Лекции в медицинском вузе — нужны ли они студентам?
Авторы: Ратникова Людмила Ивановна, Шип Степан Александрович, Мисюкевич Наталья Дмитриевна
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 17.02.2016
Статья просмотрена: 2227 раз
Библиографическое описание:
Ратникова, Л. И. Лекции в медицинском вузе — нужны ли они студентам? / Л. И. Ратникова, С. А. Шип, Н. Д. Мисюкевич. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 100-104. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/744/ (дата обращения: 16.11.2024).
Лекции вмедицинском вузе— нужны ли они студентам?
Ратникова Людмила Ивановна, доктор медицинских наук, профессор;
Шип Степан Александрович, кандидат медицинских наук, ассистент;
Мисюкевич Наталья Дмитриевна, студент
Южно-Уральский государственный медицинский университет
Ключевые слова: лекция, студенты, мнение, видеолекции
В статье представлены результаты анкетирования студентов 1, 3, 6 курсов Южно-Уральского государственного медицинского университета по вопросам их предпочтений относительно формата лекций, а также востребованности лекций как таковых. Установлено, что на старших курсах обучения у студентов значительно возрастает потребность в дополнительных инструментах усвоения лекционной информации: конспекты (электронные или распечатанные) и видеозаписи. С сожалению, в процессе обучения в медицинском ВУЗе прогрессивно снижается заинтересованность студентов к лекции как источнику новых знаний и умений, но, вместе с тем, сохраняется стабильно высокая заинтересованность в лекциях как в эффективном методе обучения.
Согласно Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) содержание знаний, умений, навыков должно соотноситься с необходимостью применения их в повседневной жизни [1].
Необходимость и важность развития профессиональных навыков и умений медицинского работника является очевидной как с личностной, так с общественной точек зрения [2].
Доказано, что только услышанное усваивается в объёме 12 % информации, увиденное повышает уровень усвоения информации до 25 %, а объединение услышанного и увиденного в рамках, например, лекции повышает объём усвоения информации до 70 % [3].
Существуют различные формы организации лекции: 1) классическая форма, когда студенты самостоятельно фиксируют в тетради главные моменты, слушая преподавателя; 2) лекция с предварительно подготовленными конспектами, раздаваемыми преподавателем; 3) видеолекция и мультимедийная лекция, доступная студентам онлайн; 4) лекция-диалог, лекция-беседа, лекция-консультация. Студенты и преподаватели зачастую по-разному представляют себе оптимальный вариант подачи лекционного материала [4].
Некоторые формы лекций граничат с самостоятельной работой студентов, что эффективно в плане рационального усвоения и углубления знаний, развитии ключевых компетенций, как средство активизации обучающихся, как средство индивидуализации, что является весьма важным в случае, когда речь идет о необходимости формирования навыков самоорганизации, что является фактором поступательного развития самой личности в целом [5].
Разнообразие видов лекции обусловлено различными причинами: уровнем подготовленности аудитории, спецификой и тематикой материала, организационными факторами. Особое место занимают личностные качества лектора как педагога, т. к. от них во многом зависят и процесс, и успех воспитания [6].
Труд лектора можно сравнить с писательским трудом, в котором всегда наблюдается взаимодействие духовного и языкового пространств, что в ряде случаев приводит к трудностям в понимании лекции студентами [7].
В связи с вышеуказанным, для преподавателей медицинского ВУЗа крайне важно знать мнение студентов по отношению к лекции как одной из основных форм учебного процесса, а также понимать, какие формы организации лекции могут быть интересны будущим врачами.
Кроме того, авторам данной работы было важно узнать востребованность среди студентов некоторых образовательных технологий, подобных тем, разработкой которой они занимаются самостоятельно — сайт: http://видеолекции-инфекции.рф [8].
Цель.
Изучить отношение студентов медицинского ВУЗа к лекции как форме учебного процесса и перспективность внедрения видеолекций в учебный процесс.
Задачи.
1) Определить наиболее удобный и эффективный формат лекции в медицинском ВУЗе с точки зрения студентов.
2) Изучить мнение студентов относительно целесообразности лекций как таковых в учебных планах медицинского ВУЗа.
3) Оценить востребованность у студентов видеолекций в учебном процессе.
Материалы иметоды.
С помощью анонимного бланочного анкетирования было опрошено 532 студента Южно-Уральского государственного медицинского университета (ЮУГМУ) г. Челябинска. Структура студентов, ответивших на анкету, приведена в таблице 1.
