Исследование социально-психологического климата в классных коллективах
Авторы: Лысова Наталья Федоровна, Боровец Елена Николаевна, Шуленина Нина Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 3417 раз
Библиографическое описание:
Лысова, Н. Ф. Исследование социально-психологического климата в классных коллективах / Н. Ф. Лысова, Е. Н. Боровец, Н. С. Шуленина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 133-135. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1441/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье представлены результаты исследования одного из критериев социально-психологической безопасности современной школьной среды – социально-психологического климата в классных коллективах младших подростков. Установлено: в одном из двух обследованных шестых классов сформировался благоприятный, а во втором неблагоприятный социально-психологический климат, характеризующийся частыми межличностными конфликтами среди учащихся и преобладанием «жёсткого» стиля поведения их в конфликтных ситуациях.
Ключевые слова: безопасность, социально-психологический климат, классный коллектив, конфликты, стиль поведения.
Современная школа, безусловно, должна быть территорией социально-психологической безопасности, т.е. пространством полноценного развития личности и её взросления, средой становления успешных, счастливых и здоровых россиян. Одним из важных критериев социально-психологической безопасности в детских коллективах является социально-психологический климат (СПК) в них. А благоприятный социально-психологический климат можно рассматривать как условие поддержания социально-психологической безопасности в целом в образовательном учреждении, и в классных коллективах.
Представляло интерес изучить социально-психологический климат в классных коллективах младших подростков. Для этого использовали метод наблюдения за поведением школьников во время уроков и во внеурочной деятельности, предложенный А.В. Микляевой и П.В. Румянцевой [1 с. 58-59] , и анкетирование учащихся.
Под наблюдением находились учащиеся двух шестых классов (26 учащиеся 6 «а» класса и 20 - 6 «б»), обучающихся в одной школе с первого класса.
На первом этапе нашего исследования мы изучали СПК методом наблюдения за поведением школьников. Было установлено, что все эмпирические показатели свидетельствуют о благоприятном СПК сложившимся в 6 «а» классе. Так, большинство позитивно относятся к процессу взаимодействия и отдельным ученикам, доброжелательно, спокойно высказываются, внимательно выслушивают собеседника, улыбчивы, умеют подбодрить в трудной ситуации. В тоже время в 6 «б» классе, наоборот, по всем трём векторам (эмоциональный фон, способность к сотрудничеству, эффективность взаимодействия) преобладают как вербальные, так и невербальные показатели, свидетельствующие о неблагоприятном СПК в коллективе. Так, часто высказываются обидные слова в адрес одноклассников, а тон высказываний нередко – враждебный, могутгрубо обрывать собеседника, используя ненормативную лексику. нетерпимы к мнению остальных. Неудачи или успехи одноклассников оставляют или равнодушными остальных, или вызывают нездоровую зависть, злорадство.
Результаты анкетирования учащихся подтвердили эмпирические исследования о сложившихся СПК в двух классных коллективах. Так, 85% учащихся 6 «а» класса считают, что их класс является дружным, а 81% посещают школу с хорошим и чаще с хорошим настроением. В 6 «б» классе напротив 70% сомневаются в том, что их класс может быть дружным, а 30% категорически утверждают, что их класс не дружный. Поэтому 20% шестиклассников этого класса посещают школу с плохим настроением.
Кроме того, нами было установлено, что в 6 «а» класса 58% учащихся чувствуют себя безопасными в классном коллективе, а в 6 «б» - только 25%.
От того какой сложился СПК климат в классном коллективе зависит желание школьника учиться в этом классе или перейти в другую классную среду, а иногда и в другую школу. Наши исследования показали, что так часто думают 20% учеников 6 «б» класса и только 4% в 6 «а» классе.
Одним из показателей СПК в классных коллективах являются конфликты, мотивы их возникновения и способы разрешения. Анкетирование показало, что в 6 «а» классе 73% школьников отметили – конфликты у них в классе бывают, из них 50% учащихся указали, что конфликты бывают редко, а в 6 «б» классе 100% учащихся отметили, что конфликты у них бывают в классе, из них 60% учащихся указали, что конфликты бывают часто.
Следовательно, конфликты отмечаются в обоих шестых классах, но в 6 «б» классе они бывают чаще. Как известно, конфликтовать могут абсолютно все дети и особенно подростки, но поведение и разрешение конфликтов может быть разное, что во многом зависит от сложившегося социально-психологического климата в коллективе.
В литературе выделяют 5 возможных типов стиля поведения учащихся в различных конфликтных ситуациях [2].
Тип «А» – это «жесткий тип решения конфликтов и споров», который до последнего стоит на своём, защищая свою позицию.
Тип «Б» – это «демократичный» стиль, который придерживается мнения, что всегда можно договориться и пытается предложить альтернативу.
Тип «В» – «компромиссный» стиль, который с самого начала согласен на компромисс.
Тип «Г» – «мягкий» стиль, который своего противника «уничтожает» добротой.
