Совершенствование нравственного и профессионального воспитания будущих педагогов
Автор: Кенжаев Шавкат Хусанбаевич
Рубрика: Воспитание в высшей школе
Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (1) март 2015 г.
Дата публикации: 05.03.2015
Статья просмотрена: 651 раз
Библиографическое описание:
Кенжаев, Ш. Х. Совершенствование нравственного и профессионального воспитания будущих педагогов / Ш. Х. Кенжаев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 1 (1). — С. 19-21. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/3/76/ (дата обращения: 19.12.2024).
Главная цель сферы образования — в процессе образовательно-воспитательной работы проводить в жизнь исторические традиции и обряды, духовно-нравственные ценности нашего народа, опираясь на принципы демократии и гуманизма, а также, опираясь на общечеловеческие ценности, обогащать содержание образовательно-воспитательного процесса, в этих целях открыть широкие возможности инициативности педагогического коллектива в учебном заведении.
Президент Республики Узбекистан И.Каримов неоднократно подчёркивал, что на деле в сфере реформирования воспитания нет границ и предела реформам. Жизнь продолжается, и воспитание, и образование будут постоянно обновляться исходя из новейших требований времени. В годы независимости в Узбекистане сфера образования реформирована коренным образом и сегодня уделяется большое внимание её усовершенствованию.
Изучение научного наследия наших великих предков, внедрение их в образовательный и воспитательный процесс является священной обязанностью каждой творческой личности. Сегодня считается злободневным изучением и исследование культурно-духовного наследия прошлого не только с позиций истории, но и с позиций народной педагогики. Поэтому очень важно обобщение и изучение историко-педагогических материалов, которые принято называть народной педагогикой.
Изучение узбекской народной педагогики, традиций наставничества имеет важное значение в нравственном воспитании молодёжи, использовании традиций народной педагогики, а также её современных методов в педагогической деятельности.
Процесс формирования личности педагога — это не только накопление простых знаний, опыта, навыков и умений, но и усовершенствование личности педагога, его духовно-нравственных и педагогических качеств. Обучаясь в учебном заведении, будущие педагоги осваивают социальный опыт, структуру духовно-нравственных понятий, формируют свои понятия, чувства, отношение к деятельности и причины деятельности. Это имеет важное значение при формировании у них интересов, желаний, стремлений и действий, пробуждающих процесс социализации. Поэтому система учебно-воспитательной работы в вузе должна оказывать практическую помощь при формировании у будущих педагогов этих качеств и особенностей.
Следует подчеркнуть, что воспитание подрастающего поколения как всесторонне развитой личности, являясь одной из первейших задач сегодняшнего дня, требует глубоко овладения будущими специалистами психолого-педагогических знаний, закономерностей образования и воспитания. Для того, чтобы претворить в жизнь эти требования, необходимо дать будущим кадрам не только необходимые профессиональные знания и умения, но и воспитать их высоконравственными, интеллигентными специалистами. Не случайно одним из главных приоритетов реализации идеи национальной независимости является формирование духовно богатой и нравственно цельной, гармонично развитой личности, обладающей независимым мировоззрением и самостоятельным мышлением. На современном этапе мир меняется динамично и плюралистическим путём, ставит массу острых проблем, в числе которых качество воспитания молодёжи.
Президент Республики Узбекистан И. А. Каримов, раскрывая сущность общенациональной социальной программы действий по повышению качества воспитания и обучения учащейся молодёжи нашей республики, сказал: «Говоря о здоровом поколении, прежде всего, подразумеваю поколение здоровое не только физически, но и вместе с тем со здоровым духом, мыслью, твёрдой верой, образованное, культурное, любящее свою Родину» [1].
Современное молодое поколение как будущее нашей страны должно иметь высокую духовно-нравственную культуру на основе национальных и общечеловеческих ценностей. Духовно-нравственная культура молодёжи — это сложная система её личностных качеств, которая характеризует степень развития и саморазвития её нравственных ценностей, убеждений, мотивов, знаний, умений, чувств и способностей, которые она проявляет в различных ситуациях нравственного выбора и нравственной деятельности, в сравнении с теми высокогуманными ценностями, принципами, правилами, которые в современной социокультурной среде и деятельности принято считать нормативными или идеальными [2].
Подготовка студентов по педагогическим направлениям сегодня требует особого подхода. Прежде всего, необходимо формировать у будущих педагогов положительное отношение к самой педагогической профессии, что предполагает повышение престижности и авторитета педагога, качества подготовки работников образования, создание условий для развития личности учителя и позволяет раскрыть новые стороны действительности человеческих отношений, связанные с выбором людьми их жизненных интересов, ориентиров, процессом социализации личности.
В условиях постиндустриального общества и усиления темпов глобализации обеспечение конкурентоспособности Узбекистана требует формирование молодого высокообразованного и профессионально подготовленного поколения, обладающего высокой нравственностью и социальной ответственностью, креативным мышлением, готового не только жить в динамично меняющихся социальных и экономических условиях, но активно и позитивно влиять на окружающий мир. Такие задачи, стоящие перед отечественным образованием, предполагают его совершенствование на основе обновленной философии и методологии образования, поиска более эффективных способов управления образованием, модернизацией и развитием образования, обучения и воспитания.
