Обеспечение безопасности при организации международных молодежных образовательных обменов (на примере деятельности НКО Молодежный Клуб Актив)
Авторы: Гусева Елена Игоревна, Дьяченко Дарья Игоревна, Ребко Эльвира Михайловна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 30 раз
Библиографическое описание:
Гусева, Е. И. Обеспечение безопасности при организации международных молодежных образовательных обменов (на примере деятельности НКО Молодежный Клуб Актив) / Е. И. Гусева, Д. И. Дьяченко, Э. М. Ребко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 63-67. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/424/ (дата обращения: 16.11.2024).
Обеспечение безопасности при организации международных молодежных образовательных обменов (на примере деятельности НКО Молодежный Клуб Актив)
Гусева Елена Игоревна, руководитель международной организации НКО Молодежный Клуб Актив (NGOYouthClubActive) (Эстония, г. Таллинн)
Дьяченко Дарья Игоревна, руководитель международной организации НКО Молодежный Клуб Актив (NGOYouthClubActive) (Эстония, г. Таллинн)
Ребко Эльвира Михайловна, кандидат педагогических наук, доцент
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
(Россия, г. Санкт-Петербург)
Статья посвящена вопросам организации безопасности при реализации молодежных обменов и проектов, проводимых на международном образовательном пространстве.
Ключевые слова: безопасность, безопасность жизнедеятельности, безопасность жизнедеятельности в образовательной среде, международный проект, молодежный обмен, неформальное обучение.
Процесс глобализации современного мира и развитие международного сотрудничества создают все больше возможностей̆ для непосредственного общения между представителями разных культур в рамках решения задач образования. Организация международных молодежных образовательных проектов является одной из инновационных форм образовательной деятельности и оказывает положительное влияние на формирование общекультурных и профессиональных компетенций, способствует формированию умений межкультурного и международного общения на иностранном языке. В связи с этим особую значимость приобретает обеспечение безопасности участников проектной деятельности, что напрямую связано с успехом и качеством всего мероприятия.
Условия безопасности, созданные для участников проекта, являются нормой, показателем хорошей, слаженной и качественной работы организации, представляющей свои услуги, как на внутреннем рынке, так и на международной образовательной арене. Особенно высоки требования к обеспечению безопасности для организаций, занимающихся молодежными обменами, так как их деятельность напрямую связана с ответственностью за жизнь и здоровье молодых людей.
Вопросами организации безопасного образовательного пространства в современной науке занимаются ученые разных предметных областей знаний (Абрамова С.В., Белов С.В., Бояров Е.Н., Девесилов В.А., Кисляков П.А., Михайлов Л.А., Киселева Э.М., Попова Р.И., Русак О.Н., Соломин В.П., Станкевич П.В. и др.), однако, в юридических, научных и образовательных документах, не определен однозначный порядок обязательных мер по обеспечению безопасности участников международных образовательных проектов, а в отдельных методических рекомендациях для организаторов определен лишь примерный список документов, требований и мер, необходимых для самой возможности реализации проекта на территории ЕС.В связи с этим, возникает ряд противоречий между:
- потребностью развития академической мобильности молодежи и отсутствием порядка норм обеспечения безопасности при осуществлении проекта;
- очевидным требованием времени и модернизации образования в реализации молодежных международных образовательных проектов и отсутствием полноразмерных исследований вопросов организации безопасности в условиях возрастающего ежегодно количества опасностей и угроз в современном мире;
- высоким потенциалом возможностей современных организаций и трудностями организации безопасной образовательной среды для участников международных молодежных обменов.
Данные противоречия легли в основу совместного исследования ФГБОУ ВПО Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (далее РГПУ им. А. И. Герцена / Герценовский университет) и некоммерческой организации Молодежный Клуб Актив (далее YouthClubActiv), посвященного вопросам организации безопасного пространства для участников международных молодежных образовательных проектов и обменов.
