Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка | Статья в журнале «Школьная педагогика»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Школьная педагогика №2 (12) июнь 2018 г.

Дата публикации: 11.05.2018

Статья просмотрена: 4394 раза

Библиографическое описание:

Василевич, А. Л. Мониторинг сформированности универсальных учебных действий в процессе работы с текстом на уроках русского языка / А. Л. Василевич. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2018. — № 2 (12). — С. 1-16. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/93/3355/ (дата обращения: 19.12.2024).



Одной из актуальных задач современного образования в период перехода на обучение по новым стандартам является формирование и развитие у обучающихся УУД, необходимых для формирования базовых компетенций личности. Таким образом, меняется роль учителя — теперь он тьютор, организатор развития ученика, который понимает и знает, как не только дать знания ребенку, но и использовать урок для развития УУД. Учитель — главный помощник ребенка в овладении компетенциями, он идет рядом, создавая условия для развития, а не только для овладения предметными знаниями. Добиться этого можно только через специальную организацию учебно-воспитательного процесса.

Согласно требованиям ФГОС нового поколения происходит переход от передачи суммы знаний к активной деятельности по решению конкретных задач. Теперь готовность школьников к обучению на новой ступени образования оценивается не на основе знаний, умений и навыков (ЗУН), а на базе сформированности универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетенций, включая организацию усвоения, то есть умения учиться, другими словами, способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Функции универсальных учебных действий включают:

– обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

– создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

– обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетенций в любой предметной области.

Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: 1) учебные мотивы, 2) учебную цель, 3) учебную задачу, 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

В составе основных видов универсальных учебных действий выделяют четыре блока: 1) личностный; 2) регулятивный; 3) познавательный; 4) коммуникативный.

Личностные УУД обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (личностное, профессиональное, жизненное самоопределение, действие смыслообразования и нравственно-этического оценивания).

Регулятивные УУД обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция).

Познавательные УУД включают в себя общеучебные и логические действия, действия постановки и решения проблем.

Коммуникативные УУД включают в себя планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий; владение монологической и диалогической формами речи. [2, с.5–6]

Так что же дают универсальные учебные действия?

Они:

– обеспечивают учащемуся возможность самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты;

– создают условия развития личности и ее самореализации на основе «умения учиться» и сотрудничать со взрослыми и сверстниками; «умение учиться» во взрослой жизни обеспечивает личности готовность к непрерывному образованию, высокую социальную и профессиональную мобильность.

– обеспечивает успешное усвоение знаний, умений и навыков, формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области.

Как сформировать универсальные учебные действия? В настоящее время существуют разные педагогические технологии, методы и формы, помогающие формировать УУД. Вот лишь некоторые из них:

  1. проблемно-диалогическое обучение;
  2. организация учебного сотрудничества;
  3. работа по планированию, оцениванию детьми собственной деятельности;
  4. проектно-исследовательская деятельность;
  5. использование интерактивных возможностей ИКТ;
  6. практико-ориентированные задания из реальной жизни;
  7. разновозрастное сотрудничество и др.

Использование представленных технологий в системе и взаимосвязях, выстраивая единую образовательную среду в школе, позволит создать условия для формирования УУД.

Задача формирования универсальных учебных действий заявлена в Федеральном образовательном государственном стандарте как одна из приоритетных. Развитие УУД — сложный и растянутый во времени процесс. Управлять этим процессом, не отвечая на вопросы: «На каком мы этапе? Все ли идет так, как мы запланировали? Далеко ли мы продвинулись? Какие есть сложности?» — невозможно. Значит, нужен мониторинг. Мониторинг в образовании — это система сбора, обработки, хранения и распространения информации, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития. Самый главный вывод, который можно сделать из этого определения, таков: мониторинг — это инструмент того, кто управляет ситуацией.

Цель мониторинга качества сформированности УУД — определить профиль коррекции, то есть выявить несформированные общеучебные и предметные умения и навыки для целенаправленной работы по их формированию, а также отметить те УУД, которые на данный момент станут опорными для обеспечения успешной предметной деятельности обучающихся.

