Преподавание по учебно-методическому комплексу New Language Leader | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.

Дата публикации: 10.10.2016

Статья просмотрена: 1577 раз

Библиографическое описание:

Шипунова, Т. С. Преподавание по учебно-методическому комплексу New Language Leader / Т. С. Шипунова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 53-56. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1351/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье автор проводит анализ компонентов УМК New Language Leader издательства Pearson, делится опытом преподавания по учебному комплексу и материалам, сопровождающим книгу студента, а также дает рекомендации потенциальным пользователям по включению частей комплекта в процесс обучения английскому языку.

Ключевые слова: учебник, иностранный язык, высшее образование

Цель данной статьи познакомить потенциальных пользователей (обучающих, обучающихся, методистов) со структурой построения и содержанием современного учебно-методического комплекса New Language Leader и поделиться практическим опытом его применения на занятиях по английскому языку со студентами первого курса бакалавриата экономического вуза, для которых первым родным языком является русский.

Анализ и оценка УМК проведены по двум общим критериям: по форме, т. е. оценка внешних качеств, и по структуре, т. е. анализ методической организации материала [1, с.29].

Учебно-методический комплекс New Language Leader для изучения общего английского языка (далее, УМК), разработанный авторами издательства Pearson, включает учебное пособие для студента, методические заметки для преподавателя, аудио и видео сопровождение, тесты, дополнительные обучающие материалы и ИКТ MyEnglishLab. Все компоненты УМК, за исключением учебного пособия, представлены в электронном виде, что соответствует требованиям современного учебника. В общем случае, издано пять УМК по уровням владения английским языком. УМК ориентирован на взрослых и студентов вузов, изучающих английский язык в любой точке мира и с разным культурологическим опытом, т. е. нацеленный на международную аудиторию.

Автор данной статьи использовал разные компоненты УМК уровней Intermediate и Upper Intermediate на практических занятиях со студентами первого курса неязыкового вуза. По шкале CEFR уровень Intermediate охватывает уровни от А2+ до В1+, а уровень Upper Intermediate — от В1+ до В2+. Как видно, в рамках одного УМК подразумевается прохождение по нескольким промежуточным уровням, что может служить пользователям УМК индикатором начальных требований, предъявляемых к обучающемуся в начале курса, и конечных целей, которых обучающийся может достичь с помощью УМК. Проанализируем компоненты УМК New Language Leader уровня Intermediate.

Учебное пособие для студента (Coursebook)

На первой странице приведено иллюстрированное оглавление и содержание учебного пособия, которое представляет собой тематический план по содержанию каждого раздела (или юнита) в разрезе грамматики, лексики, чтения, аудирования, говорения с произношением, сценариев ситуаций по теме юнита, учебных умений с письменными заданиями и видео заданиями. Ознакомившись с построенным таким образом содержанием юнита, пользователи имеют ясное и понятное представление о плане дальнейших занятий. Подобные тематические карты по содержанию учебника позволяют спланировать занятия в соответствии с ограничениями по длительности одного занятия и общего количества часов, выделенного на изучение иностранного языка по УМК New Language Leader.

В учебном пособии содержится двенадцать тем, таких как Личность, Путешествие, Работа, Язык, Реклама, Образование, Дизайн, Бизнес, Инженерия, Тренды, Искусство и СМИ, Криминал. Опрос первокурсников — «вчерашних школьников» — показывает, что на протяжении всей школьной жизни тему Личности изучали 84 % студентов, Путешествий — 100 %, Работы — 92 %, Языка — 88 %, Рекламы — 76 %, Образования — 92 %, Дизайна — 52 %, Бизнеса — 60 %, Инженерии — 20 %, Трендов — 68 %, Искусства и СМИ — 92 %, Криминала — 60 %. Проведение такого рода опросов и выявления остаточных знаний в ходе индивидуальной беседы со студентом выборочной темы помогают определить текущий уровень владения английским языком студентов первого курса и спрогнозировать возможные языковые и коммуникативные трудности в дальнейшем при изучении каждой темы.

Каждый юнит состоит из пяти секций, каждая из которых размещена на развороте двух страниц А4 так, что студент видит всю картину изучаемой секции. Такое представление материала создает целостное и связное восприятие в иноязычном сознании обучающегося. Языковые и речевые упражнения секций в каждом юните расположены в разном порядке и не являются жёстким шаблоном для каждой секции разных юнитов, что вносит разнообразие в приёмы, связанные с подачей материала. При этом каждый юнит содержит однотипный план, совпадающий с оглавлением учебника и включающий основные блоки для изучения: Грамматика, Лексика, Сценарная ситуация, Учебные навыки и Письмо.

