Компоненты содержания дисциплины «Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Лысенко, А. С. Компоненты содержания дисциплины «Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности» / А. С. Лысенко. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 131-133. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1431/ (дата обращения: 16.10.2024).



 

В статье рассматриваются вопросы формирования содержания программы дисциплины «Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности» в системе подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова: безопасность жизнедеятельности, федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности, содержание программы.

 

Обеспечение безопасности жизнедеятельности на межгосударственном, федеральном и региональном уровнях – ресурсозатратный процесс, требующий эффективного управления и обоснованного экономического планирования. Одним из эффективных способов управления экономикой, социальной сферой и иными сторонами развития государства, региона, муниципалитета является программно целевой метод. Важнейшим инструментом он является и для экономического регулирования в такой области как обеспечение безопасности жизнедеятельности. Многие важнейшие проблемы обеспечения безопасности возможно решить только комплексно, в рамках реализации соответствующей целевой программы.

Учебная дисциплина «Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности» является важным элементом учебных планов бакалавриата в вариативной части профессионального цикла, профили и направления которых связаны с такой содержательной областью как «безопасность жизнедеятельности».

Определение места дисциплины в подготовке бакалавров в системе высшего профессионального образования опирается на модульный подход. Другими словами «…подготовка бакалавра образования и, в частности по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности» представляют собой модель компетентностно-ориентированного образовательного процесса, основанная на модульном подходе» [1, с. 7].

Данная дисциплина занимает особое место в подготовке бакалавров среди других специальных дисциплин, например, в составе модуля «Защита человека в чрезвычайных ситуациях», рассматривая экономическое и организационно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности в рамках программно-целевого метода. Стоит отметить, что данная дисциплина является одной из немногих, раскрывающих экономические основы управления безопасностью на федеральном, региональном и иных уровнях.

Спецификой данной дисциплины является то, что она сочетает в себе содержательные элементы разного типа: с одной стороны, нормативно-правовое и экономическое содержание, а с другой – содержание, связанное с различными направлениями безопасности и защитой человека в чрезвычайных ситуациях.

Содержание программы дисциплины, реализуя поставленные учебно-познавательные задачи, может включать в себя следующие основные вопросы: характеристика программно-целевого метода, история его применения в России и за рубежом, целевые программы и их виды, особенности организации защиты человека в чрезвычайных ситуациях, специфику федеральных целевых программ, механизм создания, утверждения и реализации их, специфика региональных, ведомственных, муниципальных целевых программ, возможности решения задач безопасности жизнедеятельности с помощью целевых программ на федеральном и региональном уровнях, многообразие федеральных и региональных целевых программ обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Изучение данной дисциплины предполагает выявление многообразия программ в данной области и достаточно подробный анализ большинства федеральных и ряда региональных программ, анализ нормативно-правовой базы создания и реализации, ознакомление также с примерами муниципальных программ.

Определение содержания дисциплины «Федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности» обусловлено в первую очередь тем, что данная дисциплина находится на стыке двух важнейших содержательных областей – области «безопасность жизнедеятельности» и экономика, сочетая в себе элементы разного типа: с одной стороны, нормативно-правовое и экономическое содержание, а с другой – содержание, связанное с различными направлениями безопасности и защитой человека в чрезвычайных ситуациях, рассматривая экономическое и организационно-правовое обеспечение безопасности жизнедеятельности в рамках программно-целевого метода.

Среди задач дисциплины следует отметить формирование следующих знаний, умений и навыков:

- знание основ государственной политики в области безопасности жизнедеятельности;

- знание основных особенностей программно-целевого метода;

- знание роли федеральных, региональных, ведомственных и муниципальных целевых программ в сфере обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- знание структуры и содержания федеральных и региональных (выборочно) целевых программ обеспечения безопасности жизнедеятельности;

- знание механизмов создания, принятия и исполнения федеральных и региональных целевых программ;

- умение анализировать содержание программ в области безопасности жизнедеятельности;

- умение сравнивать различные программы между собой, определять их значимость в обеспечении безопасности жизнедеятельности;

- навыки по сбору и анализу информации о целевых программах в области безопасности жизнедеятельности.

Логику освоения содержания данной дисциплины можно представить как последовательность тем, начиная с общих вопросов и истории применения программно-целевого метода (ПЦМ), заканчивая анализом конкретных федеральных, региональных, а также ведомственных и муниципальных программ обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Содержание курса можно представить в виде следующих тем.

Тема 1. Организация защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций.

Тема 2. Программно-целевой метод и его особенности в управлении различными сферами деятельности государства и общества.

Тема 3. История применения программно-целевого метода в России и за рубежом.

Тема 4. Федеральные целевые программы: их структура, механизмы создания, принятия, реализации.

Тема 5. Многообразие федеральных целевых программ в области безопасности жизнедеятельности.

Тема 6. Региональные целевые программы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Тема 7. Прочие типы целевых программ (межгосударственные, ведомстввенные, муниципальные) и их роль в обеспечении безопасности жизнедеятельности.

Среди понятий курса следует выделить наиболее важные: целевая программа, программно-целевой метод, федеральная целевая программа, концепция федеральной целевой программы, региональная целевая программа, ведомственная программа, муниципальная программа, краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные программы, паспорт программы, государственный заказчик программы, заказчик-координатор программы, целевые индикаторы и показатели программы.

Помимо изучения теоретических вопросов программно-целевой организации такой сферы как безопасность жизнедеятельности, данная дисциплина требует не только рассмотрения многообразия программ, но и детального их анализа, осуществляемого на практических занятиях.