При мониторинге результативности учебного процесса оценивают прежде всего следующие УУД:

мыслительные (анализ. синтез, сравнение, установление причинно-следственных связей, умение делать выводы);

информационные (умение сворачивать информацию — от текста к таблице, схеме; умение разворачивать информацию — описывать словами схему, формулу, чертеж, таблицу и т. д.);

коммуникативные (умение работать в группе, в паре; грамотная устная речь; навыки смыслового чтения);

организационные (умение самостоятельно выполнять задание по алгоритму, вести тетрадь; навыки самопроверки и самооценивания). [1, с.10]

Критериев для мониторинга УУД разработано достаточно много. Я в своей работе использую критерии, формируемые при работе обучающихся с текстом. Эти критерии оформлены в виде таблицы (Приложение 1). Проверка осуществляется три раза в год в виде входного, промежуточного и итогового контроля. По результатам контрольной работы учитель оценивает каждого обучающегося по трем уровням овладения УУД (0 — не умеет, 1 — частично умеет, 2 — хорошо умеет). Затем учитель оценивает уровень подготовленности класса в целом (Приложение 2). Для проведения контрольных работ созданы контрольно-измерительные материалы (Приложение 3). [3, с.15]


Приложение 1

Проверяемые универсальные учебные действия (ученик (-ца) умеет)

5-й класс

6-й класс

7-й класс

8-й класс

9-й класс

10-й класс

11-й класс

1. Анализировать текст с точки зрения содержания (определять тему и основную мысль).

1. Вычленять в повествовательных текстах элементы описания.

1. Отбирать материал по одному источнику.

1. Отбирать материал по двум и более источникам в соответствии с определённой темой и замыслом.

1. Владеть приёмами компрессии текста, достаточными для создания сжатого изложения.

1. Владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы с литературой разных стилей и жанров (быстро и осмысленно читать, выбирать главное).

1. Формулировать одну из проблем исходного текста.

2. Озаглавливать текст, составлять простой план готового текста.

2. Излагать повествовательный текст, осложнённый описанием с творческим заданием (создание текста- повествования с элементами описания).

2. Выборочно излагать текст-рассуждение.

2. Кратко излагать содержание прочитанных или прослушанных текстов.

2. Кратко излагать основное содержание текста научного и публицистического стилей.

2. Излагать содержание прочитанного текста, выделяя элементы, отражающие идейный смысл произведения в форме плана, тезисов, конспекта.

2. Аргументировать собственное мнение по проблеме, поднятой в тексте.

3. Подробно или сжато излагать текст-повествование в письменной форме с сохранением стиля.

3. Создавать собственное высказывание в соответствии с темой, замыслом.

3. Создавать текст-рассуждение (тезисы, доказательства, вывод).

3. Строить текст публицистического стиля.

3. Строить связное (тезисы, доказательства, вывод) аргументированное высказывание на тему, связанную с анализом содержания текста.

3. Создавать высказывание, используя средства публицистического стиля, общественно-политическую лексику.

3. Употреблять языковые средства в зависимости от речевой ситуации.

4. Самостоятельно строить высказывание (повествование).

Приложение 2

Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 5-й ______ класс.

Фамилия, имя ученика (-цы)

1. Умение анализировать текст сточки зрения содержания (определять тему иосновную мысль)

2. Умение озаглавливать текст, составлять простой план готового текста

3. Умение подробно или сжато излагать текст-повествование вписьменной форме ссохранением стиля

4. Умение самостоятельно строить высказывание (повествование)

Итого за работу

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

1.

2. и т. д.

Итого по классу

Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 6-й ______ класс.

Фамилия, имя ученика

(-цы)

1. Умение вычленять вповествовательных текстах элементы описания

2. Умение излагать повествовательный текст, осложнённый описанием створческим заданием (создание текста- повествования сэлементами описания)

3. Умение создавать собственное высказывание всоответствии стемой, замыслом

Итого за работу

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

1.

2. и т. д.

Итого по классу

Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 7-й ______ класс.

Фамилия, имя ученика

(-цы)

1. Умение отбирать материал по одному источнику

2. Умение выборочно излагать текст-рассуждение

3. Умение создавать текст-рассуждение (тезисы, доказательства, вывод)

Итого за работу

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

1.

2. и т. д.

Итого по классу

Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 8-й ______ класс.

