Анализ изменений в законодательстве Российской Федерации в области гражданской обороны | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 750 раз

Библиографическое описание:

Воронин, А. Н. Анализ изменений в законодательстве Российской Федерации в области гражданской обороны / А. Н. Воронин, А. Л. Пелехов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 31-34. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/398/ (дата обращения: 17.10.2024).



 

В первой половине 2015 г. в Федеральный закон «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11. 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны были внесены существенные изменения. Они коснулись теории гражданской обороны, полномочий органов власти разного уровня, организации и порядка подготовки различных групп и категорий населения, в том числе обучающихся, в области гражданской обороны. В статье дается анализ только тех изменений, которые имеют непосредственное отношение к преподаванию курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в соответствующих образовательных организациях.

Ключевые слова: правовое регулирование,нормативные правовые акты, гражданская оборона, задачи, подготовка, органы власти, полномочия.

 

В июне 2015 г. в Федеральный закон от 12 февраля 1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне» (Далее – Федеральный закон) в целях приведения отдельных его положений в соответствие с другими нормативными правовыми актами и современными реалиями был внесен целый ряд изменений как формального, так и содержательного характера.

В первую очередь следует отметить качественное изменение понятия «гражданская оборона». После замены слов «при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" словами "при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера" его содержание стало трактоваться следующим образом: «Гражданская оборона - система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей на территории Российской Федерации от опасностей, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера» [1, Ст.1].

Внесение данного изменения было связано с необходимостью привести понятийный аппарат Федерального закона в соответствие с понятийным аппаратом новой Военной доктрины Российской Федерации. В ней дается следующее определение военного конфликта: «военный конфликт – форма разрешения межгосударственных или внутригосударственных противоречий с применением военной силы (понятие охватывает все виды вооруженного противоборства, включая крупномасштабные, региональные, локальные войны и вооруженные конфликты)» [2, п.8].

Указанное изменение повлекло аналогичные изменения по всему тексту Федерального закона:

•                в абзацах 3, 7, 8, 9,12, 15 статьи 2 Задачи в области гражданской обороны;

•                в п. 2 статьи 4 Принципы организации и ведения гражданской обороны;

•                в абзаце 5 статьи 7 Полномочия федеральных органов исполнительной власти в области гражданской обороны;

•                в абзацах 5 и 9 п. 1 и абзацах 4 и 8 п. 2 статьи 8 Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области гражданской обороны;

Кроме того, развитие теории гражданской обороны заключается дополнением статьи 1 Федерального закона двумя новыми понятиями:

•                управление гражданской обороной - целенаправленная деятельность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, по организации подготовки к ведению и ведению гражданской обороны.

•                система управления гражданской обороной - составная часть системы государственного управления Российской Федерации, предназначенная для решения задач в области гражданской обороны и представляющая собой совокупность органов, осуществляющих управление гражданской обороной, а также пунктов управления и технических средств, обеспечивающих управление гражданской обороной.

Важное изменение внесено в статью 2 Федерального закона, в которой перечисляются основные задачи гражданской обороны: в первой задаче слово «обучение» заменено словом «подготовка» и в новой редакции она звучит как «подготовка населения в области гражданской обороны». Для того, чтобы уяснить смысл замены следует обратиться к понятию «обучение», которое дается в Федеральном закон «Об образовании». В нем оно трактуется следующим образом: «обучение - целенаправленный процесс организации деятельности обучающихся по овладению знаниями, умениями, навыками и компетенцией, приобретению опыта деятельности, развитию способностей, приобретению опыта применения знаний в повседневной жизни и формированию у обучающихся мотивации получения образования в течение всей жизни» [3, Ст. 2 ]. И этот процесс рассматривается здесь применительно к деятельности образовательных организаций, а под обучающимися понимаются лица, обучающиеся в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по различным программам. Поскольку в области гражданской обороны необходимо готовить другие группы и категории населения, в частности работающее и неработающее население, и их подготовка осуществляется по месту работу и месту жительства, то такая замена выглядит логично.