Первый этап исследования (2013-2014 гг.) лежал в основе теоретического анализа нормативно-правовой, методической и учебной литературы по вопросам организации проектной деятельности, международных проектов, образовательных обменов молодежи. Результаты теоретического исследования позволили определить порядок документов определяющих нормы безопасности при организации международной проектной деятельности на территории Европейского союза (ЕС).
Таблица 1
Основной перечень документации
Нормативный документ или официальный сайт курирующей структуры |
Рекомендация |
https://www.politsei.ee/ru/ - Департамент Полиции и Пограничной охраны Эстонской республики |
Проверять срок действия паспорта и ID-карты*. При отсутствии паспорта гражданина ЕС, применять заграничный паспорт с действующей визой. |
http://vm.ee/ru - Правительственный портал |
Обязательное наличие доверенности заверенной нотариусом для осуществления проектной деятельности несовершеннолетним участником. |
http://www.euroopa.noored.ee/ru/ - официальный сайт структурного подразделения целевого учреждения Archimedes
|
В программе могут участвовать (принимать, координировать и отправлять участников на проекты) только те организации, у которых есть аккредитация и специальный номер. |
* ID карта – дополнительный документ с ID номер (персональный номер) удостоверяющий личность гражданина ЕС, может использоваться вместо паспорта.
Вместе с этим, анализ учебной литературы по вопросам безопасности жизнедеятельности [1, 2, 3] указывает на то, что для организации безопасности любой деятельности необходимо определить основной перечень наиболее возможных внешних и внутренних опасностей, способных оказывать негативное влияние на участников международного молодежного образовательного проекта. Понимая и адекватно принимая основные положения безопасности жизнедеятельности (1. Любая деятельность человека потенциально опасна. 2. Абсолютной безопасности не существует. 3. Безопасность - это приемлемый риск [1, с. 16]), нами был определен перечень наиболее явных опасностей, связанных с основными видами деятельности во время участия в проекте.
Таблица 2
Основные потенциальные опасности,
угрожающие участникам молодежного образовательного проекта
Основные виды деятельности во время реализации проекта |
Потенциальные опасности и угрозы: |
Траснсфер** участников: |
1) Чрезвычайные ситуации природного характера (соответственно регионам временного пребывания во время переезда), 2) Чрезвычайные ситуации техногенного характера (возможность возникновения опасностей на разных видах транспорта), 3) Чрезвычайные ситуации социального характера (террористический акт, встреча с агрессивно нас роенными людьми, утрата документов). 4) Возможность получение травмы по невнимательно, неосторожности, в результате аварии/катастрофы |
Работа по плану проекта на месте (в стране (городе) пребывания) и свободное время участников: |
1) Чрезвычайные ситуации природного характера (соответствующие особенностям страны и региона пребывания). 2) Чрезвычайные ситуации техногенного характера (соответственно инфраструктуре данного региона, возможные угрозы ДТП на разных видах транспорта, химического или радиационного заражения (в исключительных случаях наличия промышленных объектов). 3) Чрезвычайные ситуации социального характера (террористический акт, криминогенные опасности и угрозы, толпа (если это крупный город или региональный центр). 4) Опасность заболевания во время пребывания на проекте, получения травмы, переутомления и пр. |
** от англ. totransfer — переносить, перемещать. Перевозка пассажира (в данном случае, участника проекта) из аэропорта, вокзала или другого условленного места к гостинице или другому заранее согласованному месту.
Второй этап исследования осуществлялся посредством практического изучения трудностей организации безопасности при непосредственной проектной деятельности YouthClubActiv в течение 2013-2014 года.
