Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!». Направление: безопасность жизнедеятельности
Авторы: Голованова Лариса Викторовна, Кунделева Оксана Евгеньевна, Романова Лариса Викторовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 1222 раза
Библиографическое описание:
Голованова, Л. В. Программа внеурочной деятельности «Будь здоров!». Направление: безопасность жизнедеятельности / Л. В. Голованова, О. Е. Кунделева, Л. В. Романова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 38-42. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/372/ (дата обращения: 16.11.2024).
Одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптироваться в окружающем нас мире и выжить. Но в наше время появилась возможность нового вида деятельности, позволяющего на практике отработать то, о чём мы говорим и учим детей на уроке – внеурочная деятельность.Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения.Разные формы организации данной деятельности помогут сформировать и закрепить необходимые навыки в области ЗОЖ.В связи с этим была разработана программа внеурочной деятельности в области безопасности жизнедеятельности. Целью данной программы является формирование осознанной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни, осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем. Внеурочная деятельность призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств.
Ключевые слова: внеурочная деятельность, ФГОС, безопасность жизнедеятельности, программа внеурочной деятельности.
Необъятную сферу наук я себе представляю, как широкое поле, одни части которого темны, а другие освещены. Наши труды имеют своей целью или расширить границы освещенных мест, или приумножить на поле источники света. Одно свойственно творческому гению, другое — проницательному уму, вносящему улучшения.
Дидро Д.
Есть одна качественная особенность современной цивилизации: у нас нет тех тысячелетий, которые понадобились нашим предкам для изменения способа своего существования и самих себя. Если наши предки жили в практически не изменяющемся (за время жизни одного поколения) мире, то сегодня ситуация другая. Поэтому одной из важнейших проблем человечества является восприятие и отработка лавинообразного потока информации в любой отрасли его жизнедеятельности, умение адаптировать её и самих себя в окружающем нас мире и главное - умение выжить в данном мире. Наш мир полон опасностей, неприятностей. Они подстерегают нас везде: в быту, на отдыхе. Но, человечество накопило богатый опыт выхода из опасных ситуаций. Если мы усвоили его, то, попав в любую неприятную ситуацию, угрожающей нашей жизни, сумели бы подавить в себе страх, и стали бы действовать в соответствии с выработанным алгоритмом действий. Познание предметов и явлений мира требуют аналитического изучения их частей во всех их признаках и свойствах. Всё это прописано в программах разных предметов. Это и курс окружающего мира и ОБЖ …
Но в наше время появилась прекрасная возможность нового вида деятельности, позволяющего на практике отработать всё то, о чём мы говорим и учим детей на уроке. А именно – внеурочная деятельность. Внеурочная деятельность школьников – это совокупность всех видов деятельности школьников, в которой в соответствии с основной образовательной программой образовательного учреждения решаются задачи воспитания и социализации, развития интересов, формирования универсальных учебных действий. Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе и позволяет реализовать требования федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) начального общего образования в полной мере.
Целью внеурочной деятельности является содействие в обеспечении достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования (личностных, метапредметных, предметных) обучающимися 1-4-х классов. Часы, отводимые на внеурочную деятельность, используются на реализацию различных форм ее организации, отличных от урочной системы обучения. Занятия проводятся в форме экскурсий, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, викторин, праздничных мероприятий, классных часов, школьных научных обществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований. Разные формы организации данной деятельности и помогут сформировать и закрепить необходимые навыки в области безопасности жизнедеятельности.
Принимая в расчёт динамику состояния здоровья обучающихся в школе, принято решение по проектированию комплексной программы внеурочной деятельности «Будь здоров» для обучающихся 1-4 классов, реализация которой будет способствовать сохранению и укреплению здоровья обучающихся начальной школы. В связи с этим была разработана программа внеурочной деятельности в области безопасности жизнедеятельности. Целью данной программы является формирование осознанной мотивации на здоровый и безопасный образ жизни, а также осознание безопасности, как меры защиты организма от внутренних и внешних опасностей, как одного из факторов существования живых систем.
Нормативно-правовой и документальной базой программы внеурочной деятельности по формированию культуры здоровья обучающихся на ступени начального общего образования являются:
Закон Российской Федерации «Об образовании»;
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;
СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Гигиенические требования к режиму учебно-воспитательного процесса»;
Федеральный закон от 20.03.1999 №52-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»,
Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 №224 «О проведении эксперимента по совершенствованию структуры и содержания общего образования» в части сохранения и укрепления здоровья школьников.