Тип «Д» – «уходящий» стиль, кредо которого – «вовремя уйти», стараясь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
Результаты исследования типов стиля поведения шестиклассников, находящихся под наблюдением, представлены в таблице 1.
Таблица 1
Процентное соотношение шестиклассников с различными типами стиля поведения в конфликтных ситуациях
классы |
Типы стиля поведения в конфликтных ситуациях (%)
|
|||||
«А» |
«Б» |
«В» |
«Г» |
«Д» |
невыраженный |
|
6 «а» |
14 |
54 |
20 |
- |
4 |
12 |
6 «б» |
45 |
20 |
10 |
- |
- |
25 |
Как видно, в 6 «б» классе преобладают дети с «жёстким» типом стиля поведения. При этом девочек с таким типом поведения в этом классе на 5% больше, чем мальчиков. А в 6 «а» классе с таким типом стиля поведения только 14% учащихся и это все мальчики. В тоже время в шестом «а» классе преобладают дети с «демократичным» типом поведения. В «б» классе с таким типом стиля поведения только 20% (из них 15% мальчики).
Кроме того, мы выявили в обоих классах детей с «компромиссным» типом стиля поведения. С таким типом поведения в 6 «а» классе выявлено 20%, а в 6 «б» классе- 10%.
В целом в «а» классе на 44% больше детей с «демократичным» и «компромиссным» стилями поведения в конфликтных ситуациях.
Необходимо отметить, что среди учащихся 6 «б» класса была выявлена достаточно большая группа детей (25%), у которых не выявляется четкий тип стиля поведения в конфликтных ситуациях.
Таким образом, анкетирование учащихся шестых классов и выявление типа стиля поведения младших подростков в конфликтных ситуациях подтвердило, что именно в 6 «б» классе сформировался неблагоприятный социально-психологический климат, характеризующийся частыми межличностными конфликтами. А в 6 «а» классе социально-психологический климат, по результатам нашего исследования, можно расценивать как благоприятный, способствующий развитию личности.
Большое влияние на социально-психологический климат в классном коллективе и на конфликтное поведение школьников, оказывает личность учителя.
Стиль взаимодействия учителя с другими учениками служит примером для воспроизводства во взаимоотношениях со сверстниками. Особенно это касается первого учителя (в начальной школе) и классных руководителей, которые чаще и ближе общаются со школьниками не только на уроках, но и во внеурочной деятельности.
Наши эмпирические наблюдения показали, что у классных руководителей 6 «а» и 6 «б» совершенно разный личностный стиль общения и педагогическая тактика. У классного руководителя 6 «а» класса доминирует стиль общения - «сотрудничество», а у 6 «б» класса - преобладает «авторитарный» стиль. Как известно "авторитарный" стиль поведения педагога усиливает напряженность межличностных отношений в классе, что могло повлиять на формирование неблагоприятного социально-психологического климата в 6 «б» классе.
Кроме того, было выявлено, что 36% семей, в которых живут учащиеся 6 «б», считаются неблагополучными, а в 6 «а» классе только 4% таких семей.
Для личностного развития каждого школьника необходимо поддерживать благоприятный социально-психологический климат, как в семье, так и в школе, и особенно в отдельных классных коллективах. Улучшить СПК можно с помощью внеклассных мероприятий и различных тренингов. Требуется не только желание педагогов работающих с подростками и активное участие заинтересованных родителей, но и систематическая, последовательная, планомерная деятельность психологической службы образовательного учреждения (если таковая имеется).
Заключение. Проблема социально-психологической безопасности учащихся в классных коллективах в настоящее время актуальна и во многом определяется сложившимся социально-психологическим климатом в них. Личностный стиль общения, педагогическая тактика учителей и социальный статус семьи оказывает существенное влияние на социально-психологический климат в классном коллективе.
В исследуемом 6 «а» класса сформировался благоприятный социально-психологический климат, и преобладают учащиеся с демократичным стилем поведения в конфликтных ситуациях, а в 6 «б» классе сформировался неблагоприятный социально-психологический климат, характеризующийся частыми межличностными конфликтами, и преобладают учащиеся с жестким типом решения конфликтов и споров.
Прослеживается связь между сформировавшимся социально-психологическим климатом в классных коллективах шестиклассников и стилем поведения их классных руководителей, а также социальным статусом семей.
Требуется дальнейшее более глубокое исследование истории формирования классного коллектива 6 «б» класса с подключением психологической службы для осуществления работы с педагогами и учащимися по формированию более благоприятного социально-психологического климата и по профилактике деструктивных межличностных конфликтов. Это, безусловно, будет способствовать повышению социально-психологической безопасности всех участников образовательного процесса данного класса и образовательного учреждения в целом.