Возьмём для рассмотрения юнит «Бизнес», наиболее интересный студентам первого курса экономических специальностей и представляющий собой хороший фундамент для введения в профессиональный иностранный язык, преподаваемый на последующих курсах. Следует отметить, что в школе тему «Бизнес» изучали 60 % опрошенных, что может служить индикатором для школьных учителей о возможности введения специализированных тематических блоков для школьников последних классов, которые планируют получать высшее образование в области экономики, тем самым, внося вклад в развитие непрерывного образования.

Первая секция под названием «В деловом мире» является введением в тему юниту, поскольку в верхней части страницы расположены краткий план по всем пяти секциям, рядом представлена тематическая иллюстрация и пословица или изречение известной личности. Такой вводный блок встречается в начале каждого юнита и может быть использован как Warm-Up. Секция состоит из трёх базовых блоков: Лексика и Чтение, Аудирование и Говорение, каждый из которых содержит как минимум одно упражнение дискуссионного характера, предполагающего работу студентов в паре или мини-группе. Каждый базовый блок состоит из взаимосвязанных языковых и речевых упражнений. Изучение первой секции завершается видео с экспертом и релевантными к видео упражнениями, размещенными в конце учебного пособия. Для работы с видеоматериалом преподавателю необходимо иметь компьютер с проектором либо интерактивную доску. Если технических средств нет, то в конце учебного пособия размещен скрипт видео, который можно предложить озвучить студенту с хорошим произношением, что тренирует артикуляционные навыки на изучаемом языке, а другим студентам дает возможность аудировать разные акценты.

Вторая секция под названием «Бизнес-дилемма» состоит из пяти базовых блоков Чтение, Говорение, Грамматика, Фонетика и Письмо, содержащих взаимосвязанные упражнения с дискуссионным упражнением внутри каждого блока. При этом блок Письмо связан с предыдущим дискуссионным упражнением и является, в частности, в данном юните закреплением фонетического навыка в письменной речи.

Третья секция под названием «Легенды бизнеса» состоит из четырёх базовых блоков: Чтение, Лексика, Грамматика и Говорение. Как и в предыдущих секциях, каждый блок состоит из нескольких упражнений, связанных между собой по смыслу и, как минимум, одним упражнением, развивающим навыки диалогического общения.

Четвёртая секция под названием «Солнцезащитные очки» посвящена развитию навыков ведения переговоров на примере компании по оптовой продаже солнцезащитных очков, пытающейся наладить контакт с производителями товара. В общем, четвёртая секция любого юнита, состоит из трёх инвариантных блоков: Ситуация, Ключевой язык общения и Проблемная задача. Сценарий секции включает упражнения по обсуждению общих вопросов ведения переговоров в паре, аудирование части сценария с оценкой услышанного, ответами на вопросы после прослушивания, заполнения пропусков в диалоге после повторного прослушивания и сопоставлением синонимичных фраз с фразами из диалога. Далее студенты в сменных группах решают проблемную задачу, связанную с ведением переговоров. В группе первокурсников с уровнем В2 не наблюдалось затруднений с выполнением проблемных заданий, однако представляющих некоторую сложность для первокурсников группы с уровнем В1. В основном, трудность носила временной характер и связана с когнитивными способностями студентов. Поэтому для эффективного выполнения сценарной секции преподавателю следует следить за временем и возможно преобразовать некоторые упражнения, что требует тщательной предварительной подготовки к занятию.

Пятая секция под шаблонным названием «Учебные и письменные навыки», но с разной содержательной направленностью в каждом юните, знакомит студентов с регистрами письменного общения, формальным и неформальным, на примере пяти отрывков корреспонденции с разными регистрами формальности. В блоке Письмо вводится еще один нейтральный регистр письменного общения с упражнениями по различению трёх регистров на базе таблицы с примерами клишированных фраз, употребляемых в электронном письме. В итоге студентам предлагается написать собственное письмо по предложенному плану и темам. На практике студенты первого курса справились с заданием, благодаря ясной и понятной подаче материала с тренировочными упражнениями в пятой секции. Преподавателю следует учитывать время, отводимое на проверку студенческих письменных работ, поскольку установки в упражнениях зачастую не содержат ограничения по количеству слов. При большом количестве студентов желательно подготовить лист контроля с критериями оценки для фокусной проверки письменных заданий студентов.

Критерии оценивания письменных работ студентов могут быть общими или специфическими. Общие критерии применяются ко всем заданиям вне зависимости от темы. Специфические критерии разрабатываются к каждому письменному заданию отдельно и, соответственно, требуют больше времени на подготовку. С другой стороны, если УМК планируется использовать на нескольких курсах и в нескольких группах студентов, то специфические критерии являются предпочтительнее общих. Шкала оценивания может быть представлена в виде начисления баллов по каждому критерию. При необходимости баллы можно перевести в оценки и другие показатели, принятые в вузе.

