Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Вилейто, Т. В. Персональный сайт учителя как одна из форм применения электронной образовательной платформы Google в процессе обучения ОБЖ / Т. В. Вилейто, А. В. Некрасова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 48-52. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1442/ (дата обращения: 16.11.2024).

 

Статья посвящена применению в современном процессе обучения электронной образовательной платформы Google. Рассмотрены инструменты создания персонального сайта учителя как одной из форм использования электронной образовательной платформы Google в процессе обучения. Представлена технология применения ПСУ на различных этапах урока ОБЖ.

Ключевые слова: электронная образовательная платформа, информационные технологии, персональный сайт учителя.

В современном мире образование продолжает оставаться основой личностного и профессионального успеха любого человека. Современный учитель должен уметь продуктивно использовать весь широкий спектр информационных и коммуникативных технологий (ИКТ) для решения профессиональных задач. Поэтому невозможно представить себе школу без информационных технологий (ИТ). О значении ИТ в обучении современного школьника говорится в основных положениях Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», Национальной доктрины образования РФ (2000 – 2025 гг.), ФГОС общего образования второго поколения, где определены стратегические направления развития российского образования.

Чтобы повысить эффективность образовательного процесса в школе, необходимо постоянно использовать новые ИТ и образовательные ресурсы в процессе обучения разных дисциплин.

Первым важным фактором на пути внедрения ИТ в учебный процесс является готовность учителей применять новые форматы в обучении, основанные на цифровом материале и новом типе взаимодействия. Происходит стирание граней между продвинутым традиционным и дистанционным обучением. Разработка и использование электронных образовательных ресурсов (ЭОР) является вторым важным фактором успешности реализации разных форм и систем обучения (традиционной классно-урочной, лекционно-семинарской, дистанционной).

Реализация в процессе обучения современных ИТ позволяет сегодня обеспечить более качественное усвоение всех групп знаний по различным дисциплинам, формирование компетенций, в том числе по основам безопасности жизнедеятельности. Это касается и знаний о различного рода опасностях и угрозах. Без овладения учащимися этой группы знаний невозможно решить задачи, связанные с потребностью современного общества - видеть личность, способную к ответственности в принятии решений в реальных жизненных ситуациях по обеспечению личной безопасности и безопасности окружающих [1,2].

Нам представляется, что при изучении таких дисциплин как ОБЖ, география, биология, экология очень важным является развитие у человека пространственного и образного мышления, которое позволяет визуально работать с графической информацией и знаковым материалом, преобразовывать информацию, размещенную на плоскости и в пространстве. ИТ обладают преимуществом для оптимального усвоения знаний за счет спектра всех своих возможностей по сбору, хранению, обработке информации, моделированию природных объектов и др. ИТ усиливают деятельную составляющую знаний, определяют их как элемент компетентности.

Реализация в обучении ОБЖ современных ИТ, в том числе использование электронных образовательных платформ, позволяет более эффективно формировать у школьников:

- комплексные знания, необходимые им для применения в повседневной жизни, а также при создании опасных ситуаций в природе и социуме, в том числе чрезвычайных; получить объективные представления o происхождении опасностей различного происхождения, о местах их распространения, о масштабах локальных и глобальных разрушений и опасностях, связанных с жизнью и здоровьем человека и т.д.;

- создать основу для формирования умений и навыков безопасного поведения, развития способностей правильно оценивать, предсказывать и в дальнейшем по возможности предупреждать или избегать влияния различных видов опасностей на жизнь человека;

- воспитывать качества личности безопасного типа поведения и культуру личной безопасности, сформировать гуманистическое мышление, диалектико-материалистическое мировоззрение учащихся [2].

Закономерно, что методические аспекты электронного обучения в настоящее время находятся в зоне пристального внимания и все больше освещаются в научной литературе. Изучением применения ИТ в процессе обучения занимались многие ученые РГПУ им. А.И.Герцена (Г.А.Бордовский, Е.З. Власова, И.Б.Готская, В.П.Соломин и др.). Это позволяет студентам и аспирантам педагогического университета, опираясь на большой научный опыт вуза, использовать инновационные технологии, методы и приемы работы с информационными ресурсами при прохождении педагогических практик в образовательных учреждениях, а также самим разрабатывать, апробировать и предлагать новые методики обучения при написании научно-исследовательских работ и выпускных квалификационных работ. Будущие учителя выходят сегодня из стен университета уже подготовленными к работе в открытых образовательных системах с широким применением ИКТ.

Современные средства ИТ, в том числе дистанционных, предоставляют учителям ОБЖ, работающим в системе открытого образования, недоступные до сих пор возможности оперативно обновлять содержание обучения и проектировать обучающую среду в соответствии с появлением новых знаний в области безопасности жизнедеятельности и педагогических технологий.

