Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов
Автор: Рахматов Александр Ахмедович
Рубрика: Образование и обучение
Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 25.12.2015
Статья просмотрена: 1129 раз
Библиографическое описание:
Рахматов, А. А. Воспитательная деятельность и физическое воспитание студентов / А. А. Рахматов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 39-42. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/565/ (дата обращения: 16.11.2024).
Высшее учебное заведение призвано формировать новую генерацию интеллигенции — грамотную, всесторонне развитую, творческую, ответственную за себя и за свои действия. Обучение должно иметь не только образовательную, но и воспитательную направленность.
Воспитание — целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни в соответствии с социокультурными нормативными моделями. По определению академика И. П. Павлова, воспитание — это механизм обеспечения сохранения исторической памяти популяции.
На протяжении столетий понятие воспитания неоднократно изменялось и корректировалось. Оно носит конкретно-исторический характер, отражает состояние, менталитет общества.
Вопрос об образовании и воспитании подрастающих поколений общества является одной из важнейших проблем социально- экономического, политико-правового и духовного развития нации. В России нет больше надежной базы воспитательной системы, существовавших в лице детских, юношеских и молодежных организаций.
Главная причина всех неудач в системе образования и воспитания в современной России заключается в конечных целях реформирования (общественно-экономического, политического строя, всей духовной культуры капитализма), не принимаемое большей частью населения.
Воспитание и обучение составляет технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные этапы достижения целей образования.
Воспитание неразрывно связано с обучением и образованием, т. к. нее они направлены на человека как целое. Воспитательный процесс в высшей школе необходим и имеет большое нравственное значение.
Ранее воспитательный процесс осуществлялся через конкретные дела (стройотряды и др.), в которых вовлекалась большая часть преподавателей и практически все студенты. В настоящее время наблюдается потеря потребности в коллективной жизни и деятельности, растет разобщенность среди студенческой молодежи, поэтому необходимо возобновить традиции коллективизма в сочетании с выраженной индивидуальностью. Для правильного определения стратегии воспитательного воздействия преподаватели должны четко представлять спектр тех актуальных проблем, которые существуют в студенческой среде.
Приказом Министерства образования в перечень показателей государственной аккредитации введен новый показатель — «Воспитательная деятельность образовательного учреждения». В соответствии с этим документом оценке подлежат следующие показатели: наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися, уровень организации воспитательной работы и формирование стимулов развития личности, т. е. наличие самой организации воспитательной деятельности, условий и механизмов ее функционирования.
Это свидетельствует о важности воспитательной составляющей при подготовке современного специалиста и особой актуальности создания системы воспитательной работы на основе конкретного вуза, с учетом направленности профессиональной подготовки, экономических, региональных, национальных особенностей, истории развития и традиций, а также на основе учета тенденций и особенностей личностных проявлений студенческой молодежи и значимости микросреды.
Задачей вуза, как социального института, становится поиск методологических основ, механизмов, технологий, способных развернуть воспитание и обучение в соответствии с новым образовательным подходом. В федеративном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования отмечается, что вуз обязан сформировать социокультурную среду, способствующую развитию социально-воспитательного компонента учебного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, самостоятельные занятия двигательной активностью и многое другое.
Но тем не менее не разработана методика оценки эффективности воспитательной деятельности в вузах. Условия эффективной воспитательной деятельности преподавателей включают их личные качества и профессиональные умения.
Воспитательная система вуза сегодня является одним из основных аспектов развития личности студента, которая обеспечивает его конкурентоспособность. Важное место в формировании личности занимает физическая культура, ее научное мировоззрение, нравственное, умственное и эстетическое воспитание. Она опирается на сотрудничество преподавателей и студентов в учебной и внеучебной деятельности.
Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры человека, его здорового образа жизни, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, общении, способствует решению социально — экономических, воспитательных и оздоровительных задач.
Выступая на заседании Генеральной ассамблеи АНОК, В. В. Путин отметил: «Мы разделяем мнение, что уровень включенности людей в занятия спортом отражает качество социальной политики государства, показывает, насколько ответственно оно относится к своим гражданам и к их здоровью, по большому счету — к судьбе будущих поколений. Создание устойчивой системы массового спорта, строительства достаточного числа спортивных сооружений, обеспечение их доступности, повышение роли физической культуры в образовании и в воспитании сегодня являются приоритетом для очень многих стран мира, и Россия здесь, безусловно, не будет исключением. Наша цель — добиться, чтобы к 2020 году не менее 40 % наших граждан регулярно занимались спортом, вели здоровый образ жизни. Уверен, что мы этого добьемся».
