Современная этнопедагогика: обучение хохломской росписи с учетом динамики ее изменения по принципу академической школы города Семенова | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 29.09.2016

Статья просмотрена: 313 раз

Библиографическое описание:

Исламова, Г. И. Современная этнопедагогика: обучение хохломской росписи с учетом динамики ее изменения по принципу академической школы города Семенова / Г. И. Исламова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 23-24. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1328/ (дата обращения: 17.10.2024).



Экономические кризисы 90-х годов, поспособствовали изменению стилевых особенностей хохломской росписи. Динамика развития росписи заслуживает внимания преподавателей профильных колледжей и вузов, для возможной корректировки процесса обучения.

Ключевые слова: качество преподавания, экономические кризисы, хохломский промысел, динамика развития росписи

Обращение к хохломской росписи в учебно-воспитательном процессе российских школ и вузов имеет богатые традиции. Наша многоликая страна на территории которой проживает более 190 народностей ярко представляет свой генетический код через народные художественные промыслы. Так северный народ интерпретируется с холмогорской резьбой по кости и рогу, художественными изделиями по коже и меху, кавказский с ковроткачеством и обработкой метала, центральная часть России с ее символом хохломской росписью и матрешкой.

Родиной этих промыслов считается небольшой провинциальный город Семенов Нижегородской области, на территории которого находится знаменитая фабрика ЗАО «Хохломская роспись» и ООО «Русский сувенир», выпускающий матрешку. Более ста лет подготовкой кадров для фабрики «Хохломская роспись» традиционно занимается ГБОУ НПО Семеновский индустриально-художественный техникум.

В советское время это было единственное учебное заведение в стране, подготавливающее художников хохломской росписи.

Сегодня обучение росписи, давно вышедшее за рамки Семеновской хохломской школы, стало доступным далеко за пределами Нижегородской области.

В нашей статье мы фокусируем внимание на индикаторах качества преподавания росписи, учитывая динамику ее изменения за последние двадцать лет.

Век тотальной глобализации и экономических кризисов внесли существенные коррективы не только в отрасли народного хозяйства, но и в промыслы тоже.

Обострившаяся конкуренция в условиях рыночной экономики в начале 90-х, заставила искать новые пути развития, путем совершенствования существующих подходов и работая на ускорение. Для народных промыслов это было время «перезагрузки».

В результате вынужденный уход от стандартов советского прошлого привел фабрику «Хохломская роспись» к разработке и внедрению новых форм изделий. Их сложность исполнения требовала нестандартного подхода в росписи, приемы которой стали сегодня повседневной обыденностью. Таким образом, расширившийся ассортимент продукции поспособствовал раскрытию новых возможностей росписи и усовершенствовал старые.

В настоящем для сохранения лидерства в конкурентной борьбе с местными надомниками и китайской сувенирной продукцией фабрика с творческой самоотдачей расписывает даже самое небольшое изделие.

Современная так называемая массовка и та стала выглядеть колоритнее своей советской интерпретации, а включенные в нее птицы, рыбы, бабочки, ранее писавшиеся на более значимых, подарочных изделиях, воспринимается уже как данность.

Современной технике письма стала присуща тонкая каллиграфия линий и «ювелирная» аккуратность исполнения.

Интерпретировав можно сказать, что современная хохлома, оставив в прошлом свой скромный крестьянский наряд, облачилась в богато украшенные одеяния.

Хохломская школа поддерживает выбранную стратегию развития предприятия и значительно усложнила процесс обучения росписи.

Таким образом, сформировавшиеся новые требования требуют от преподавателей еще более глубоких знаний, навыков и умений.

На сегодня размашистые травины и хаотичная разживка, свойственные росписи 80-х считаются недочетом у обучающихся и браком в работе у художников.

В этой связи преподавателям профильных колледжей и факультетов следует обратить внимание на тенденцию развития росписи и при необходимости скорректировать процесс обучения.

Вывод: при преподавании хохломской росписи следует учитывать изменение росписи и строго соответствовать каноническим приемам.

Литература:

  1. Вакуленко Е. Г. Народное декоративно-прикладное творчество: теория, история, практика. — Ростов.н/Д: Феникс, 2007. — С. 9–20.
  2. Исламова Г. И. Педагогика и психология образования. Выпуск 1. — С. 44. Москва. 2016.
  3. Исламова Г. И. Личный архив мастера-педагога по хохломской росписи. 2015. — Аспирантура Института искусств: МПГУ.
  4. Исламова Г. И. Художественное образование: дидактический алгоритм обучения педагогов на основе хохломской традиции кистевой росписи объёмного предмета.// Конференция студентов и аспирантов «Символы проектной культуры». Москва, Институт искусств МПГУ. Сборник статей. 2015. — С. 60–64.
Основные термины (генерируются автоматически): хохломская роспись, динамик развития росписи, Нижегородская область.

