Методические подходы к медицинской подготовке учителя безопасности жизнедеятельности
Автор: Сопко Геннадий Ильич
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (3) ноябрь 2015 г.
Дата публикации: 07.11.2015
Статья просмотрена: 102 раза
Библиографическое описание:
Сопко, Г. И. Методические подходы к медицинской подготовке учителя безопасности жизнедеятельности / Г. И. Сопко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3.1 (3.1). — С. 132-135. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/14/426/ (дата обращения: 16.11.2024).
Методические подходы к медицинской подготовке учителя безопасности жизнедеятельности
Сопко Геннадий Ильич, кандидат медицинских наук, доцент
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
В основе подготовки профессионалов в области безопасности жизнедеятельности в высшей школе, в том числе и в условиях уровневого образования, должна быть положена последовательность в постепенном накоплении знаний, усложнении решаемых задач, детализации значимых особенностей важных процессов и специфической ориентации при принятии определяющих успех решений. Разумно построенная ступенчатая система подготовки учителя безопасности жизнедеятельности предполагает не только расширение кругозора личности как специалиста, но вместе с тем требует формирования прочных базовых фундаментальных знаний в таких областях как физика, химия, биология, математика.
Эти подходы разумно учитывать при построении учебных планов многолетней подготовки по принципу от простого к сложному, от базового к специальному, от причины к следствию. К сожалению, в силу разных причин, соблюдение этих позиций не всегда удается достигнуть и, порой, в начале обучения на начальных курсах в образовательный процесс вводятся дисциплины итогового характера, место которых по всем канонам должно быть на исходе подготовки учителя безопасности жизнедеятельности.
Кроме того, в силу многообразия экстремальных ситуаций с присущими им специфическим поражающим факторам, подготовка профессионала в области безопасности жизнедеятельности должна носить разносторонний и углубленный характер; образно говоря ему следует быть специалистом на все руки и находить, по возможности, единственно правильное разумное решение в каждой напряженной обстановке.
Опыт преподавательской деятельности в области безопасности жизнедеятельности позволяет рекомендовать некоторые универсальные подходы к формированию образовательных маршрутов при изучении различных сфер безопасности жизнедеятельности.
Основы безопасности жизнедеятельности строятся на проведении мероприятий с учетом того обстоятельства, что в принципе любая такая ситуация требует решения специфических задач при реализации последовательных атрибутивных этапов:
- Предвидение и прогнозирование опасности;
- Идентификация, т.е. распознавание опасности и ее поражающих факторов, их характеристика;
- Защита от опасности на основе определенных ее разновидностей, методов, средств, способов и принципов;
- Ликвидация негативных последствий воздействия поражающих факторов.
С учетом приведенной схемы и следует строить обучение, причем во главу угла должно быть поставлено поэтапное решение конкретных задач. С учетом характера опасности рекомендуется руководствоваться логической схемой с соблюдением принципа адекватности: поражающий фактор- соответствующие меры защиты и ликвидации последствий.
Основные поражающие факторы представляющие наибольшую опасность при чрезвычайных ситуациях и последствия их воздействия на организм человека можно представить следующим образом:
- Механические (динамические), возникающие в следующих случаях:
- При взрывах (поражения ударной волной) – в результате воздействия избыточного давления во фронте ударной волны (непосредственное воздействие механической силы на тело человека), скоростного напора (отбрасывание человека с последующим его падением), вторичных снарядов, образующихся в результате разрушающего действия ударной волны на объекты внешней среды;
- транспортных авариях и катастрофах (механическая травма полисиндромного характера);
- авариях и катастрофах на производстве (механическая травма полисиндромного характера);
- аэрогидролитодинамических стихийных бедствиях — землетрясениях, смерчах, селях, цунами, тайфунах и т. д. (полисиндромная механическая травма, утопление, замерзание).
2. Температурные — в результате воздействия высоких температур (световое излучение, пожары и т. д.), которые обусловливают возникновение общего перегревания организма (гипертермия) и термических ожогов, и низких температур — общее переохлаждение организма (гипотермия) и обморожение.
3. Физические, в первую очередь:
- радиационные, вследствие аварий на радиационно-опасных объектах; в результате воздействия ионизирующего излучения на организм человека развиваются лучевые или радиационные поражения;
- поражения электрическим током — электротравма (электрические ожоги, электрошок).
4. Химические (ядовитые вещества, промышленные яды, прижигающие жидкости, яды природного происхождения) — вызывают интоксикации и химические ожоги.
5. Биологические (бактериальные) средства (токсины, микроорганизмы) — вызывают тяжелые интоксикации, инфекционные заболевания.
6. Психоэмоциональное воздействие как результат влияния различных неблагоприятных факторов, возникающих в опасных для жизни ситуациях, на психическую деятельность человека, проявляющееся в виде психической напряженности, стресса, психопатологических и психогенных расстройств.
Роль и место различных служб при чрезвычайных ситуациях регламентируются специфическими задачами, определяющими успешное решение проблем безопасности в конкретных ситуациях. С этой точки зрения представляет интерес значение медицинских мероприятий при чрезвычайных ситуациях, которые носят обобщенное название медицина катастроф.
