Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка
Автор: Салиева Заррина Ильхомовна
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 20.10.2016
Статья просмотрена: 6275 раз
Библиографическое описание:
Салиева, З. И. Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка / З. И. Салиева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3 (6). — С. 63-65. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1358/ (дата обращения: 16.11.2024).
Дискуссия как один из методов формирования навыка говорения на уроках английского языка
Салиева Заррина Илхомовна, кандидат филологических наук, старший преподаватель
Самаркандский государственный институт иностранных языков (Узбекистан)
Данная статья посвящена рассмотрению вопросов формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. Особое внимание уделяется применению дискуссии в процессе обучения навыку говорения как способа формирования коммуникативных навыков студентов. В статье выявлена и обоснована необходимость использования метода дискуссии на уроках иностранного языка.
Ключевые слова: английский язык, навык говорения, методы преподавания, метод «дискуссия»
На сегодняшний день в связи с развитием информационных технологий и науки в Узбекистане большое внимание уделяется изучению иностранных языков. В сфере реформы обучения иностранным языкам было принято постановление Президента Республики Узбекистан от 10 декабря 2012 года ПК-1875 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы изучения иностранных языков», который свидетельствует о значении изучения иностранных языков в нашей стране. Особенно выдвигается на первый план изучение английского языка, как языка для международных переговоров и сотрудничества и средство для свободного пользования достижениями цивилизации. В результате проводимых широкомасштабных реформ на всех этапах обучения английскому языку, начиная дошкольным и заканчивая послевузовским обучением, установлены критерии знания, обучения, оценивания с учетом национальных особенностей и внедрена система CEFR. В этом плане был совершен переход на новые образовательные стандарты, созданы новые учебники и учебные программы, отвечающие современным требованиям. Таким образом, для вузовского обучения бакалавров филологического направления, учитывая национальные особенности, степень подготовленности и знания английского языка должен достигать уровня В2+ на первом курсе. Для достижения этой отметки в вузах идется плодотворная работа по усовершенствованию методов и способов обучения английскому языку. Как показывает практика и личностный опыт преподавания, имеющиеся проблемы по обучению говорению являются одной из основных причин, затрудняющих коммуникацию на английском языке. В этом плане изучение причин возникновения трудностей и пути их преодоления при обучении навыку говорения на английском языке представляется актуальным.
В данной статье нами будут рассмотрены вопросы формирования речевых навыков и умений и пути преодоления трудностей, с которыми сталкиваются студенты при обучении навыку говорения на занятиях английского языка. Также, рассматриваются способы развития навыка говорения для студентов филологического направления посредством метода «Дискуссии».
Как отмечают многие исследователи, навык говорения является одной из основных составляющих при обучении английскому языку, которое считается продуктивным видом речевой деятельности, посредством которого осуществляется устное вербальное общение [3, 8, 10, 11]. Целью обучения говорению является формирование у студентов таких коммуникативных умений как:
‒ понимание иноязычного высказывания в соответствии с конкретной ситуацией общения, речевой задачей или коммуникативным намерением;
‒ осуществление речевых поведений с учётом понимания национально-культурных особенностей английского языка.
Для реализации вышеперечисленных умений занятия на английском языке должны быть нацелены не только на усвоение фонетики, грамматики, лексики, стилистики и других аспектов языка, но и на формирование языковых навыков и развитие речевого умения. В этом плане Е. В. Пассов отмечает, что на уроках иностранного языка все упражнения в какой-то степени должны быть речевыми [6]. Следовательно, занятия должны строятся не только на теории знания языка, но и должны бить смоделированы в условиях речевой практики, способствующие выработке и развитию речевых умений и навыков. Но как показывает практика, в обучении навыку говорения преподаватели вузов сталкиваются с некоторыми трудностями, так как говорение трактуется как сложное интегрированное умение. Как отмечает Пенни Ур, существуют четыре основных вида трудностей при обучении говорению на английском языке [11, c. 121]:
‒ Психологический дискомфорт. Студенты, как правило, по причине боязни сделать ошибки и критики со стороны преподавателя, стесняются говорить на английском языке, т. к. говорение в отличии от других речевых навыков требует раскрепощенности и смелости перед аудиторией.