Данное изменение повлекло изменения в ряде статей Федерального закона:

- в статье 6. Полномочия Правительство Российской Федерации

Правительство Российской Федерации: определяет порядок подготовки населения в области гражданской обороны;

- в статье 8. Полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации:

организуют подготовку населения в области гражданской обороны;

Органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований:

проводят подготовку населения в области гражданской обороны;…

- в статье 9. Полномочия организаций в области гражданской обороны

1. Организации в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации:

осуществляют подготовку своих работников в области гражданской обороны;

- в статье 10. Права и обязанности граждан Российской Федерации в области гражданской обороны

Граждане Российской Федерации в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации проходят подготовку в области гражданской обороны.

Изменен пункт 1 статьи 3 Правовое регулирование в области гражданской обороны. В новой редакции он выглядит следующим образом: «Правовое регулирование в области гражданской обороны осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие вопросы гражданской обороны» [1, Ст. 3].

С одной стороны, можно говорить о расширении круга лиц, в компетенцию которых входит правовое регулирование в области гражданской обороны, а с другой стороны данное положение законодательно закрепляет уже сложившуюся практику. Например, постановлением губернатора Санкт-Петербурга от 19.06. 2012 г. N 37-пг утверждено Положение об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге, которое определяет организационные основы гражданской обороны, состав сил и средств гражданской обороны, порядок подготовки к ведению и ведения гражданской обороны в Санкт-Петербурге [4].

Представлены дополнительные полномочия в области гражданской обороны федеральным органам исполнительной власти (статья 7), органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления (статья 8):

- федеральные органы исполнительной власти определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий по гражданской обороне федерального органа исполнительной власти;

- органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий регионального уровня по гражданской обороне;

- органы местного самоуправления самостоятельно в пределах границ муниципальных образований определяют перечень организаций, обеспечивающих выполнение мероприятий местного уровня по гражданской обороне.

Такова, по нашему мнению, содержание и сущность изменений, внесенных в июне 2015 г. в Федеральный закон «О гражданской обороне».

В апреле 2015 г. Постановлением Правительства РФ от 09.04.2015 г. N 332 "О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации» были внесены значительные изменения в постановления Правительства РФ от 02.11.2000 г. № 841 «Об утверждения положения об организации обучения населения в области гражданской обороны» (далее – Постановление Правительства РФ № 841) и от 04.09.2003 г. № 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (далее – Постановление Правительства РФ № 547).

Часть из них непосредственно касается преподавания курса «Основы безопасности жизнедеятельности» и дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».

В Постановление Правительства РФ № 841внесены следующие изменения.

Слова «формы обучения» заменены словами «виды обучения». Данная замена направлена на приведение понятийного аппарата в соответствие с понятийным аппаратом Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», в котором под формами обучения понимаются очная, очно-заочная или заочная формы обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, а также семейное образование и самообразование [3, Ст.17].

Уточнено, что обучение в области гражданской обороны проводится в «организациях, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (кроме образовательных программ дошкольного образования), образовательным программам среднего профессионального образования и образовательным программам высшего образования, в учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям субъектов Российской Федерации (далее именуются - учебно-методические центры) и в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области гражданской обороны, на курсах гражданской обороны муниципальных образований (далее именуются - курсы гражданской обороны), по месту работы, учебы и месту жительства граждан » [5, Ст.4].

Изменена периодичность повышения квалификации преподавателей курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности" организаций, осуществляющих образовательную деятельность: в соответствии с новыми требованиями она должна проводиться не реже одного раза в 3 года [5, Ст.4]. Это связано с необходимостью более оперативно доводить до преподавателей в форме повышения квалификации происходящие изменения в теории и практике гражданской обороны.

Таким образом, в первой половине 2015 г. в Федеральный закон «О гражданской обороне» и Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11. 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны были внесены изменения, знать которых необходимы преподавателям курса "Основы безопасности жизнедеятельности" и дисциплины "Безопасность жизнедеятельности".

 

Литература:

  1.                Федеральный закон от 12.02.1998 г. № 28-ФЗ «О гражданской обороне»// Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
  2.                Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 N Пр-2976) // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
  3.                Федеральный закон от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
  4.                Постановление губернатора Санкт-Петербурга от 19.06.2012 г. N 37-пг «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в Санкт-Петербурге» // Справочная правовая система «Гарант» (дата обращения: 15.10.2015).
  5.                Постановления Правительства Российской Федерации от 02.11. 2000 г. N 841 «Об утверждении Положения об организации обучения населения в области гражданской обороны»// Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
  6.                Постановления Правительства Российской Федерации от 04 сентября 2003 г. N 547 «О подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера // Справочная правовая система «Консультант плюс» (дата обращения: 15.10.2015).
Основные термины (генерируются автоматически): гражданская оборона, Российская Федерация, область, местное самоуправление, исполнительная власть субъектов, Постановление Правительства РФ, исполнительная власть, подготовка населения, понятийный аппарат, правовое регулирование.