NGOYouthClubActiv мобильная прогрессивная молодежная организация, осуществляющая деятельность в рамках международной программы Erasmus+ [4, 5] в неформальном обучении с 2012 года. В проектной деятельности данной организации могут принимать участие молодые девушки и юноши в возрасте от 13 до 30 лет (и лидер группы без ограничений в возрасте) YouthClubActiv предоставляет широкий спектр возможностей для саморазвития и самообразования на территории стран-участников и координирует деятельность по пяти направлениям:
- проектная деятельность, образовательная деятельность;
- волонтерская деятельность
- аниматорство (организация досуговых мероприятий с несовершеннолетними, в том числе и по вопросам безопасности жизнедеятельности);
- организация оздоровления и отдыха несовершеннолетних;
- взаимодействие с работодателями на рынке труда для молодежи.
География проектов NGOYouthClubActiv широка, она определена границами стран ЕС (Европейский союз, 28 стран) и странами-соседями (Грузия, Армения, Россия, Беларусь, Молдова и Украина). Сотрудничество базируется на надежном партнерстве и двустороннем договоре.
В процессе реализации проектов NGOYouthClubActiv, в течение последнего года деятельности, преподавателям кафедры социальной безопасности Герценовского университета удалось повести ряд встреч с участниками и лидерами проектов и совместно определить ключевые проблемные вопросы организации безопасности при реализации молодежных образовательных международных проектов.
Участники проектов, независимо друг от друга в различных указали на примерно одинаковые по смыслу и содержанию вопросы безопасности, волнующие их больше остальных в процессе участия в международных образовательных процессах, основными из которых стали:
Рис.1. Основные вопросы безопасности, которые беспокоят участников проектов.
Вместе с ответами участников, мы получили результаты анализа собственной деятельности от лидеров проектов и организаторов NGOYouthClubActiv, по вопросам безопасности, которые они выделяют в приоритет:
Рис. 2. Основные вопросы безопасности, которые беспокоят лидеров и организаторов проектов.
Вопросы, обозначенные участниками и лидерами молодежных международных образовательных проектов и обменов, позволили нам перейти к третьему этапу исследования (2015 г.), который лежит в плоскости анализа, совершенствования и разработки дополнительных рекомендаций по соблюдению норм безопасности при организации и проведении международных образовательных молодежных проектов, выявленных на основе проведенного теоретического и практического исследования. Считаем необходимым остановиться на них подробнее:
1) Подбор надежных партнеров, имеющих лицензию, аккредитацию или иные документы, необходимые для законного осуществления проектной и образовательной деятельности.
2) Обязательное заключение договора (мандата) между участниками проекта.
3) Получение финансирования на реализацию проекта. Совместное обоснование финансовых затрат в рамках программы согласно правилам, установленным в инструкции Erasmus+***
4) Подбор ответственных, морально устойчивых, коммуникативных участников, не имеющих проблем в социальном взаимодействии с другими участниками проекта, стремящихся к самосовершенствованию и самообразованию.
5) Согласование «пошаговой» программы с указанием мест пребывания участников, карт, маршрутов, описания схемы движения транспорта, форм расчета и приблизительной стоимости проезда в национальной валюте принимающей стороны.
6) Подбор надежных перевозчиков для организации трансфера участниками до места проведения проекта (а также во время его проведения, если это оговорено условиями и планом проекта) до возвращения домой.
7) Совместный (с партнёром) анализ потенциально опасных ситуаций на территории проведения проекта, изучение возможных природных, техногенных и социальных угроз принимающей страны (региона).
8) Инструктирование всех участников проекта по организационным вопросам и вопросам безопасности (личной, коллективной, общественной). Составление емких, кратких алгоритмов поведения участника на случай возникновения той или иной чрезвычайной ситуации.
9) Формирование номера "экстренной кнопки", на случай внезапного возникновения опасности (участник проекта присылает кодовое слово, получив которое организаторам становится понятно, что произошла экстренная ситуация и необходимо оказать помощь).
10) Согласования вопросов питания участников проекта (основного, дополнительного) и проживания в комфортных, безопасных условиях на протяжении всего проекта.
