Содержание межпредметных связей в системе профессионального образования | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Содержание межпредметных связей в системе профессионального образования / Д. О. Химматалиев, Р. Х. Файзуллаев, С. О. Сафарова [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 2 (5). — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/32/1101/ (дата обращения: 16.10.2024).



В статье рассматривается содержание межпредметных связей в системе профессионального образования. Также обращено внимание на задачи проблемного подхода межпредметных связей в системе образования уровней, принципов, функцией и эффективности.

Ключевые слова: знаний, умений, навыки, межпредметная связь, принцип, функция, методологическая основа

В настоящее время развития современных организаций возрастает потребность в специалистах широкого профиля, способных мобильно использовать знания из разных научных областей в своей профессиональной деятельности. В формировании таких специалистов первостепенное значение имеет развитие системного мышления, умения видеть объект в единстве его многосторонних связей и отношений. В соответствии с этим понятие научной организации учебного процесса в вузе основывается на комплексном подходе к построению учебных планов и программ, сквозной фундаментальной подготовке будущих специалистов (с учетом их профиля), согласованности содержания различных дисциплин — установлении межпредметных связей. Реализация идеи «взаимопроникновения» дисциплин друг в друга нацеливает обучаемых на «сквозное» применение знаний, умений и навыков, полученных в процессе изучения тех или иных предметов, содействует формированию научного мировоззрения обучаемых, активизирует их мышление, улучшает методологическую основу [3].

Н. М. Черкесзаде, признавая межпредметные связи как дидактическое условие, подчеркивает, что при правильном действии межпредметные связи не только способствуют систематизации учебного процесса и повышению прочности усвоения знаний учащимися, но и вызывают усиление познавательного интереса учащихся к обучению и вместе с тем приобщают к научным понятиям о законах природы, идеях и теориях. В результате знания становятся не только конкретными, но и обобщенными, что дает учащимся возможность переносить эти знания в новые ситуации и применять их на практике. Большинство авторов о межпредметных связях проявляют обоснованное стремление в той или иной степени классифицировать эти связи. В дидактической теории этого вопроса выделяют три основные их группы [2]:

  1. Содержательно-информационные — по видам знаний (фактические, понятийные, теоретические, философские, идеологические).
  2. Операционно-деятельностные — по видам умений (познавательные, практические, ценностно-ориентационные).
  3. Организационно-методические — по способам реализации межпредметных связей в учебном процессе.

Проблемный подход к систематизации межпредметных связей, их многообразие в учебном процессе привели к необходимости группировки видов связей по содержанию, по умениям и способам их реализации при изучении определенных блоков знаний — комплексных учебных проблем, общепредметных теорий, обобщенных структурных элементов учебных предметов, учебных тем; к необходимости осуществления совокупности межпредметных связей разных видов при формировании систем понятий, при изучении целостной научной теории, отдельной учебной темы, комплексной учебной проблемы.

Реализация определенного типа межпредметной связи проходит в процессе обучения три основных этапа:

  1. Установления связи, ее первичного восприятия и осмысления учащимися, констатации зависимости, существующей между элементами знанийиз разных учебных дисциплин.
  2. Усвоения связи, углубления ее сущности, нарастания обобщенности в раскрытии основного межнаучного отношения, заключенного в типовой задаче.
  3. Применения связи, когда усвоенное межнаучное отношение, его знание становится не только результатом, но и методом решения новых межпредметных задач, диапазон которых значительно расширяется.

Выделение самостоятельного этапа применения конкретной смысловой межпредметной связи не снимает необходимости применения знаний из разных учебных предметов на этапах установления и усвоения связи. Таким образом, деятельность по осуществлению межпредметных связей — это их установление, усвоение и применение в учебном процессе.

Современные учебные программы в значительной степени отражают системный подход к изучению объектов, процессов и явлений природы, общества, достигнутый в науке. Однако существующий предметный принцип распределения знаний не позволяет полностью реализовать системный подход в обучении, не нарушая, не размывая границы сложившихся учебных дисциплин.

Принцип межпредметных связей способствует формированию системности знаний и диалектического мышления учащихся, координации в работе преподавателей различных предметов, их сотрудничеству, а также единой трактовке общенаучных понятий [2]. Все это при формировании познавательных интересов учащихся позволяет выполнять образовательные, воспитательные, развивающие и методологические функции. Образовательные функции нацелены на сформирование целостной системы знаний обучаемого о природе и обществе, единой научной картины мира. Совершенствование содержания образования опирается на комплексное использование в обучении межпредметных связей. Это является одним из критериев отбора и координации учебного материала в программах смежных предметов. Взаимное согласование и интеграция видов знаний и умений стали возможными благодаря многочисленным исследованиям конкретных взаимосвязей между предметами внутри циклов. В центре внимания исследователей стоит анализ развития общих естественнонаучных понятий, законов, теорий. Разная степень обобщенности научных понятий воплощается в разных уровнях связей: внутрикурсовые, внутрипредметные, внутрицикловые, межцикловые.

Рассмотрение межпредметных связей в русле методологических основ обучения позволяет видеть в них дидактическую форму общенаучного принципа системности. Они вносят системообразующее начало в предметное обучение, обеспечивают его целостность и проявляются в важнейших направлениях усовершенствования процесса обучения [1].