Похожие статьи

Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть

Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 года изменения отразились на многих аспектах функционирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа повлияла на конституционно-пр...

Законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

В данной статье анализируются законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности уделено значительное внимание Федеральному закону № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О...

Вопросы совершенствования административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

В представленной статье освещаются вопросы, которые связаны с совершенствованием административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. Отмечается, что сегодня наблюдается объективная необходимость в применении сред...

Понятие и виды правового статуса сотрудника ФСИН России

На современном этапе развития российского общества существенные изменения происходят в правовом регулировании уголовно-исполнительной системы, в том числе непосредственно затрагивая и правое положение сотрудников данной системы. Эти изменения нашли с...

Правовая основа осуществления общественного контроля

В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...

Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования в условиях дистанционного обучения

Статья посвящена актуальным проблемам надзора за исполнением законов об образовании в условиях дистанционного обучения, который представляет собой одно из направлений общего надзора, т. е. прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением пра...

Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных закупок

Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса. Любому заинтерес...

Необходимая оборона: практика правоприменения в России и за рубежом

В статье рассматривается правоприменение норм о необходимой обороне на примере уголовного законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь, Федеративной Республики Германия и Королевства Швеция. Автор отмечает различия в разных странах усло...

Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336

В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...

Совершенствование механизмов внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) и иными нормати...

Похожие статьи

Влияние конституционной реформы 2020 года на федеральную исполнительную власть

Внесенные Законом Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 2020 года изменения отразились на многих аспектах функционирования федеральной исполнительной власти в Российской Федерации. Реформа повлияла на конституционно-пр...

Законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции

В данной статье анализируются законодательные нормы, как способ административно-правового регулирования оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции. В частности уделено значительное внимание Федеральному закону № 171-ФЗ от 22 ноября 1995 года «О...

Вопросы совершенствования административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних

В представленной статье освещаются вопросы, которые связаны с совершенствованием административно-правовых средств защиты прав и законных интересов несовершеннолетних лиц. Отмечается, что сегодня наблюдается объективная необходимость в применении сред...

Понятие и виды правового статуса сотрудника ФСИН России

На современном этапе развития российского общества существенные изменения происходят в правовом регулировании уголовно-исполнительной системы, в том числе непосредственно затрагивая и правое положение сотрудников данной системы. Эти изменения нашли с...

Правовая основа осуществления общественного контроля

В работе приводятся и раскрываются источники правового регулирования общественных отношений, связанных с организацией и осуществлением общественного контроля. Установлены и охарактеризованы положения Конституции РФ, составляющие основу правового регу...

Правовые основы и организация прокурорского надзора за исполнением законов в сфере образования в условиях дистанционного обучения

Статья посвящена актуальным проблемам надзора за исполнением законов об образовании в условиях дистанционного обучения, который представляет собой одно из направлений общего надзора, т. е. прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением пра...

Актуальные проблемы контрактной системы в сфере публичных закупок

Статья посвящена решению основных проблем контрактной системы в сфере публичных закупок. Контрактная система в сфере публичных закупок заключается в создании единых условий в целях обеспечения конкуренции участников данного процесса. Любому заинтерес...

Необходимая оборона: практика правоприменения в России и за рубежом

В статье рассматривается правоприменение норм о необходимой обороне на примере уголовного законодательства Российской Федерации, Республики Беларусь, Федеративной Республики Германия и Королевства Швеция. Автор отмечает различия в разных странах усло...

Анализ положений Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» и особенности его реализации в свете действия постановления Правительства Российской Федерации от 10.03.2022 № 336

В статье рассматриваются основные нововведения в деятельности государственного контроля (надзора) страны, обусловленные вступлением в силу Федерального закона «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации», про...

Совершенствование механизмов внутреннего государственного финансового контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд

В соответствии с частью 8 статьи 99 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее — Федеральный закон № 44-ФЗ) и иными нормати...

Задать вопрос