изделиях.
Повар-технолог. Организует процесс приготовления продуктов. Определяет качество сырья, рассчитывает его количество для получения порций готовых продуктов, калорийность суточного рациона, составляет меню и прейскуранты. Распределяет обязанности в бригаде поваров. Контролирует процесс приготовления кулинарной продукции, разрабатывает рецепты новых фирменных блюд и составляет на них технологические карты. Оформляет необходимую документацию, инструктирует поваров. Ведет полный учет материальных ценностей, оборудования, сырья, готовой продукции…»
К концу 1 класса результатом такой работы становится создание журнала «Мир профессий». Дети пишут статьи, сочинения, рассказы, делают рисунки, фотографии.
На этом же этапе дети учатся вести диалог, правильно аргументировать свою точку зрения, создавать творческие мини-проекты и их представлять. Знакомятся с разными методами поиска решения проблемы: «Мозговой штурм», «Аквариум», «Снежный ком», «Шесть шляп мышления», данные навыки необходимы для участия в продуктивной (деловой) игре.
- Этап реализации.
На втором этапе, появляется возможность использовать продуктивную (деловую) игру для формирования личностных образовательных результатов младшего школьника.
Этап реализации включает в себя:
- Разработка игры.
Педагог подбирает профессию, которую будут разыгрывать дети. Выбор профессии зависит от того, какую тему надо закрепить, какие навыки надо отработать. Выбор продуктивной (деловой) игры для младших школьников в первую очередь зависит от того, какие образовательные, развивающие, воспитательные цели ставит перед собой преподаватель, какие задачи требуют своего разрешения. Важен состав учащихся, их интеллектуальное развитие, интересы, уровни общения и совместимости т. п. Далее создается сценарий, распределяются роли, разрабатываются критерии оценивания.
При отборе содержания игры необходимо, чтобы материал был эмоционально насыщен, запоминался, были выбраны более актуальные профессии и подобраны роли максимально приближенные к реальным.
- Отработка отдельных элементов игры.
Если игра требует дополнительной подготовки, то учитель отрабатывает с учеником его роль перед игрой (что и как говорить, что делать во время своей роли и т. п.) по необходимости.
- Ввод в игру.
Перед началом игры педагог знакомит учащихся с профессией, которую они будут проигрывать, с должностями, которые входят в эту профессию и их функциями. Задания даются четкие, выполнимые, с указанием, где можно найти информацию, что необходимо выполнить.
Например, продуктивная (деловая) игра «Журналист», вступление педагога: «…Сегодня каждому из вас, ребята, предстоит примерить на себя роли сотрудников редколлегии газеты «Клякса», в которой мы попытаемся осветить нашу школьную жизнь. Для этого, каждый из вас получит свою должность (дети делятся на 5 групп по 3 человека в каждой. Каждая группа отвечает за свою страницу): 1- фотограф, 4 — корректора, 5 — корреспондентов, 10 -составителей текста (по 2 чел. на каждую страницу), 1-менеджер по рекламе, 1-помощник менеджера по рекламе. А я с вашего позволения стану редактором…».
Также учащиеся делятся на группы и распределяют роли. На первом этапе педагог распределяет роли, а в дальнейшем учащиеся сами выбирают, кем они будут.
- Проведение игры.
Ребята в группе анализируют полученный материал, выполняют задания. Например: «Редактор: «Мы часто слышим, что в школе дети не умеют дружить, обижают друг друга, а используемые педагогами технологии, направленные на сплочение детского коллектива- неэффективны.
Задание 1 группе: Корреспонденту — опросить одноклассников (можно из параллельного класса) как можно научиться дружить и не обижать друг друга (вопросы составляет ученик 2–3 вопроса и заранее проводит опрос). Составителям текста — составить текст на тему: «Мои одноклассники или как научиться дружить». Фотографу — сделать фотографии класса, где учащиеся находятся в деятельности (фотографии готовятся заранее)…».
Учитывая, что продуктивная (деловая) игра является средством коллективной выработки решений и защиты этого решения, в структуре игры на каждом этапе предусматривается следующее:
– анализ состояния предложенной проблемы;
– выработка частных (локальных, промежуточных) решений той или другой задачи.
– анализ (обсуждение) выработанных частных решений;
– выработка и принятие обобщенного (согласованного) решения;
– анализ обсуждения обобщенного решения;
– оформление данного решения в «продукт» (проект).
