Основные элементы структуры и содержания дисциплины «Социальная экология»
Автор: Лысенко Алексей Сергеевич
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 330 раз
Библиографическое описание:
Лысенко, А. С. Основные элементы структуры и содержания дисциплины «Социальная экология» / А. С. Лысенко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 109-111. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/406/ (дата обращения: 16.11.2024).
Поливариантность и многозадачность современного высшего профессионального образования позволяет включать в учебные планы целого ряда направлений и специальностей различные дисциплины, в том числе экологического содержания. «Социальная экология» является примером одной из наиболее часто включаемых (помимо собственно «Экологии») дисциплин этой содержательной области.
Разнообразие учебных планов, включение дисциплины «Социальная экология» в учебный процесс на разных его этапах, различия в объеме учебных часов, специфика профилей и направлений ставит перед преподавателем задачу гибко варьировать в отборе содержания, форм, методов обучения данной дисциплины. «Социальная экология» является, безусловно, мировоззренческой и играет большую роль в формировании и развитии экологического мировоззрения и экологической культуры студентов и выпускников вузов. Экологическая культура, в свою очередь, являясь одним из важнейших элементов культуры устойчивого развития (1, с. 11-14), подразумевает не только систему отношений с окружающей средой, но и социальные и культурные процессы внутри самого общества, в чем может сориентировать студентов «Социальная экология».
Можно согласиться с мнением, что «в процессе становления новой философии профессионального педагогического образования происходит не только перестройка его концептуальных и идеологических оснований, но изменяется сам человек в своем отношении к природе, обществу, самому себе» [2, с. 23]. С некоторыми аспектами данных изменений (в части отношения человека к природе) помогает сориентироваться «Социальная экология».
На сегодняшний день не существует четкого и однозначного определения социальной экологии в силу неоднозначного понимания предмета данной науки, что, безусловно, самым существенным образом влияет на содержание учебных программ по дисциплине с одноименным названием. Неоднозначность соотнесения таких наук как «социальная экология» и «экология человека», выявления принадлежности социальной экологии к естественнонаучному, либо к гуманитарному типу наук, а, следовательно, и неоднозначность установления методологического аппарата науки порождают, в конечном итоге, различия в подходах и содержании программ и учебников. Довольно расхожая формулировка, часто присутствующая в различных определениях, заключающаяся в том, что «социальная экология – это наука о взаимоотношениях природы и общества», дает возможность широкого толкования предмета и содержания науки и, следовательно, достаточно широко варьировать содержание учебной дисциплины.
Программа дисциплины строится в соответствии с комплексом познавательно-ориентационных задач, акцентируя внимания на ключевых вопросах современной социальной экологии в рамках ее важнейших разделов.
Логику и структуру данной дисциплины можно представить как последовательность тем, отражающих основные вопросы данной предметной области, начиная с рассмотрения сущности и методологического аппарата социальной экологии, ее особенностях как науки, затем рассматриваются основные этапы истории взаимоотношений общества и природы, важнейшие экологические кризисы в истории человечества. Далее следует обращение к современному экологическому кризису в контексте социальных, политических и экономических проблем и анализируются возможные пути выхода из него. В связи с этим необходимо рассмотреть понятие устойчивого развития и вопросы, относящиеся к нему. Самостоятельной темой возможно выделить международное сотрудничество в области охраны природы. Отдельно также имеет смысл рассмотреть природоохранные организации и движения, основные направления их деятельности. После этого целесообразно обратиться к вопросам экологического просвещения, образования, воспитания. Заканчивается курс рассмотрением основных проблем экологической культуры и экологической этики, особенностям формирования экологического сознания.
Дисциплина «Социальная экология» является комплексной, включающей целый ряд вопросов экологического, социального, юридического характера.
Примерное содержание тем данной учебной дисциплины можно представить следующим образом.
Тема 1. Социальная экология в системе экологического знания
Выделение области «социальная экология» из общего контекста экологического знания. Социальная экология как наука: предмет, объект, цели, задачи, методы. Взаимосвязь с другими науками: экологией человека, глобальной экологией, охраной окружающей среды. Специфика взаимоотношений «человек–окружающая среда». Социоэкосистемы, их структура и типы.
Тема 2. История взаимоотношений общества и природы
Взаимоотношения природы и общества в истории человечества. Этапы становления взаимоотношений природы и общества: охотничье-собирательская и аграрная культуры, индустриальное и постиндустриальное общество. Экологические кризисы в истории человечества.
Прогнозы и перспективы дальнейшего развития взаимоотношений природы и общества. Концепция устойчивого развития. Деятельность Римского клуба.
