Современные аспекты культуры безопасности жизнедеятельности
Авторы: Гребенникова Елена Владимировна, Айол Алексей Андреевич
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 14844 раза
Библиографическое описание:
Гребенникова, Е. В. Современные аспекты культуры безопасности жизнедеятельности / Е. В. Гребенникова, А. А. Айол. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 56-58. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1452/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье рассматриваются проблемы становления культуры безопасности жизнедеятельности на современном этапе развития.
Ключевые слова: безопасность, культура безопасности жизнедеятельности.
Жизнь современного человека в цивилизованном обществе сопряжена с многочисленными опасностями. В сфере производства, на транспорте, в окружающей среде всегда происходят события, которые оказывают или могут оказать вредное влияние на здоровье человека или даже могут быть причиной его смерти. Поэтому жизнь «без опасностей» является некорректной идеализацией, а термин «безопасность» следует понимать как систему мер по защите от опасностей, как возможность управления опасностями, умение предупреждать и предотвращать опасные ситуации.
Безопасность в чрезвычайных ситуациях – это состояние защищенности населения, объектов народного хозяйства и окружающей природной среды от опасностей в чрезвычайных ситуациях.
Различают безопасность по видам (промышленная, радиационная, химическая, сейсмическая, пожарная, биологическая, экологическая), по объектам (население, объект народного хозяйства и окружающая природная среда) и основным источникам чрезвычайных ситуаций.
Классификация видов безопасности является условной, так как в чистом виде, вне связи с другими явлениями и факторами в природе ничего не бывает. Мы имеем дело и с комбинированными источниками опасности, и с многоаспектными проявлениями их воздействия.
Исходя из логики жизнедеятельности, типологии источников опасности и угроз, перечня предметов безопасности различают десятки, сотни видов (сфер, элементов) безопасности.
Можно выделить природно-социально-техногенный источник опасности в такой цепочке: стихийное бедствие, ставшее причиной катастрофы на химическом или ином опасном предприятии, — последовавшие за ними людские жертвы и материальный ущерб — разрушение природы.
В данном случае речь идет и об экологической безопасности, и техногенной, и социальной, и медицинской, и генетической, и о многих других. Более того, содержание видов безопасности будет в каждой конкретной ситуации разным. Отсюда важно при использовании того или иного термина давать предельно четкую его расшифровку.
Выбор признака, по которому определяется вид безопасности, в значительной мере будет зависеть от практических задач, решаемых при обеспечении безопасности.
Общее состояние безопасности России можно оценить по такому показателю, как численность проживающего на ее территории населения:
Численность населения России на 10 октября 2016 года по оценке Росстата в России было 146519759 человек постоянных жителей.
Естественный приростнаселениябудет отрицательным и составит168280 человек.
Средняя продолжительность жизни населения в России на 12 летменьше чем в США, на 11,5 лет, чем странах Евросоюза и на 5 лет – чем в Китае. В мировой статистике, по итогам 2015 г., Россия занимает по продолжительности жизни 129 место.
В среднем на производстве ежегодно погибает более 4000 человек. Ежегодно умирает от воздействия вредных и опасных производственных факторов около 180 тыс. человек, получают травмы на производстве более 200 тыс. человек.
По официальной статистике в России ежегодно регистрируется около 8000 случаев профессиональных заболеваний и отравлений. Удельный вес работников, занятых в условиях, не отвечающих санитарно-гигиеническим нормам, составляет более 20 %.
Под воздействием вредных веществ в атмосфере, превышающих гигиенические нормативы в 5 и более раз проживает около 50 млн. человек. Около 30 % водоемов страны не соответствуют санитарно-химическим показателям и более 20 % - микробиологическим показателям.
Ежегодно в России из-за дорожно-транспортных происшествий гибнет около 30 тыс. человек, получают ранении и травмы около 300 тыс. человек.
Ежегодно в России возникает около 260 чрезвычайных ситуаций, причем 80-90 % из них имеют техногенный характер.
Происходит около 152 тысяч пожаров, жертвами которых становится около 10 тыс. человек.
Исследования показывают, что из всех аварий на промышленных объектах 90 % являются результатом неудовлетворительной организации производства и ошибками обслуживающего персонала, низким уровнем технологической культуры и культуры труда.
Формирование культуры безопасности и приобретение компетенций в области безопасности может явиться кардинальным способом повышения безопасности.
Культура безопасности личности - это совокупность норм, взглядов и установок, характеризующих отношение индивида к природе, личной, общественной и национальной безопасности.
Значение культуры вообще в постиндустриальном обществе исключительно велико. Культура способна обеспечить согласование интересов человека и техносферы, инструментом такого согласования является культура безопасности. Потребность в безопасности является одной из основных потребностей личности. В настоящее время можно говорить о переходе от постиндустриального общества к обществу риска.
