Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической подготовки | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Костецкая, Г. А. Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической подготовки / Г. А. Костецкая. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 116-118. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1460/ (дата обращения: 17.10.2024).



Показана актуальность совершенствования методической подготовки будущих учителей ОБЖ в современных социокультурных условиях. Рассмотрены новые аспекты содержания и методики такой подготовки на примере деятельности факультета безопасности жизнедеятельности РГПУ имени А. И. Герцена.

Ключевые слова: профессиональная подготовка педагога безопасности жизнедеятельности, методическая подготовка будущих учителей ОБЖ, курс «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ», образовательные технологии в методической подготовке студентов.

Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) общего образования предъявляют высокие требования к результатам подготовки выпускников школ в области безопасности жизнедеятельности, причем результатам не только предметным, но и личностным. Это выводит на новый качественный уровень актуальность вопроса о совершенствовании методической подготовки студентов педагогического вуза, будущих учителей основ безопасности жизнедеятельности (ОБЖ).

Методическая подготовка — важнейшая составляющая профессиональной подготовки педагога. Именно методическая подготовка, ее качество, является тем ресурсом, который позволяет учителю адаптироваться к изменяющейся педагогической реальности и успешно проектировать свою профессиональную деятельность в новых условиях. С учетом динамики современной социокультурной ситуации и «вызовов времени», на которые сегодня должен реагировать учитель, очевидно, что такая подготовка студентов требует обновления как на структурно-содержательном, так и на технологическом уровнях [6]. Рассмотрим некоторые новые аспекты методической подготовки будущих учителей ОБЖ на примере деятельности факультета безопасности жизнедеятельности Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена.

Как известно, методическая подготовка студентов в педагогическом вузе включает теоретическую и практическую части. Теоретическая часть предполагает изучение цикла методических дисциплин, практическая — прохождение производственных практик в общеобразовательных учреждениях [3, 5].

Ключевой составляющей методической подготовки студентов является курс «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности», изучение которого осуществляется в течение трех семестров (на II и III курсах). Дисциплина направлена, в первую очередь, на формирование у студентов базовых знаний в области теории и методики обучения безопасности жизнедеятельности [1]. Помимо обязательной методической дисциплины, студентам предлагаются курсы по выбору, среди которых: «Содержание и организация профильного обучения в области безопасности жизнедеятельности», «Методика массовой работы в области безопасности жизнедеятельности», «Методика и содержание дополнительного образования в области безопасности жизнедеятельности», «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ». Каждая из этих дисциплин призвана содействовать совершенствованию методической подготовки студентов, становлению их профессиональной компетентности, однако, полагаем, особое место в этом ряду принадлежит курсу «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ».

Изучение дисциплины «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» проходит на завершающем этапе обучения в бакалавриате (IV курс, VII семестр). Цель курса – совершенствование системы знаний студентов по содержанию и организации методической работы преподавателя-организатора ОБЖ в современных условиях деятельности общеобразовательных учреждений, содействие формированию у них способности и готовности осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с должностными обязанностями преподавателя-организатора ОБЖ.

Курс «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» разработан с учетом того, что студентами VII семестра обучения уже изучены общепедагогические дисциплины и основная методическая дисциплина – «Методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности», а также отдельные курсы по выбору методической направленности, пройдены все производственные практики. Это означает, что студенты владеют базовыми психолого-педагогическими знаниями и знаниями в области методики обучения безопасности жизнедеятельности, понимают специфику содержания и организации учебного процесса по безопасности жизнедеятельности в общеобразовательных учреждениях, умеют проектировать учебно-воспитательный процесс по ОБЖ и осуществлять педагогическое взаимодействие.

Предполагается, что по окончании изучения дисциплины студент должен обладать следующими определенными ФГОС общепрофессиональными (ОПК) и профессиональными (ПК) компетенциями [7]:

— готовностью к психолого-педагогическому сопровождению учебно-воспитательного процесса (ОПК-3);

— готовностью к профессиональной деятельности в соответствии с нормативно-правовыми актами в сфере образования (ОПК-4);

— способностью использовать современные методы диагностики (ПК-2);

— способностью использовать возможности образовательной среды для достижения личностных, метапредметных и предметных результатов обучения и обеспечения качества учебно-воспитательного процесса средствами преподаваемого учебного предмета (ПК-4).

Для достижения планируемых результатов обучения необходимо, чтобы студенты были готовы решать такие профессиональные задачи, как изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся; осуществление обучения и воспитания в соответствии с требованиями образовательных стандартов; формирование образовательной среды для обеспечения качества образования; осуществление профессионального самообразования и личностного роста.

Таким образом, изучение дисциплины «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» призвано содействовать формированию у будущих педагогов целостного системного видения образовательного процесса по безопасности жизнедеятельности в современной школе. Содержание учебного курса представлено в Таблице.

