Характерологические особенности личности учителя | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Общие вопросы

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 23.10.2015

Статья просмотрена: 4290 раз

Библиографическое описание:

Шеранова, М. Б. Характерологические особенности личности учителя / М. Б. Шеранова, Н. И. Бойтураева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3 (3). — С. 39-41. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/347/ (дата обращения: 16.11.2024).



Характерологические особенности личности учителя

 

Учительская профессия — особая по своей сущности, значимости и противоречивости. Деятельность педагога по общественным функциям, требованиям к творческим сторонам личности, по сложности психического напряжения близка к деятельности ученого, писателя, артиста. Особенность труда учителя состоит еще и в том, что объектом и продуктом его является самый «уникальный по своей ценности материал» — человек. И не просто человек, не его физическая сущность, а духовность растущего человека, его внутренний мир. Вот почему справедливо считают, что профессия учителя принадлежит к числу наиболее важных в современном мире. В современных условиях нельзя правильно и эффективно решать вопросы обучения и воспитания, не овладев педагогическим мастерством, обширными знаниями по психологии и педагогике, не научившись критически и творчески применять их в работе с детьми. Кроме того, никакое, даже отличное знание принципов и правил обучения, никакие лекции и доклады о работе, о мастерстве учителя не помогут, не принесут пользы, не приведут к успеху, если сам учитель не будет к этому стремиться, если он не будет гореть постоянным и страстным желанием стать лучше, стать грамотнее, квалифицированнее, стать необыкновенным в глазах детей. Надо, чтобы учитель всегда проявлял душевное беспокойство за свое дело, за учащихся, чтобы оно стало нормой и основой воспитательной деятельности. Иначе говоря, ни грамма равнодушия и безразличия к объекту обучения и воспитания, ни минуты в труде без осознания того, что ты учитель, ты обязан, это твое святое дело вести детей к совершенству. Только в таком случае можно добиться влияния на детей, обрести педагогическое мастерство.

От личных характерологических особенностей учителя во многом зависят и процесс, и успех воспитания. Учителя по призванию прежде всего отличает педагогическая целенаправленность — такая черта характера, которая не позволяет ему отвлечься от главной цели своего труда — управлять формированием личности школьника. Управлять — значит планировать, проектировать. Следовательно, настоящий учитель как бы наперед видит своего воспитанника, подходит к нему с оптимистической гипотезой. Целенаправленность требует последовательности и систематичности в педагогическом деле, способности остро, точно и критически оценивать результаты своего труда. Настойчиво следуя по пути осуществления своих учебно-воспитательных целей, учитель должен верить в возможность творческого развития детей. И если бы педагог не обладал оптимизмом, его труд был бы бессмысленным, потерял бы всякое значение; он неизбежно столкнулся бы с вопросом: ради чего планировать свою деятельность, ради чего заглядывать вперед, проектировать личность учащегося? Один из лучших педагогов рекомендовал искать в человеке не худшие стороны, а лучшие, с них начинать воспитание.

Чтобы быть оптимистом, надо быть одновременно и гуманистом. Если попытаться простым перечислением некоторых признаков дать представление о гуманизме, то получится следующее: поощрение всего доброго, что проявляется в человеке; любовь к детям; отсутствие оскорблений и унижений; недопустимость унижающей критики, сарказма, иронии, грубых оценочных суждений и т. д. Показателем этого ценнейшего качества учительской личности является претворение в практику своей деятельности принципа, сформулированного А. С. Макаренко: «Как можно больше требования к человеку и как можно больше уважения к нему»[3].

Очень важной, с точки зрения проявления в педагогической практике, является такая черта характера учителя, как уравновешенность, играющая исключительную роль в формировании как правильных взаимоотношений с учащимися, так и стиля руководства ученическим коллективом. Учитель должен быть сдержанным в ситуациях; проявлять терпеливость, уравновешенность, собранность; быть выдержанным и спокойным в изменяющихся условиях деятельности, отличаться ровностью в динамике чувств. Учитель должен быть всегда объективным в своей деятельности.

Следующее, очень важное качество личности учителя — требовательность. Требовательность происходит из сознания долга и ответственности. В меру разумная к самому себе, как и к другому человеку (учащемуся), она формирует нравственные начала, нормы правильного социалистического общежития, подчинение личных интересов общественным.