Несмотря на это, внедрение ИТ в систему школьного образования сопряжено с рядом трудностей. Очевидно, что существуют определенные факторы и причины, тормозящие их широкое внедрение в образовательный процесс. ЭОР, применяемые в обучении ОБЖ, являются не только педагогическими, но и программными средствами, передача через них содержания учебных курсов ОБЖ разных классов невозможна без их отбора, анализа и структуризации учебного материала по ОБЖ.

Основное внимание в данной статье посвящено применению на уроках ОБЖ электронной образовательной платформы Google. Образовательная платформа является интегрированным понятием. Так называют многофункциональные системы для автоматизации управления учебным заведением, виртуальные и управляемые образовательные среды. Основными задачами образовательной платформы являются: организация образовательного процесса на базе средств ИКТ, реализация интерактивного взаимодействия между учеником, учителем и системой на локальном и глобальном уровне. Выбор инструментария (экосистема Google, электронная учебная оболочка Moodle, или привычная в учебном процессе презентация PPT) для создания персонального сайта учителя является одним из залогов успешности его дальнейшего использования в практике обучения. Современные ИТ настолько шагнули вперед, что это в определенной степени затрудняет выбор инструментария, отвечающего конкретным целям и задачам обучения. Наиболее подходящие возможности для образовательных целей предлагает и компания Google. Причем технологии Google становятся все более разнообразными и используемыми преподавателями. Среда Google содержит множество инструментов, которые могут оказаться полезными для индивидуальной и совместной образовательной деятельности. Их несомненное преимущество заключается также в наличии русскоязычной версии [3].

Практическая реализация образовательной платформы непосредственно на уроке ОБЖ позволяет разработать принципиально новые подходы к организации учебного процесса; использовать в учебном процессе тестирующие и диагностирующие системы, которые содержат задания и упражнения по разделам и темам учебника, а также отслеживать динамику развития творческих способностей ребенка. Содержание электронной образовательной платформы, и ее материал во многом определяются индивидуальностью преподавателя.

Персональный сайт учителя служит одной из форм применения электронной образовательной платформы на уроках ОБЖ. Стоит отметить, что данная система позволит упростить процесс разработки и адаптации собственных учебных материалов, тестовых заданий и др.

В структуре персонального сайта учителя можно выделить следующие блоки:

  1.                Учебный материал: при разработке персонального сайта учитель имеет возможность наполнить его учебным материалом, используя готовые оцифрованные или электронные ресурсы, в том числе Интернет, а также создавать авторский материал и применение различных методик. 2. Внутренний контроль или самоконтроль. 3. Самообразование.3. Внешний контроль.

Предложенная структура определяется тем, что в персональный сайт учителя может использоваться как для работы в классе под руководством учителя, так и для организации самостоятельной работы учащихся и должен четко определять, какие именно разделы и в какой последовательности должны быть изучены, и каким образом они взаимосвязаны между собой. При изложении учебного материала при наполнении сайта по блокам следует опираться на следующие дидактически принципы: принцип научности изложения, особенно применительно к терминологии; принцип учета межпредметных связей между дисциплинами; принцип системности, позволяющий группировать учебный материал посредством введения гиперссылок; принцип доступности, способствующий более глубокому усвоению материала; и, наконец, принцип наглядности, повышающий мотивацию к изучению учебного материала.

Самостоятельная работа учащихся с использованием таких сайтов обеспечивает индивидуализацию образования, повышает мотивацию к обучению, способствует приобретению самостоятельности в приятии решений, что особенно важно при изучении основ безопасности жизнедеятельности. Процесс обучения становится более технологичным.

В нашей статье мы рассматриваем изучение знаний о природных катастрофах и ЧС природного характера в курсе «ОБЖ.7 класс» через персональный сайт учителя ОБЖ посредством элементов системы обучения платформы Google. Для достижения результата необходимо выделить элементы учебного материала, которые возможно использовать при изучении знаний о природных катастрофах и ЧС природного характера. Наполнение всего учебного материала по блокам можем разделить на теоретическую и практическую составляющие: «Материалы для учащихся», где представлены мини-лекции, ссылки на веб-страницу, глоссарий, слайды, видеофрагменты, «Методическая копилка», где представлены тесты, задания различного уровня сложности, фрагменты рабочей тетради, опросы. Общение учащихся может быть осуществлено с помощью элементов веб-сайта. Для наглядности представим вышесказанное в виде схемы 1. Элементы системы персонального сайта учителя на основе платформы Google.

Интернет-технологии→ Электронная образовательная платформа Google

Персональный сайт учителя (ПСУ)

Блоки ПСУ, направленные на овладение знаний по ОБЖ

Взаимодействие пользователей через элементы веб-сайта.