Фамилия, имя ученика

(-цы)

1. Умение отбирать материал по двум иболее источникам всоответствии сопределённой темой изамыслом

2. Умение кратко излагать содержание прочитанных или прослушанных текстов

3. Умение строить текст публицистического стиля

Итого за работу

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

1.

2. и т. д.

Итого по классу

Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 9-й ______ класс.

Фамилия, имя ученика

(-цы)

1. Умение владеть приёмами компрессии текста, достаточными для создания сжатого изложения

2. Умение кратко излагать основное содержание текста научного ипублицистического стилей.

3. Умение строить связное (тезисы, доказательства, вывод) аргументированное высказывание на тему, связанную санализом содержания текста.

Итого за работу

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

1.

2. и т. д.

Итого по классу

Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 10-й ______ класс.

Фамилия, имя ученика

(-цы)

1. Умение владеть читательскими умениями, достаточными для продуктивной самостоятельной работы слитературой разных стилей ижанров (быстро иосмысленно читать, выбирать главное)

2. Умение излагать содержание прочитанного текста, выделяя элементы, отражающие идейный смысл произведения вформе плана, тезисов, конспекта

3. Умение создавать высказывание, используя средства публицистического стиля, общественно-политическую лексику

Итого за работу

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

1.

2. и т. д.

Итого по классу

Мониторинг УУД по русскому языку. _____________ учебный год. 11-й ______ класс.

Фамилия, имя ученика

(-цы)

1. Умение формулировать одну из проблем исходного текста

2. Умение аргументировать собственное мнение по проблеме, поднятой втексте

3. Умение употреблять языковые средства взависимости от речевой ситуации

Итого за работу

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

входной

промежуточный

годовой

1.

2. и т. д.

Итого по классу


Приложение 3

КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

5 класс

Однажды я спускался к морю и увидел маленького пингвинёнка. У него ещё только выросли три пушинки на голове и коротенький хвостик.

Он смотрел, как взрослые пингвины купаются. Остальные птенцы стояли у нагретых солнцем камней.

Долго стоял на скале пингвинёнок: страшно ему было бросаться в море. Наконец он решился и подошёл к краю скалы.

Маленький голый пингвинёнок стоял на высоте трёхэтажного дома. Его сносил ветер. От страха пингвинёнок закрыл глаза и бросился вниз. Вынырнул, закружился на одном месте, быстро вскарабкался на камни и удивлённо посмотрел на море.

Это был отважный пингвинёнок. Он первый искупался в холодном зелёном море.

(Г. И. Снегирёв)

Задания

  1. Озаглавьте текст.
  2. Определите тему и основную мысль текста.
  3. Составьте план.
  4. Перескажите текст подробно.
  5. Выразите мысли и чувства по поводу прочитанного.

6 класс

Зимний парк.

Скрипит под ногами ослепительный снег. Идёшь по огромному парку и наслаждаешься красотой морозного зимнего дня.

На снегу видишь следы каких-то птичек. На красноватом стволе сосны мелькает чей-то хвост. Конечно, это белка. а говорят, что зимой жизнь в парке замирает. Клевета!

Вот синичка. Такая привычная городская жительница... Здесь, на этом сверкающем снегу, она кажется удивительной, сказочной птицей! А если уж прилетит стая снегирей и сядет на ветви деревьев, то парк превратится в волшебный сад, где на белых деревьях растут розовые яблоки.

(Из интернета)

Задания

  1. Напишите подробное изложение, сохраняя стиль описания.
  2. Дополните авторское описание собственным, то есть добавьте элементы сочинения-описания.

7 класс

Они были идеальными.

Мне дали три письма. Просили узнать, где эти ребята и почему не заходят.

Я протянул Екатерине Ильиничне поблекшие, морщинистые конверты. Она надела очки, стала осторожно вынимать письма и одно за другим читать.

— Не заходят, говоришь? Как же могут они зайти, если обещали жизнью пожертвовать?

— Они все… погибли? — недоверчиво спросил я. — Все трое?

— Не трое! Их миллионы погибли… А буквы все те же!

Она помолчала.

— «С. Н». Это Сережа Нефедов. Он! Не сомневаюсь… Художественная была натура! Цветы на подоконниках разводил. Он и рисовал хорошо! У меня есть его картина: «Неизвестная с портфелем». бывало, после уроков по шесть портфелей тащил: освобождал девчонок от физических напряжений. Он им и каблуки приколачивал, если отрывались во время танцев. А как эти мальчики танцевали! Лучше, чем они были в жизни, вообще быть невозможно. Они были идеальными...