О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);
Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.);
Внеурочная деятельность по ОБЖ призвана способствовать самосовершенствованию, формированию ЗОЖ, развитию физических, нравственных, интеллектуальных качеств. Самым интересным и необходимым считаю выделить формы организации занятий: экскурсии в пожарную часть, организацию праздников и соревнований с участием работников ГИБДД, медицинского персонала, экскурсии на хлебозавод, в продовольственные магазины, завод «Кока-Кола», проведение исследований и опытов о вреде некоторых продуктов, создание проектов. Программа состоит из 4 блоков. Каждому блоку нашей программы отводится 1 год.
1блок «Знания, которые мне необходимы для безопасности» (1 класс)
2 блок «Здоровье – это моё богатство» (2 класс)
3 блок «Разговор о правильном питании» (3 класс)
4 блок «Здоровый образ жизни – это мой девиз» (4 класс)
Мы бы хотели описать самый необычный блок - «Разговор о правильном питании».
Цель блока: воспитание у детей культуры питания, осознания ими здоровья как главной человеческой ценности.
Реализации блока предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
- формирование и развитие представления школьников о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
- освоение детьми практических навыков рационального питания;
- формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
- информирование школьников о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
- развитие творческих способностей и кругозора детей, их интересов и познавательной деятельности;
- развитие коммуникативных навыков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
Общая характеристика блока.
Блок программы составлена на основе программы «Разговор о правильном питании», разработанной сотрудниками Института возрастной физиологии Российской академии образования по инициативе компании «Нестле Россия», руководитель авторского коллектива — директор Института, академик Российской академии образования Марьяна Михайловна Безруких.Содержание программы базируется на российских кулинарных традициях и имеет строго научное обоснование. Консультационную поддержку программе оказывает Институт питания РАМН.
Блок программы «Разговор о правильном питании» построена в соответствии с принципами:
- научная обоснованность и практическая целесообразность;
- возрастная адекватность;
- необходимость и достаточность информации;
- модульность программы;
- практическая целесообразность
- динамическое развитие и системность;
- вовлеченность семьи и реализацию программы;
- культурологическая сообразность – в содержании программы отражены исторически сложившиеся традиции питания, являющиеся частью культуры народов России и других стран.
В отличие от многих других обучающих программ данный блок, «Разговор о правильном питании» носит комплексный характер и охватывает разные аспекты питания, в том числе и связанные с российской историей и культурой. Содержание и структура блока обеспечивает возможность организации системного обучения школьников, с учетом их возрастных особенностей.
В ходе реализации данного блока дети узнают о важности соблюдения режима питания, об основных питательных веществах, входящих в состав пищи, полезных продуктах и блюдах, основах составления рациона питания, правилах гигиены, учатся сервировать стол и соблюдать правила этикета, а также традициях и кулинарных обычаях, как своей страны, так и других стран.
Блок состоит из трех модулей.
1 модуль: «Разговор о правильном питании»
2 модуль: «Две недели в лагере здоровья»
3 модуль: «Формула правильного питания»
Тематика блока охватывает различные аспекты рационального питания:
1 модуль "Разговор о правильном питании"
разнообразие питания:
- "Самые полезные продукты",
- "Что надо есть, если хочешь стать сильнее",
- "Где найти витамины весной",
- "Овощи, ягоды и фрукты - самые витаминные продукты",
- "Каждому овощу свое время";
гигиена питания: "Как правильно есть"; режим питания: "Удивительные превращения пирожка"; рацион питания:
- "Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной",
- "Плох обед, если хлеба нет",
- "Полдник. Время есть булочки",
- "Пора ужинать",
- "Если хочется пить";
культура питания:
- "На вкус и цвет товарищей нет",
- "День рождения Зелибобы".
2 модуль "Две недели в лагере здоровья"
разнообразие питания:
- "Из чего состоит наша пища",
- "Что нужно есть в разное время года",
- "Как правильно питаться, если занимаешься спортом";
гигиена питания и приготовление пищи:
- "Где и как готовят пищу",
- "Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен";
этикет:
- "Как правильно накрыть стол",
- "Как правильно вести себя за столом";
рацион питания:
- "Молоко и молочные продукты",
- "Блюда из зерна",
- "Какую пищу можно найти в лесу",
- "Что и как приготовить из рыбы",
- "Дары моря";
традиции и культура питания: "Кулинарное путешествие по России".