  1. Межпредметные связи способствуют повышению теоретического и научного уровня обучения. Их методологическая функция заключена в обнаружении единства в многообразии процессов и явлений, изучаемых разными учебными дисциплинами.
  2. Межпредметные связи привносят в учебное познание методологический аппарат современной науки. Их осуществление способствует приобщению обучаемых к системному методу мышления. Они расширяют область познания, выделяя связи между элементами знаний из разных учебных дисциплин в качестве специальных объектов усвоения. Межпредметные связи выступают как метод деятельности обучаемого, развивающий у него способность к синтезу знаний из разных предметов, и требуют выдвижения новых, более обобщенных познавательных задач. Они вызывают потребность в развитии умений учащихся обобщать знания из разных предметов, в единичном видеть общее и с позиций общего оценивать особенное.
  3. Межпредметные связи формируют научное мировоззрение учащихся, которое выступает в качестве методологического ориентира в познании и оценке явлений действительности. Этому способствует усвоение с помощью межпредметных связей мировоззренческих идей как универсальных форм знания, в которых выражено и содержание, и способ познания мира, и отношение к нему.
  4. Межпредметные связи обеспечивают систему в организации предметного обучения, побуждают преподавателя к самообразованию, творчеству и взаимодействию с другими преподавателями. Это способствует повышению педагогического мастерства и сплочению педагогического коллектива в решении единых задач обучения.

Литература:

  1. Мамараджабов Ш. И. Исследование возможностей межпредметных связей в процессе обучения физике. // Автореф… канд. пед. наук: ТГПУ, 2007.
  2. Ефименко В. Ф. Межпредметные связи: методологические функции. // Вестник высшей школы, 1988-г, № 9.,45–63 стр.
  3. Максимова В. Н. Межпредметные связи в процессе обучения. М., Педагогика, 1988-г, 54–61 стр.
Основные термины (генерируются автоматически): связь, учебный процесс, знание, предмет, межпредметная связь, методологическая основа, познавательный интерес учащихся, предметное обучение, проблемный подход, системный подход.

Похожие статьи

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Специфика выстраивания межпредметных связей химии и биологии

В данной статье раскрывается необходимость и вопрос формирования межпредметных связей химии и биологии в средней школе.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Анализ результатов исследования сформированности предметных компетенций учащихся

В статье подробно описан анализ результатов исследования уровня сформированности предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.

Концептуальные основы управления качеством педагогического образования в высшей школе

В данной статье автор рассматривает закономерности основных направлений управления качеством педагогического образования и определяет синергетические, компетентностные, квалиметрические основы принципов, путей и средств их реализации

Проблема поликультурного образования в начальной школе

В данной статье представлена характеристика поликультурного образования, его сущность и особенности. Рассмотрены смежные понятия и научные взгляды на проблему поликультурного образования в школах. Представлены способы реализации поликультурного образ...

Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования

В данной статье речь пойдёт о модели формирования предметных компетенций учащихся и её реализации в системе основного общего образования.

Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы

В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...

Социально-экономические и психолого-педагогические аспекты проблемы управленческой культуры руководителей ДОУ

В статье рассматривается понятие управленческой культуры, рассматриваются ее особенности в контексте управления образовательной организацией на примере ДОУ. В рамках статьи обоснована проблема управленческой культуры руководителей ДОУ с точки зрения ...

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Похожие статьи

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Специфика выстраивания межпредметных связей химии и биологии

В данной статье раскрывается необходимость и вопрос формирования межпредметных связей химии и биологии в средней школе.

Сетевое взаимодействие педагогов дошкольных учреждений как инновационная модель организации методической деятельности

В статье рассматривается сетевое взаимодействие дошкольных образовательных учреждений: предпосылки возникновения, характерные свойства и основные черты сетевой организации, модели взаимодействия дошкольных образовательных учреждений и аспекты формиро...

Анализ результатов исследования сформированности предметных компетенций учащихся

В статье подробно описан анализ результатов исследования уровня сформированности предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.

Концептуальные основы управления качеством педагогического образования в высшей школе

В данной статье автор рассматривает закономерности основных направлений управления качеством педагогического образования и определяет синергетические, компетентностные, квалиметрические основы принципов, путей и средств их реализации

Проблема поликультурного образования в начальной школе

В данной статье представлена характеристика поликультурного образования, его сущность и особенности. Рассмотрены смежные понятия и научные взгляды на проблему поликультурного образования в школах. Представлены способы реализации поликультурного образ...

Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования

В данной статье речь пойдёт о модели формирования предметных компетенций учащихся и её реализации в системе основного общего образования.

Критериальный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы

В статье рассматривается критериально-оценочный аппарат сформированности учебных компетенций обучающихся основной школы в условиях модернизации образования, структура и особенности. Выделяются критерии и уровни учебной компетенции, а также дается оце...

Социально-экономические и психолого-педагогические аспекты проблемы управленческой культуры руководителей ДОУ

В статье рассматривается понятие управленческой культуры, рассматриваются ее особенности в контексте управления образовательной организацией на примере ДОУ. В рамках статьи обоснована проблема управленческой культуры руководителей ДОУ с точки зрения ...

Изучение русского языка в иностранных группах

В данной статье рассматриваются мотивационные и стратегические аспекты личностно-ориентировочного подхода к изучению русского языка на первом курсе и создание на этой основе технологии обучения, решающей его принципиальные задачи.

Задать вопрос