Самоанализ урока английского языка в 5 классе по теме «Pets»
Автор: Кудрякова Елена Валерьевна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Школьная педагогика №1 (11) март 2018 г.
Дата публикации: 06.03.2018
Статья просмотрена: 4562 раза
Библиографическое описание:
Кудрякова, Е. В. Самоанализ урока английского языка в 5 классе по теме «Pets» / Е. В. Кудрякова. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 1 (11). — С. 11-17. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/82/3204/ (дата обращения: 16.11.2024).
Исходя из образовательной программы и тематического планирования: это третий урок по теме 7-го раздела учебника «Rainbow English».
Урок способствовал достижению следующих планируемых результатов обучения:
Личностные:
‒ формирование ответственного отношения к учению;
‒ формирование самооценки и самоорганизации;
‒ формирование доброжелательного отношения к животному миру и экологической культуре в целом
Предметные результаты:
‒ умение применять по теме «Домашние питомцы» в речи на базе времени Present simple;
‒ умение действовать по образцу при выполнении упражнений.
Метапредметные:
Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанных текстов различных жанров; выделяют и формулируют проблему текста; составляют целое из частей, самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты; устанавливают причинно-следственные связи; анализируют объект, выделяя существенные и несущественные признаки.
Регулятивные: выделяют и осознают то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознают качество и уровень усвоения; составляют план и определяют последовательность действий; ведут диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения; ориентируются в особенностях социальных отношений и взаимодействий; определяют последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата.
Коммуникативные: умеют (или развивают способность) с помощью вопросов добывать недостающую информацию; учатся переводить конфликтную ситуацию в логический план и разрешать ее как задачу через анализ условий; адекватно используют речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
‒ в говорении: совершенствование навыков говорения
‒ в аудировании: совершенствование навыков аудирования с использование текстов, построенных на языковом и речевом материале изучаемой темы:
‒ в чтении: совершенствовать технику чтения и учить выразительно читать:
‒ в грамматике: совершенствование грамматических навыков в коммуникативном контексте.
Представляемый мной урок проводился в 5 «В» классе. При планировании урока я учитываю индивидуальные особенности учебной группы. В данной группе большинство учащихся имеют хорошие, прочные знания, умения, навыки, хотя, конечно, есть и такие, у которых снижен познавательный интерес, у трех человек из 15 в подгруппе — большие пробелы в фактических знаниях и умениях, но при этом они хорошо идут на контакт с одноклассниками при групповой работе, чувствуя свою значимость в посильных для них видах деятельности. И в то же время остальных ребят можно отнести к группе весьма мотивированных к изучению иностранного языка, они умеют работать на уроке в высоком темпе. Поэтому на уроке я стараюсь больше использовать задания для работы в группах и парах, чтобы создать ситуацию успеха для всех учащихся класса, использовав личностно — ориентированный подход, чтобы каждому ученику на уроке удалось хотя бы какое-то задание. Только такая продуманность позволит динамично провести урок и реализовать все поставленные задачи.
Это пятый урок по теме 5-го раздела учебника «Pets». Подготовлен он предшествующим материалом: лексикой предыдущих разделов, а также лексикой четырех первых уроков по теме «Домашние питомцы», а именно: названия домашних питомцев, места их обитания, особенности жизни, внешние характеристики (список лексики см. вприложении) и грамматическими структурами (What pet are you going to have?Why do you want this pet?What name will you give it?What colour will it be?What food will you give to your pet?) Данный урок был направлен на развитие устно — речевых умений на основе ранее изученных лексических единиц, а также на закрепление грамматического навыка.
На уроке использовались элементы игровой и проектной методики, здоровье-сберегающей технологии и технологии сотрудничества, проблемно-диалогическую технологию и технологию продуктивного чтения, интерактивные методы обучения, наглядность и такие формы работы как индивидуальную, парную, групповую и хоровую имитацию.
С целью зрительной стимуляции и передачи визуальной информации мною использовалась классная доска с плакатом Домашние питомцы, а также ноутбук и мультимедийный проектор. Использование ИКТ-технологий и познавательных игр на уроке позволило интенсифицировать процесс повторения и закрепления изученного языкового материала, a также стимулировать образное мышление, влиять на чувства, следовательно, наряду с передачей определенной информации оказывает воздействие на положительные эмоции детей и их образно-художественную память.
Релаксационные пауза, позволила снять напряжение после продуктивной групповой и парной работы и одновременно послужили задаче повторения лексических единиц и грамматических структур по теме.
Урок был связан с такими предметами начальной школы, как окружающий мир, технология, ИЗО, литературное чтение.