11) Разработка проектных маршрутов местности пребывания, с указанием официальной информации, консульств, официальных лиц и представителей в стране (регионе) пребывания.
12) Страхование участников проекта от несчастных случаев и на случай болезни.
13) Подготовка документа на языке принимающей стороны с указанием группы крови и резус-фактора, возраста, страны постоянного проживания и телефона организаторов проекта.
14) Своевременный отказ от участия в проекте, в случае выявления действующих или приближающихся опасностей и угроз природного, техногенного и социального характера.
15) Составление и обработка навыка общения на иностранном языке принимающей стороны. Основные фразы с возможными сценариями развития проблемных и опасных ситуаций.
16) Поддержание тесной взаимосвязи с участниками проекта на протяжении их нахождения в проекте.
17) Встреча участников и анализ проекта с целью выявление наиболее сильных и наиболее слабых сторон в целях совершенствования предприятия.
В заключении необходимо отметить, что применение предложенных нами правил безопасности при организации молодежных образовательных проектах является, по нашему мнению, обязательным и должно быть определено законодательной нормой.
Примечания:
*** Erasmus+ — Европейский молодежный фонд дополнительного образования Европейского союза по обмену студентами и преподавателями между университетами стран членов Евросоюза, а также Исландии, Лихтенштейна, Македонии,Норвегии, Турции. Программа предоставляет возможность обучаться, проходить стажировку или преподавать в другой стране, участвующей в программе [4, 5].
Литература:
1. Безопасность жизнедеятельности для педагогических и гуманитарных направлений
/ Соломин В.П., Абрамова С.В., Буйнов Л.Г., Громов Ю.В., Киселева Э.М., Макарова Л.П., Маликова Т.В., Малков С.П., Молодцова Е.Ю., Попова Р.И., Ребко Э.М., Станкевич П.В. Учебник и практикум / Москва, 2015. Сер. 60 Бакалавр. Прикладной курс (1-е изд.).
2. Безопасность жизнедеятельности Соломин В.П., Беспамятных Т.А., Грунин О.А., Старостенко А.В., шатровой О.В., Закревский Н.В., Киселева Э.М., Ребко Э.М., Сопко Г.И. учебник для вузов / Санкт-Петербург, 2014, сер. Учебник для вузов (2-е издание).
3. Учебно-методические материалы организации обучения безопасности жизнедеятельности: природный, техногенный и социальный аспекты учебно-методическое пособие для преподавателей и студентов / Российчский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена, Санкт-Петербург, 2014
4. European Commission - ERASMUS for students – get a new perspective on Europe – Европейскиймолодежныйфонддополнительногообразования (Электронныйресурс. Дата обращения к ресурсу - 13.10.2015).
5. http://ec.europa.eu/programmes/erasmus-plus/documents/erasmus-plus-programme-guide_en.pdfОфициальная страница программы Erasmus + Электронный ресурс (Дата обращения к ресурсу 10.10.2015).
6. http://www.euroopa.noored.ee/ru/ - Официальный сайт Euroopanoored электронный ресурс (Дата обращения к ресурсу 08.10.2015).
7. http://esn.org/ - Европейская программа в области образования, обучения, спорта и молодежной работы. Электронный ресурс (Дата обращения к ресурсу 12.10.2015).
8. http://clubactive.eu/rules.html - Официальный сайт NGOYouthClubActiv. Электронный ресурс (Дата обращения к ресурсу 09.10.2015).
Ключевые слова
безопасность жизнедеятельности, безопасность, безопасность жизнедеятельности в образовательной среде, международный проект, молодежный обмен, неформальное обучение., неформальное обучениеПохожие статьи
Корпоративная этика в современной России
Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...
Технология деловых игр как фактор создания атмосферы сотрудничества в ученической среде
В статье рассмотрена технология организации деловых игр в целях создания среды сотрудничества учащихся на основе дружественных отношений, определены параметры деловой игры, алгоритм ее проведения. Приведено описание деловой игры «Что тебе известно о...