Современный человек, как правило, реагирует на событие лишь после того, как оно произойдет, т.е. действует по принципу «пока гром не грянет…». Это формирует особое отношение к ответственности за последствия возможных случайных событий. Сформированный в течение длительного периода образ мышления российских граждан таков, что человек не готов нести ответственность за последствия своих действий и принимаемых решений.
Данная особенность российского менталитета актуализируют вопрос разработки и реализации национальной программы формирования культуры безопасности личности и российского общества в целом. Формирование культуры безопасности, риск-ориентированного мировоззрения и приобретение человеком соответствующих компетенций является кардинальным способом повышения безопасности.
Культура безопасности жизнедеятельности - это составная часть общей культуры, характеризующая уровень подготовки в области безопасности жизнедеятельности и осознанную потребность в соблюдении норм и правил безопасного поведения.
Условия формирования культуры безопасности жизнедеятельности во всех сферах деятельности предполагают просвещение населения, подготовку высококвалифицированных специалистов. В процессе непрерывного образования человек должен обучаться основам безопасности жизнедеятельности, осознать необходимость быть частью системы безопасной жизнедеятельности, воспитывать в себе культурные начала поведенческой деятельности, формировать мировоззрение безопасной жизни.
На формирование культуры безопасности жизнедеятельности влияют:
на индивидуальном уровне:
- качества личности, приобретаемые в процессе развития в социуме и проявляемые в ходе жизнедеятельности: мировоззрение, системы ценностей и идеалов; уровень знаний, умений и навыков;
- индивидуально-психофизиологические особенности человека: темперамент, характер (черты характера); воля, эмоциональный настрой, морально-психологическая устойчивость; физическое состояние человека; социальные и индивидуальные стереотипы безопасного поведения;
- ценности личности как гражданина своей страны: патриотизм, верность Конституции Российской Федерации, готовность служить Отечеству; уважение к законам государства, нормам права и общественной морали; национальное самосознание, уважение национальных чувств, языка и культуры народов России; религиозно-конфессиональная терпимость; культура поведения и этика общения;
на коллективном уровне:
- мероприятия, проводимые в организациях в интересах обеспечения безопасности жизнедеятельности: создание в организациях атмосферы психологической настроенности на безопасность; развитие у работников чувства персональной ответственности в вопросах безопасности; проведение необходимого подбора, обучения и подготовки персонала в области обеспечения безопасности; моральное и материальное стимулирование деятельности персонала, направленной на снижение рисков опасных ситуаций и аварий; четкая регламентация действий, связанных с высокими рисками; контроль за соблюдением трудовой и технологической дисциплины; охрана труда;
- профессиональные ценности: профессиональное мастерство и культура, служебная компетентность, стремление осуществлять профессиональную деятельность на высоком уровне, трудовая дисциплина и организованность, чувство профессиональной чести и достоинства;
на общественно-государственном уровне:
- система социальных и государственных ценностей и приоритетов: развитие нормативного правового поля в области безопасности жизнедеятельности;
- обеспечение безопасности общества и человека, природной и техногенной сфер;
- развитие науки в области безопасности; совершенствование системы духовно-нравственного и патриотического воспитания молодежи; пропаганда знаний в области безопасности жизнедеятельности и здорового образа жизни; государственное стимулирование в области безопасности жизнедеятельности; развитие страховых механизмов обеспечения безопасности;
- общечеловеческие ценности: решительное осуждение всех форм человеконенавистничества, расизма, национализма, религиозного и идеологического фанатизма; защита и оздоровление биосферы, забота об окружающей среде и обеспечение ее безопасности;
- государственные ценности: признание жизни, прав и свобод человека; отказ от войны как средства разрешения противоречий; широкое внедрение сотрудничества в практику международных отношений, норм международного гуманитарного права; защита политических, социально-экономических, геополитических и духовных интересов государства; соблюдение интересов в сфере экологии, сохранение ресурсов для последующих поколений; сохранение суверенитета и целостности страны.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельности должно осуществляться на протяжении всей жизни человека с непосредственным участием семьи, организаций, в том числе общественных, органов местного самоуправления и органов государственной власти.
Формирование культуры безопасности жизнедеятельностив образовательных организаций можно обеспечить:
созданием необходимой современной учебно-материальной базы по ОБЖ и оснащение образовательного процесса, оборудование помещений в соответствии с утверждённой программой;
поддержанием и совершенствованием безопасных условий пребывания в образовательной организации обучающихся и работников;
принятием мер по повышению профессиональной компетентности учителей предметников в обеспечении безопасности жизнедеятельности;
содержанием в постоянной готовности системы гражданской обороны, противопожарной и антитеррористической безопасности;
организацией и поддержанием сотрудничества с родителями в вопросах безопасности;
применением методов эффективного взаимодействия педагогов и обучающихся при организации учебного процесса с использованием дистанционных образовательных технологий;
обеспечением индивидуального обучения одаренных детей с ограниченными возможностями здоровья, развивая для них различные формы (в т. ч. и дистанционные) и образовательные маршруты опережающего обучения.
