Формирование толерантности студента в поликультурной образовательной среде
Автор: Бидова Бэла Бертовна
Рубрика: Воспитание в высшей школе
Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.
Дата публикации: 25.02.2016
Статья просмотрена: 426 раз
Библиографическое описание:
Бидова, Б. Б. Формирование толерантности студента в поликультурной образовательной среде / Б. Б. Бидова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 24-25. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/780/ (дата обращения: 19.12.2024).
Бидова Бэла Бертовна,
д.ю.н., доцент кафедры Уголовного права икриминологии
ФГБОУ ВО «Чеченский государственный университет»
Формирование толерантности студента вполикультурной образовательной среде
Тенденции развития современного общества таковы, что глобализация с ее противоречивыми явлениями выдвигает перед высшим образованием сложную задачу подготовки выпускника вуза к жизни в условиях многонациональной и поликультурной среды, формирования умений осуществлять профессиональное взаимодействие с людьми разных культур, национальностей, вероисповеданий, что говорит об актуальности данной проблемы. Повышение качества профессионального образования в вузе отвечает требованиям социокультурной реальности и в соответствии с целями и задачами компетентностного подхода.Признавая бесспорную значимость исследований проблемы формирования толерантности, отметим, что изменяющиеся социально-экономические условия, процессы международной социокультурной интеграции обостряют проблему формирования у выпускника вуза способности жить в многообразном мире, решать вопросы конструктивного межкультурного взаимодействия, в том числе в глобальном профессиональном мире.
Понятие толерантности с точки зрения формальной логики можно отнести к числу недостаточно определенных. Во-первых, само понятие «толерантность» относительно недавно вошло в широкое научное и публицистическое употребление в современной России. Во-вторых, существует разнообразное его трактование в собственно научной литературе (философское, психологическое, социологическое, и др.) и в литературе публицистического направления. В-третьих, и это отмечают большинство исследователей этой проблематики, в русском языке существует близкое по содержанию, но не совпадающее с ним понятие «терпимость».
Актуальность и социальная значимость педагогической проблемы толерантности, определяются тем, что в условиях развитого разделения труда и процессов глобализации объективно необходимое и постоянное взаимодействие и сотрудничество различно действующих и мыслящих людей будет успешным при условиях толерантных отношений между ними. [1,с.59]
Конкретизировано понятие «толерантность» на основании рассмотрения философского, психологического, социально-культурного, педагогического аспектов, а также её правового статуса. Толерантность определяет собой интегративное качество человека, включающее в себя взаимообусловленные и взаимодополняющие компоненты когнитивной, аффективной и поведенческой сфер, основанное на ценностном отношении к людям как представителям иных социальных групп и проявляющееся в активной жизненной позиции человека, предполагающей расширение личностных ценностей за счет позитивного взаимодействия с другими культурами, формами самовыражения и способами проявления человеческой индивидуальности.
Обоснована структура толерантности, включающая эмоционально-ценностный компонент, когнитивный компонент, поведенческо-деятельностный компонент и рефлексивно-оценочный компонент, а также представлено их содержательное наполнение.
Теоретически обосновано, что:
сущностной характеристикой поликультурной образовательной среды является культурное многообразие её субъектов, качественно определяемое многообразием ценностно-смысловых доминант восприятия мира и человека в нем, выступающее источником альтернативных точек зрения носителей разных культур;
поликультурная образовательная среда инициирует процесс ознакомления личности с иной культурой, способствует расширению культурного пространства становления личности, провоцирует выбор личностно-значимых ценностей в процессе интеграции в сознании личности различных культурных сред, культивирует толерантность как нравственный идеал через развитие культурного плюрализма.
Инновационность поликультурной образовательной среды определяется:
качественным изменением состояния традиционной монокультурной образовательной среды в виде появления новых условий развития личности посредством расширения культурного пространства становления личности, выбора личностно-значимых ценностей в процессе интеграции в сознании личности различных культурных сред;
наличием системных качеств, порождаемых диалогово-деятельностным пространством и способствующих внедрению в образование актуально-значимых практик, ориентированных на формирование толерантности;
качественной определённостью, проявляющейся как инновационная организация деятельности на рефлексивно-деятельностной основе;
сохранению культурного многообразия поликультурной образовательной среды способствует развитие культурного плюрализма, основанного на диалоге и способного расширить культурное пространство становления личности посредством интеграции в её сознании различных культурных сред;
культурологический подход в образовании позволяет сохранить культурное многообразие среды и способствует формированию толерантности посредством отражения многообразия культур, организации процесса их взаимодействия, создания условий формирования диалогичного человека и его самоидентификации.
Предложенная нами научная идея, состоит в том, что формированию толерантности студентов как интегративного личностного качества способствует актуализация потенциала объективно существующей поликультурной среды вуза посредством активного инициирования и поддержания диалога культур на основе дифференциации различных культур и их интеграции в целостное культурное пространство гуманного взаимодействия.
Обоснован процесс формирования толерантности студентов в условиях актуализации потенциала поликультурной образовательной среды, гипотетически включающего в себя:
ориентирование учащихся на формирование аксиологической триады: толерантных знаний, толерантного отношения, толерантного поведения;
вовлечения студентов в познавательно-критическую и рефлексивно-оценочную деятельность в условиях поликультурного диалога в аудиторной и внеаудиторной деятельности с использованием культурологической составляющей содержания дисциплины «Иностранный язык» и содержательно-смыслового контекста разработанного Web-site.
Этапы формирования толерантности:
ориентация студентов на ценности толерантности как первый этап в процессе формирования эмоционально-ценностного и когнитивного компонента толерантной личности предполагает ознакомление студентов с поликультурной средой через вовлечение субъектов образовательного пространства в осознание многообразия культур в поликультурном пространстве как объективной реальности в условиях диалога;
принятие толерантных ценностей посредством организации интенсивной познавательно-критической и оценочной деятельности в условиях рефлексии по поводу содержания чужой культуры в терминах своего культурного опыта является вторым этапом формирования толерантности;
поведенческо-действенное закрепление правил и норм толерантного поведения в условиях сочетания и единства разных видов деятельности: учебной (аудиторной) и внеучебной (внеаудиторной), требующих проявления толерантного поведения, выступает третьим этапом формирования толерантности в поликультурной образовательной среде вуза.
Критерии, показатели и уровни сформированности толерантности: когнитивный, эмоционально-ценностный, поведенческо-деятельностный, рефлексивно-оценочный:
когнитивный критерий толерантности, который характеризует сформированность знания о толерантности и способах ее проявления;
эмоционально-ценностный критерий, который характеризует сформированность осознания значимости толерантности в многокультурном мире и принятие ее как личностно значимой ценности, способность эмоционально допустить точку;
поведенческо-деятельностный критерий толерантности характеризует выработку ценностной установки на основе внутренней позиции и сформированность опыта проявления толерантных взаимоотношений;
рефлексивно-оценочный критерий — самооценка толерантного взаимодействия, самоанализ, самокорреция поступков и действий.
Литература:
- Чухин С. Г. Нравственная деятельность в контексте гражданской самореализации личности //Вести Омского Государственного педагогического университета. — 2011. — Вып. 2. — № 3. — С. 58–61.