Ключевые слова

качество преподавания, экономические кризисы, хохломский промысел, динамика развития росписи

Похожие статьи

Особенности идеографической подготовки на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства

В данной работе рассматривается вопрос об активизации мировоззренческого и изобразительного развития будущих учителей изобразительного искусства. На основе изучения методической работы по изобразительному обучению преподавателей дан анализ и сформули...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Городской быт Восточной Сибири XIX — начала XX вв. в музейной практике

Статья посвящена обзору экспозиционно-выставочной деятельности в Музее городского быта, филиале Музея истории города Иркутска, коллекции которого отражают повседневную бытовую культуру восточносибирского города на рубеже XIX-XX вв. Также рассмотрена ...

Основные аспекты формирования ценности профессионального образования в сознании современных юношей и девушек

В данной статье проведен анализ результатов исследования гендерных особенно-стей ценностного отношения современных молодых людей к профессиональному образо-ванию на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета.

Этнические особенности традиции социализации

В статье рассматриваются некоторые этнические особенности социализации личности и ее традиции у кыргызов, историческое развитие народа, специфические особенности содержания социализации, а также проблемы исследования традиций социализации.

Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок

В статье авторы делятся опытом формирования ценностно-смысловой самореализации обучающихся в процессе обучения лепке из глины и гончарному ремеслу в рамках предметной области «Технология».

Гжельфест: фестиваль русской керамики как инструмент сохранения и развития исторических традиций гжельского промысла в XXI столетии

Статья посвящена изучению специфики сохранения и развития исторических традиций художественного промысла гжельской керамики в условиях современной культуры: кратко обозначаются основные проблемы. Автор выполняет обзор фестиваля русской керамики «Гжел...

Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний

В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.

Изучение актуального состояния грантовой активности молодых исследователей Белгородской области

В статье представлены результаты регионального исследования грантовой актив-ности молодых ученых, дана оценка ее современного состояния, определены причины, препятствующие молодым ученым активно участвовать в грантовых конкурсах, предло-жены некоторы...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Похожие статьи

Особенности идеографической подготовки на занятиях по методике преподавания изобразительного искусства

В данной работе рассматривается вопрос об активизации мировоззренческого и изобразительного развития будущих учителей изобразительного искусства. На основе изучения методической работы по изобразительному обучению преподавателей дан анализ и сформули...

Формирование алтайской школы моделирования: традиции и современность

В статье представлена тенденция развития моделирования костюма в Алтайском крае; выявлены основные различия алтайских Домов Моделей. Неотъемлемая часть алтайского моделирования рассматривается как взаимодействие с промышленными предприятиями — тексти...

Городской быт Восточной Сибири XIX — начала XX вв. в музейной практике

Статья посвящена обзору экспозиционно-выставочной деятельности в Музее городского быта, филиале Музея истории города Иркутска, коллекции которого отражают повседневную бытовую культуру восточносибирского города на рубеже XIX-XX вв. Также рассмотрена ...

Основные аспекты формирования ценности профессионального образования в сознании современных юношей и девушек

В данной статье проведен анализ результатов исследования гендерных особенно-стей ценностного отношения современных молодых людей к профессиональному образо-ванию на базе Арзамасского филиала Нижегородского государственного университета.

Этнические особенности традиции социализации

В статье рассматриваются некоторые этнические особенности социализации личности и ее традиции у кыргызов, историческое развитие народа, специфические особенности содержания социализации, а также проблемы исследования традиций социализации.

Творчеству можно научить, или Лепка — нескучный урок

В статье авторы делятся опытом формирования ценностно-смысловой самореализации обучающихся в процессе обучения лепке из глины и гончарному ремеслу в рамках предметной области «Технология».

Гжельфест: фестиваль русской керамики как инструмент сохранения и развития исторических традиций гжельского промысла в XXI столетии

Статья посвящена изучению специфики сохранения и развития исторических традиций художественного промысла гжельской керамики в условиях современной культуры: кратко обозначаются основные проблемы. Автор выполняет обзор фестиваля русской керамики «Гжел...

Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний

В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.

Изучение актуального состояния грантовой активности молодых исследователей Белгородской области

В статье представлены результаты регионального исследования грантовой актив-ности молодых ученых, дана оценка ее современного состояния, определены причины, препятствующие молодым ученым активно участвовать в грантовых конкурсах, предло-жены некоторы...

Реализация целей патриотического воспитания на учебных занятиях

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». В работе приведены результаты исследования сформированности гражданской идентичности у обучающихся колледжа.

Задать вопрос