Организационная культура государственных гражданских служащих: ее значение, структура и роль формирования в высшей школе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (4) март 2016 г.

Дата публикации: 05.03.2016

Статья просмотрена: 6263 раза

Библиографическое описание:

Высыпкова, Ю. С. Организационная культура государственных гражданских служащих: ее значение, структура и роль формирования в высшей школе / Ю. С. Высыпкова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 1 (4). — С. 83-87. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/21/792/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье описана важность организационной культуры государственных гражданских служащих, рассмотрена ее структура и выявлена роль высшей школы для формирования организационной культуры у будущих государственных служащих.

Ключевые слова: государственные гражданские служащие, организационная культура, структура организационной культуры государственных служащих, роль организационной культуры в высшей школе.

Высшее профессиональное образование для государственных гражданских служащих — это важное и необходимое условие для их профессиональной деятельности. Наличие у них высшего профессионального образования предполагает, что государственные служащие являются высококвалифицированными специалистами.

Гражданский служащий — гражданин Российской Федерации, взявший на себя обязательства по прохождению гражданской службы. Гражданский служащий осуществляет профессиональную служебную деятельность на должности гражданской службы в соответствии с актом о назначении на должность и со служебным контрактом и получает денежное содержание за счет средств федерального бюджета или бюджета субъекта Российской Федерации [1].

Специфика профессиональной деятельности государственного служащего определяется тем, что деятельность госслужащего является разновидностью управленческой деятельности, т. е. такой, которая направлена, с одной стороны на управление процессами в той или иной сфере, с другой — на руководство людьми, обеспечивающими функционирование данной сферы. Госслужащий, как управленец, как субъект деятельности не столько отвечает за свою собственную работу, сколько обеспечивает условия для работы других, используя многообразные методы стимулирования их активности для достижения необходимого результата, профессиональной успешности и самореализации личности, что выражается и в удовлетворенности своим трудом.

Необходимо также отметить, что государственные гражданские служащие являются носителями организационной культуры государственной службы в целом и конкретного государственного органа в частности. Поэтому культура их деятельности направлена на обеспечение полномочий государственных органов через определенные способы, средства и приемы, которые они задействуют всякий раз, когда необходимо проявлять свои профессиональные компетенции. Исходя из этого, определяем, что организационная культура государственных служащих — это совокупность способов, средств, приемов и операций целенаправленного обеспечения полномочий государственного органа, основанная на системе ценностей, норм и традиций, как государственной службы, так и конкретного государственного органа [6, с. 129].

Организационная культура современных государственных гражданских служащих представляет собой совокупность установок и ценностей, обычаев и традиций, система убеждений, норм поведения, представляющая собой неписаные правила, которые должны определять, как в той или иной ситуации должны поступать государственные служащие.

Изучив нормативно-правовые акты, регулирующие деятельность государственных служащих, требования и обязанности к их деятельности, а также профессиограмму и научную литературу, мы выделили элементы организационной культуры госслужащих, которые, на наш взгляд, являются важными и незаменимыми в их профессиональной деятельности.

Рассмотрим наши элементы подробней.

  1. Миссия организации.

Миссиярассматривается как сформулированное утверждение относительно того, для чего или по какой причине существуеторганизация [10]. Миссия государственной службы — это служение интересам граждан, гражданского общества и государства.

  1. История и герои организации.

Государственный служащий должен знать историю государственного органа, в котором он работает, руководителей, их биографию, а также вклад для развития общества.

История организации помогает понять и описать миссию, основную деятельность организации, а также раскрыть ее организационные ценности.

Герои — это сотрудники организации, которые являются примером, олицетворяющим важнейшие организационные ценности. Заслуги героев (руководителей) вдохновляют сотрудников на свершение новых идей, которые продолжают развивать их направление, либо создание совершенно нового. Героями, помимо руководителей, могут быть любые сотрудники государственного органа. Главное, чтобы поступки и действия героев было направленно на благо общества, соответствовало миссии.

  1. Принципы работы организации.

В своей деятельности государственные служащие должны соблюдать нравственные принципы государственной службы, которые сформулированы и закреплены в ряде статей Федерального закона от 27.07.2004 года № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Под нравственными принципами государственной службы понимается совокупность норм, выражающих требования государства и общества к нравственной сущности служащего, к характеру его взаимоотношений с государством, на службе у которого он находится, с гражданским обществом, которому он служит, обеспечивая взаимодействие государства и его граждан в защите их прав, свобод и законных интересов. Эта система общих ценностей и правил, регулирующих взаимоотношения государственных служащих между собой в процессе их совместной профессиональной деятельности в целях создания надлежащего морально-психологического климата в коллективе и повышения эффективности государственной службы.

