Методы реализации компетентностного подхода в обучении | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 15.10.2015

Статья просмотрена: 2596 раз

Библиографическое описание:

Яхьяева, М. У. Методы реализации компетентностного подхода в обучении / М. У. Яхьяева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. 53-55. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/342/ (дата обращения: 19.12.2024).

 

Для современного общества усвоение студентом суммы разнообразных знаний представляется недостаточным. Те студенты, которые не смогут генерировать новые идеи, творчески мыслить, не могут рассчитывать на успех в информационном обществе XXI века. Таким образом, в общем объёме профессиональной подготовки студентов необходимо использовать не только интеллектуальные инструменты для решения теоретических задач, но и развивать нестандартное, креативное мышление и творческие способности будущего специалиста.

Проблема компетентностного подхода в образовании является принципиально важной, потому что она концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной системы.

Современное образование является сложнейшей формой общественной практики, его место и роль на данном историческом этапе — исключительны и уникальны. Сегодня образование оказывается самым масштабным и, может быть, единственным социальным институтом, через который осуществляется трансляция и воплощение базовых ценностей и целей развития российского общества. В условиях радикального изменения идеологических воззрений, социальных представлений, идеалов, именно образование позволяет осуществить адаптацию к новым жизненным формам, поддержать процесс воспроизводства социального опыта, закрепить в общественном сознании и практике новые экономические реалии и новые ориентиры развития. [1]

За последние годы существенно изменились требования к выпускникам учреждений высшего образования со стороны работодателей. Усложнение производственного оборудования, технологических процессов обуславливает повышение спроса на уровень квалификации и компетентности конкурентоспособного специалиста. Качествами специалистов, характеризующих их на рынке труда, по мнению работодателей, являются: самостоятельность, профессиональная мобильность и гибкость, умения анализировать ситуации, управлять ресурсами, взаимодействовать и сотрудничать с другими людьми, группами и коллективами, готовность к гражданской ответственности за принятые решения и последствия своей профессиональной деятельности. [2]

  Отмеченное предполагает применение разнообразных методов и технологий обучения с целью формирования необходимых компетенций. В соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника рассмотрим его профессиональную позицию и основания оценки результатов образования, предложим формы организации формирования компетенций и приемлемые технологии обучения.

  Первый уровень квалификации

  Требования к уровню подготовки:

          овладение операционно- исполнительской профессиональной деятельностью относительно простых объектов деятельности. Минимальный объем знаний, обеспечивающий освоение конкретного вида профессиональной деятельности.

          Профессиональная позиция: исполнитель, действующий в рамках ограниченного набора ролей.

          Формы организации формирования компетенций: лекция-презентация, экскурсии на предприятия.

          Методы и технологии обучения: интерактивная работа с текстом, поисковые упражнения.

          Основания оценки результатов образования:

          стандартные задания выполнены на репродуктивном уровне в соответствии с установленными производственными нормами под непосредственным контролем. Проявляет ответственное отношение к исполнению ролей.

Второй уровень квалификации

Требования к уровню подготовки:

          овладение операционно-исполнительской профессиональной деятельностью относительно сложных объектов деятельности. Оптимальный объем специальных знаний.

          Профессиональная позиция: участник регламентируемого производственного процесса.

          Формы организации формирования компетенций: семинарские занятия, лекции-беседы, лекции с элементами проблемных заданий.

          Методы и технологии обучения: эвристический диалог, моделирование технологических процессов.

Основания оценки результатов образования:

          стандартные и нестандартные задания выполнены на эвристическом уровне, в соответствии с установленными нормами в конкретной профессиональной области под общим контролем. Имеет профессиональные намерения. Осознает ответственность за результат профессиональной деятельности и собственное поведение.

Третий уровень квалификации

Требования к уровню подготовки:

          овладение операционно-исполнительской самостоятельной профессиональной деятельностью относительно широкого диапазона изменяющихся объектов деятельности. Расширенный диапазон освоенных знаний.

          Профессиональная позиция: активный и социально ответственный участник производственного процесса.

          Формы организации формирования компетенций: проблемная лекция, лабораторные и практические занятия.

          Методы и технологии обучения: метод решения проблемных ситуаций, профессионально-ориентированная технология.

Основания оценки результатов образования:

          сложные социально-профессиональные ситуации решены на творческо-эвристическом уровне в соответствии с установленными нормами в различных областях жизнедеятельности под общим контролем. Скорректирована профессиональная карьера. Проявляет инициативу и ответственное отношение к саморазвитию.

Четвертый уровень квалификации

Требования к уровню подготовки:

          овладение организационно-технологической самостоятельной профессиональной деятельностью относительно заданной организации и изменяющейся технологии производственного процесса. Расширенный диапазон знаний из разных образовательных областей.

          Профессиональная позиция: организатор производственного процесса с административными функциями и широким набором ролей, включенных в многообразную систему общественных отношений.

          Формы организации формирования компетенций: групповые дискуссии, бинарные учебные занятия, работа в парах.

          Методы и технологии обучения: деловые игры, решение учебно-ситуационных задач.

Основания оценки результатов образования:

          Стандартные и нестандартные ситуации решены оптимально в контексте технологии производственного процесса. Берет на себя ответственность за формирование оптимальных производственных отношений. Имеет аргументированную собственную позицию, взгляды.

Пятый уровень квалификации

Требования к уровню подготовки:

          Овладение проектно-организационной самостоятельной профессиональной деятельностью относительно вариативной организации и изменяющейся технологии производственного процесса. Расширенный диапазон приобретенных и вновь создаваемых знаний.

          Профессиональная позиция: организатор производственного процесса с функциями менеджера, включенный в многообразную систему общественных отношений.

          Формы организации формирования компетенций: работа в малых группах, самостоятельная работа в ходе учебной и производственной практик.

          Методы и технологии обучения: метод проектов.

Основания оценки результатов образования:

          Представлены альтернативные решения сложных социально- профессиональных ситуаций. Берет на себя ответственность за работу других людей. Дает оценку результатам профессиональной деятельности, несет ответственность за качество экспертизы. Реализует собственную позицию, взгляды в социально-профессиональных отношениях.

При реализации компетентностного подхода в обучении обеспечивается качество подготовки конкурентоспособных специалистов, а критерием образовательных результатов выступает их успешная социальная и профессиональная деятельность.

 

Литература:

 

  1.                Хуторской А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования / А. В. Хуторской // Народное образование. — 2003. — № 2. — С. 55–61.
  2.                Шоштаева Е. Б. Интегральная технология обучения как основа повышения качества образовательного процесса: Автореф. дис. канд. пед. наук / Е. Б. Шоштаева. — Карачаевск: 2003. — 23 с.
Основные термины (генерируются автоматически): основание оценки результатов образования, производственный процесс, Профессиональная позиция, технология обучения, уровень квалификации, Форма организации формирования компетенций, профессиональная деятельность, уровень подготовки, многообразная система, общий контроль.
Задать вопрос