ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков
Автор: Бойков Александр Евгеньевич
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 189 раз
Библиографическое описание:
Бойков, А. Е. ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков / А. Е. Бойков. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 22-24. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/361/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Ключевые слова: основы безопасности жизнедеятельности, методика обучения, профилактика информационной зависимости.
Сегодня в нашей стране существенная роль в формировании и укреплении здоровья подрастающего поколения отводится системе образования, в результате чего формирование здоровой личности учащегося становится не менее важным целевым компонентом образовательного процесса, чем получение знаний [2].
В свете этих тенденций особую значимость в формировании и укреплении здоровья учащихся в образовательных учреждениях приобретает процесс профилактики различных видов зависимого поведения школьников путем интеграции профилактики в учебный процесс, в результате чего профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения детей и подростков [1].
Подтверждение этому можно найти в принципах государственной политики в области образования, которые определены в федеральном законе № 273 «Об образовании» от 29.12.2012. Основными из них являются:гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, адаптации личности к жизни в обществе, обеспечение самоопределения личности, создание условий для ее самореализации, формирование духовно-нравственной личности [8].
Данные принципы позволяют рассматривать профилактику информационной зависимости школьников как одно из средств реализации целей государственной политики в области образования. Вопросы связи образования и профилактики зависимостей школьников освещены в ряде законов и нормативно-правовых актов, рассмотрим их.
Федеральным законом от 24 июня 1999 г. № 120 «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» к основным учреждениям системы профилактики отнесены образовательные учреждения, которые должны выявлять учащихся, находящихся в социально опасном положении (в том числе склонных к формированию различных зависимостей), и проводить профилактическую работу с ними [9].
В Концепции профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде от 5 сентября 2011 г. система образования выступает какнаиболее важный участник процесса профилактики зависимостей подрастающего поколения в России [1]. Это объясняется тем, что школьное образование обладает профессиональными и организационными ресурсами, которые могут обеспечить комплексное, системное воздействие на детей и подростков посредством формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
В качестве основного условия организации педагогической (первичной) профилактики выделяется интеграция профилактики в учебно-воспитательный процесс. Таким образом, педагогическая профилактика рассматривается как часть единого процесса воспитания и обучения подрастающего поколения, а ее задачи соответствуют общим задачам учебно-воспитательного процесса.
В Стратегии развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» приоритетным направлением объявлено создание в петербургской Школе условий, «способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся (воспитанников) и педагогов, формированию здорового образа жизни» [6, с. 39]. Для реализации этой цели планируется создать и внедрить во всех образовательных учреждениях профилактические программы, направленные на повышение уровня культуры здоровья как компонента общей культуры учащихся и формирование на ее основе готовности к сохранению и укреплению своего здоровья и здоровья других людей.
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО) 2-го поколения с точки зрения развития универсальных учебных действий предъявляет следующие требования к учебному содержанию основной образовательной программы общего образования (ООП ОО): необходимость развития обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий на уровне общего пользования, включая владение информационно-коммуникационными технологиями, поиском, построением и передачей информации, основами информационной безопасности, умением безопасного использования средств информационно-коммуникационных технологий и сети Интернет [7].
Также в ФГОС 2-го поколения установлены личностные характеристикивыпускника, которые неразрывно связаны с задачами и основными ожидаемыми результатами профилактики информационной зависимости:
саморазвитие и личностное самоопределение;
сформированность системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностных установок, отражающих личностные позиции, социальные компетенции;
осознанное выполнение правил здорового образа жизни;
соизмерение своих поступков с нравственными ценностями;
формирование нравственных чувств и нравственного поведения;
развитие морального сознания, владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений.
Учитывая современные тенденции развития образования, связанные с увеличением внимания со стороны государства к профилактике зависимостей в рамках образовательного процесса в школе и возрастающей проблеме информационной зависимости подрастающего поколения, можно сделать вывод о том, что профилактику информационной зависимости учащихся следует рассматривать как неотъемлемую составляющую образовательного процесса, без которой невозможна полная реализация целей и задач современного общего образования.
ФГОС ООО 2-го поколения придает огромное значение изучению предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности». В сфере основ безопасности жизнедеятельности достижение предметных результатов обучения должно обеспечить: формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни; формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий угрозу всех форм зависимого поведенияи нанесение иного вреда здоровью [7].
Следовательно, исключение угрозы формирования и развития информационной зависимости учащихся является результатом обучения по курсу ОБЖ.
Анализ учебно-методических курсов ОБЖ [4, 5], составленных на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и основного общего образования, утвержденных Минобрнауки, показал, что основными целями курса ОБЖ (5 класс) в контексте здорового образа жизни и профилактики зависимостей являются:
понимание каждым учащимся важности сбережения и защиты личного здоровья как индивидуальной и общественной ценности;
отрицательное отношение учащихся к приему психоактивных веществ, в том числе алкоголя, табакокурению;
готовность и способность учащихся к нравственному самосовершенствованию;
формирование индивидуальной системы здорового образа жизни [4,5].