Литература:
- Микляева А. В., Румянцева П. В. Трудный класс: диагностическая и коррекционная работа [Электронный ресурс] Режим доступа: http://humanpsy.ru/collective/miklyaeva-a-v-rumyantseva-p-v-trudnyj-klass-diagnosticheskaya-i-korrektsionnaya-rabota
- Тест «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации» [Электронный ресурс] Режим доступа: https://infourok.ru/programma-treninga-beskonfliktnogo-obscheniya-551659.html
Ключевые слова
конфликты, безопасность, социально-психологический климат, классный коллектив, стиль поведенияПохожие статьи
Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков
В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...
Половые различия суицидального поведения у подростков
Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...
Эмоциональное выгорание военнослужащих в коллективах с разным уровнем социально-психологического климата
Целью статьи является рассмотрение особенностей эмоционального выгорания военнослужащих в воинских коллективах, имеющих различный уровень социально-психологического климата. Автор устанавливает наличие характерных особенностей развития синдрома эмоци...
Особенности супружеских конфликтов в первые годы семейной жизни
В статье представлен сравнительный анализ конфликтных сфер и эмоциональных реакций на конфликт в молодых супружеских парах с различным уровнем удовлетворенности браком. Установлено, что в большинстве случаев низкая удовлетворенность браком молодых су...
Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте
Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...
Компенсирующее обучение как фактор повышения интереса к профессии среди студентов с девиантным поведением
В статье рассмотрены основные проблемные ситуации студентов «группы риска», дана характеристика девиантного поведения обучающихся, приведены задачи компенсирующего обучения с данным контингентом студентов, приведен анализ поведенческих реакций и псих...
Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов
Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...
Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов
В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному п...
Организационно-методические условия профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы № 10 г. о. Коломна
В статье исследуется проблема возникновения у педагогов синдрома профессионального выгорания как результат воздействия совокупности личностных и профессиональных факторов. По окончанию экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательн...
Особенности психологической защиты студентов в конфликтной ситуации
В статье рассматриваются особенности психологических защит студентов в конфликтной ситуации. Представлена актуальность исследования формирования системы психологических защит у студентов в период обучения в вузе. Представлены результаты исследования ...
Похожие статьи
Влияние феномена лидерства на формирование межличностных отношений в классном коллективе младших подростков
В статье затронуты проблемы организации работы педагога по развитию учени-ческого коллектива, исследуется феномен лидерства и его влияние на формирование межличностных отношений в школьном классе, изучаются социально-психологические аспекты развития ...
Половые различия суицидального поведения у подростков
Подростковый возраст — один из сложных кризисных периодов, в котором проявляются не только внутренние противоречия самого ребенка, но и добавляется много новых конфликтов с окружающим миром. На разных этапах подросткового возраста существуют свои осо...
Эмоциональное выгорание военнослужащих в коллективах с разным уровнем социально-психологического климата
Целью статьи является рассмотрение особенностей эмоционального выгорания военнослужащих в воинских коллективах, имеющих различный уровень социально-психологического климата. Автор устанавливает наличие характерных особенностей развития синдрома эмоци...
Особенности супружеских конфликтов в первые годы семейной жизни
В статье представлен сравнительный анализ конфликтных сфер и эмоциональных реакций на конфликт в молодых супружеских парах с различным уровнем удовлетворенности браком. Установлено, что в большинстве случаев низкая удовлетворенность браком молодых су...
Влияние типа привязанности к родителям на становление личности в юношеском возрасте
Статья посвящена исследованию факторов, влияющих на становление личности в юношеском возрасте. Одним из таких факторов является тип привязанности к родителям. По итогам исследования нашло подтверждение предположение, что при надежном типе привязаннос...
Компенсирующее обучение как фактор повышения интереса к профессии среди студентов с девиантным поведением
В статье рассмотрены основные проблемные ситуации студентов «группы риска», дана характеристика девиантного поведения обучающихся, приведены задачи компенсирующего обучения с данным контингентом студентов, приведен анализ поведенческих реакций и псих...
Исследование зависимости уровня тревожности от психоэмоционального состояния студентов
Смена социальных отношений у студентов первого курса может представлять для них значительные трудности. Это связано с кардинальной сменой учебного процесса и привычного образа жизни. Студенты начинают испытывать тревожное состояние, становятся беспок...
Влияние обучения в вузе на успешность адаптации, уровень тревожности и стресса студентов начальных курсов
В статье приводятся данные исследования уровня адаптации, тревожности и уровня стресса студентов первого курса при обучении в вузе. Подавляющее большинство студентов первого курса характеризовались неудовлетворительной адаптацией к образовательному п...
Организационно-методические условия профилактики синдрома профессионального выгорания педагогов школы № 10 г. о. Коломна
В статье исследуется проблема возникновения у педагогов синдрома профессионального выгорания как результат воздействия совокупности личностных и профессиональных факторов. По окончанию экспериментального исследования, проведенного в общеобразовательн...
Особенности психологической защиты студентов в конфликтной ситуации
В статье рассматриваются особенности психологических защит студентов в конфликтной ситуации. Представлена актуальность исследования формирования системы психологических защит у студентов в период обучения в вузе. Представлены результаты исследования ...