Интересным к изучению структуры юнита является количество упражнений. В юните 8 насчитывается 59 упражнений (без дополнительных материалов с видео и в конце учебника), в том числе, 19 диа- и полилогических (32 %) и 7 на аудирование (12 %). Остальные 56 % упражнений носят лексико-грамматический характер. Варьирование времени на выполнение каждого упражнения позволяет достигать заранее намечаемых преподавателем целей обучения иностранным языкам.

С точки зрения эргономичности, учебное пособие, являющееся единственным осязаемым на ощупь материалом для студентов, создает ощущение комфорта как в тактильном, так и визуальном смысле. Страницы каждого юнита содержат достаточное количество в меру ярких цветных иллюстраций. Однако студенты отметили, что зачастую для активной работы с учебником не хватало места для записи или тёмный фон рисунка не позволял делать заметки к упражнениям. Некоторые студенты выражали пожелание выпускать два вида учебного пособия в цвете для эстетического изучения иностранного языка и черно-белом варианте для более продуктивного обучения.

Методические заметки для преподавателя (Teacher’s Notes)

Каждый юнит сопровождается подробными методическими указаниями по выполнению каждого упражнения из учебного пособия. Следует отметить, что существует и отдельное введение в УМК, где приведены подход, использованный авторами при написании УМК, описание каждого компонента УМК и пример работы с первым юнитом Личность в виде постраничного разворота с кратким пояснением предназначения значимых смысловых частей секции юнита. В книге для учителя практически в каждом методическом комментарии к упражнению выделены слова, которые могут вызывать трудности у студентов и необходимость пояснять содержание понятия. Для выполнения каждого упражнения указано оптимальное количество времени в минутах, что также полезно для планирования занятия и хронометрирования методических приёмов. В целях совершенствования УМК, значительной помощью для преподавателя мог бы стать дополнительный компонент в виде словаря по учебнику и, желательно, с переводом слов на русский язык, что учитывает потребности студентов с низким уровнем владения английским языком.

Аудио- и видео сопровождение

Аудио- и видео файлы пользователи УМК могут самостоятельно загрузить с официального сайта издательства, предоставляя каждому участнику учебного процесса возможность прослушивания и просмотра в любое время и в любой последовательности. Использование аудио и видео в аудиторное и внеаудиторное время позволяет обучающимся непрерывно совершенствовать фонетические навыки и умения аудирования, что является важным моментом в условиях нехватки учебных часов в аудиторное время.

Тесты

Для проверки усвоения материала авторы УМК разработали тестовые материалы по каждому юниту. Каждое оценочное задание представляет собой задание с закрытым выбором варианта ответа. Для преподавателя задания с закрытыми ответами позволяют сэкономить время для проверки тестов студентов. Оценивание проводится по трём направлениям: лексика, грамматика и интегрированные умения на понимание микротекстов. Лексико-грамматические тесты помогают понять студентам степень приобретенных навыков по пройденному юниту.

Для проведения промежуточного и итогового оценивания созданы соответственно промежуточный и итоговый тесты с элементами аудирования и письменного задания.

Дополнительные обучающие материалы можно найти на сайте издательства в виде ИКТ MyEnglishLab. В частности, главной особенностью ИКТ является автоматическая проверка тестов системой и выведение результатов в разрезе ошибок, что позволяет студентам увидеть и самостоятельно проанализировать свои достижения. Студенты могут проходить тесты в любое время и в любом месте.

Таким образом, проведенный покомпонентный анализ УМК с комментариями автора статьи, основанными на практическом опыте преподавания английского языка студентам первого курса экономических специальностей, и рекомендациями по совершенствованию учебного комплекса, будет полезен как для преподавателей и студентов, планирующих использовать УМК New Language Leader на практических занятиях по английскому языку, так и для методистов, занимающихся разработкой подобных учебно-методических комплексов. Теоретический анализ УМК также вносит вклад в разработку теории учебника иностранного языка.

Литература:

  1. Сафонова В. В. Методика обучения иностранным языкам. Языковая педагогика в схемах и таблицах. Тема: Основные методические категории и понятия. Методы исследования в языковой педагогике. — 3-е изд. — М.: Еврошкола, 2008. — 35 с.
  2. Cotton D., Falvey D., Kent S. New Language Leader Intermediate. — Harlow: Pearson Education Limited, 2014. — 184 p.
  3. Cotton D., Falvey D., Kent S. New Language Leader Upper Intermediate. — Harlow: Pearson Education Limited, 2014. — 184 p.
Основные термины (генерируются автоматически): учебное пособие, английский язык, студент, упражнение, студент первого курса, иностранный язык, секция, блок, видео, уровень.