Итак, рассмотрим нравственные принципы государственной службы, которые на наш взгляд могут рассматриваться как базовые ценности организационной культуры государственных гражданских служащих:

а) Принцип служения государству и обществу (базовый принцип, государственные служащие должны соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, создавать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие человека);

б) Принцип законности (это важнейший этический принцип, так как все правовые нормы имеют свой нравственный смысл, свою нравственную ценность, поэтому государственный служащий обязан соблюдать нормы действующего законодательства, верховенство Конституции);

в) Принцип гуманизма (уважение к человеку, вера в него, признание суверенитета и достоинства личности);

г) Принцип ответственности (юридическая и нравственная ответственность государственных служащих за свои действия);

д) Принцип справедливости (законное, рациональное, разумное и честное использование государственными служащими государственно-властных полномочий);

е) Принцип лояльности (верность и благожелательность государственных служащих в отношении к государственному органу, государству и обществу, то есть благожелательность и корректность его поведения в отношении к гражданам, которым он оказывает услуги в пределах своей компетенции);

ж) Принцип политической нейтральности (нейтральные позиции государственных служащих в отношении политических партий и движений);

з) Принцип честности и неподкупности, противодействия коррупции (непредвзятость, неподкупность государственных служащих).

и) Борьба с бюрократизмом на государственной службе (демократизация и открытость власти, оптимизация аппарата, расширение социальной базы кадрового корпуса государственной службы, отделение его от бизнеса и собственности) [8, с. 558–561].

Важность нравственных принципов государственной службы заключается в том, что они составляют нравственную основу государственных служащих и фундамент их служебной деятельности. Нарушение, подмена любого из принципов или смещение акцентов в их системе может привести к ослаблению всех других, а все вместе в совокупности они могут служить надежным показателем нравственного здоровья государства и государственной службы в частности, действенным инструментом кадровой политики государства и полезным ориентиром и критерием в оценке моральных коллизий, возникающих в процессе деятельности государственного служащего, и его профессионально-нравственных качеств.

Таким образом, мы видим, что миссия, история и герои, нравственные принципы государственной службы составляют базовые ценности для государственных служащих.

  1. Нормативно-правовые документы, регулирующие деятельность госслужащих.

Целью таких документов является установление этических норм и правил служебного поведения государственных служащих для достойного выполнения ими профессиональной деятельности, а также содействие укреплению авторитета государственных служащих, доверия граждан к государственным органам и органам местного самоуправления и обеспечение единых норм поведения государственных служащих [3].

Одним из главных таких нормативно-правовых документов является Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих. Согласно этому Типовому кодексу, основные принципы служебного поведения государственных (муниципальных) служащих являются основой поведения граждан Российской Федерации в связи с нахождением их на государственной и муниципальной службе [3].

К нормативно-правовым актам, которые регулируют профессиональную деятельность государственных служащих, также относятся Федеральный закон от 27.07.2004 года № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации»,Федеральный закон от 25.04.2003 года № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «О системе государственной службы Российской Федерации».

Можно сделать вывод о том, что для эффективной профессиональной деятельности государственных служащих очень важно, чтобы их ценности, необходимые для установления этических норм и правил служебного поведения государственных служащих, были законодательно урегулированы.

  1. Символика.

Официальные государственные символы России являются важнейшими атрибутами суверенитета государства. Уважение к ним, понимание основ их правильного использования служат показателями как общей, так и политической культуры в обществе.

К государственным символам Российской Федерации относятся: Государственный флаг Российской Федерации, Государственный герб Российской Федерации, Государственный гимн Российской Федерации.

  1. Внешний вид госслужащих.

Внешний вид государственного служащего также играет немаловажную роль для их деятельности. Внешний вид гражданского служащего при исполнении им должностных обязанностей в зависимости от условий службы и формата служебного мероприятия должен способствовать уважительному отношению граждан к представителям государственных органов, соответствовать общепринятому деловому стилю, который отличают официальность, сдержанность, традиционность, аккуратность [3].

Таким образом, мы видим, что в процессе оценки уровня организационной культуры государственных гражданских служащих важным показателем является знание символики организации и его внешний вид.

  1. Традиции, обычаи, ритуалы и обряды.

