Совершенствование практической подготовки студентов в целях повышения качества освоения профессиональных компетенций
Авторы: Никишин Владимир Владимирович, Петрашкевич Сергей Вячеславович, Соломина Ксения Александровна
Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин
Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 23.12.2015
Статья просмотрена: 786 раз
Библиографическое описание:
Никишин, В. В. Совершенствование практической подготовки студентов в целях повышения качества освоения профессиональных компетенций / В. В. Никишин, С. В. Петрашкевич, К. А. Соломина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 68-71. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/566/ (дата обращения: 16.11.2024).
Статья посвящена рассмотрению путей повышения качества освоения профессиональных компетенций студентами технических специальностей.
Ключевые слова: качество образования, профессиональные компетенции, надежность, измерения, статистическая обработка информации.
Подготовка студентов по направлению 27.04.01 «Стандартизация и метрология» подразумевает получение навыков по производственной технологической деятельности, связанной с [1]:
автоматизацией процессов измерений, контроля и испытаний в производстве и при научных исследованиях;
внедрением новой измерительной техники, математическим моделированием процессов, оборудования и производственных объектов с использованием современных информационных технологий проведения исследований;
разработкой методики и технологии проведения экспериментов и испытаний, обработка и анализ результатов, принятие решений, связанных с обеспечением качества продукции, процессов и услуг;
использованием современных информационных технологий при проектировании средств и технологий управления метрологическим обеспечением и стандартизацией.
В рамках изучения дисциплин связанных с надежностью технических средств или технических систем, очень часто возникают ситуации, в которых студенты теряют к ним интерес. Это происходит из-за чрезмерной «теоретизации» курса, без подтверждения на практике полученных знаний. В общем случае, получение практических навыков сводится только к решению абстрактных задач с применением формул.
Целью статьи является описание практической работы, проводимой на кафедре «Техническая экспертиза и управления качеством» Севастопольского государственного университета, направленной на использование методов получения информации о надежности с применением электронных компонентов и повышение интереса к таким дисциплинам, изучающим надежность технических систем.
Работа состоит из двух этапов: подготовка к проведению эксперимента и непосредственно проведение эксперимента.
При проведении эксперимента используется следующее оборудование: резисторы определенных номиналов — подбираются вручную, резисторы обозначенные на рисунке 1 как R3 и R4, гальваническая развязка (опторазвязка) модели 4N35 производства фирмы «Vishay Semiconductors» [2], микроконтроллер модели ATmega 328P фирмы «Atmel» [3] и источник питания.
На этапе подготовки необходимо подобрать пару резисторов R1 и R2, так, чтобы они образовали делитель напряжения и напряжение с его выхода, поступающее на микроконтроллер, было не более 5 вольт. Мощность, выделяемая на сгораемом сопротивлении, превышает номинальную не менее чем в 10 раз. Еще одним обязательным условием является то, что все разрушаемые резисторы должны быть одного номинала по сопротивлению и мощности, чтобы обеспечить репрезентативность выборки. Номиналы резисторов R1 и R2, и напряжение от источника питания выбираются на основании теоретических расчетов с соблюдением ограничений по мощности и напряжению.
Второй этап — проведение эксперимента.
Целью эксперимента является исследование надежности электрических компонентов в экстремальных условиях. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
провести многократные измерения времени работы резисторов в экстремальных условиях;
построить на основании статистических данных закон распределения времени работы резисторов в экстремальных условиях.
Принципиальная схема испытания резисторов представлена на рисунке 1.
Рис. 1. Электрическая схема эксперимента
Суть эксперимента заключается в следующем. Источник питания В1 подает на делитель напряжения R1-R2 100 В. С помощью микроконтроллера U2 происходит регистрация изменения напряжения в цепи. Применение гальванической развязки обеспечивает безопасную работу микроконтроллера.
Резистор R3 используется для понижения тока на опторазвязке. При отсутствии питающего напряжения, ключ опторазвязки находится в разомкнутом состоянии. В таком состоянии АЦП, входящий в состав микроконтроллера, фиксирует значение напряжения 5 В. При замкнутом состоянии ключа, АЦП фиксирует сигнал соответствующий напряжению 0 В.
Для регистрации и обработки данных, полученных в ходе эксперимента, создана программа в среде NILabVIEW [4]. С помощью данной программы происходит запись результатов каждого из экспериментов в отдельный текстовый файл. Данные из файлов обрабатываются другой программой, созданной в той же среде программирования, используемой для представления результатов в графическом виде. Пример обработки результатов представлен на рисунке 2. На данном графике представлена длительность времени разрушения резистора.
Рис. 2. Графическое представление обработанных данных
t2
Время t1 — время начала разрушения резистора, t2 — время окончания разрушения. Время разрушения резистора Δt = t2-t1.
На рисунке 3 представлены результаты 70 экспериментов. По вертикали откладывается время работы каждого резистора в экстремальных условиях, по горизонтальной оси — номер эксперимента.
Рис. 3. Диаграмма рассеяния результатов экспериментов
Далее, строится гистограмма распределения времени — рисунок 4.
Рис. 4. Гистограмма результатов экспериментов
Построенная гистограмма имеет форму близкую к нормальному закону распределения [5], с параметрами среднеквадратичного отклонения σ = 0,61, дисперсией D = 0,37 и итоговым результатом измерений t = (27,13 ± 0,32) с,
Р = 0,99 %.