В современных социокультурных условиях учитель — главный стержень развития образования, его основная социальная роль заключается в том, чтобы сформировать личность, дать ученику основы человеческой культуры, ввести его в жизнь, социально его адаптировать. В настоящее время к числу приоритетных направлений стратегии образования можно отнести инновационную деятельность учителя. Если в сфере учебной деятельности критериями инновационной деятельности учителя является направленность этой деятельности на обновление содержания (разработка новых учебных программ, интегративных курсов, факультативов и т. п.), на разработку новых технологий обучения (новых типов урока, способов обучения, то в сфере воспитания основным критерием является разработка новых методик воспитания, исходя из требований сегодняшнего дня. Всё это требует от учителей проявления их мастерства как педагога, профессиональных способностей, исследовательских умений.
Воспитание будущего специалиста в высшем учебном заведении должно быть ориентировано на развитие их патриотизма, профессионализма, интеллигентности, конкурентоспособности. При этом воспитание будущего специалиста как интеллигентной личности ориентировано на развитие у него высокой культуры общения и поведения, высокого уровня эрудиции, эстетической и художественной культуры, прогрессивных взглядов и убеждений, толерантности и уважительного отношения к людям другой национальности, взглядов и убеждений. Воспитание студента как высоконравственной личности ориентировано на развитие высокого уровня нравственных качеств (честности, ответственности, обязательности, доброжелательности); нравственной культуры, включая понимание высоконравственных национальных и общечеловеческих ценностей; гуманистических взглядов, убеждений и мировоззрения. Воспитание будущих кадров как профессионалов должно быть направлено, прежде всего, на развитие у них глубокого интереса и любви к будущей профессии, профессиональной эрудиции и компетенции, сознания профессионального интереса и ответственности, способности ставить и творчески решать профессиональные задачи в избранной сфере деятельности. Воспитание у них конкурентоспособности требует от них трудолюбия, непрерывного профессионального саморазвития, развитие коммуникативности и лидерских качеств, ответственности, способности доводить начатое дело до конца и выполнять работу на высоком уровне качества.
Таким образом, осуществление всестороннего развития молодых специалистов, в том числе и будущих педагогов, требует глубокого переплетения и взаимного проникновения основных направлений воспитания, чтобы все они представляли собой единый, целостный процесс. Каждое из них нацелено на формирование определенной подсистемы качеств развивающейся личности студентов. В педагогике известны разные варианты основных направлений воспитания, таких, как физическое, нравственное, умственное, трудовое, эстетическое, патриотическое и другие. Поэтому, хотя оно реализуется и должно реализоваться посредством разнообразных педагогических воздействий, для него можно указать наиболее адекватную его целям ведущую единицу таких воздействий. Для умственного воспитания — это задача овладения, на основе проникновения в закономерности изучаемой области действительности, достаточно общим и эффективным способом действий в ситуациях некоторого типа или применительно к менее определенным ситуациям, задача усвоения или выработки адекватной стратегии их разрешения. В области физического воспитания — это задача достижения запланированного результата в сфере физических возможностей студента, например, овладения двигательным действием на уровне, достаточно близком к эталонному, и так далее. Так или иначе, в четырех направлениях — умственном, физическом, трудовом, эстетическом воспитании основной путь их реализации лежит через заранее спланированный и систематически осуществляемый процесс. Эти направления можно назвать образовательными. Процесс нравственного воспитания в отличие от них требует более специального подхода, с учётом политической, общественной жизни в стране и даже во всём мире.
Сегодня особое значение приобретает профессиональное воспитание, профессиональная ориентация будущих специалистов, так как в условиях глобализации с внедрением во все сферы новых инновационных, информационно-коммуникативных технологий принципиальным образом обновляется и содержание деятельности. При этом важно умение ориентироваться во всем потоке информации, который обрушивается сегодня на нас, умение выделить из этого потока то необходимое, которое бы отвечало требованиям в деле воспитания духовно-нравственной, гармонично- развитой личности.
Исходя из вышеизложенного, нужно сказать, что воспитание всесторонне развитого молодого поколения, глубокое усвоение будущими специалистами педагогико-психологических знаний, овладение навыками воспитательной работы являются важнейшими требованиями сегодняшнего дня. Для того, чтобы осуществить в жизнь в эти задачи, необходимо не только дать будущим кадрам знания по всем обучаемым предметам по специальности, но и формировать у них профессиональные умения и навыки. При воспитании будущих квалифицированных педагогов, любящих свою профессию, необходимо учитывать следующие рекомендации:
- усиление внимания к будущей профессии, понимания каждым студентом значимости проводимой им образовательно-воспитательной деятельности и её глубокой взаимосвязи с деятельностью в семье, дошкольных учреждениях и в школе;
- обеспечение единства теории и практики при формировании личности учащихся в процессе педагогической деятельности;
- усиление взаимосвязи студента посредством педагогической практики с будущим объектом деятельности;
- обеспечение успешности и эффективности формирования у студентов необходимых профессиональных качеств — верности профессии, любви к профессии и интересов;
- обеспечение овладения студентами навыками будущей профессии, навыков и умений саморазвития, научного исследования, внедрения новых технологий в учебный процесс и др.
Кроме вышеизложенного, при формировании профессиональной подготовки будущих специалистов следует обратить внимание на вооружение их культурой общения и овладение ими механизмами использования этих навыков в повседневной жизни и деятельности.
Литература:
1. Каримов И. А. Своё будущее мы строим своими руками. — Т.7.- Т.:Узбекистан, 1999.
2. «Фаол ёшлар — миллат фахри» Республика илмий-назарий анжуман материаллари тўплами. Гулистон, 2008.
3. Гулямов С. Стержень реформ. // Труд. 2002. 13 сентября.
4. Уманский Я., Арапов А. Общественное развитие и воспитание молодежи Узбекистана: диалог азийской и европейской культур. // Педагогика. 1992. № 5–6.