Психологическое сопровождение руководителей нештатных формирований гражданской обороны в процессе подготовки | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 84 раза

Библиографическое описание:

Кутузова, Н. В. Психологическое сопровождение руководителей нештатных формирований гражданской обороны в процессе подготовки / Н. В. Кутузова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 103-105. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/368/ (дата обращения: 16.11.2024).



 

Защита населения была и остается одной из самых важных задач на протяжении всей истории человечества. Гражданская оборона занимает особое место в вооруженном противоборстве, преследуя цель защиты мирного населения и оказание ему помощи при возникновении военных конфликтов, а также защиту от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера. [1]

Тема гражданской обороны была очень популярна во времена Советского Союза, но в связи с наступлением мирного периода, актуальность данной темы стала пропадать, а впоследствии угасла совсем. Пропали таблички с адресами укрытий, говорить и обучать население действиям при наступлении особого периода перестали, а малейшие попытки информирования вызывают у населения панику. В современных условиях гражданская оборона является одним из важных элементов безопасности России, одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.

На курсах учебно-методического центра по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности подготавливаются руководители нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, которых в процессе подготовки необходимо настроить на готовность к ликвидации ЧС, как тяжелому, не очень приятному занятию, где есть разрушения, смерть, кровь, потери. Поэтому основной акцент ставится на целенаправленный процесс специальной психологической подготовки руководителей формирований (путем лекций, учений, тренировок, сборов).

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне – формирования, создаваемые организациями из числа своих работников в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В условиях опасностей, возникающих при ведении военных конфликтов гражданская оборона и Вооруженные силы имеют фактически одну общую цель – совместное обеспечение тыла страны, но в отличие от Вооруженных сил, гражданская оборона работает на снижение людских и материальных потерь.

Силы гражданской обороны составляют спасательные воинские формирования федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на решение задач в области гражданской обороны, подразделения Государственной противопожарной службы, аварийно-спасательные формирования и спасательные службы, нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне, а также создаваемые на военное время в целях решения задач в области гражданской обороны специальные формирования [1].

Гражданская оборона – это составная часть обороноспособности страны. В настоящее время цели и задачи гражданской обороны определяются системой официально принятых взглядов на ведение гражданской обороны с учетом внешней и внутренней политики, проводимой государством для сохранения национальной безопасности. Совершенствование системы гражданской обороны в нашей стране неразрывно связано с проведением реформы Вооруженных Сил, в соответствии с изменяющимися военно-стратегическими и социально-экономическими условиями.

К силам гражданской обороны относятся и Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования, аварийно-спасательные службы и аварийно-спасательные формирования, а также нештатные аварийно-спасательные формирования и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне (НФГО). Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска и воинские формирования выполняют задачи в области гражданской обороны в соответствии с законодательством Российской Федерации. Нештатные аварийно-спасательные формирования и нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны в соответствии с планами гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории. Все вышеуказанные формирования проходят специальный психологический отбор, а в дальнейшем и психологическое сопровождение, кроме нештатных аварийно-спасательных формирований и нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне.

Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны.

Нештатные формирования по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне привлекаются для решения задач в области гражданской обороны и защиты населения по решению должностного лица, осуществляющего руководство гражданской обороной на соответствующей территории в целях участия в обеспечении выполнения мероприятий по гражданской обороне и проведения не связанных с угрозой жизни и здоровью людей неотложных работ при ликвидации чрезвычайных ситуаций [2]. Подготовка и обучение личного состава НФГО осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 02.11.2000г. № 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» и от 04.09.2003г. № 547 «О подготовке населения в области защиты населения от чрезвычайной ситуации природного и техногенного характера», и другими нормативными и методическими документами организаций, создающих НФГО. Организациями создаются 19 звеньев и постов нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне. Организационно-штатная структура и назначение на должность в формированиях оформляется приказом руководителя по организации.

На основании Устава СПб ГКОУ ДПО специалистов «Учебно-методического центра по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и пожарной безопасности» в ходе подготовки руководителей формирований достигаются цели:

- повышение профессиональных знаний в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности, совершенствование их деловых качеств, подготовка их к выполнению новых трудовых функций;

- практическое освоение навыков по ликвидации последствий аварий, катастроф, экологических и стихийных бедствий, созданию и обеспечению готовности сил и средств для этих целей.

В процессе подготовки на курсах гражданской обороны основной целью психологического сопровождения – является создание психологических условий для успешной подготовки и психологического развития руководителей формирований. По Э.Ф. Зееру «психологическое сопровождение» - целостный процесс изучения, формирования, развития профессионального роста личности. Достижением данного сопровождения является помощь слушателю полноценно реализовать свои способности, знания, умения, навыки для успешности в дальнейшей профессиональной деятельности. Направлено психологическое сопровождение на повышение адаптационного потенциала и эффективности процесса подготовки в целом.