ВЫВОДЫ
В настоящее время согласно ФГОС обучение предполагает получение студентами общекультурных и профессиональных компетенций. Представленная статья демонстрирует один из возможных путей повышения качества освоения профессиональных компетенций на примере обучения по специальности 27.04.01 Стандартизация и метрология. В статье, на примере дисциплин, связанных с надежностью и статистической обработкой информации, показана как на практике, используя реальные электронные компоненты можно получить массив экспериментальных данных о надежности и использовать их для проверки теоретических положений. Представленная практическая работа не требует больших материальных затрат и сложного оборудования, поэтому её не сложно внедрить в учебный процесс в достаточном количестве на группу обучающихся.
Выполняя подобные работы, студенты осваивают следующие профессиональные компетенции согласно [1]:
способность автоматизации процессов измерений, контроля и испытаний в производстве и при научных исследованиях;
готовность к руководству разработкой и внедрению новой измерительной техники;
внедрение современных методов и средств измерений;
владение методами математического моделирования процессов, оборудования и производственных объектов с использованием современных информационных технологий проведения исследований, разработкой методики и технологии проведения экспериментов и испытаний, обработкой и анализом результатов, принятием решений, связанных с обеспечением качества продукции, процессов и услуг;
готовность использовать современные информационные технологии при проектировании средств и технологий управления метрологическим обеспечением и стандартизацией.
Литература:
- Приказ Минобрнауки России от 30.10.2014 N 1412 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 27.04.01 Стандартизация и метрология (уровень магистратуры)" (Зарегистрировано в Минюсте России 26.11.2014 N 34923).
- Optocoupler, Phototransistor Output, with Base Connection 4N35 Document Number: 81181 Rev. 1.2, 07-Jan-10.
- 8-bit Atmel Microcontroller Mega 328P Rev. 8161D–AVR–10/09.
- LabVIEWTM Getting Started with LabVIEW June 2010 373427G-01 National Instruments.
- Маловик К. Н., Юдин А. В.: Учеб.-метод. пособие по выполнению практических задач Севастополь: СНУЯЭиП, 2006. — 86 с.
Ключевые слова
качество образования, профессиональные компетенции, надежность, измерения, статистическая обработка информацииПохожие статьи
Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»
В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...
Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования
В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...
Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала
В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...
Роль практических занятий в технических вузах
Данная статья посвящена теме роли практических занятий, для обеспечения и создания новой модели непрерывного образования в течении всего жизненного и трудового пути специалистов с высшим образованием.
Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»
Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».
Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия
В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.
Профессиональная направленность преподавания физики в СПО
В статье рассмотрены вопросы формирования подготовки будущих специалистов СПО технического профиля на основе реализации междисциплинарных связей.
Методы оценки экономической эффективности бюджетных инвестиций в сфере общего образования
Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам оценки эффективности бюджетных инвестиций в сфере общего образования. Рассмотрены особенности оценки экономической эффективности бюджетных инвестиций в образовательной сфере.
Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров
В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.
Похожие статьи
Оценка уровня овладения общими компетенциями у обучающихся образовательной программы «Учет и аудит в сфере предпринимательства»
В статье авторы исследуют оценку студентами значимости общих компетенций, полученных в ходе обучения и их влияние на овладение профессиональными компетенциями. Результаты исследования подтверждают важность оценки компетенций для разработки индивидуал...
Некоторые направления совершенствования профессиональной подготовки магистров образования
В статье особое внимание уделяется проблеме совершенствования профессиональной подготовки магистров образования: формирование их профессиональной компетентности. Перспективным направлением решения указанной проблемы является разработка специальных ин...
Совершенствование корпоративного профессионального обучения на основе внедрения комплексного подхода к управлению компетенциями персонала
В статье рассмотрена система непрерывного корпоративного профессионального образования персонала ОАО «Российские железные дороги». Сделан вывод о необходимости дальнейшего развития корпоративной системы обучения на основе внедрения комплексного подхо...
Роль практических занятий в технических вузах
Данная статья посвящена теме роли практических занятий, для обеспечения и создания новой модели непрерывного образования в течении всего жизненного и трудового пути специалистов с высшим образованием.
Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»
Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».
Корпоративное обучение персонала как фактор развития творческого потенциала и интеллектуальных ресурсов современного предприятия
В статье проанализированы особенности развития интеллектуальных ресурсов современного предприятия. Сделан вывод о росте значения корпоративных форм обучения персонала в целях создания реальных конкурентных преимущества для компаний.
Профессиональная направленность преподавания физики в СПО
В статье рассмотрены вопросы формирования подготовки будущих специалистов СПО технического профиля на основе реализации междисциплинарных связей.
Методы оценки экономической эффективности бюджетных инвестиций в сфере общего образования
Статья посвящена теоретическим и практическим аспектам оценки эффективности бюджетных инвестиций в сфере общего образования. Рассмотрены особенности оценки экономической эффективности бюджетных инвестиций в образовательной сфере.
Реализация модульного обучения в рамках профессиональной подготовки рабочих кадров
В данной статье рассмотрены сущность и возможности модульного обучения как технология повышения эффективности и качества профессиональной подготовки рабочих кадров.