В этой связи хотелось бы обратить внимание на то обстоятельство, что за огромным количеством организационных, технических, общих и специальных мероприятий в ходе реализации безопасности жизнедеятельности утрачивается порой представление о конечной цели этой безопасности, а именно - сохранение здоровья и жизни людей. Этой цели должны быть подчинены все мероприятия и нет в этом смысла безопасности ради самой безопасности. В осуществление обозначенной цели не последнюю роль призвана осуществлять медицина как наука, учебная дисциплина, сфера специальной деятельности, как комплекс, что особо важно, завершающих мероприятий при ликвидации последствий опасной ситуации, воплощенных в оказании медицинской помощи и проведении эвакуационных мероприятий. Применительно к обучению студентов высшей школы не врачебных специальностей, и в первую очередь специалистов безопасности жизнедеятельности, медицина катастроф ограничивается первой медицинской помощью, применением индивидуальных медицинских средств защиты и профилактики по традиционной схеме «диагностика-защита-медицинская помощь».
Предвидение и прогнозирование предполагают появление наиболее вероятных по характеру и тяжести ЧС и в соответствии с этим возникновение ожидаемых санитарных и безвозвратных потерь, что, в свою очередь, требует вероятностного расчета сил и средств медицинской службы.
Этап идентификации с медицинской точки зрения представляет собой диагностическую процедуру установления вида поражающих факторов и подробного количественного и качественного их описания, определяющего в реальных условиях количество и профессиональную характеристику потерь среди людей. Надежная профилактика и защита людей от поражающих агентов в чрезвычайных ситуаций (ЧС) требуют, прежде всего, тщательного изучения последних. Решение задач по защите людей в ЧС немыслимо без использования медицинских средств защиты индивидуального оснащения. Известно, что к таким средствам относятся аптечка индивидуальная (АИ), индивидуальный противохимический пакет (ИПП) и пакет перевязочный медицинский (ППМ). Медицинский аспект ликвидации последствий ЧС связан с медицинской сортировкой, этапным оказанием медицинской помощи и эвакуацией по назначению больных и раненых в лечебные учреждения более высокого уровня оказания медицинской помощи. Для специалистов немедицинского профиля ставится задача своевременного, обдуманного, правильного и качественного оказания первой медицинской помощи с использованием штатных и подручных средств и способов.
Изучение порядка оказания первой медицинской помощи при ЧС должно проходить в следующей логической последовательности:
□ специфические виды заболеваний, вызываемые изучаемой группой поражающих факторов;
□ наиболее простая и демонстративная классификация заболеваний;
□ основные симптомы заболеваний;
□ осложнения;
□ общие принципы оказания первой медицинской помощи;
□ специфические виды первой медицинской помощи;
□ способы и средства первой медицинской помощи при конкретном заболевании;
□ способы эвакуации.
В контексте сказанного выше предлагается построение ответа при характеристике нозологических единиц в реестре заболеваний наиболее характерных для чрезвычайных ситуаций:
-определение конкретного заболевания
-общие симптомы, характерные для данной группы (категории заболеваний)
- специфические симптомы определяемого конкретного заболевания
- осложнения, типичные для конкретного заболевания, их опасность по сравнению с проявлениями этого заболевания.
Рациональная схема оказания первой медицинской помощи должна учитывать степень опасности для жизни проявления заболевания независимо от того специфические симптомы или осложнения выступают на первый план.
В данном сообщении представляется целесообразным предложить некоторые соображения для использования с целью более качественной подготовки специалиста безопасности жизнедеятельности по магистерским программам. В первую очередь это относится к программам:
- Экологическая безопасность
- Безопасность в информационной среде
- Безопасность на дорогах и транспорте
- Образование в области безопасности жизнедеятельности
- Профилактика социальных отклонений
Медицинская тематика, на наш взгляд, являясь обязательным компонентом любой формы безопасности, должна быть, разумеется в разной степени, представлена во всех магистерских программах, посвященных безопасности жизнедеятельности.
Существенный раздел медицинской тематики представлен в программе экологическая безопасность. В нём отражены возникающие под влиянием многообразных актуальных экологических факторов патологические состояния имеющие острый характер, либо развивающиеся как хронические профессиональные заболевания.
Магистерская программа по информационной безопасности должна содержать раздел по гигиеническим требованиям, предъявляемым к работе с электронно-вычислительной техникой и компьютерной техникой, а также содержать описание возможных профессиональных расстройств и заболеваний, носящих соматический или психический характер. Магистерская программа безопасность на дорогах и транспорте не может быть лишена тематики освещающей первую медицинскую помощь при авариях и катастрофах на дороге, а также вопросов рационального комплектования и использования средств транспортных аптечек.
В магистерской программе по образованию в области безопасности жизнедеятельности целесообразно освещать особенности подготовки школьного педагога с учётом её медицинских аспектов. Что касается магистерской программы по социальным отклонениям, то расширение медицинской направленности этой программы может касаться сугубо патологических и биохимических особенностей развития преморбидных и болезненных процессов в организме под влиянием наркотиков или нарушением основ здорового образа жизни.
Литература:
- Сопко Г.И. Первая медицинская помощь при поражениях в чрезвычайных ситуациях. Безопасность жизнедеятельности: Учебник для вузов, 2-е изд./ СПб.: Питер, 2008 с. 229-260.
- Сопко Г.И. Медицинская подготовка в сфере безопасности жизнедеятельности. Материалы XIII-й научно-практической конференции, «Формирование образовательных программ в свете стандартов третьего поколения (образ. в обл. «Безопасность жизнедеятельности»)». 23-27 ноября 2009г., СПб, РГПУ, с 300-302
- Медицина катастроф: учебн. пособие для студ. учреждений высш. Мед. Проф. Образования/ Сидоров П.И., Мосягин И.Г., Сарычев А.С.-М.: Изд. центр «Академия», 2010 - 320 c.