Важно, чтобы задачи, которые ставятся перед слушателями в ходе процесса подготовки, были не только понятны, но и внутренне приняты ими, чтобы приобрели значимость и нашли отклик.

В процессе подготовки должен применяться метод убеждения нужности. Важно заинтересовать слушателей, убедить их в своей значимости как руководителя формирования. В ходе всего процесса обучения слушатели обучаются различным психологическим приемам, которым они должны обучить свой личный состав.

Для планирования действий педагога в начале подготовки проводится входной контроль для выявления уровня знаний слушателей.

Основными формами реализации психологического сопровождения являются:

- самостоятельная работа;

- консультации;

- семинары.

Важным моментом подготовки руководителей формирований является просмотр видеофильмов по гражданской обороне. В ходе просмотра анализируются действия каждого формирования, разрабатывается план действий и основные мероприятия. Отдельно в программе подготовки формирований стоит тема «Психологическая подготовка личного состава нештатных формирований гражданской обороны». В процессе изучения данной темы слушателям предлагаются различные психологические приемы для формирования эффективной организации деятельности личного состава.

Обучение личного состава нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне составляет основу его подготовки в целях поддержания готовности, входящих в состав сил ГО, в межаттестационный период к выполнению задач по предназначению, а также получения личным составом знаний и умений по соблюдению мер безопасности. Обучение организуется на основе Примерной программы, включающей организацию и методику обучения НАСФ, тематику и расчет часов базовой и специальной подготовки, содержание тем занятий и рекомендуемое распределение тем специальной подготовки, а также требования к уровню знаний, умений и навыков личного состава, прошедших обучение. Подготовку личного состава формирования проводит руководитель формирования.

Результатом подготовки слушателей на курсах являются выступления на семинаре и успешная сдача зачета. К сожалению, не все руководители формирований понимают важность задач и меру своей ответственности по обучению своего личного состава, по защите населения, как отдельных регионов, так и любого коллектива, каждого человека. Психологическое сопровождение в процессе подготовки нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне направлено на решение данных проблем.

 

Литература:

  1. Федеральный закон от 12.02.1998г. №28-ФЗ (ред. от 28.12.2013г. № 404-ФЗ, от 29.06.2015г. № 171-ФЗ).
  2. Приказ МЧС России от 18.12.2014г. № 701 «Об утверждении Типового порядка создания нештатных формирований по обеспечению выполнения мероприятий по гражданской обороне».

[1] Федеральный закон от 12.02.1998г. №28-ФЗ (ред. от 28.12.2013г. № 404-ФЗ, от 29.06.2015г. № 171-ФЗ)

Основные термины (генерируются автоматически): гражданская оборона, обеспечение выполнения мероприятий, формирование, защита населения, личной состав, Российская Федерация, психологическое сопровождение, процесс подготовки, пожарная безопасность, техногенный характер.

Похожие статьи

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте

Методические подходы к медицинской подготовке учителя безопасности жизнедеятельности

Формирование волевых качеств у студентов, обучающихся на военных кафедрах вузов в ходе физической подготовки

Применение современных стрелковых тренажеров при проведении занятий по огневой подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России

Система логопедической работы по преодолению задержки речевого развития

Методические рекомендации к планированию уроков по развитию общеучебной компетенции

Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе про-фессионального становления

Формирование профессиональных качеств курсантов вузов ФСИН России в процессе их физической подготовки к действиям в экстремальных условиях

Влияние современных методик развития физических качеств на физическую подготовку военнослужащих войск национальной гвардии РФ

Диагностическое сопровождение в деятельности классного руководителя, направленное на раннее выявление социальных проблем у детей и подростков

Похожие статьи

Психолого-педагогические рекомендации для воспитателей ДОО по формированию навыков самообслуживания в дошкольном возрасте

Методические подходы к медицинской подготовке учителя безопасности жизнедеятельности

Формирование волевых качеств у студентов, обучающихся на военных кафедрах вузов в ходе физической подготовки

Применение современных стрелковых тренажеров при проведении занятий по огневой подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России

Система логопедической работы по преодолению задержки речевого развития

Методические рекомендации к планированию уроков по развитию общеучебной компетенции

Социальное сопровождение выпускников интернатных учреждений на этапе про-фессионального становления

Формирование профессиональных качеств курсантов вузов ФСИН России в процессе их физической подготовки к действиям в экстремальных условиях

Влияние современных методик развития физических качеств на физическую подготовку военнослужащих войск национальной гвардии РФ

Диагностическое сопровождение в деятельности классного руководителя, направленное на раннее выявление социальных проблем у детей и подростков

Задать вопрос