‒ “Нечего сказать”. Иногда у студентов возникает проблема — отсутствие мыслей, они не могут сконцентрироваться и выразится на английском языке.
‒ Использование родного языка. Студенты иногда прибегают к использованию родного языка, по причине отсутствия достаточного запаса слов и неестественной среде в общении.
‒ Неравный уровень участия студентов. Некоторые студенты говорят достаточно хорошо и превалируют в группе, для некоторых, чтобы быть услышанным требуется много времени и они говорят очень мало или совсем ничего не говорят. Поэтому работа в больших группах затрудняет процесс обучения навыку говорения.
Кроме вышеперечисленных трудностей при обучении говорению также наблюдаются и мотивационные проблемы: студенты не понимают речевую задачу, они не вовлекаются в коллективное обсуждение темы урока, они не заинтересованы в обучении английскому языку, они не выдерживают в необходимом количестве продолжительность общения на английском языке.
В своем методическом пособии Пенни Ур дает следующие способы преодоления трудностей при обучении говорению [11, с. 122]:
‒ Использование групповой работы со студентами. В этом случае студенты могут говорить не испытывая дискомфорт, они обсуждают и выполняют задание в малых группах, что способствует раскрепощению студентов. Они могут говорить с ошибками или же использовать родной язык, но в этом плане они практикуют английский язык и вырабатывают навык говорения.
‒ Применение мотивирующих заданий и тем для занятий. Преподаватель должен правильно и четко смоделировать план урока и заинтересовать студентов мотивирующими заданиями.
‒ Выработка четких инструкций к каждому заданию поможет студентам понять речевую задачу.
‒ Использование уровня языка во время обсуждения должно быть на один уровень ниже, чем уровень заданий. Это поможет студентам говорить на беглом языке без препятствий.
Таким образом, преодолевая трудности при обучении навыку говорения можно добиться положительных результатов. Следовательно, занятия, направленные на формирование и совершенствования навыка говорения, должны проводиться в комфортной атмосфере, где преподаватель направляет студентов (facilitate) и помогает им экспериментировать с языком.
Возникает вопрос, какими методами обучения пользоваться для преодоления вышеупомянутых трудностей? Какие способы и приемы эффективно воздействуют на формирование навыка говорения для первых курсов студентов языкового вуза?
Анализ психолого-педагогической литературы и обобщение личностного педагогического опыта позволяют утверждать, что для развития навыков говорения необходимо использовать интерактивные и активные методы обучения, под которыми мы понимаем формы и методы, которые активируют умственную и самостоятельную работу студентов, поддерживают внимание и развивают речь. В современной методике преподавания для развития навыка говорения большое распространение получил интерактивный метод «Дискуссии».
Метод «Дискуссии» — является одним из наиболее широко используемых приемов в обучении английского языка, который направлен на способы организации совместной деятельности студентов, на обсуждение поставленный преподавателем проблемы и нахождения правильного решения спорного вопроса. Дискуссия в общепринятом смысле (от латинского discussio — рассмотрение, исследование) трактуется как способ обсуждения какого-либо вопроса группой людей. По мнению М. Н. Пряхина дискуссия — это процедура выработки общего мнения, снятия противоречий внутри коллектива [7, C. 2]. Под дискуссией может пониматься обсуждение спорного вопроса, основанное на искусстве рассуждать и излагать свои мысли соответственно законам разума, а также форма научного общения и получения нового знания [4, С. 120]. Овладение навыками ведения дискуссий позволит студентам не только формировать навыки говорения, но также поможет студентам выступать на публичных мероприятиях, международных симпозиумах и конференциях. Данный метод обучения может успешно быть использован при условии, если преподаватель знаком с методом их употребления. Следовательно, преподаватели вузов должны быть ознакомлены с целью, видами, этапами проведения дискуссии при организации урока, для достижения максимальной эффективности и целенаправленности обучения английскому языку.