«Традиция, элементы социального и культурного наследия, передающиеся от поколения к поколению и сохраняющиеся в определенных обществах и социальных группах в течение длительного времени». С помощью традиций гармонизируются отношения между поколениями сотрудников организации, поддерживается связь прошлого, настоящего и будущего. С одной стороны, традиции являются механизмом культурной регуляции профессионального поведения, с другой стороны традиции выступают в виде идей, взглядов, ценностей. Содержанием традиции становятся обычаи, ритуалы, обряды, которые наделяются свойствами традиционности и всегда выступают в роли способа удовлетворения какой-либо потребности [4, с. 102].

Обычай — унаследованный стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определённом обществе или социальной группе и является привычным для их членов [9].

«Ритуал — вид обряда, исторически сложившаяся форма сложного символического поведения, упорядоченная система действий (в том числе речевых). Выражает определенные социальные и культурные взаимоотношения, ценности» [5, с. 587].

Обряд — это совокупность действийстереотипного характера, которой присущесимволическоезначение [9].

Как правило, ритуалы и традиции заключаются в праздновании каких-либо событий. Их общая черта заключается в наполнении жизни людей смыслом приобщения к целому: рабочей группе, профессии, всему обществу. Их изучение необходимо потому, что в праздничном действии организация также воплощает свои ценности.

Корпоративный праздник (как все праздники труда) приобщает людей к культурным ценностям и достижениям (трудовой жизни), и потому является эффективным средством воздействия на человека. Посредством объединения, сплочения, возобновления общественных связей праздник, «обновляя» ценности и напоминая о важных событиях, связанных с ними, выполняет роль мощного механизма передачи культурных традиций из поколения в поколение работников, позволяет людям осуществлять свою самоидентификацию с организацией, ее коллективом [7].

  1. Поведение.

В Типовом кодексе этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих указано, что в служебном поведении государственный служащий должен воздерживаться от:

а) любого вида высказываний и действий дискриминационного характера по признакам пола, возраста, расы, национальности, языка, гражданства, социального, имущественного или семейного положения, политических или религиозных предпочтений;

б) грубости, проявлений пренебрежительного тона, заносчивости, предвзятых замечаний, предъявления неправомерных, незаслуженных обвинений;

в) угроз, оскорбительных выражений или реплик, действий, препятствующих нормальному общению или провоцирующих противоправное поведение;

г) курения во время служебных совещаний, бесед, иного служебного общения с гражданами [3].

Также согласно Федеральному закону от 27.07.2004 года № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) «О государственной гражданской службе Российской Федерации», Гражданский служащий обязан:

1) исполнять должностные обязанности добросовестно, на высоком профессиональном уровне;

2) исходить из того, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина определяют смысл и содержание его профессиональной служебной деятельности;

3) осуществлять профессиональную служебную деятельность в рамках установленной законодательством Российской Федерации компетенции государственного органа;

4) обеспечивать равное, беспристрастное отношение ко всем физическим и юридическим лицам, не оказывать предпочтение каким-либо общественным или религиозным объединениям, профессиональным или социальным группам, гражданам и организациям и не допускать предвзятости в отношении таких объединений, групп, граждан и организаций;

5) не совершать действия, связанные с влиянием каких-либо личных, имущественных (финансовых) и иных интересов, препятствующих добросовестному исполнению должностных обязанностей;

6) соблюдать ограничения, установленные настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами для гражданских служащих;

7) соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

8) не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство;

9) проявлять корректность в обращении с гражданами;

10) проявлять уважение к нравственным обычаям и традициям народов Российской Федерации;

11) учитывать культурные и иные особенности различных этнических и социальных групп, а также конфессий;

12) способствовать межнациональному и межконфессиональному согласию;

13) не допускать конфликтных ситуаций, способных нанести ущерб его репутации или авторитету государственного органа;

14) соблюдать установленные правила публичных выступлений и предоставления служебной информации [1].

Государственные служащие призваны способствовать своим служебным поведением установлению в коллективе деловых взаимоотношений и конструктивного сотрудничества друг с другом.

  1. Поощрения и награждения за гражданскую службу, дисциплинарные взыскания.

Согласно Федеральному закону № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ», за безупречную и эффективную гражданскую службу применяются следующие виды поощрения и награждения:

1) объявление благодарности с выплатой единовременного поощрения;

2) награждение почетной грамотой государственного органа с выплатой единовременного поощрения или с вручением ценного подарка;

3) иные виды поощрения и награждения государственного органа;

4) выплата единовременного поощрения в связи с выходом на государственную пенсию за выслугу лет;

5) поощрение Правительства Российской Федерации;

6) поощрение Президента Российской Федерации;

7) присвоение почетных званий Российской Федерации;

8) награждение знаками отличия Российской Федерации;

9) награждение орденами и медалями Российской Федерации [1].

