Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Спецвыпуск

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.

Дата публикации: 07.11.2015

Статья просмотрена: 6439 раз

Библиографическое описание:

Рзаева, Г. И. Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе / Г. И. Рзаева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 124-125. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/425/ (дата обращения: 16.10.2024).



Культурно-просветительская работа во внеурочной деятельности в общеобразовательной школе

Рзаева Гюнель Ильгаровна, аспирант

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

 

Ключевые слова: культурно-просветительская деятельность, личностные результаты образования, культура, безопасность жизнедеятельности, внеурочная работа.

Современные процессы модернизации развития общего образования сопровождаются существенными изменениями в организации учебно-воспитательного процесса в школе.

Достижение результатов освоения основной образовательной программы с позиции деятельностного подхода становится возможным посредством четко организованной деятельности образовательного учреждения – урочной и внеурочной.

Внеурочная деятельность представляет собой новые развивающиеся формы взаимодействия ученика и педагога по достижению личностных, метапредметных и предметных результатов обучения.

Ведущими направлениями внеурочной деятельности являются духовно-нравственные, физкультурно-спортивные и оздоровительные, социальные, общеинтеллектуальные, общекультурные виды, обеспечивающие индивидуальные потребности развития школьников и способствующие их воспитанию [3].

Педагогические коллективы школ, разрабатывая программу внеурочной деятельности, используют разнообразные формы деятельности учащихся, такие как:

  • Школьные, научные общества;
  • Конференции;
  • Соревнования;
  • Диспуты;
  • Экскурсии и др.

В тоже время в практике школы недостаточно уделяется внимание развитию культурно-просветительской работы, которая обладает большими, потенциальными возможностями в развитии духовных сил и внутреннего, личностного потенциала школьников.

Культурно-просветительская деятельность преподавателя-организатора ОБЖ включает такие формы организации внеурочной деятельности школьников как: прослушивание лекций деятелей культуры, науки и образования; работу школьных клубов по интересам, посещение музеев, проведения лектория, организацию тематических дней по формированию безопасного образа жизни и сохранению здоровья школьников и др. [2]

Цель таких мероприятий заключается в ознакомлении учащихся с достижениями в различных сферах культуры и науки, расширении общего кругозора, развитии культурных интересов и потребностей.

Условием успешности решения культурно-просветительских задач является и систематическая работа с родителями. Единые дни для родительских собраний, где обязательно проводятся встречи со специалистами в области образования и развития детей, лекции по актуальным темам воспитания и организации познавательной деятельности школьников, беседы - такие формы взаимодействия с родителями становятся обычными для образовательного учреждения. Во многих школах также проводятся лектории для родителей по следующей тематике: укрепление здоровья школьников, условия успешного обучения школьников, способы решения конфликтных ситуаций и др. [1]

Повышение значимости взаимодействия в модели «ученик-школа-родители» предполагает необходимость определенной подготовки будущих учителей к организации и проведению внеурочной деятельности школьников по вопросам безопасности жизнедеятельности.

На факультете безопасности жизнедеятельности РГПУ им. А. И. Герцена в системе подготовки бакалавров по направлению «Педагогическое образование» (профиль «Образование в области безопасности жизнедеятельности») формирование готовности к культурно-просветительской работе реализуется в рамках дисциплин вариативных, учебных модулей: «Дополнительное образование в области безопасности жизнедеятельности», «Безопасность образовательного учреждения», «Профильное обучение в области безопасности жизнедеятельности» [4].

Вышесказанное позволяет определить предметом наших дальнейших исследований изучение возможностей внеурочной деятельности в повышении уровня культуры школьников.

 

Литература:

  1.                Бырылова Е.А. Культурно-ориентированная деятельность студентов факультета безопасности жизнедеятельности как компонент профессионального образования // Реальность этноса. Образование и этническая безопасность. Сборник статей по материалам XIII Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией И. Л. Набока, 2011 - 484-489 с.
  2.                Киселева Э.М., Шарапов А.А. Вопросы развития экологической культуры школьников Сборник научных трудов молодых ученых, аспирантов, студентов и преподавателей. 5 молодежный экологический конгресс «Северная Пальмира», 27-28 ноября 2013, Санкт-Петербург, - СПб НИЦЭБ РАН, 2013.- 335с., с.144-147.
  3.                Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
  4.                Станкевич П.В., Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Преподавание дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» для студентов на основе модульного подхода // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: педагогика, психология, №3(4), 2013, с.246-250
Основные термины (генерируются автоматически): внеурочная деятельность, культурно-просветительская работа, образовательное учреждение, безопасность жизнедеятельности, внеурочная деятельность школьников.

Похожие статьи

Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности как важнейшее условие повышения качества образования

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Формирование духовно-нравственной культуры в начальной школе

В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе традиций русского народа, нравственных ценностей.

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку

Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как эффективная форма работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы кафедры естественных дисциплин лицея № 3 г. Иркутска)

Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников

В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.

Культурно-просветительская деятельность в образовательном учреждении по профилактике интолерантности школьников

К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы

Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной деятельности учащихся для закрепления и углубления знаний, практического применения умений, навыков, полученных на уроках.

Особенности воспитательного процесса в сельской школе

В статье раскрывается социальное значимость сельской школы, рассматриваются особенности организации в ней воспитательного процесса и внеурочной деятельности школьников, специфичность воспитательной работы в сельских школах.

Похожие статьи

Формирование и развитие функциональной грамотности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности как важнейшее условие повышения качества образования

Продуктивные формы методической работы как условие развития профессионализма педагога

Формирование духовно-нравственной культуры в начальной школе

В статье раскрываются основные формы работы по формированию духовно-нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности на основе традиций русского народа, нравственных ценностей.

Формирование экологической культуры учащихся во внеурочной работе по английскому языку

Рассмотрены вопросы формирования экологической культуры школьников во внеурочной деятельности, показано использование текстов экологического содержания во внеурочной работе школьников, изучающих английский язык.

О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности

В статье раскрывается проблема духовно-нравственного воспитания младших школьников и пути ее решения в процессе организации внеурочной деятельности.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся как эффективная форма работы с одаренными детьми в условиях реализации ФГОС (из опыта работы кафедры естественных дисциплин лицея № 3 г. Иркутска)

Эстетическая деятельность в нравственном воспитании младших школьников

В данной статье рассмотрена проблема нравственного воспитания младших школьников. Выявлена и обоснована необходимость использования эстетической деятельности в формировании нравственных качеств.

Культурно-просветительская деятельность в образовательном учреждении по профилактике интолерантности школьников

К вопросу о необходимости комплексного формирования экологической культуры учащихся общеобразовательной школы

Полноценное формирование экологической культуры у учащихся общеобразовательных школ возможно при активизации внеурочной деятельности учащихся для закрепления и углубления знаний, практического применения умений, навыков, полученных на уроках.

Особенности воспитательного процесса в сельской школе

В статье раскрывается социальное значимость сельской школы, рассматриваются особенности организации в ней воспитательного процесса и внеурочной деятельности школьников, специфичность воспитательной работы в сельских школах.

Задать вопрос