Таблица 1
Структура студентов, принявших участие ванкетировании
|
Численность (абс.) |
Студенты ЮУГМУ |
532 |
1 курс |
171 |
Лечебный факультет (лечфак.) |
171 |
3 курс |
204 |
Лечебный факультет (лечфак.) |
204 |
6 курс |
157 |
Лечебный факультет (лечфак.) |
92 |
Педиатрический факультет (педфак.) |
50 |
Медико-профилактический факультет (медпроф.) |
15 |
Согласно условиям анкеты, студентам предлагалось ответить на два вопроса, выбрав один из пяти предложенных вариантов ответа.
Вопрос № 1: КАКАЯ ФОРМА ЛЕКЦИИ БОЛЕЕ УДОБНА И ЭФФЕКТИВНА ДЛЯ ОБУЧЕНИЯ?
Предлагаемые варианты ответов на вопрос № 1:
1) «Классическая» форма лекции, когда студенты слушают лекцию и самостоятельно конспектируют ключевые моменты.
2) Студенты перед началом лекции получают готовый «распечатанный» конспект лекции, в котором они в процессе самой лекции могут делать собственные пометки и пояснения.
3) Студенты слушают лекцию и самостоятельно конспектируют ключевые моменты. При этом материалы лекции («электронный» конспект и видеозапись лекции) будут доступны на сайте ВУЗа.
4) Студенты приходят на лекцию уже подготовленными по теме, а сама лекция проходит в виде беседы и диалога с разбором сложных и спорных вопросов.
5) 3атрудняюсь ответить
Вопрос № 2: НУЖНЫ ЛИ СТУДЕНТАМ ЛЕКЦИИ ВООБЩЕ?
Предлагаемые варианты ответов на вопрос № 2:
1) Да, лекции нужны, т. к. они способны повысить интерес к предмету, а также позволяют узнать новую и актуальную информацию, которую подготовил авторитетный в данной области лектор.
2) Да, лекции нужны, т. к. они позволяют быстрее и лучше разобраться в теме и подготовиться к практическим занятиям, зачётам и экзаменам, чем самостоятельно искать и изучать необходимую информацию.
3) Нет, лекции не нужны, т. к. студент вполне способен самостоятельно разобраться в теме, но при условии легкой доступности необходимой учебной информации (учебники, книги, монографии, статьи, электронные ресурсы).
4) Нет, лекции не нужны, т. к. студент впустую «тратит» свое время на изучение «сухой» теории, тогда как для будущей профессии более важны практические навыки и профессиональные умения.
5) Затрудняюсь ответить
Результаты.
- Результаты ответов студентов на вопрос № 1: «Какая форма лекции более удобна и эффективна для обучения?»:
- У студентов 1 курса наблюдается высокая приверженность к «классической» форме лекции (52 % респондентов), что скорее всего связано с недавно оконченной школой, где данный подход в получении знаний является доминирующим. В то же время, лишь 11 % студентов 6 курса предпочитают такую форму организации лекции.
- По мере обучения в медицинском ВУЗе у студентов повышается заинтересованность в дополнительных инструментах усвоения лекционного материала. С этой целью одни студенты предпочитают «бумажный» конспект лекции (29 % — на 1 курс и 56 % — на 6 курсе), другие — электронный конспект в сочетании с видеозаписью (9 % — на 1 курсе и 18 % — на 6 курсе).
- Лекция-диалог, лекция-беседа требуют от слушателей высокого исходного уровня подготовки, т. к. без этого невозможно наладить продуктивный контакт с педагогом. Возможно именно поэтому лишь небольшая доля студентов выбрала данный формат лекционных занятий (7 % — 1 курс; 6 % — 3 курс; 9 % — 6 курс).
Детальная информация о результатах ответа студентов на 1-й вопрос представлена на рис. 1.
Рис. 1. Предпочтения студентов, обучающихся на различных курсах ЮУГМУ, относительно формата проведения лекции (доля, %). Указаны варианты ответа на вопрос № 1: «Какая форма лекции более удобна и эффективна для обучения?»
-
Результаты ответа студентов на вопрос № 2: «Нужны ли студентам лекции вообще?»:
- В процессе обучения в медицинском ВУЗе прогрессивно снижается доля студентов, которые считают, что лекции необходимы, т. к. они «интересны и познавательны»: 45 % — 1-курсников; 33 % — 3-курсников; 11 % — 6-курсников. Потерю интереса к лекциям можно объяснить тем с тем, что к последнему курсу большинство студентов уже определились со своей будущей специальностью и начинает как бы «отсекать ненужную, по их мнению, информацию».
- Примечательно то, что независимо от курса стабильно высокой остается доля студентов, считающих лекции необходимыми по причине их высокой «пользы» для практических занятий, зачетов и экзаменов: 38 %, 39 %, 33 % — для студентов 1, 3, 6 курсов соответственно.