 

 

 

 

 

Теоретические материалы для учащихся

Практические материалы Методическая копилка

 

- Мини-лекции

- Ссылка на веб-страницу

- Глоссарий

- Слайды и видео

- Тренажеры и тесты

- Задания

- Опрос

- Рабочая тетрадь

 

 

 

 

 

 

Схема 1. Элементы системы персонального сайта учителя

на основе платформы Google

В качестве примера использования персонального сайта учителя (ПСУ) рассмотрим технологию его применения на различных этапах урока по изучению природных катастроф и ЧС природного характера при изучении ОБЖ в 7 классе, где нами определены различные уровни и формы взаимодействия обучающихся с ПСУ, а также деятельность учителя и учащихся.

Здесь предложена технология проведения урока по ОБЖ в 7 классе по теме «Цунами и причины его возникновения» (Таблица 1).

Цель: актуализировать знания о морских опасных гидрологических явлениях, усвоение знаний,умений и навыков безопасного поведения при возникновении цунами, развитие личностных качеств (через решение учебных задач различного уровня сложности - от репродуктивного до творческого уровня средствами веб-сайта).

Тип урока: комбинированный с использованием метода беседы и практической работы

Оборудование: учебник, тетрадь, ПК, выход в сеть Интернет

Таблица 1

Технология применения ПСУ на различных этапах урока при изучении природных катастроф и ЧС природного характера

№ п/п

Этап урока

Деятельность учителя и учащихся

Уровни и формы взаимодействия с ПСУ

Время

  1.  

Организационный этап

 

Учитель: инструктирует и проектирует модель процесса обучения с использованием ПСУ.

Ученик: не взаимодействует с ПСУ, а лишь знакомится с содержанием электронных образовательных ресурсов.

ПСУ - источник информации и мотивации для проектирования модели процесса обучения

(низкий уровень взаимодействия с ПСУ - условно-пассивная форма)

1 мин.

  1.  

Проверка домашнего задания

Учитель: использует ПСУ с целью актуализации имеющихся знаний у учащихся об опасных природных явлениях (ОПЯ)

Ученик: осознание учебных задач разного уровня сложности (возможно проблемного характера)

Используется блок ПСУ «Методическая копилка» где содержатся вопросы и задания на проверку имеющихся знаний у учащихся об опасных природных явлениях (ОПЯ) на предыдущих уроках и межпредметных знаний об ОПЯ

(низкий и средний уровень взаимодействия с ПСУ - пассивно-активная форма)

5 мин.

  1.  

Освоения новых знаний

Учитель: роль информатора и демонстратора материала по изучению природных опасностей, в частности цунами

Ученик: осознает цель и задачи урока, ознакомление с содержанием ПСУ и подбора информации по изучению вопросов о цунами в соответствии с целями урока

Используется блок ПСУ «Материалы для учащихся» со схемами, картосхемами и фото- и видеоматериалами по изучению цунами

(средний уровень взаимодействия с ПСУ – активная форма)

20 мин.

  1.  

Применения новых знаний

Учитель: роль информатора, консультанта, возможно тьютора.

Ученик: воспроизведение, анализ, структурирование знаний о цунами, выделение существенных признаков опасного явления, обобщение, выполнение практических работ репродуктивного и творческого характера (исследовательских).

ПСУ – источник проблемных заданий, тренажеров, тестов, практических работ, источник материала для самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся

(высокий уровень взаимодействия с ПСУ – деятельностная форма)

10 мин.

  1.  

Первичный контроль знаний

Учитель: контролер, а также организатор и модератор дискуссии (диалога, обсуждения)

Ученик: воспроизводит знания, алгоритм действий, заданный учителем, а также в зависимости от цели и задач предъявляет результаты исследования, защищает их.

ПСУ источник контрольных заданий, в т. ч. тестового характера, и результатов самостоятельной деятельности учащихся.

(возможны разные уровни взаимодействия с ПСУ)

7 мин.

  1.  

Подведение итогов урока. Домашнее задание

Учитель: разъясняет содержание домашнего задания

Ученик: оценивает (рефлексия) результаты свой самостоятельной деятельности и урока в целом.

(возможны разные уровни взаимодействия)

2 мин.

Технология представляет собой определенный универсальный алгоритм деятельности учителя и учащихся с определением уровня взаимодействия с электронным ресурсом учащихся и позволяет использовать ее (в соответствии с целями и типом урока) при изучении всех опасных природных явлений и ЧС природного характера.

Таким образом, использование ИКТ актуально в современном школьном образовании, так как оно нуждается в дальнейшем совершенствовании форм, методов и технологий обучения с использованием высокотехнологичных средств обучения. Таковыми являются описанные в данной статье средства ИК технологий, в частности возможности реализация в обучении персональных сайтов учителей на базе платформы Google.