Особенности профессиональной коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы
В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников УИС: параметры, создающие контекст профессионального общения, коммуникативная компетентность и ее значимые компоненты. Особое внимание уделено необходимости владения навык...
Актуальность управления качеством образования при использовании информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике
В статье анализируется проблема качества образования. Для повышения качества образования необходимо использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Автор дает краткий обзор современных способов организации образовательной деятельн...
Внедрение экспериментальной методики в процесс формирования готовности к межкультурному общению будущих специалистов международного туризма
В статье отражена методика применения экспериментальной учебной программы спецкурса «Межкультурное общение в сфере паломнического туризма», которая внедрялась в учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по междуна...
Характер и экономические аспекты управления в сфере культуры
Актуальность статьи обусловлена современным значением управления социокультурной и экономической деятельностью учреждений культуры, которую данные учреждения способны и должны осуществлять в процессе функционирования на федеральном, региональном горо...
Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка
В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...
Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы
В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза с использованием интернет конференций по безопасности жизнедеятельности
В статье обоснована необходимость формирования у студентов педагогического вуза информационно-коммуникативной компетенции, обеспечивающей оптимальное усвоение всех дисциплин ООП подготовки будущих педагогов, в том числе по безопасности жизнедеятельно...
Похожие статьи
Корпоративная этика в современной России
Нельзя пренебрегать актуальностью деловой коммуникации, а тем более глобализации в целом. Сфера бизнеса, как и науки, является трудоемкой и рискованной, их эффективность зависит от ряда факторов, один из которых — знание и способность учитывать социо...
Технология деловых игр как фактор создания атмосферы сотрудничества в ученической среде
В статье рассмотрена технология организации деловых игр в целях создания среды сотрудничества учащихся на основе дружественных отношений, определены параметры деловой игры, алгоритм ее проведения. Приведено описание деловой игры «Что тебе известно о...
Особенности профессиональной коммуникации сотрудников уголовно-исполнительной системы
В статье рассматриваются особенности профессиональной коммуникации сотрудников УИС: параметры, создающие контекст профессионального общения, коммуникативная компетентность и ее значимые компоненты. Особое внимание уделено необходимости владения навык...
Актуальность управления качеством образования при использовании информационно-коммуникационных технологий в педагогической практике
В статье анализируется проблема качества образования. Для повышения качества образования необходимо использовать современные информационно-коммуникационные технологии. Автор дает краткий обзор современных способов организации образовательной деятельн...
Внедрение экспериментальной методики в процесс формирования готовности к межкультурному общению будущих специалистов международного туризма
В статье отражена методика применения экспериментальной учебной программы спецкурса «Межкультурное общение в сфере паломнического туризма», которая внедрялась в учебно-воспитательный процесс профессиональной подготовки будущих специалистов по междуна...
Характер и экономические аспекты управления в сфере культуры
Актуальность статьи обусловлена современным значением управления социокультурной и экономической деятельностью учреждений культуры, которую данные учреждения способны и должны осуществлять в процессе функционирования на федеральном, региональном горо...
Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка
В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...
Реализация деятельностного подхода в организации научно-исследовательской деятельности студентов — участников инновационных процессов высшей школы
В статье ставится задача рассмотрения сопровождения одаренности студентов в процессе организации научной и образовательной среды в вузе. Автор уделяет особое внимание творческой одаренности молодежи, а также освещает проблему привлечения студентов к ...
Формирование информационно-коммуникативной компетенции у студентов педагогического вуза с использованием интернет конференций по безопасности жизнедеятельности
В статье обоснована необходимость формирования у студентов педагогического вуза информационно-коммуникативной компетенции, обеспечивающей оптимальное усвоение всех дисциплин ООП подготовки будущих педагогов, в том числе по безопасности жизнедеятельно...