Тема 3. Современный экологический кризис в контексте социальных, политических и экономических проблем
Понятие экологического кризиса. Причины и основные составляющие экологического кризиса. Глобальный и региональный уровень проявления экологического кризиса. Признаки экологического кризиса (истощение ресурсов, демографический взрыв, проблема пищевых ресурсов, загрязнение окружающей среды и др.). Возможные пути выхода из состояния кризиса. Различие понятий «экологический кризис» и «экологическая катастрофа». Анализ современного экологического кризиса. Обзор наиболее значимых экологических катастроф в современной истории.
Тема 4. Экологическая политика, экологическое право и экологическая безопасность
Экологическая политика и особенности ее различных моделей. Концепции, подходы, принципы, приоритеты, основные направления, механизмы реализации. Экологические и ресурсные конфликты. Экоцид. Экологический терроризм.
Краткая характеристика особенностей экологической политики развитых и развивающихся стран. Экологическая политика Российской Федерации, особенности ее реализации.
Экологическое право и законодательство. Источники экологического права. Международное право в области охраны окружающей среды. Правовое регулирование охраны окружающей среды и рационального природопользования в России.
Экологическая безопасность: глобальный и региональный уровни. Принципы, компоненты и методы обеспечения экологической безопасности.
Тема 5. Международное сотрудничество в области охраны окружающей среды
Международное значение глобальных экологических проблем и необходимость сотрудничества в области охраны окружающей среды.
Международное сотрудничество под эгидой ООН и ЮНЕСКО, в рамках союзов государств, межправительственных соглашений. Международные конвенции и соглашения по решению отдельных глобальных экологических проблем (сохранения озонового экрана, «глобального потепления» и др.).
Участие России в международном сотрудничестве по вопросам охраны природы и охраны окружающей среды.
Тема 6. Экологические организации и экологические движения
Государственные и общественные природоохранные организации. Международные экологические движения. Организации под эгидой ООН и ЮНЕСКО. Экологические политические организации и партии.
Общая характеристика экологического движения в России, особенности различных российских экологических движений.
Тема 7. Экологическая культура и экологическая этика
Понятие экологической культуры. Типы экологической культуры. Пути, условия и принципы ее формирования. Компоненты экологической культуры: экологическое образование, экологическое мышление, экологически оправданное поведение.
Состав и структура экологических потребностей и ценностей. Экологическая деятельность.
Формирование экологического сознания как цель экологического образования. Особенности экологического сознания, его основные принципы и пути формирования. Экологическое образование, воспитание и просвещение. История развития экологического образования в России и за рубежом.
Предмет экологической этики. Состав и структура экологических ценностей. Природа как ценность. Антропоцентризм, биоцентризм и экоцентризм. Основные теории экологической этики. Эколого-этические принципы взаимоотношения человека и биосферы. Проблема отношения к природе в религиозных учениях.
Таким образом, мы видим, что содержание дисциплины «Социальная экология» может включать широкий круг вопросов, зачастую выходя далеко за пределы «экологии» и отраслевой социологии.
Изучение материала курса строится в лекционной и практической формах; на практических занятиях студенты знакомятся с научной литературой, приобретают навыки ее конспектирования и реферирования. Ряд практических занятий может быть проведен в интерактивной форме.
Проверка качества усвоения знаний в течение семестра проводится как в устной, так и в письменной форме. Помимо тестовых работ на лабораторно-практических и семинарских занятиях студентам предлагается подготовить и защитить рефераты по предложенным темам, либо по иным, согласованным с преподавателем. Особенно следует отметить именно для этой дисциплины важность реферативной работы, требующей как широкого охвата знаний из различных областей, так и глубокого анализа проблем, существующих в системе «природа-общество». Качество усвоения курса позволяют выявить также устные выступления студентов на занятиях.
Итоговая аттестация может быть осуществлена на основании обобщения и анализа данных по различным видам деятельности студентов на занятиях и зачете или экзамене, который может быть проведен как в устной, так и в письменной форме, что позволяет выявить у студентов сформированность компетенций и степень усвоения знаний, умений и навыков.
В заключении хотелось бы добавить, что «Социальная экология», несмотря на возможность достаточно широкой трактовки своего содержания, не является единственным и универсальным курсом, способствующим формированию экологической культуры, а одной из совокупности дисциплин экологического содержания (таких как «Экология», «Экология региона» и др.), лишь комплексное изучение которых в контексте широких междисциплинарных связей будет способствовать решению поставленных задач экологического образования и воспитания студентов, формирования экологического мировоззрения.
Литература:
- Алексеев С.В. Концепция программы формирования экологической культуры, безопасного и здорового образа жизни // Молодой ученый № 18.1 [77.1]: Спецвыпуск: Научно-практическая конференция «Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика». – СПб, 2014, с. 11 – 14.
- Бырылова Е.А. Формирование общекультурных компетенций в подготовке бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») // Молодой ученый № 18.1 [77.1]: Спецвыпуск: Научно-практическая конференция «Современное образование в области безопасности жизнедеятельности: теория, методика и практика». – СПб, 2014, с. 23 – 24.