Требовательность педагога к себе означает следование требованиям морали, добросовестное исполнение своих профессиональных обязанностей по отношению к детям, к обществу. При этом надо отдавать себе ясный отчет в том, что требовательность — явление не абстрактное, а конкретное. А это значит, что предъявление требований к учащемуся должно опосредоваться учетом его индивидуальных особенностей, типа высшей нервной деятельности, психического состояния в данный момент. Педагогическая требовательность не должна подавлять и угнетать личность воспитуемого. Напротив, ее цель — вызвать и укрепить доверие к действиям педагога, а значит, вести к раскованности в отношениях, формированию свободы поведения и деятельности.

Отношение учащихся к учению во многом определяется авторитетом воспитателя. Смысл понятия «авторитет» раскрывается так: общепризнанное значение, влияние, сила воспитательного воздействия учителя на учащегося.

Глубокие и широкие специальные знания, владение детской и педагогической психологией, профессиональными умениями, высокая общая культура — вот те слагаемые, которые обеспечивают непререкаемый авторитет нашего современного учителя.

Профессиограмма — это идеальная модель будущего учителя, содержащая необходимые единицы измерения, в соответствии с которыми должны производиться профотбор в педагогические учебные заведения, определяться содержание обучения в них, воспитание и самовоспитание. Профессиограмма, таким образом, должна дать ясное представление о том, какими качествами должен обладать исходный и конечный «продукт» педагогических учебных заведений. Ясное понимание этой модели необходимо как преподавателю, так и студенту вуза. Преподавателю она помогает проектировать учебный процесс и целенаправленно формировать совокупность профессионально необходимых качеств у будущего учителя. Студенту же профессиограмма дает ясное представление об учителе как мастере, об учителе как идеале, к которому он сам должен стремиться в процессе самовоспитания.

Разные ученые нашей страны сходятся во мнении, что профессиограмма должна давать представление о психологических, физиологических и профессиональных требованиях к специалисту.

Значение профессиограммы не вызывает сомнений. Она как бы замещает для преподавателя и студента такой объект, как их представление о выпускнике пединститута. Вместе с тем она позволяет конкретизировать задачи педагогических учебных заведений, разрабатывать вопросы диагностики профпригодности и методики профессионального отбора молодежи в вуз.

На основе целого комплекса исследовательских методик (анкетирование, карта-схема, состоящая из опросных листов, и т. д.) В. А. Сластенин предлагает профессиограмму, состоящую из четырех разделов [6].

1.    Свойства и характеристики личности учителя. Сюда входят: а) социальная направленность. Учитель — это прежде всего гражданин, носитель и пропагандист научного материалистического миропонимания; б) профессионально-педагогическая направленность. Учитель — это человек, не мыслящий своей деятельности без стремления познать детей, понять и научить их, человек, по призванию воспитывающий детей; в) познавательная направленность. Учитель — это человек, для которого образование и самообразование, постоянное повышение своей квалификации — непреходящие потребности.

2.    Требования к психолого-педагогической подготовке учителя. К ним относятся: а) знания; б) умения и т. д.

3.    Объем и состав специальной подготовки.

Этот раздел профессиограммы определяет тот объем общенаучной подготовки будущего учителя, который потом даст ему возможность работать на уровне мастера, а также тех четких, ясных знаний, умений и представлений, которые складываются у выпускника на основе специальной подготовки.

4.    Содержание методической подготовки по специальности.

Структура этого раздела профессиограммы тоже состоит из общеметодических требований к учителю вообще и специально-методических требований к учителю конкретной специальности. Помочь выпускнику осознать эти требования — задача специальных кафедр.

Видимо, нет такого учителя, работающего по призванию, который бы не испытывал потребности в ясном представлении модели настоящего учителя, не мечтал достичь того высокого уровня в учебно-воспитательном процессе, который называется педагогическим мастерством.

 

Литература:

 

  1.      Ковалев А. Г. «Психология личности». — М.: просвещение, 1970. — с 60.
  2.      Кондаков Н. И. «Логический словарь-справочник». М.: Наука, 1975. — с 158.
  3.      Макаренко А. С. «Проблемы школьного воспитания», Педагогические сочинения.: — В 8 т.— Т. 4.— 1985, С. 150.
  4.      Насырова З. М. «Методика проведения занятий по социальной педагогике», методические указания. — Ташкент, -2011.
  5.      Под ред. А. В. Петровского. «Общая психология» — М.: Просвещение, 1976. — с 113.
  6.      Сластенин В. А. «Формирование личности учителя советской школы в процессе профессиональной подготовки».— М.: Просвещение, 1976.— С. 28.
  7.      www.pedagog.uz

 

Основные термины (генерируются автоматически): учитель, будущий учитель, педагогическое мастерство, деятельность, ребенок, специальная подготовка, требование, учащийся, ясное представление.
Задать вопрос