— В жизни она лучше была, по-моему.

На ее серовато-увядшие щеки пробился румянец. Письма в руках дрожали, как от озноба.

— «В.Б». Это Володя Бугров… У меня сохранилась его тетрадка. Он решал в ней задачки, которых я лично решить не могла. Говорил правду… Считал, что если производственные и спортивные нормы надо выполнять, то уж человеческие тем более! Всегда в очередь становился, никого не расталкивал, а оказывался все равно впереди. Академиком был бы… Сколько будущих академиков не дожили даже до института!

Нет идеальных? А мои мальчики? А мои ребята?! Вот написано: «С». Это Саша Лепешкин. Стеснялся своей фамилии: одной буквой отметился. Маленьких обожал! И этого тоже стеснялся: украдкой, за школой, первоклассников на санках катал. Мама его уборщицей в школе работала. Так он, бывало, за нее после уроков полы мыл. Этого не стеснялся! Девчонки идут, а он моет, трет. Ведра таскает… Нет идеальных? А Саша Лепешкин! И все трое погибли.

(по А. Г. Алексину)

Задания

  1. Напишите выборочное изложение (например, об авторе одного из писем).
  2. Дополните изложение сочинением на тему «Такой народ не мог не победить».

8 класс

  1. Степной ветер собрал за Доном с полевых дорог тонкую сеяную пыль и поднял в небо. К полуночи горбушка луны покраснела от этой пыли, и кусочек неба вокруг нас тоже высветился красным. В такие минуты всегда ждешь чего-то необычного, и оно случается. Неожиданно мелькнул на красноватом ореоле ширококрылый силуэт и беззвучно растаял в ночи. В ночном поле охотились совы.

В густой пшенице или ржи не увидишь даже самого беспечного и самоуверенного мышонка. А сова, порхая в метре от земли, не станет присматриваться. Услышав хоть какой-нибудь мышиный звук, падает сова, вытянув вперед растопыренные лапы, и тут же взлетает с добычей.

Уши совы, как пеленгатор, определяют точку, где копошится жертва. Но ушастой ее назвали не за настоящие уши, а за два пучка перышек, что торчат на лбу. По этим ушам ее ни с кем не спутаешь.

Стоит посмотреть как-нибудь в сумерки совиную охоту. Как огромные ночные бабочки, порхают совы над травой, падают в нее и взлетают снова. Залюбуешься!

  1. Однажды (это было в конце сороковых годов), исследуя низовья реки Имана в Уссурийском крае, я нашёл гнездо болотной совы. Это гнездо, к моему искреннему удивлению, помещалось на маленькой, ничем не защищённой кочке. Никто, за исключением лишь нескольких исследователей природы, не видел гнезда совы в таком странном месте. Да, редкостное это было зрелище! Насколько я помню, в гнезде лежали шесть беспомощных совят, по-видимому, таких же обжор, как и птенцы горихвосток. «Как это вас, бедолаги, угораздило, — сказал я, обращаясь к совятам, появиться на свет у такой нерадивой мамаши?» К предположению насчёт обжорства совят я пришёл, конечно, не случайно. Известно, что большинство сов ведут ночной образ жизни. Родители найденных мною совят, однако, вынуждены были нарушить свойственный совам образ жизни. Они охотились за мелкими грызунами: мышами-полёвками, землеройками — не только в ночное время, но, как мне удалось убедиться позднее, и большую часть дня. Очевидно, сильно подросшие совята — будущие хищники — нуждались в обильной пище, и бедным родителям не хватало короткой летней ночи, чтобы поймать нужное количество грызунов. Однако при достаточном количестве пище совы редко покидают гнёзда.

(Из интернета)

Задания

  1. Из двух прочитанных текстов выберите один, необходимый для заметки о совах в школьную газету.
  2. Напишите текст публицистического стиля «О совах».

9 класс

О хороших манерах.