Таблица

Содержание учебной дисциплины «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ»

Раздел программы

Темы

Организационно-правовые основы профессиональной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ

Нормативные документы, регламентирующие профессиональную деятельность преподавателя-организатора ОБЖ. Работа с нормативной и методической литературой. Периодические методические издания по ОБЖ. Повышение квалификации преподавателя-организатора ОБЖ и учителя ОБЖ. Аттестация преподавателя-организатора и учителя ОБЖ. Методические объединения преподавателей-организаторов и учителей ОБЖ. Деятельность преподавателя-организатора ОБЖ по совершенствованию учебно-материальной базы по ОБЖ.

Современные подходы к проектированию учебного процесса по ОБЖ

Методические основы проектирования учебного процесса по ОБЖ. Педагогические технологии в обучении ОБЖ. Методические основы выбора педагогических технологий. Технологии коллективного способа обучения (КСО) в обучении ОБЖ. Технологии игрового обучения ОБЖ. Проектирование как технология обучения ОБЖ. Технологии проблемного обучения ОБЖ. Кейс-метод в обучении ОБЖ. Технологии модульного обучения ОБЖ. Учебно-методические комплексы (УМК) по ОБЖ. Выбор УМК по ОБЖ.

Актуальные вопросы методики внеурочной, внеклассной и массовой работы по ОБЖ

Организация и проведение олимпиады по ОБЖ. Внеурочная работа по ОБЖ. Деятельность преподавателя-организатора ОБЖ по подготовке и проведению в школе внеклассных мероприятий по ОБЖ. Методические основы подготовки и проведения массовых мероприятий по ОБЖ.

Подготовка и проведение Дня защиты детей. Организация работы по гражданской обороне: деятельность преподавателя-организатора ОБЖ. Особенности подготовки и проведения объектовых тренировок по гражданской обороне. Методические основы деятельности преподавателя-организатора ОБЖ по профилактике аддиктивного поведения школьников. Методические основы деятельности преподавателя-организатора и учителя ОБЖ по формированию у школьников здорового образа жизни. Деятельность преподавателя-организатора ОБЖ по профессиональной ориентации учащихся.

Осуществление внешнего взаимодействия в деятельности преподавателя-организатора ОБЖ

Направления внешнего взаимодействия в профессиональной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ. Осуществление взаимодействия с родителями учащихся в процессе профессиональной деятельности преподавателя-организатора ОБЖ. Взаимодействие преподавателя-организатора ОБЖ с учреждениями дополнительного образования различных видов. Сотрудничество преподавателя-организатора ОБЖ с учреждениями дополнительного образования в целях гражданского и военно-патриотического воспитания учащихся.

Следует отметить, что методика изучения курса предполагает использование, как различных форм проведения занятий, так и современных образовательных технологий, в т. ч. интерактивных. При этом значительное место отводится самостоятельной работе студентов. Важно, что результаты самостоятельной учебной деятельности студентов анализируются и обобщаются в интерактивном режиме. Примеры таких интерактивных технологий: публичные защиты творческих работ, дискуссии на актуальные темы («Современные технологии в обучении ОБЖ: за и против», «ФГОС и педагогическая реальность: возможные противоречия», «УМК по ОБЖ: плюсы и минусы»), «мозговые штурмы»(«Как мотивировать школьника к выбору профиля дальнейшего обучения?») [4]. Особое внимание в работе со студентами уделяется групповой проектной деятельности (проектирование работы преподавателя-организатора ОБЖ по профессиональной ориентации школьников, по осуществлению внешнего взаимодействия и др.), что согласуется с требованиями ФГОС общего образования в части обязательного использования в учебно-воспитательном процессе проектных технологий [2].

Самостоятельная работа студентов в рамках изучения дисциплины предусматривает выполнение как инвариантных, так и вариативных заданий. В качестве вариативных заданий студентам предлагается ознакомиться с опытом работы общеобразовательных учреждений по безопасности жизнедеятельности, представить изученный педагогический опыт, включая фотоотчет (видеоотчет) или подготовить научную статью (выступить на научно-практической конференции).

Двухлетний опыт изучения курса «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ» позволяет сделать вывод о целесообразности его введения, поскольку образовательные результаты, в целом, позитивны: студенты активнее позиционируют себя как будущие педагоги. Это проявляется, в частности, в повышении интереса студентов к участию в научно-практических конференциях и семинарах, в подготовке ими публикаций, в стремлении значительной части студентов заниматься педагогической деятельностью. Успешно успевающие студенты выпускного курса осознают роль и место образования в области безопасности жизнедеятельности на современном этапе, владеют содержанием такого образования, способны выбирать адекватные технологии и методы обучения, понимают необходимость целостного осмысления образовательного процесса, способны к педагогическому проектированию.