Тип урока— обобщение материала
Исходя из особенностей класса и темы урока, образовательный аспект триединой цели урока я сформулировала широко:
‒ в говорении: совершенствование навыков говорения (монологическая речь)
‒ в аудировании: совершенствование навыков аудирования с использованием текстов, построенных на языковом и речевом материале изучаемой темы
‒ в чтении: совершенствовать технику чтения и учить выразительно читать
‒ в грамматике: совершенствование грамматических навыков в коммуникативном контексте (в диалогической речи)
What pet are you going to have?
Why do you want this pet?
What name will you give it?
What colour will it be?
What food will you give to your pet?
Развивающий аспект был реализован следующими целями:
‒ развивать фонематический слух, память, мышление, догадку, умение работать в разных режимах (парах, группах);
‒ развивать кругозор учащихся, их знания о культуре англоязычных стран.
Воспитательный аспект — воспитывать чувство толерантности и вежливости при работе в парах и группах;
Для эффективной реализации перечисленных целей структура урока выглядела следующим образом.
- Начальный этап, включающий оргмомент, имеющий своей целью воспитание культуры учебного труда, речевую зарядку, целеполагание и фонетическую зарядку, что являлось мотивационной актуализацией урока.
Речевую зарядку (Warm up) я провела в форме микробеседы и минидиалогов, построенных на вопросе Howareyoutoday?,который сначала я задала трем ученикам, а затем они сами задавали этот вопрос друг другу и отвечали, используя разные варианты ответа на такой вопрос: I’m OK; I’m fine too; I’m happy, тем самым погружаясь в языковую среду. Суммируя ответы учащихся, я тоже сообщаю о своем настроении и поясняю почему. Отсюда плавно вытекает этап целеполагания, где наглядно продемонстрирована и сформулирована самими учащимися тема и коммуникативная цель урока: я прочитала ребятам письмо загадки, где дети отгадывают их. Одновременно шла и работа по совершенствованию навыков аудирования.
Фонетическая разминка на этом уроке была связана с лексикой по данной теме и предлагала учащимся попрактиковаться в произнесении звуков [æ] [ð] [r] часто встречающихся в словах по изучаемого раздела и вызывающих трудности у учащихся. Здесь использовалась хоровая работа, индивидуальное чтение по цепочке как отдельных слов, так и строчек стихотворения с опорой на изображения соответствующего слайда. Данный этап также дал возможность проверить усвоение пройденного; устранение пробелов реализовано через репродуктивный метод обучения, который помог проверить сформированность умения связно отвечать на вопросы учителя и одноклассников, повторять слова и грамматические конструкции с опорой на слайды презентации.
УУД: регулятивные — определение и формулирование цели деятельности; познавательные — определение необходимых знаний для решения учебных задач, извлечение и переработка информации, формирование ИКТ-компетенции; коммуникативные — владение приемами монологической и диалогической речи.
- Основной этап является уже собственно путешествием, включающий в себя работу в группах по карточкам, мини-сообщения, мини-диалоги, динамическую паузу, аудирование, чтение.
Прежде, чем отправиться в путешествие домашних питомцев, ребята должны получить домики: они выбирают картинки домашних питомцев, и говорят «I have got a … где каждый участник группы вписывает название животного. При ответе использовалось говорение по образцу. Каждый ученик был включен в написание и озвучивание ответов, а значит в активную познавательную деятельность. Я стараюсь на каждом уроке использовать подобные увлекательные упражнения по говорению с использованием опорных карточек, способствующие формированию речевой компетенции. Учащиеся учатся выражать свои мысли средствами английского языка и решать коммуникативные задачи, приближенные к реальным жизненным ситуациям в рамках изучаемой темы.
После получения ответов мы начали описывать животных. Чтобы поддержать интерес к выступлениям, перед детьми стояла задача угадать описываемого животного, что настраивает ребят на внимательное аудирование. Учащиеся выполняют spider gram. Что они могут сказать о своём питомце.
Следующий этап — учитель даёт предложения на листочке, где учащиеся должны найти ошибку...Учащиеся ищут ошибки из предложений, и комментируют свой ответ. Выполняют разноуровневые задания.
Таким образом, на основном этапе были задействованы все виды речевой деятельности: чтение), письмо при заполнении файлов, аудирование (аудирование стихотворения, сообщений домашнего задания) и говорение: монологическая речь (рассказ о своем любимом животном, подготовленный заранее дома, одновременно шла проверка домашнего задания, которое на данном уроке не выделялось в отдельный этап, а как бы вкрапливалось в различные моменты на уроке) и диалогическая речь при ответах на вопросы. Здесь применялся частично-поисковый метод, позволивший повторить изученный лексический материал, проверить умение применить полученные знания на практике, способствующий развитию умения сопоставлять и анализировать, развивать языковую догадку, а также репродуктивный метод.