Есть много книг о «хороших манерах». Эти книги объясняют, как держать себя в обществе, в гостях и дома, в театре, на работе, со старшими и младшими, как говорить, не оскорбляя слуха, и одеваться, не оскорбляя зрение окружающих. Но люди, к сожалению, мало черпают из этих книг. Происходит это, я думаю, потому, что в книгах о хороших манерах редко объясняется, зачем нужны хорошие манеры. Кажется: иметь хорошие манеры фальшиво, скучно, ненужно. Человек хорошими манерами и в самом деле может прикрыть дурные поступки. Да, хорошие манеры могут быть очень внешними, но в целом хорошие манеры созданы опытом множества поколений и знаменуют многовековое стремление людей быть лучше, жить удобнее и красивее. В чем же дело? Что лежит в основе руководства для приобретения хороших манер? Простое ли это собрание правил, «рецептов» поведения, наставлений, которые трудно запомнить все?

В основе всех хороших манер лежит забота — забота о том, чтобы человек не мешал человеку, чтобы все вместе чувствовали бы себя хорошо.

Надо уметь не мешать друг другу. Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши — вряд ли это во всех случаях и возможно. Например, за столом во время еды. Поэтому не надо чавкать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втягивать в себя суп, громко говорить за обедом или говорить с набитым ртом, чтобы у соседей не было опасений. И не надо класть локти на стол — опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно одетым надо потому, что в этом сказывается уважение к другим — к гостям, к хозяевам или просто к прохожим: на вас не должно быть противно смотреть. Не надо утомлять соседей беспрерывными шутками, остротами и анекдотами, особенно такими, которые уже были кем-то рассказаны вашим слушателям. Этим вы ставите слушателей в неловкое положение. Старайтесь не только сами развлекать других, но и позволяйте другим что-то рассказать. Манеры, одежда, походка, все поведение должно быть сдержанным и красивым. Ибо любая красота не утомляет. Она «социальна».

И в так называемых хороших манерах есть всегда глубокий смысл. Не думайте, что хорошие манеры — это только манеры, то есть нечто поверхностное. Своим поведением вы выявляете свою суть. Воспитывать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выражается в манерах, бережное отношение к миру: к обществу, к природе, к животным и птицам, к растениям, к красоте местности, к прошлому тех мест, где живешь, и т. д. Надо не запоминать сотни правил, а запомнить одно — необходимость уважительного отношения к другим. А если у вас будет это и еще немного находчивости, то манеры сами придут к вам или, лучше сказать, придет память на правила хорошего поведения, желание и умение их применить.

(Д. С. Лихачёв)

Задания

  1. Напишите сжатое изложение, применяя полученные приёмы компрессии текста.
  2. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Кого я считаю воспитанным человеком».

10 класс

Впервые слово биосфера ввёл в науку термин австрийский учёный Эдуард Зюсс в 1875 году. Однако учение о биосфере появилось только в начале XX века. Создал его русский учёный В. И. Вернадский. Он рассматривал биосферу как активную оболочку Земли, в которой обитают живые организмы. Деятельность всех живых существ вместе с человеком преобразует планету. Сам В. И. Вернадский считал своим предшественником в учении о биосфере французского натуралиста Жана Батиста Ламарка.

Биосфера включает три оболочки: воздушную — атмосферу, водную — гидросферу, твёрдую — литосферу. Область распространения основной массы живых организмов в литосфере не выходит за 10 метров от поверхности. Атмосфера заселена до 6 тыс. метров над уровнем моря. В воде жизнь распространена повсюду, вплоть до самых больших океанских глубин, то есть свыше 11 тыс. метров. По сравнению с размерами самой Земли биосфера представляет собой тончайшую плёнку.

Для существования биосферы необходимо непрерывное поступление энергии. её главным источником является световое и тепловое излучение Солнца. Энергия солнечного света накапливается в органическом веществе зелёных растений в виде энергии химических связей и может передаваться от одних организмов к другим.

(Из интернета)

Задания

  1. Прочитайте текст, выделите в нём главное.
  2. Кратко сформулируйте основные положения текста в виде тезисов.
  3. Создайте текст публицистического стиля о необходимости бережного отношения к окружающей среде.

11 класс

Наедине с толпой.

Человек в условиях многолюдства — вот одна из самых животрепещущих тем нашего времени. Человек не с ближним, а с группой, массой, тьмой ближних. Наедине с толпой.