 

Литература:

 

  1.                Вилейто Т.В., Некрасова А.В. Использование интерактивной доски на уроках ОБЖ. // Ежемесячный научный журнал Молодой ученый. № 6.4.(86.4) / ноябрь 2015, С.10-14
  2.                Горбачев С.В. Применение электронных образовательных ресурсов при изучении опасных природных явлений в курсе ОБЖ // Новые образовательные стратегии в современном информационном пространстве: Сборник научных статей. – СПб.: Изд-во Лемма, 2012. – С.14-18.
  3.                Образовательный ресурс «Образовательные платформы» / Интернет-портал – [Электронный ресурс] – Режим доступа – URL: http://lektsii.com/
Основные термины (генерируются автоматически): персональный сайт учителя, учебный материал, Пес, Электронная образовательная платформа, уровень взаимодействия, природный характер, процесс обучения, учебный процесс, домашнее задание, образовательная платформа.

Похожие статьи

Дистанционное обучение — новый виток развития образования

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...

Применение сервиса LearningApps.org при обучении бакалавров педагогического образования

Статья посвящена рассмотрению проблеме использования интерактивных технологии в вузах для студентов-бакалавров педагогических специальностей. Выявлена и обоснована необходимость использования интерактивных технологий в образовательном процессе. А так...

Использование платформы Umaigra в работе с учащимися на уроках литературы

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения Umaigra на уроках литературы для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разработки за...

Проектная деятельность на английском языке как средство реализации современных принципов обучения

В статье обсуждается важность развития у школьников умений самостоятельной работы над проектом на английском языке, формирования как мягких, так и цифровых навыков посредством дистанционной работы в онлайн-сервисе Google.

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

Применение электронных образовательных ресурсов для реализации интерактивных форм и методов обучения в начальной школе (сочетание МЭО и образовательной платформы LEKTA)

В данной статье рассматривается использование и применение на уроках в начальной школе Мобильного электронного образования образовательной платформы LEKTA.

Возможности сервиса Canva.edu в образовательном процессе

В статье автор рассматривает возможности использования образовательной интернет-платформы Canva.edu при дистанционном обучении в школе.

Использование электронного приложения LearningApps на уроках русского языка

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения LearningApps на уроках русского языка для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разр...

Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка

В данной статье приведён краткий обзор приема кластера, способы его применения с помощью онлайн-приложения MindMeister в преподавательской деятельности. Приведены планируемые результаты работы и практического применения данной формы в познавательной ...

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Похожие статьи

Дистанционное обучение — новый виток развития образования

Статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме дистанционного обучения. В данной статье рассматриваются положительные и отрицательные стороны использования дистанционного формата обучения. Автор приводит пример использования двух платформ д...

Применение сервиса LearningApps.org при обучении бакалавров педагогического образования

Статья посвящена рассмотрению проблеме использования интерактивных технологии в вузах для студентов-бакалавров педагогических специальностей. Выявлена и обоснована необходимость использования интерактивных технологий в образовательном процессе. А так...

Использование платформы Umaigra в работе с учащимися на уроках литературы

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения Umaigra на уроках литературы для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разработки за...

Проектная деятельность на английском языке как средство реализации современных принципов обучения

В статье обсуждается важность развития у школьников умений самостоятельной работы над проектом на английском языке, формирования как мягких, так и цифровых навыков посредством дистанционной работы в онлайн-сервисе Google.

Использование интернета в проектной деятельности при обучении чтению на английском языке как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

В данной статье рассматриваются актуальные проблемы и трудности при подготовке будущих выпускников при обучении чтению на уроках английского языка и правильному использованию новых информационных технологий.

Применение электронных образовательных ресурсов для реализации интерактивных форм и методов обучения в начальной школе (сочетание МЭО и образовательной платформы LEKTA)

В данной статье рассматривается использование и применение на уроках в начальной школе Мобильного электронного образования образовательной платформы LEKTA.

Возможности сервиса Canva.edu в образовательном процессе

В статье автор рассматривает возможности использования образовательной интернет-платформы Canva.edu при дистанционном обучении в школе.

Использование электронного приложения LearningApps на уроках русского языка

Исследование темы посвящено описанию возможностей приложения LearningApps на уроках русского языка для подготовки задания. Дана инструкция по применению. Описаны возможности, эффективная работа и быстрота электронного приложения. Приведен пример разр...

Применение приема кластера с помощью онлайн-приложения MindMeister на уроках русского языка

В данной статье приведён краткий обзор приема кластера, способы его применения с помощью онлайн-приложения MindMeister в преподавательской деятельности. Приведены планируемые результаты работы и практического применения данной формы в познавательной ...

Использование информационно-коммуникационных технологий при обучении иностранным языкам

В статье автор исследует возможности современных интерактивных технологий для обучения иностранным языкам студентов, приводит примеры программ и приложений для изучения иностранного языка, представляет компьютерные обучающие программы как дополнитель...

Задать вопрос