Похожие статьи

Преимущества использования данных Corpus of Contemporary American English при обучении грамматике английского языка

В статье автор анализирует функции Corpus of Contemporary American English и выделяет его основные преимущества, которые помогут преподавателям и обучающимся в изучении грамматики английского языка.

Реализация индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка на примере 10-го класса

В статье авторы делятся опытом реализации индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка в рамках профильного обучения на примере первого года обучения.

Представление и организация учебного материала в грамматических пособиях зарубежных и отечественных авторов (на примере «Практической грамматики английского языка» и «MyGrammarLab»)

Грамматика занимает важную роль при обучении иностранному языку, так как способствует грамотному изъяснению на изучаемом языке. Также обучение грамматике формирует продуктивные умения в устной и письменной речи, облегчает понимание иноязычной речи на...

Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе

В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...

Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений

В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.

Игровые технологии на уроках английского языка в профильных классах

В статье авторы приводят примеры игр, которые на уроках английского языка способствуют закреплению изученного грамматического и лексического материала, а также развитию навыков устной речи.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Ситуационная методика обучения в формировании иноязычной письменной компетенции

В статье рассматриваются концептуальные возможности ситуационной методики обучения и эффективность ее применения в практике обучения деловой письменной речи на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей на материале аутентично...

Профессиональная подготовка учителей для применения CLIL в обучении географии по программе международного бакалавриата

Данная статья посвящена профессиональной подготовке учителей для применения методики CLIL (Сontent and Language Integrated Learning) в изучении географии по программе международного бакалавриата. Методика CLIL предполагает объединение содержания учеб...

Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности по русскому языку и литературе в 9–11-х классах

Статья транслирует опыт учителя русского языка и литературы по тьюторскому сопровождению исследовательской и проектной деятельности по филологии и лингвистике в старших классах (векторы и рекомендации).

Похожие статьи

Преимущества использования данных Corpus of Contemporary American English при обучении грамматике английского языка

В статье автор анализирует функции Corpus of Contemporary American English и выделяет его основные преимущества, которые помогут преподавателям и обучающимся в изучении грамматики английского языка.

Реализация индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка на примере 10-го класса

В статье авторы делятся опытом реализации индивидуальных учебных планов углубленного изучения английского языка в рамках профильного обучения на примере первого года обучения.

Представление и организация учебного материала в грамматических пособиях зарубежных и отечественных авторов (на примере «Практической грамматики английского языка» и «MyGrammarLab»)

Грамматика занимает важную роль при обучении иностранному языку, так как способствует грамотному изъяснению на изучаемом языке. Также обучение грамматике формирует продуктивные умения в устной и письменной речи, облегчает понимание иноязычной речи на...

Особенности работы с текстом по специальности на занятиях по РКИ на продвинутом этапе

В статье рассматриваются особенности обучения специальной лексике и формирования профессионально ориентированной коммуникативной компетенции, предлагается вариант проведения занятия с иностранными обучающимися, которые владеют РКИ на втором сертифика...

Подготовка к итоговому собеседованию и письменным заданиям ОГЭ по русскому языку: применение интегрированных упражнений

В статье автор предлагает использовать для подготовки к письменным заданиям ОГЭ и итоговому собеседованию интегрированные упражнения, позволяющие комплексно развивать речевые навыки.

Игровые технологии на уроках английского языка в профильных классах

В статье авторы приводят примеры игр, которые на уроках английского языка способствуют закреплению изученного грамматического и лексического материала, а также развитию навыков устной речи.

Педагогические условия развития устной речи на уроках английского языка

Статья посвящена проблеме повышения уровня умений иноязычной устной речи. Для её решения автор предлагает создать ряд педагогических условий, а также дополнить основной учебник по английскому языку дополнительными современными материалами.

Ситуационная методика обучения в формировании иноязычной письменной компетенции

В статье рассматриваются концептуальные возможности ситуационной методики обучения и эффективность ее применения в практике обучения деловой письменной речи на иностранном языке (английском) студентов неязыковых специальностей на материале аутентично...

Профессиональная подготовка учителей для применения CLIL в обучении географии по программе международного бакалавриата

Данная статья посвящена профессиональной подготовке учителей для применения методики CLIL (Сontent and Language Integrated Learning) в изучении географии по программе международного бакалавриата. Методика CLIL предполагает объединение содержания учеб...

Тьюторское сопровождение исследовательской и проектной деятельности по русскому языку и литературе в 9–11-х классах

Статья транслирует опыт учителя русского языка и литературы по тьюторскому сопровождению исследовательской и проектной деятельности по филологии и лингвистике в старших классах (векторы и рекомендации).

Задать вопрос