В МИИТ существует комплексная система различных уровней соревнований, современные оздоровительные программы. Руководство университета создает современную материально — техническую базу. Согласно «Стратегии физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 года» мы стремимся увеличить число систематически занимающихся двигательной активностью (кроме 4-х часовых учебных занятий). В настоящее время систематически физкультурно-спортивной деятельностью охвачены 37 % студентов.
Учебная дисциплина «Физическая культура» дает возможность осуществлять воспитание в процессе обучения и обучение в процессе воспитания, опираясь на многолетний опыт организационно-воспитательной работы кафедры физического воспитания и спорта, спортивно-образовательного комплекса, традиций университета, которая отражает требования рыночных отношений, где востребованы специалисты, которых отличают такие черты как инициативность, самостоятельность, трудолюбие, целеустремленность, настойчивость и другие.
Физическое воспитание является важнейшим элементом в системе воспитания студенческой молодежи. Физическое воспитание студентов МИИТ традиционно строится на основе органического единства учебного процесса, физкультурно-оздоровительной и спортивно-массовой деятельности. Это образовательно- воспитательный процесс, который характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу.
Систематические занятия физическими упражнениями, целенаправленные тренировки, участия в соревнованиях дают прекрасные возможности нравственного воспитания студентов. Особенность характера воспитательных задач, решаемых в процессе учебно-тренировочных занятий, зависит от содержания и направленности занятий, конкретных условий их проведения, вида спорта, состояния здоровья и уровня подготовленности занимающихся. Основной задачей воспитания является формирование конкурентоспособного специалиста на современном рынке труда.
В учебном процессе у будущих специалистов закладываются теоретические и практические основы знания и формируется определенное отношение к избранной специальности, развивается широкий круг способностей для будущей эффективной трудовой деятельности с сохранением высокой умственной и физической работоспособности.
Физкультурно-оздоровительная и спортивно-массовая работа направлена на воспитание потребности в двигательной активности, критерием которой является самосознание, направленное на достижение физического совершенства, ведение здорового образа и спортивного стиля жизни и выполнение необходимого двигательного режима.
В воспитании достаточно уделяется внимание укреплению здоровья, повышению уровней профессиональной готовности, физической и спортивно-технической подготовленности студентов, формированию морально-волевых качеств и проведению полноценного и активного досуга, соответствующего современному образу, темпу и качеству жизни.
Важное значение придается самостоятельной работе студентов, которая является высшим проявлением осознанной деятельности в сфере физической культуры.
На формирование положительной мотивации к двигательной активности непосредственное влияние оказывает учет интересов и потребностей студентов, который также помогает повысить уровень их физической подготовленности.
Для формирования физкультурно-спортивной активности студенческой молодежи возможно путем представления каждому свободы выбора видов, средств и форм организации собственной двигательной активности, учета индивидуальных характеристик занимающегося, морфофункциональных особенностей и социально -психологических факторов. Мощным стимулом активности является воспитательно-оздоровительный потенциал физической культуры и спорта.
Формирование социальной активности студентов высшей школе является одной из актуальных проблем воспитания. Комплексное решение физического воспитания в вузе обеспечивает готовность к более активной учебной, а в дальнейшем — производственной деятельности, способности овладевать необходимыми, новыми навыками.
Организационно-воспитательную и пропагандистскую работу ведут преподаватели кафедры, ответственные за учебную и физкультурно-спортивную работу в институтах, тренеры по различным видам спорта, которые продолжают творческий поиск ее большей эффективности.
Целенаправленно, систематически и эффективно кафедра ведет воспитательную работу через профессиональную психофизическую подготовку в условиях мотивации к приобретению знаний, умений, навыков по сохранению и укреплению физического и нравственно-психологического здоровья.
Не забываем мы и о воспитательных возможностях средств массовой информации в пропаганде занятий физической культурой и спортом.
Особенного внимания, воспитания требуют первокурсники, т. к. бывший школьник тяжело адаптируется к вузовской системе обучения и отношений. Им необходима помощь в налаживании систематического учебного труда, быта (для живущих в общежитиях), самодисциплине и самоорганизации. Физическая подготовка является необходимым условием успешной адаптации к различным сложным ситуациям.
Состояние студента в учебном процессе, взаимоотношения студент-преподаватель мы изучаем через анкетирование и интервьюирование.
В период модернизации системы образования в России значительно возрастает роль преподавателя, тренера как активного субъекта педагогического процесса, повышаются требования к их личным и профессиональным качествам, социальной позиции. Необходим преподаватель, обладающий высокой профессиональной компетентностью и с осознанием социальной профессиональной ответственности за образование студенческой молодежи и высокой мотивацией на свою профессиональную деятельность.
Физическая культура, в отличие от многих социальных институтов, эффективно решает развития личности и формирование духовно нравственных качеств.