Целью использования метода дискуссии на уроках английского языка является возможность применения языковых/речевых знаний и навыков на практике, а также формирования способности ясно мыслить, критически воспринимать информацию, выделять в ней главную мысль и находить средства и аргументы для ее подтверждения и обоснования. Многие методисты отмечают, что метод «дискуссии» способен активировать речемыслительную деятельность студентов, который способствует развитию навыка говорения и умения мыслить на английском языке. Следовательно, студенты должны не только владеть языком в совершенстве как способа общения, но и уметь мыслить на обучаемом языке. В процессе общения они непосредственно должны взаимодействовать друг с другом. В этом плане использование метода «дискуссии» представляется важным и необходимым. Внедрение данного приёма, на начальном этапе обучения в вузе, поможет совершенствовать навыки говорения и развивать коммуникативную компетенцию, так как на первом курсе студенты имеют разный уровень подготовки, уровень мотивации и способностей. Как отмечают некоторые исследователи, использование дискуссии во время занятий способствует эффективному созданию естественной мотивации речевого акта у студентов, тем самым стимулирует их к творческому высказыванию, ведет к органическому слиянию обучения разговорным темам и развитию неподготовленной речи.
По типу проведения дискуссии носят стихийный, свободный и организованный характер. На сегодняшний день в методике преподавания английского языка используется организованные дискуссии, которые тщательно подготавливаются преподавателями и проводятся по регламенту по определенной теме урока в установленном заранее порядке. Различают парные, групповые и командные типы участия (формы проведения) дискуссий. Для развития навыка говорения целесообразно будет использование таких форм дискуссий как: Круглый стол, Форум, Симпозиум, Дебаты, Судебное заседание, Техника аквариума, Мозговой штурм и другие [1, 9, 5]. Что касается этапов проведения дискуссии, то единых требований нет, но, как правило, выделяют 3 этапа: введение в дискуссию (подготовительный), обсуждение проблемы (основной этап) и подведение итогов (заключительный этап) [2, с. 1112].
Суммируя все вышесказанное можно констатировать, что метод дискуссии в целом может быть использован для формирования навыка говорения у студентов языкового вуза. Главное, для достижения этой цели, преподаватели должны тщательно подготовить материал с учетом особенностей данного метода, учебного плана, цели урока, темы. Кроме того, было бы целесообразно выстраивать учебные циклы поэтапно в соответствии с уровнем языковой подготовки студентов базовым умениям дискуссии (рассуждения и аргументации). Использование метода «Дискуссии» на занятиях английского языка дает возможность:
‒ формировать как языковые, так и речевые навыки у студентов;
‒ подготовить думающего и разбирающегося в различных проблемах специалиста, готового к открытому и конструктивному диалогу с коллегами не только из своей страны, но и из-за рубежа;
‒ научить студентов создавать модели научного исследования, модели принятия решений, которые они смогут применять не только в своей профессиональной деятельности, но и в повседневной жизни, в процессе общения с представителями других культур.
Литература:
- Виноградова О. С. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции с использованием проблемных методов обучения ИЯ на продвинутом этапе специализированного вуза (на материале английского языка). Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — Москва, 2003. — 24 с.
- Гордиенко Н. П., Кузнецова Е. П. Использование дискуссии как метода формирования коммуникативных навыков на старшей ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе // Молодой ученый. — 2015. — № 8. — С. 1112–1114.
- Гурвич П. Б. К вопросу о специфике методики преподавания иностранных языков как науки//Иностранные языки в школе. Золотые страницы. — М., 2013. — С. 3–9.
- Зарецкая Е. Н. Риторика: Теория и практика речевой коммуникации. — 4-е изд. — М.: Дело, 2002. — 480 с.
- Морозова И. Г. Использование дискуссии на занятиях иностранного языка в рамках проблемного обучения при подготовке современных специалистов // Иностранные языки. Теория и практика, 2010. — № 1. — C. 25–35.