УУД: регулятивные — работа по предложенному плану, умение оценить успешность своей деятельности;
познавательные — добывать и перерабатывать информацию для получения необходимого результата и для создания нового продукта, сопоставлять информацию из других источников, владение приемами продуктивного чтения, представление результата в разных формах;
коммуникативные — донести свою позицию до других, самостоятельно организовывать деятельности в группе, понять позицию других.
- Заключительный этап урока:
‒подведение итога, где учащимся предлагается вспомнить, что нового они узнали на уроке, какие задания выполняли, достигли ли мы цели путешествия, т. е. обобщить пройденный материал.
‒объяснение домашнего задания, которое связано с описанием питомцев. Этот этап подготовлен всеми предыдущими этапами урока и предыдущим домашним заданием: ребята должны активно использовать лексику по теме и грамматические структуры по теме. Таким образом, такое задание не только развивает творчество, но и является сильным мотивационным фактором для собственных инициативных высказываний учащихся. Следует отметить, что эти высказывания являются подлинно коммуникативными, так как не создаются искусственно, а порождаются естественными условиями, которые вызывают у учащихся желание высказаться, поделиться своими успехами на английском языке и даже похвастаться (посмотрите, как у меня получилось!).
‒ оценка деятельности учащихся и рефлексия. Рефлексия проводится с использованием картинки с кошкой и двумя мисками около питомца. Учащиеся взяли рыбок, и приклеили рыбок на миски, где было написано на одной миске «Урок понравился / Я все хорошо понял имогу идти дальше», а на другой — «Я понял многое, но мне не все удавалось сегодня на уроке имне нужно еще раз все повторить».
‒ Ребятам задается вопрос: были ли трудности при выполнении заданий, обращаясь к конкретным ученикам, если были, то почему и на что надо обратить внимание. Когда дети привыкают к такому режиму работы, они еще в начале урока настраиваются на внимательность и наблюдательность. И в конце урока ребята получают положительные отметки и подарки от домашних питомцев за активную и продуктивную работу на уроке, что является положительным эмоциональным моментом.
УУД: регулятивные — определение цели деятельности, работа по плану, оценивание своих достижений.
Для урока я старалась подобрать разнообразные задания: заполнение spider gram, разгадывание загадок, заполнение файлов, которые имели разные установки, но сводились к реализации триединой цели урока. Задания были посильны и интересны для учащихся, так как носили игровой характер. Осуществлялось и развитие социокультурной компетенции, объединяющей социолингвистические и социокультурные знания, способствуя всестороннему развитию личности учащихся, укрепляя чувство национальной принадлежности, обогащая коммуникативный опыт соприкосновением с иной культурой, формируя толерантное отношение к культурному многообразию и создавая основу для плодотворного взаимодействия с представителями иных культур посредством изучаемого языка, осуществлять диалог культур, сравнивать и сопоставлять эти культуры.
Задачи воспитания коллектива данного класса осуществлялись через создание дружеской творческой атмосферы урока, доброжелательные отношения учителя и учеников; через организацию групповых и парных форм работы и создание в этих микроколлективах рабочей дружеской обстановки, укрепления чувства толерантности к английской культуре.
В начале урока была организована актуализация (мотивационная и содержательная). В ходе урока были использованы фронтальная, парная, групповая и индивидуальная формы работы, их баланс соответствовал этапам работы с материалом.
На уроке проявился деятельностный характер обучения. Учащиеся овладевали языковыми средствами в ходе решения конкретных коммуникативных задач. Каждый из этапов урока предварялся понятными для учеников целевыми установками и формулировками заданий, которые выглядели как учебные задачи. Ученикам описывался образец той деятельности, которую они будут отрабатывать в ходе учебного занятия.
В течение урока я использовала все виды речевой деятельности, и хотя говорение преобладало как на уровне одного предложения, так и небольшого высказывания. Составление логически организованного текста из 6–7 предложений — задача домашнего задания, и ее выполнение будет косвенно говорить о способности ученика к небольшому монологическому высказыванию, подготовка к этому велась на протяжении всего урока. Содержание домашней работы логично вытекало из содержания учебной ситуации урока, было коммуникативно обусловлено и подготовлено в языковом плане. Возможные трудности были сняты при оформлении файлов на уроке и наличии образца выполнения задания.
Таким образом, считаю, что урок представляет собой целостную систему. Цели, поставленные на уроке, были достигнуты; каждый ученик имел возможность проявить свою индивидуальность и творческие способности и получил за урок положительную оценку и положительные эмоции. Наш урок прошел в доброжелательной обстановке.