Освоение содержания курса предполагает лекционные и практические занятия; на практических занятиях конкретизируется и дополняется лекционный материал, студенты знакомятся с нормативно-правовой документацией, паспортами и текстами целевых программ, учатся их анализировать, сравнивать программы различного уровня и содержания друг с другом. Ряд практических занятий может быть посвящены также анализу ведомственных и муниципальных программ в области обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Проверка качества усвоения знаний в течение семестра проводится как в устной, так и в письменной форме. Написание небольших по объему тестовых работ позволяет оценить степень усвоения основных понятий курса.

Также на практических занятиях студентам предлагается провести подробный анализ действующих на сегодняшний день целевых программ в области безопасности жизнедеятельности. Качество усвоения курса позволяют выявить устные выступления студентов на занятиях, умение строить дискуссию.

Сформированность компетенций выявляется в ходе как промежуточной, так и итоговой аттестации, что дает возможность наиболее полно и объективно подвести итоги.

Итоговая аттестация может быть осуществлена на основании обобщения данных по различным видам деятельности студентов на практических занятиях и экзамене (зачете).

Приведем примерный список вопросов для итоговой аттестации, отражающий основные вопросы содержания данной дисциплины:

1. Особенности и условия применения программно-целевого метода.

2. История применения программно-целевого метода в СССР и России.

3. История применения программно-целевого метода за рубежом.

4. Федеральные целевые программы, их особенности и достоинства. Классификация целевых программ.

5. Структура целевой программы.

6. Концепция федеральной целевой программы.

7. Порядок разработки проекта и утверждения целевой программы.

8. Экспертиза и оценка целевой программы.

9. Государственный заказчик целевой программы, его функции и обязанности. Государственный заказчик-координатор программы.

10. Основные проблемы в области разработки и реализации федеральных целевых программ.

11. Федеральные целевые программы в области безопасности жизнедеятельности: общий обзор.

12. Региональные целевые программы как инструмент регионального развития, их основные задачи.

13. Организационные и законодательные основы формирования региональных программ социально-экономического развития.

14. Порядок разработки и принятия региональных программ.

15. Структура и содержание региональной целевой программы.

16. Механизм реализации региональной целевой программы.

17. Ведомственные целевые программы.

18. Муниципальные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности.

 

Литература:

  1. Абрамова С. В., Бахвалова С. Б., Багмет С. А. Структурно-содержательная модель подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности // Молодой ученый № 18.1 (77.1): Спецвыпуск: Научно-практическая конференция «Современное образования в области безопасности жизнедеятельности: теория методика и практика». – СПб, 2014, с. 6 – 8.
Основные термины (генерируются автоматически): программно-целевой метод, программа, область безопасности жизнедеятельности, целевая программа, обеспечение безопасности жизнедеятельности, итоговая аттестация, региональная целевая программа, Россия, федеральная целевая программа, целевая программа обеспечения безопасности жизнедеятельности.

Ключевые слова

безопасность жизнедеятельности, федеральные и региональные программы обеспечения безопасности жизнедеятельности, содержание программы

Похожие статьи

К вопросу о развитии целевых установок педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются целевые установки, оказывающие влияние на подготовку магистров образования в области безопасности жизнедеятельности. Раскрываются образовательные, воспитательные и развивающие цели методической составляющей подготовки магистр...

Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования

В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...

Особенности построения основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности»: структурно-содержательный аспект

Статья посвящена вопросам структурно-содержательного аспекта построения основной образовательной программы бакалавра по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности».

Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». На основе многолетних исследований и межвузовского взаимодействия предложена структурно-содержательная модель подготовки бак...

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе

В статье показаны возможности реализации задач ФГОС ООО в области безопасности жизнедеятельности в условиях дефицита учебного времени на обучение основам безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы организации и методики подготовки бакалавров...

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается вопрос о возможности формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательс...

Современные тенденции подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются общие и специфические тенденции, влияющие на развитие высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Похожие статьи

К вопросу о развитии целевых установок педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются целевые установки, оказывающие влияние на подготовку магистров образования в области безопасности жизнедеятельности. Раскрываются образовательные, воспитательные и развивающие цели методической составляющей подготовки магистр...

Формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования

В статье рассматривается формирование компетенций по безопасности жизнедеятельности в системе подготовки бакалавров образования. Сформулированы компетенции бакалавра в области безопасности жизнедеятельности. Проанализированы наиболее важные компетенц...

Особенности построения основной образовательной программы «Образование в области безопасности жизнедеятельности»: структурно-содержательный аспект

Статья посвящена вопросам структурно-содержательного аспекта построения основной образовательной программы бакалавра по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности».

Структурно-содержательная характеристика системы подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности»

Статья посвящена актуальной проблеме подготовки бакалавров по профилю «Образование в области безопасности жизнедеятельности». На основе многолетних исследований и межвузовского взаимодействия предложена структурно-содержательная модель подготовки бак...

Особенности предпрофильной подготовки школьников в области безопасности жизнедеятельности

Статья посвящена вопросу о предпрофильной подготовке школьников по безопасности жизнедеятельности. Отражены аспекты содержания и некоторые особенности такой подготовки. Рассмотрены возможности учебно-исследовательской деятельности в реализации предпр...

Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Подготовка бакалавров к проведению массовой работы по безопасности жизнедеятельности в основной школе

В статье показаны возможности реализации задач ФГОС ООО в области безопасности жизнедеятельности в условиях дефицита учебного времени на обучение основам безопасности жизнедеятельности. Рассмотрены вопросы организации и методики подготовки бакалавров...

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается вопрос о возможности формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательс...

Современные тенденции подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются общие и специфические тенденции, влияющие на развитие высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Задать вопрос