- Пассов, Е. И. Урок иностранного языка в средней школе. — 2-е изд., дораб. / Е. И. Пассов. — М.: Просвещение, 1988. — 223 с.
- Пряхин М. Н. Практикум по курсу «Журналистское мастерство». Тема: «Телевизионная дискуссия». — Москва: УДН, 1989. — 34 c.
- Хасаншина Р. Г. О некоторых аспектах обучения говорению студентов неязыковых вузов// Вестник ТИСБИ. — Казань, 2005. — № 2.- С.142–154.
- Clark L. H., Starr I. S. Secondary and middle school teaching methods. — 6 ed. — N.Y.: Macmillan; Toronto: Collier Macmillan, 1991. — 522 p.
- Lawtie F. (2004): Teaching speaking skills 2-overcoming classroom problems. www.britishcouncil.com
- Ur Penny (2002): “Coursebook for language teaching”. Cambridge University Press.
Похожие статьи
Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах
В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...
Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка
В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...
Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка
В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...
Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...
Интерактивное обучение грамматике английского языка на основной ступени школьного образования
В статье подчеркивается актуальность интерактивного обучения грамматике в методике преподавания иностранного языка, рассматриваются понятия «интерактивность» и «интерактивное обучение», описаны пути применения интерактивного обучения в школе. Научная...
Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов
Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье пр...
Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах
В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...
Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка
В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...
Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ
Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...
Похожие статьи
Использование интерактивного подхода в обучении говорению на уроках английского языка в старших классах
В данной статье рассматривается вопрос интерактивного обучения школьников на старшем этапе на уроках английского языка, а также проблема овладения нормами говорения в условиях интерактивных технологий. Применение необходимых методов интерактивного об...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...
Проблема лексических навыков у младших школьников в процессе обучения речевому этикету на уроках русского языка
В статье описаны проблемы формирования лексических навыков у младших школьников. Представлены особенности использования речевого этикета на уроках русского языка в формировании лексических навыков у младших школьников. Указана особенность преподавани...
Речевые упражнения как необходимый компонент формирования коммуникативной личности обучающихся при изучении иностранного языка
В данной статье рассматривается обучение иностранному языку и формированию беглой и грамотной устной речи. В целях увеличения эффективности результатов по развитию у обучающихся коммуникативной личности средствами формирования свободных речевых навык...
Игровые технологии на уроках английского языка в начальной школе как условие успешного усвоения учащимися новых знаний, умений, компетенций (из опыта работы)
Игровые технологии являются одной из уникальных форм обучения, которая позволяет сделать интересными и увлекательными не только работу учащихся на творческо-поисковом уровне, но и будничные шаги по изучению учебного материала. В статье приведены прим...
Интерактивное обучение грамматике английского языка на основной ступени школьного образования
В статье подчеркивается актуальность интерактивного обучения грамматике в методике преподавания иностранного языка, рассматриваются понятия «интерактивность» и «интерактивное обучение», описаны пути применения интерактивного обучения в школе. Научная...
Публичное выступление как эффективный инструмент формирования коммуникативной компетенции у студентов языковых вузов
Коммуникативная компетенция является одной из ведущих при изучении иностранного языка. Существует множество различных методик ее развития, например, через использование коммуникативных ситуаций, что способствует развитию навыка говорения. В статье пр...
Применение инновационных методов обучения на уроках русского языка в неязыковых вузах
В статье рассматривается вопрос повышения эффективности обучения русскому языку в нефилологических вузах. Он также описывает инновационные методы и подходы преподавания на английском языке во время курса. Возможности расширить полномочия профессоров ...
Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка
В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...
Герменевтический подход в обучении пониманию прочитанного обучающихся общеобразовательных школ
Данная статья посвящена вопросу понимания и интерпретации текстов на иностранном языке обучающимися общеобразовательных школ. На сегодняшний день, с распространением идеи информационного общества, актуальной становится проблема осмысления большого ко...