- Между тем, чем старше курс обучения, тем большая часть студентов считает, что лекции им не нужны, т. к. они вполне способны самостоятельно разобраться в теме, но при условии легкой доступности необходимой учебной информации (учебники, книги, монографии, статьи, электронные ресурсы): 6 %, 12 %, 18 % — для 1, 3, 6 курсов соответственно. Данный факт свидетельствует о том, что в процессе обучения значительно возрастает способность студентов к саморазвитию и самообразованию, что является одной из основных целей любого ВУЗа.
К сожалению, чем старше курс обучения, тем более значительная доля студентов (31 % 6-курсников) полагает, что лекции им абсолютно не нужны: «это пустая трата своего времени». Они аргументируют это тем, что на 6 выпускном курсе вместо изучения «сухой» теории для их будущей специальности первостепенную значимость приобретают практические навыки и профессиональные умения. Данный факт можно интерпретировать таким образом, что к моменту окончания медицинского ВУЗа студенты начинают осознавать острую необходимость в приобретении практических навыков. Тем более, что к старшим курсам большинство из них уже подрабатывают в лечебно-профилактических организациях в качестве младшего или среднего медперсонала.
Детальная информация о результатах ответа студентов на 2-й вопрос представлена на рис. 2.
Рис. 2. Мнение студентов, обучающихся на различных курсах ЮУГМУ, относительно целесообразности лекций как таковых (доля, %). Указаны варианты ответа на вопрос № 2: «Нужны ли студентам лекции вообще?»
Выводы.
Изучение мнения студента к применяемым в процессе преподавания различным формам организации учебного процесса является необходимым условием для формирования качественной обратной связи, что в конечном счете способствует развитию системы образования.
По результатам опроса мнения студентов медицинского ВУЗа на примере ЮУГМУ относительно лекции как основной формы организации учебного процесса было установлено следующее:
1) На старших курсах обучения значительно повышается востребованность у студентов дополнительных инструментов усвоения информации «классической» лекции. Среди таких средств можно выделить: распечатанные на бумаге конспекты или их электронные версии, а также видеозаписи прослушанных лекционных занятий.
2) В процессе обучения в медицинском ВУЗе прогрессивно снижается заинтересованность студентов к лекции как источнику новых знаний и умений. Однако заинтересованность обучающихся в лекциях в качестве эффективного средства обучения остается стабильно высокой.
3) Востребованность у студентов видеолекций в учебном процессе нарастает по мере их обучения и достигает 18 % к 6 курсу.
Литература:
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «Об образовании в Российской Федерации».
- Ратникова Л. И. Мотивация практикующего врача к непрерывному медицинскому образованию // Инфекционные болезни: новости, мнения, обучение. 2014. № 1. С. 9–11.
- Конашенко В. И. Применение скринкастов в процессе изучения физики // Системы компьютерной математики и их приложения. 2015. № 16. С. 251–252.
- Мальцев Д. В., Шагиева Ф. И., Дигинашева Э. В. О результатах анкетирования преподавателей по проблеме учебного видео // Московское научное обозрение. 2012. № 10–2 (26). С. 09–12.
- Хусаенова А. А., Амиров А. Ф., Насретдинова Л. М., Богданов Р. Р. Самостоятельная работа студентов медицинских образовательных организаций высшего образования на основе требований ФГОС ВО // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 1. — С. 28–29.
- Шеранова М. Б., Бойтураева Н. И. Характерологические особенности личности учителя // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 3. — С. 39–41.
- Ахметова Г. Д. Духовное пространство текста // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Филология, история, востоковедение. 2014. № 2. С. 6–11.
- Интернет-ресурс: http://видеолекции-инфекции.рф
Похожие статьи
Особенности чтения лекций по физике в военном вузе
В статье авторы рассматривают особенности лекционного процесса в военном вузе.
Антилекции, или Как я перестал бояться и поступил по совести
В данном докладе описывается рискованный, но благородный и результативный педагогический эксперимент, проведённый автором в стенах одного негосударственного вуза в ноябре — декабре 2015 года.
Использование исторического материала в обучении
В статье автор пытается рассмотреть вопрос о формировании мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование исторического материала.
Похожие статьи
Особенности чтения лекций по физике в военном вузе
В статье авторы рассматривают особенности лекционного процесса в военном вузе.
Антилекции, или Как я перестал бояться и поступил по совести
В данном докладе описывается рискованный, но благородный и результативный педагогический эксперимент, проведённый автором в стенах одного негосударственного вуза в ноябре — декабре 2015 года.
Использование исторического материала в обучении
В статье автор пытается рассмотреть вопрос о формировании мотивации познавательной деятельности учащихся на уроках математики через использование исторического материала.