- Защита проекта.
Каждая группа или общий коллектив представляет свой проект — решения поставленной проблемы экспертам или группам-участникам. Учащиеся защищают свои решения и выводы. Эксперты выбираются из представителей класса или старших учащихся. Эксперты получают листки оценивания, где они фиксируют результаты выступления или представления продукта деятельности каждой группы. В конце игры эксперты оглашают результаты. Проводится обсуждение представленных проектов.
Анализ и обобщение
В конце игры проводится обсуждение педагога с группами, что получилось, что не получилось, что было интересно и т. п.
Пример: «Рефлексия. Можно сделать опрос каждого или обсудить вместе:
- Что понравилось?
- Что не получилось и почему?
- Какие возникли трудности? Как справились?
- Что не понравилось? Как можно изменить, ваши предложения?».
В заключение учитель констатирует достигнутые результаты, отмечает ошибки, формулирует окончательный итог занятия. Обращает внимание на сопоставление использованной имитации с реальной ситуацией, на связь игры с содержанием учебного предмета.
Например: «…Теперь подведем итог. Сегодня мы с вами работали над составлением текстов, его коррекцией, вспомнили правила составления текста, его оформление, типы текстов; правила ведения диалога, познакомились со словом реклама.
Каждый из вас сыграл свою роль, будь то роль корреспондента, корректора, менеджера по рекламе, фотографа или составителя текста.
Наша газета составлена из таких страниц — мой класс, следующая — школьные уроки, затем — наши учителя, школьная столовая, веселые перемены, и на шестой — конкурс на лучшую рекламу школы.
Я думаю, что все страницы газеты «Клякса» под кодовым названием «Правила составления текстов» практически готовы, и, надеюсь, что газета будет очень интересна нашим читателям. Весь материал будет напечатан и каждый получит свою первую газету. Желаю всем плодотворной работы…».
Участие в продуктивной (деловой) игре младших школьников дает возможность:
– проверить себя, как поняты пройденные темы, знание которых необходимо для работы. При участии в продуктивной (деловой) игре учащимся требуется знание разных тем, разная глубина проникновения в тему. Учащиеся заново осмысливают полученные знания по теме, которая проигрывается в игре, осознают, какой материал они знают недостаточно хорошо, что нужно доработать;
– попробовать свои силы в разных ролях, которая им нравится, которая у них хорошо получается, от выполнения которой они испытывают удовлетворение, чувство радости, положительные эмоции. Успешность достигается за счет адекватного выбора учащимися своей роли в продуктивной (деловой) игре;
– участвовать в поэтапных обсуждениях совместных и индивидуальных усилий, в которых дети учатся высказывать собственное мнение, прислушиваться к мнению одноклассников, эффективно работать в группе, принимать критические замечания;
– представить творческий проект (продукт) своей игровой деятельности. В такой деятельности ученик самоутверждается как личность, ощущает свою личную значимость, уникальность, неповторимость. При работе над проектом учащиеся творчески перерабатывают учебный материал, изученный на уроках или полученный из дополнительной литературы, самостоятельно мыслят, проявляют фантазию.
Эффективность игры зависит от степени отражения в игровой ситуации особенностей профессиональной деятельности, поэтому при разработке заданий следует учитывать, чтобы в них наглядно были представлены пути и возможности переноса теоретических знаний в практическую деятельность, а также зависимость эффективности этой деятельности от качества теоретических знаний.
Наиболее существенным результатом продуктивной (деловой) игры является то, что она способствует развитию личностных образовательных результатов младших школьников. Продуктивная (деловая) игра для младших школьников положительно влияет на развитие личностных качеств учащихся, поскольку, в первую очередь, она затрагивает все основные компоненты личностного развития: ценностно-смысловые ориентации, основы гражданской идентичности, положительной «Я — концепция», мотивации учебной деятельности, внутренней позиции.
Литература:
- Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2016- 2020 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2014 г. № 2765-р г. Москва
- Михайленко Т. М. Педагогические особенности продуктивной (деловой) игры для младших школьников. Проблемы современного педагогического образования. Сер.: Педагогика и психология. — Научный журнал: — Ялта: РИО ГПА, 2016. — Вып.53. — Ч.7. — 256с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. — М.: Просвещение, 2010. — 31с. — (Стандарты второго поколения)