3 модуль "Формула правильного питания"
рациональное питание как часть здорового образа жизни:
- "Здоровье - это здорово";
- "Продукты разные нужны, продукты разные важны",
режим питания: "Режим питания",
адекватность питания: "Энергия пищи",
гигиена питания и приготовление пищи:
- "Где и как мы едим",
- "Ты готовишь себе и друзьям";
потребительская культура: "Ты - покупатель"; традиции и культура питания:
- "Кухни разных народов",
- "Кулинарное путешествие",
- "Как питались на Руси и в России",
- "Необычное кулинарное путешествие".
Для каждого модуля подготовлен учебно-методический комплект, включающий яркие красочные тетради для учащихся, методические пособия для педагогов и плакаты.
Выполняя разнообразные практические задания, ребята не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на практике.
В ходе реализации данного блока используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающий непосредственное участие детей в работе по блоку программы, стимулирующий их интерес к изучаемому материалу, дающий возможность проявить свои творческие способности.
Основные методы обучения:
- фронтальный метод;
- групповой метод;
- практический метод;
- познавательная игра;
- ситуационный метод;
- игровой метод;
- соревновательный метод;
- активные методы обучения.
Формы обучения:
Ведущими формами деятельности предполагаются:
- чтение и обсуждение;
- экскурсии на пищеблок школьной столовой, в продовольственный магазин, хлебопекарные предприятия;
- встречи с интересными людьми;
- практические занятия;
- творческие домашние задания;
- праздники хлеба, рыбных блюд и т.д.;
- конкурсы (рисунков, рассказов, рецептов);
- ярмарки полезных продуктов;
- сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра;
- мини – проекты;
- совместная работа с родителями.
Описание ценностных ориентиров содержания программы
Одним из результатов преподавания блока программы «Разговор о правильном питании» является решение задач воспитания – осмысление и интериоризация (присвоение) младшими школьниками системы ценностей.
Ценность жизни – признание человеческой жизни величайшей ценностью, что реализуется в бережном отношении к другим людям и к природе.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира частью живой и неживой природы. Любовь к природе - это бережное отношение к ней как к среде обитания и выживания человека, а также переживание чувства красоты, гармонии, её совершенства, сохранение и приумножение её богатства.
Ценность человека как разумного существа, стремящегося к добру и самосовершенствованию, важность и необходимость соблюдения здорового образа жизни в единстве его составляющих: физического, психического и социально-нравственного здоровья.
Ценность добра – направленность человека на развитие и сохранение жизни, через сострадание и милосердие как проявление высшей человеческой способности любви.
Ценность истины – это ценность научного познания как части культуры человечества, разума, понимания сущности бытия, мироздания.
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества
Ценность семьи как первой и самой значимой для развития ребёнка социальной и образовательной среды, обеспечивающей преемственность культурных традиций народов России от поколения к поколению и тем самым жизнеспособность российского общества.
Ценность гражданственности – осознание человеком себя как члена общества, народа, представителя страны и государства.
Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения блока программы:
Универсальными компетенциями учащихся на этапе начального общего образования по формированию здорового и безопасного образа жизни являются:
— умения организовывать собственную деятельность, выбирать и использовать средства для достижения её цели;
— умения активно включаться в коллективную деятельность, взаимодействовать со сверстниками в достижении общих целей;
— умения доносить информацию в доступной, эмоционально-яркой форме в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми людьми.
Личностными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе освоенных знаний и имеющегося опыта;
— находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
— использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями;
— общаться и взаимодействовать со сверстниками на принципах взаимоуважения и взаимопомощи, дружбы и толерантности;
— анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и способы их улучшения;
— оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по формированию здорового и безопасного образа жизни являются следующие умения:
— планировать занятия физическими упражнениями в режиме дня, организовывать отдых и досуг с использованием средств физической культуры;
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учётом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— представлять физическую культуру как средство укрепления здоровья, физического развития и физической подготовки человека;
— применять знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического, психологического и социального здоровья;
— организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований;
— применять жизненно важные двигательные навыки и умения различными способами, в различных изменяющихся, вариативных условиях.
Ожидаемый результат освоения программы
- полученные знания позволят детям ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
- дети смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
- дети получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;
- здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
Из выше сказанного вытекает целесообразность организации систематической, продуктивной работы по формированию знаний в области безопасности жизнедеятельности через внеурочную деятельность, так как данный вид деятельности позволяет использовать разные формы организации занятий, что даёт возможность творчески, нестандартно отрабатывать необходимые знания и умения. Результатом данного обучения будет являться вся последующая деятельность ребёнка. Поэтому на учителя ложиться огромная ответственность за данный курс.