Также школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» имеет свои специфические особенности, которые наилучшим образом способствуют успешному проведению профилактики информационной зависимости школьников, перечислим их:
предназначен для воспитания «личности безопасного типа»;
в большой степени является профилактическим (включает в себя профилактику вредных привычек и зависимостей);
в нем изучаются темы, содержание которых соотносится с содержанием педагогической профилактики информационной зависимости школьников (здоровый образ жизни, правила безопасной работы за компьютером, безопасная среда обитания человека и др.);
в процессе обучения в рамках этого курса у учащихся происходит формирование качеств, необходимых для противостояния агрессивным факторам окружающей среды, в том числе информационным.
Таким образом, учитывая то, что ожидаемый результат любого процесса подразумевает определенные действия, направленные на его достижение, а возможность возникновения зависимости обусловлена наличием факторов риска ее формирования, на снижение которых направлена профилактическая работа, можно сделать вывод о том, что профилактику информационной зависимости целесообразно реализовать в рамках учебного процесса школьного курса ОБЖ.
Опираясь на ряд нормативно-правовых документов, федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования 2-го поколения, анализ образовательных программ по курсу ОБЖ, мы имеем основания утверждать, что профилактика информационной зависимости является составляющей образовательного процесса, а курс «Основы безопасности жизнедеятельности» является тем школьным курсом, в рамках которого возможно наиболее эффективно осуществить работу по профилактике информационной зависимости учащихся.
Литература:
- Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде от 5 сентября 2011 г. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.netzavisimosti.ru/narcomania/koncept-2-2010.
- Кучма, В.Р. Охрана здоровья детей и подростков в национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы / В.Р. Кучма // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. - 2013. - №1(3). - С. 4-9.
- Постановление Правительства Российской Федерации «О федеральной целевой программе "Дети России" на 2007–2010 годы»: от 21 марта 2007 г. № 172 (ред. от 12.02.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2007. - №14(2 апр.). - Ст. 1688.
- Рабочая программа. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-9 классы: учеб.-метод. пособие / авт.-сост.: В.Н. Латчук, С.К. Миронов, С.Н. Вангородский и др. - 2-е изд., стереотип. - М.: Дрофа, 2013. - 106,[6] с.
- Смирнов, А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией А.Т. Смирнова. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 47 с.
- Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011-2020 гг. «Петербургская школа 2020» [Электронный ресурс].- СПб.: Совет по образовательной политике Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 2010. - Режим доступа: k-obr.spb.ru›downloads/435/1.pdf.
- Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования: [утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1897 от 17 декабря 2010 г.]. - М., 2010. - 67 с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» № 273 от 29.12.2012. – М.: Проспект, 2013. – 160 с.
- Федеральный закон «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» № 120-ФЗ от 24 июня 1999 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26 (28 июня). - Ст. 3177.
Ключевые слова
методика обучения, основы безопасности жизнедеятельности, профилактика информационной зависимостиПохожие статьи
Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности при изучении курса безопасности жизнедеятельности
В статье анализируются педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности и выявляются важные аспекты — рекомендации для организации уроков по курсу.
Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе
Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...
Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении
В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...
Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе
Целью работы является обоснование важности планирования и контроля в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса. Методами исследования являются изучение научной литературы по заданной проблеме, а также анализ практического отечественно...
Использование информационных технологий при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе
В статье поднимается вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности...
Использование учебных материалов по информационной безопасности на уроках основы безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается необходимость формирования у школьников понятия информационной безопасности. Особое внимание уделяется условиям применения учебных материалов, и методике использования сведений по информационной безопасности на уроках безопас...
Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся
В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...
Похожие статьи
Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
Педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности при изучении курса безопасности жизнедеятельности
В статье анализируются педагогические условия формирования естественнонаучной грамотности и выявляются важные аспекты — рекомендации для организации уроков по курсу.
Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе
Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...
Профессиональная готовность студентов педагогического колледжа к организации профилактической деятельности среди подростков в образовательном учреждении
В статье авторы рассматривают проблему профессиональной подготовки студентов педагогического колледжа к организации профилактической работы в условиях современной школы. Выделены и охарактеризованы особенности организации профилактической работы с де...
Планирование и контроль как главные инструменты обеспечения эффективности учебно-воспитательной работы в школе
Целью работы является обоснование важности планирования и контроля в обеспечении эффективности учебно-воспитательного процесса. Методами исследования являются изучение научной литературы по заданной проблеме, а также анализ практического отечественно...
Использование информационных технологий при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе
В статье поднимается вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности...
Использование учебных материалов по информационной безопасности на уроках основы безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается необходимость формирования у школьников понятия информационной безопасности. Особое внимание уделяется условиям применения учебных материалов, и методике использования сведений по информационной безопасности на уроках безопас...
Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся
В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...