В целях эффективного формирования культуры безопасности жизнедеятельности в образовательных организациях преподавателям – организаторам основ безопасности жизнедеятельности необходимо следующее:
- активнее включиться в работу по самоподготовке, переподготовке и повышению квалификации в соответствии с современными требованиями;
- постоянно развивать научно-методическое обеспечение образовательного процесса;
- повышать качество обучения по вопросам безопасности жизнедеятельности;
- проводить работу по пропаганде знаний в области безопасности жизнедеятельности;
- обеспечивать мотивацию деятельности обучающихся по вопросам безопасности.
Существует выражение: «человек — царь природы». Сегодня стало очевидным: «царствование» привело к тому, что человек оказался на грани самоуничтожения по причине достижений собственного разума. Поэтому закономерным является возникновение в современном обществе мысли о необходимости организации жизнедеятельности человека таким образом, чтобы обеспечить безопасность, как окружающей среды, так и его самого.
До настоящего времени эта проблема была недостаточно осознанна, но сейчас намечаются пути перехода к системной работе по подготовке населения и обучающихся, в первую очередь, не на основе движения за ситуацией, а на основе прогностической работы на перспективу.
Литература:
- (ГОСТ Р 22.3.07-2014 Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Культура безопасности жизнедеятельности. Общие положения);
- (ГОСТ Р 22.0.02-94. Безопасность в чрезвычайных ситуациях. Термины и определения основных понятий).
Похожие статьи
Формирование культуры безопасности: теоретические и методологические аспекты
В статье раскрыты основные теоретические аспекты формирования культуры безопасности, приведены методологические подходы изучаемого вопроса.
Организационная культура как одна из основ успешного функционирования предприятия
В статье рассматривается вопрос, связанный с определением термина «организационная культура», поднимается вопрос её функций и свойств.
Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности
Статья посвящена философскому анализу безопасности как социального явления и научной категории, ее феномена, атрибутов, определению философии безопасности как методологической основы образования в области безопасности жизнедеятельности.
Мероприятия по защите окружающей среды от экологической опасности
В работе были рассмотрены виды экологической опасности и мероприятия по защите окружающей среды.
Понятие и сущность социальной защиты населения
В статье рассмотрены различные подходы к содержанию и определению сущности социальной защиты населения в настоящее время.
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры
В статье автор рассматривает правовое воспитание в качестве средства формирования правовой культуры.
Проблемы в области экономической безопасности
В статье рассматриваются основные аспекты экономической безопасности, основные проблемы и решения. Научная значимость исследования состоит в разработке методически подходов к оценке и проведению мониторинга экономической безопасности.
Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации
В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.
Проблемы формирования и развития организационной культуры
В данной статье рассматриваются особенности, компоненты организационной культуры, факторы развития организационной культуры организации.
Адаптация как социальная категория
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся изучения социальной адаптации. Автор ставит перед собой цель рассмотреть теоретико-методологические основы процесса социальной адаптации. В работе сформулированы ключевые понятия вопроса.
Похожие статьи
Формирование культуры безопасности: теоретические и методологические аспекты
В статье раскрыты основные теоретические аспекты формирования культуры безопасности, приведены методологические подходы изучаемого вопроса.
Организационная культура как одна из основ успешного функционирования предприятия
В статье рассматривается вопрос, связанный с определением термина «организационная культура», поднимается вопрос её функций и свойств.
Философская интерпретация безопасности жизнедеятельности
Статья посвящена философскому анализу безопасности как социального явления и научной категории, ее феномена, атрибутов, определению философии безопасности как методологической основы образования в области безопасности жизнедеятельности.
Мероприятия по защите окружающей среды от экологической опасности
В работе были рассмотрены виды экологической опасности и мероприятия по защите окружающей среды.
Понятие и сущность социальной защиты населения
В статье рассмотрены различные подходы к содержанию и определению сущности социальной защиты населения в настоящее время.
Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры
В статье автор рассматривает правовое воспитание в качестве средства формирования правовой культуры.
Проблемы в области экономической безопасности
В статье рассматриваются основные аспекты экономической безопасности, основные проблемы и решения. Научная значимость исследования состоит в разработке методически подходов к оценке и проведению мониторинга экономической безопасности.
Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации
В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.
Проблемы формирования и развития организационной культуры
В данной статье рассматриваются особенности, компоненты организационной культуры, факторы развития организационной культуры организации.
Адаптация как социальная категория
В данной статье рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся изучения социальной адаптации. Автор ставит перед собой цель рассмотреть теоретико-методологические основы процесса социальной адаптации. В работе сформулированы ключевые понятия вопроса.