Необходимо также отметить, что за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, представитель нанимателя имеет право применить следующие дисциплинарные взыскания:

1) замечание;

2) выговор;

3) предупреждение о неполном должностном соответствии;

4) увольнение с гражданской службы по основаниям, установленным Федеральным законом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РФ» [1].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что поведение, поощрения и награждения, а также дисциплинарные взыскания являются важной составляющей организационной культуры в профессиональной деятельности государственного служащего, так как они способствуют развитию профессиональных ценностей, а также созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе.

Рассмотрев все составляющие организационной культуры, можно сделать вывод, что все они играют большую роль в деятельности государственного служащего. Использование, соблюдение и развитие всех элементов организационной культуры способствует развитию уровня организационной культуры каждого сотрудника.

Организационная культура современных государственных служащих имеет свои особенности, наличие и реализация которых позволяет не только отличать организационную культуру от других культур, но и помогает государственным служащим осуществлять и реализовать свою государственную деятельность на должном уровне, согласно действующему законодательству, нормам, традициям и представлениям общества о государстве. Очевидно также, что логично и разумно будет, если государственный служащий приобретет все необходимые профессиональные ценности, знания и умения, которыми он будет руководствоваться в своей профессиональной деятельности, именно в высшей школе.

Таким образом, можно сделать вывод, что именно благодаря высшей школе, будущие государственные служащие понимают всю важность, необходимость организационной культуры. Студенты с первого курса и на протяжении всего обучения изучают, используют и применяют все необходимые для дальнейшей их профессиональной деятельности элементы организационной культуры.

Литература:

1. О государственной гражданской службе Российской Федерации: федер. закон от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 30.12.2015) // Собр. законодательства РФ. — 2004. — № 31. — Ст. 3215. Гл. 3, Ст. 13, 18; Гл. 12, Ст. 55, 57.

2. О системе государственной службы Российской Федерации: федер. закон от 25.04.2003 г. № 58-ФЗ (ред. от 13.07.2015) // Собр. законодательства РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.

  1. Типовой кодекс этики и служебного поведения государственных служащих Российской Федерации и муниципальных служащих: одобрен решением президиума Совета при Президенте РФ по противодействию коррупции от 23 декабря 2010 г. (протокол № 21) // Официальные документы в образовании. 2011. № 36. Ст. 6, 10, 28.
  2. Бондарева С. К., Колесов Д. В. Традиции: стабильность и преемственность в жизни общества: Учеб. пособие / С. К. Бондарева, Д. В. Колесов. — М.: Изд-во МПСИ; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2004. — 280 с.
  3. Бородулин В. И., Горкин А. П., Гусев А. А., Ланда Н. М. Иллюстрированный энциклопедический словарь / В. И. Бородулин, А. П. Горкин, А. А. Гусев, Н. М. Ланда и др. — М.: Большая Российская энциклопедия, 1995. — 894 с.
  4. Нуралиева Э. Ш. Культура государственного гражданского служащего/ Э. Ш. Нуралиева // Социология власти. — 2011. — № 4. — С. 129–136.
  5. Тощенко Ж. Т., Могутнова Н. Н. Новый взгляд на понятие «корпоративная культура» / Ж. Т. Тощенко, Н. Н. Могутнова // Социс. — 2005. — № 4. — С.130–136.
  6. Черепанов В. В. Основы государственной службы и кадровой политики / В. В. Черепанов. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 679 с.
  7. Сайт «Википедия». — Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Википедия.
  8. Сайт «Энциклопедия экономиста». — Режим доступа: http://www.grandars.ru.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, служащий, организационная культура, государственная служба, государственный орган, профессиональная деятельность, служебное поведение, государственная гражданская служба, ценность, высшая школа.

Ключевые слова

организационная культура, государственные гражданские служащие, структура организационной культуры государственных служащих, роль организационной культуры в высшей школе

Похожие статьи

Роль формирования организационной культуры для будущих государственных гражданских служащих в высшей школе

В статье описывается роль организационной культуры в государственных органах. На основе проведенного исследования были выявлены проблемы организационной культуры у государственных служащих, а также необходимость ее формирования у будущих государствен...

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье проведен анализ путей развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Исследованы инновационные технологии развития компетентности, выявлены о...