Литература:
- Карасева, Т.В. Современные аспекты реализации здоровьесберегающих технологий // Начальная школа – 2005. – № 11. – С. 75–78.
- Ковалько, В.И. Здоровьесберегающие технологии в начальной школе [Текст] : 1-4 классы / В.И. Ковалько. – М.: Вако, 2004. – 124 c.
- Смирнов, Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и Школы. М.: АРКТИ, 2003. – 268 с.
- Степанова, О.А. Оздоровительные технологии в начальной школе. // Начальная школа, №1 - 2003, с.57.
- Программа «Формула правильного питания» М.М.Безруких, Т.А.Филиппова, А.Г.Макеева М.ОЛМА Медиа Групп 2009.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Разговор о правильном питании/ Методическое пособие.- М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009,79с.
- Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г. Две недели в лагере здоровья/ Методическое пособие. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009, 79с
1
Ключевые слова
безопасность жизнедеятельности, внеурочная деятельность, ФГОС, программа внеурочной деятельностиПохожие статьи
Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста
Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...
Экспериментальное исследование применения системы игровых средств развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности
В младшем школьном возрасте происходит формирование личности, и от того, насколько легко школьники будут уметь выстраивать коммуникации с окружающими людьми, зависит их дальнейшая жизнедеятельность. Именно в младшем школьном возрасте закладываются на...
Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)
Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...
Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку
Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...
Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников
На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики
В современной российской школе переход к новой организации учебно-воспитательного процесса на основе образовательных стандартов второго поколения является основным событием. Стандарты общего образования нового поколения и иные нормативные документы у...
Развитие социальной активности подростков в школе
Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...
Использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения в начальных классах
Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования модульной технологии, создающих благоприятные условия для совершенствования содержания о...
Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации
В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...
Похожие статьи
Развитие коммуникативных умений младших школьников посредством игры во внеурочной деятельности
В федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования рекомендовано применение системно-деятельностного подхода, как в урочное время, так и во внеурочной деятельности, что подразумевает развитие личности младших школьн...
Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей дошкольного возраста
Овладение родным языком, развитие речи — является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Речевое развитие по ФГОС ДО — это ...
Экспериментальное исследование применения системы игровых средств развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности
В младшем школьном возрасте происходит формирование личности, и от того, насколько легко школьники будут уметь выстраивать коммуникации с окружающими людьми, зависит их дальнейшая жизнедеятельность. Именно в младшем школьном возрасте закладываются на...
Опыт проектной деятельности в коррекционной логопедической работе (на примере МБДОУ детский сад № 23 г. Хадыженска)
Коммуникативные компетенции дошкольников помещены в основу действующего Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). В связи с этим владение речью, умение вести диалог и воспринимать печатную информацию,...
Организация самостоятельной работы учащихся в процессе обучения иностранному языку
Требованием времени является расширение поля самостоятельной деятельности школьников в образовательной среде. В Федеральных государственных образовательных стандартах нового поколения делается акцент на необходимость внедрения в учебный процесс самос...
Формирование культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников
На основании теоретического исследования проведен анализ по проблеме формирования культуры здоровья и безопасного образа жизни у младших школьников. Деятельность учителя начальных классов реализуется в рамках Федерального государственного образовател...
Духовно-нравственное воспитание на уроках физики
В современной российской школе переход к новой организации учебно-воспитательного процесса на основе образовательных стандартов второго поколения является основным событием. Стандарты общего образования нового поколения и иные нормативные документы у...
Развитие социальной активности подростков в школе
Социальная активность подростков в школе заключается в активизации его жизненной позиции, повышение мотивации к учебной деятельности, включение ребенка в общественно-полезную деятельность, участие учащихся в различных проектах и конкурсах различного ...
Использование модульной технологии на уроках внеклассного чтения в начальных классах
Статья о совершенствовании содержания учебно-воспитательной работы в начальных классах на уровне современных требований. В ней раскрыты особенности использования модульной технологии, создающих благоприятные условия для совершенствования содержания о...
Теория и методология обучения физической культуре в общеобразовательной организации
В статье дается обоснование теории и методологии обучения физической культуре в общеобразовательной организации. Установлено, что теоретические и методологические основы обучения физической культуре позволяют формировать у учащихся компетенции здоров...