Давайте совершим прогулку по Москве и понаблюдаем, как ведёт себя человек в сегодняшнем городе.

Редкая поездка по столице обходится без метро. Высокие тяжёлые двери безостановочно хлопают. Плотный паренёк, видимо, распрекрасно настроенный, насвистывая что-то, толкает дверь ногой. Богатырское движение! Дверь отлетает, парень ловко проскакивает, но не придерживает её за собой, и она успевает хорошо стукнуть нерасторопную старушку. Та пыталась было проскочить вместе с парнем, но, явно уступая ему в силе и ловкости, не успела.

По эскалатору мы спускаемся зигзагообразными перебежками. Известно, что стоять надо справа, проходить слева. Но рекомендация эта соблюдается не всеми, и приходится лавировать между стоящими «как надо» и «как не надо».

Вышли на платформу. Приближается поезд. Нам предстоит сесть в вагон. Операция, казалось бы, немудрёная: сначала пассажиры выходят, затем — входят. Но обратите внимание вон на ту женщину перед дверьми. Она не в силах удержать себя — дождаться, пока выйдет последний пассажир, и после каждого выходящего делает попытку проскочить в вагон. Поэтому толпа выходит из дверей не плавно, а как-то судорожно — так выливается из опрокинутой бутылки густая позавчерашняя простокваша.

О том, уступать ли место женщине, мы здесь говорить не будем. Картина, в общем, ясная: сидят главным образом мужчины. А если женщины, то либо такие старые, что им уж не уступить невозможно, либо, наоборот, молодые, тренированные, занимающиеся, видимо, спортом, способные опередить и зазевавшегося мужчину...

Итак, человек не с ближним, а наедине с толпой. Может быть, тут вообще неуместно говорить о воспитанности? Мы вынуждены много времени проводить в многолюдных местах, в условиях, далёких от комфорта, тут уж каждый пусть заботится о себе. А по-моему, именно тут и проявляется истинная воспитанность. Воспитанность в наши дни — это прежде всего не безупречность манер (хотя и это, конечно, тоже не минус), а внимание к окружающим. Чем плотнее кольцо людей, сжимающее тебя, тем более внимательным и осторожным, терпеливым и предупредительным должен ты быть.

(По З. С. Паперному)

Задания

  1. Сформулируйте одну из проблем исходного текста.
  2. Аргументируйте собственное мнение по проблеме, поднятой в тексте.

Литература:

  1. Мониторинг овладения обучающимися системой УУД в процессе работы с текстом на уроках русского языка / Капорцева С. Г., Лазаренко Н. Г. и др. // Русский язык и литература. Всё для учителя! — 2016. — № 7. — С. 6–12.
  2. А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли Система заданий. — М.: Просвещение, 2010. — 159 с.
  3. Шапиро Н. А. Учимся понимать и строить текст. 5–9 кл. — М.: Первое сентября, 2002. — 159 с.
Основные термины (генерируются автоматически): умение, имя ученика, класс, русский язык, манер, публицистический стиль, текст, действие, мониторинг, работа.

Похожие статьи

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Современные подходы к работе над выразительностью речи на уроках литературного чтения в начальных классах

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Особенности использования средств наглядности при формировании лексических и грамматических навыков говорения у младших школьников

Похожие статьи

Формирование познавательных УУД младших школьников на уроках русского языка посредством этимологического анализа слова

Формирование универсальных учебных действий на уроках в начальной школе у обучающихся с ОВЗ

Современные подходы к работе над выразительностью речи на уроках литературного чтения в начальных классах

Методическое обоснование и практическая наполняемость нестандартных форм работы на уроках русского языка и литературы

Формирование коммуникативной компетентности у педагогов-воспитателей дошкольных образовательных организаций на практических занятиях по курсу «Педагогическая риторика»

Формирование познавательных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира на основе использования кейс-технологий

Использование средств наглядного обучения на уроках русского языка и литературы в условиях новой школы

Педагогические условия формирования личностных универсальных учебных действий у младших школьников на уроках окружающего мира

Развитие навыка анализа текста у младших школьников в процессе преподавания литературного чтения на основе исследовательской деятельности

Особенности использования средств наглядности при формировании лексических и грамматических навыков говорения у младших школьников

Задать вопрос