Кадровая политика на государственной гражданской службе как основа управления персоналом организации

В статье анализируется сущность и понятие кадровой политики на государственной гражданской службе. Актуальность исследования теоретических аспектов кадровой политики обусловлена ее значимостью для организации управления персоналом государственной слу...

Правовые основы и проблемы формирования кадрового резерва государственной службы Российской Федерации

В статье рассматриваются правовые основы формирования кадрового резерва в органах государственной службы Российской Федерации. Обозначается важность кадровой проблемы для государственной службы, необходимость в профессиональных грамотных государствен...

Социально-экономические и психолого-педагогические аспекты проблемы управленческой культуры руководителей ДОУ

В статье рассматривается понятие управленческой культуры, рассматриваются ее особенности в контексте управления образовательной организацией на примере ДОУ. В рамках статьи обоснована проблема управленческой культуры руководителей ДОУ с точки зрения ...

Нематериальная мотивация государственных гражданских служащих Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы профессионального развития государственных служащих. Автор раскрывает основные формы нематериальной мотивации государственных гражданских служащих. Особое внимание в статье уделяется психофизиологическому аспекту гражданс...

Формирование компетенций государственных гражданских служащих в условиях смены парадигмы образования

В статье рассмотрены проблемы и условия формирования компетенций государственных служащих в условиях смены парадигмы образования. Проанализированы качественные характеристики кадрового состава государственных органов на примере Новосибирской области.

Состояние кадрового обеспечения муниципальной службы: проблемы и пути развития

В статье рассматриваются основные трудности при организации и формировании кадровой работы в системе муниципальной службы. Актуальность и практическое значение данной проблемы обусловлено тем, что кадровая технология обеспечения муниципальной службы ...

Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.

Похожие статьи

Роль формирования организационной культуры для будущих государственных гражданских служащих в высшей школе

В статье описывается роль организационной культуры в государственных органах. На основе проведенного исследования были выявлены проблемы организационной культуры у государственных служащих, а также необходимость ее формирования у будущих государствен...

Современные проблемы профессионального развития государственных гражданских служащих

Данная работа посвящена исследованию проблем в профессиональном развитии государственных гражданских служащих. В статье рассмотрены условия, причины возникновения сложностей в процессе обучения служащих, предложены меры по совершенствованию форм, инс...

Развитие профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан

В статье проведен анализ путей развития профессиональной компетентности государственных гражданских служащих на примере Министерства образования и науки Республики Башкортостан. Исследованы инновационные технологии развития компетентности, выявлены о...

Кадровая политика на государственной гражданской службе как основа управления персоналом организации

В статье анализируется сущность и понятие кадровой политики на государственной гражданской службе. Актуальность исследования теоретических аспектов кадровой политики обусловлена ее значимостью для организации управления персоналом государственной слу...

Правовые основы и проблемы формирования кадрового резерва государственной службы Российской Федерации

В статье рассматриваются правовые основы формирования кадрового резерва в органах государственной службы Российской Федерации. Обозначается важность кадровой проблемы для государственной службы, необходимость в профессиональных грамотных государствен...

Социально-экономические и психолого-педагогические аспекты проблемы управленческой культуры руководителей ДОУ

В статье рассматривается понятие управленческой культуры, рассматриваются ее особенности в контексте управления образовательной организацией на примере ДОУ. В рамках статьи обоснована проблема управленческой культуры руководителей ДОУ с точки зрения ...

Нематериальная мотивация государственных гражданских служащих Российской Федерации

В статье рассмотрены вопросы профессионального развития государственных служащих. Автор раскрывает основные формы нематериальной мотивации государственных гражданских служащих. Особое внимание в статье уделяется психофизиологическому аспекту гражданс...

Формирование компетенций государственных гражданских служащих в условиях смены парадигмы образования

В статье рассмотрены проблемы и условия формирования компетенций государственных служащих в условиях смены парадигмы образования. Проанализированы качественные характеристики кадрового состава государственных органов на примере Новосибирской области.

Состояние кадрового обеспечения муниципальной службы: проблемы и пути развития

В статье рассматриваются основные трудности при организации и формировании кадровой работы в системе муниципальной службы. Актуальность и практическое значение данной проблемы обусловлено тем, что кадровая технология обеспечения муниципальной службы ...

Основные проблемы профессиональной адаптации молодых специалистов в образовательной организации

В данной статье рассмотрено содержание профессиональной адаптации молодых специалистов, ее основные проблемы и необходимость создания эффективных программ адаптации в образовательной организации.

Задать вопрос