Литература:

  1. Абрамова, В. Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности [Текст] /В. Ю. Абрамова //Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. — 2014. — № 3–2. — С.162–165.
  2. Алексеев, С. В. Основы безопасности жизнедеятельности: 10–11 классы: методическое пособие [Текст] /С. В. Алексеев, С. П. Данченко, Г. А. Костецкая. — М.: Вентана-Граф, 2015. — 120 с.
  3. Беспамятных, Т. А. Методические рекомендации по организации и проведению педагогической практики бакалавров по профилю «Безопасность жизнедеятельности»: Учебно-методическое пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «050100- Естественнонаучное образование» [Текст] /Т. А. Беспамятных, Э. М. Киселева, Г. А. Костецкая, Р. И. Попова, О. В. Силакова. — СПб.: Изд-во РГПУ им.А. И. Герцена, 2011. — 42 с.
  4. Королькова, С. В. Опыт применения активных педагогических технологий в преподавании ряда предметов естественнонаучного цикла [Текст] /С. В. Королькова //Безопасность жизнедеятельности: наука, образование, практика: Материалы IV Межрегиональной научно-практической конференции с международным участием (28 ноября 2013 года, г.Южно-Сахалинск): сборник научных статей /сост. С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров. — Южно-Сахалинск: изд-во СахГУ, 2014. — С.44–45.
  5. Попова, Р. И. Методическая подготовка бакалавров и магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности к формированию гражданственности и патриотизма школьников [Текст] /Р. И. Попова //Молодой ученый. — 2014. — № 12 (71). — С.295–297.
  6. Соломин В. П. Педагогические кадры: новый образ, новое образование [Текст] /В. П. Соломин, С. А. Гончаров //Universum:Вестник Герценовского университета. — 2013. — № 2. — С.3–11.
  7. URL: www.mon.gov.ru — Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. — Образование. — ФГОС. — ФГОС ВО. — Направление подготовки 44.03.01 Педагогическое образование.
Основные термины (генерируются автоматически): деятельность преподавателя-организатора ОБЖ, методическая подготовка, ОБЖ, VII, методическая подготовка студентов, обучение ОБЖ, профессиональная деятельность преподавателя-организатора ОБЖ, студент, учебно-воспитательный процесс, учитель ОБЖ, безопасность жизнедеятельности, будущий учитель ОБЖ, внешнее взаимодействие, дополнительное образование, профессиональная деятельность, учебный процесс.

Ключевые слова

профессиональная подготовка педагога безопасности жизнедеятельности, методическая подготовка будущих учителей ОБЖ, курс «Основы методической работы преподавателя-организатора ОБЖ», образовательные технологии в методической подготовке студентов

Похожие статьи

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены ли...

Организация самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Иностранный язык»

Статья посвящена особенностям организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в юридическом вузе. Авторы рассматривают наиболее значимые педагогические ориентиры в рамках данного вида деятельности обучающихся, оцен...

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения»

В данной статье рассматривается опыт применения современных методов новых инновационных педагогических технологий, применяемых на практических занятиях со студентами физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ при обучении дисциплине «Экология».

Эффективность сетевого взаимодействия методических объединений преподавателей технического английского

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Повышение качества преподавания технического английского языка в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края посредством сетевого взаимодействия». Представлены...

Педагог технических специальностей

Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...

Образовательные компетенции выпускника направления 39.03.03 «Организация работы с молодежью» в контексте трудовых функций профессионального стандарта специалиста по управлению персоналом

Похожие статьи

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Теоретические основы организации внеурочной деятельности в курсе биологии основного общего образования

Внеурочная деятельность рассматривается как важное направление деятельности образовательного учреждения в контексте требований ФГОС ООО. Рассмотрены уровни достижения воспитательных результатов при организации внеурочной деятельности, представлены ли...

Организация самостоятельной работы обучающихся в рамках дисциплины «Иностранный язык»

Статья посвящена особенностям организации самостоятельной работы студентов в процессе изучения иностранного языка в юридическом вузе. Авторы рассматривают наиболее значимые педагогические ориентиры в рамках данного вида деятельности обучающихся, оцен...

Прохождение педагогической практики дистанционно на примере освоения обучающимися ПМ.01 Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребенка и его физическое развитие по специальности 44.02.01 Дошкольное образование

В статье рассматривается актуальный практический опыт научно-методического обеспечения и сопровождения дистанционного формата прохождения производственной педагогической практики в структуре среднего профессионального образования на примере ПП.01.01....

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения»

В данной статье рассматривается опыт применения современных методов новых инновационных педагогических технологий, применяемых на практических занятиях со студентами физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ при обучении дисциплине «Экология».

Эффективность сетевого взаимодействия методических объединений преподавателей технического английского

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Повышение качества преподавания технического английского языка в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края посредством сетевого взаимодействия». Представлены...

Педагог технических специальностей

Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...

Образовательные компетенции выпускника направления 39.03.03 «Организация работы с молодежью» в контексте трудовых функций профессионального стандарта специалиста по управлению персоналом

Задать вопрос