Вопросы репродуктивного здоровья подростков в школьной образовательной практике
Авторы: Матусевич Марина Степановна, Ерохина Ольга Борисовна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 1290 раз
Библиографическое описание:
Матусевич, М. С. Вопросы репродуктивного здоровья подростков в школьной образовательной практике / М. С. Матусевич, О. Б. Ерохина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 138-140. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1462/ (дата обращения: 18.12.2024).
Вопросы репродуктивного здоровья подростков вшкольной образовательной практике
Матусевич Марина Степановна кандидат педагогических наук, доцент;
Ерохина Ольга Борисовна, аспирант
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
Анализ существующих школьных программ «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология» позволяет сделать вывод, что по содержанию и срокам проведения занятий эти программы не соответствуют реалиям современного времени.
Ключевые слова: репродуктивное здоровье, школьные программы, основы безопасности жизнедеятельности.
Хорошо известно, что школьная атмосфера сегодня стала небезопасна для здоровья подрастающего поколения [4]. Среди утвержденных учебных программ общеобразовательной школы вопросы репродуктивного здоровья затрагиваются только в рамках изучения школьных курсов «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология». В соответствии с требованиями ФГОС СОО для проведения занятий по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» приняты программы, разработанные В. Н. Латчуком и А. Т. Смирновым, а для школьного курса «Биология» — программа В. В. Пасечника. Современный процесс обучения характеризуется высоким темпом восприятия учебного материала, его переработкой и своевременным, принятием правильных решений. Ограниченные временные рамки делают этот процесс психофизиологически напряженным [2].
- Освоение учащимися знаний о здоровом образе жизни, об опасных и чрезвычайных ситуациях и основах безопасного поведения при их возникновении;
- Развитие качеств личности школьников, необходимых для ведения здорового образа жизни, обеспечения безопасного поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях;
- Воспитание у учеников чувства ответственности за личную и общественную безопасность, ценностного отношения к своему здоровью и жизни;
- Обучение учащихся умению предвидеть потенциальные опасности и правильно действовать в случае их наступления, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты, оказывать первую медицинскую помощь.
При этом в данной программе, рассчитанной на 175 учебных часов (из расчета 35 часов в год), разделу «Основы здорового образа жизни» отведен 31 час. Тема же репродуктивного здоровья в прямой постановке раскрывается лишь в 8 классе.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10–11 классов, подготовленная под руководством того же В. Н. Латчука, нацеливает педагогический процесс на решение следующих задач в области здоровья:
- Освоение учащимися знаний о здоровье и здоровом образе жизни;
- Воспитание у школьников ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни;
- Развитие у учеников черт личности, необходимых для ведения здорового образа жизни;
- Обучение учащихся умению оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья, использовать средства индивидуальной и коллективной защиты.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 10–11 классов также рассчитана на 35 учебных часов в год, из которых разделу «Основы здорового образа жизни» посвящено всего 6 часов.
Стоит отметить, что изучение вопросов репродуктивного здоровья в программах В. Н. Латчука для учащихся 5–11 классов носит преимущественно теоретический характер, не имеет четкой профилактической направленности. Вопросы негативных последствий раннего вступления в половую жизнь в представленных программах рассматриваются поздно. В большей степени это касается учащихся 10–11 классов, многие из которых к этому времени уже ведут активную сексуальную жизнь (средний возраст полового дебюта в настоящее время составляет 14,5 лет). Количество часов, отводимых на изучение вопросов ЗППП и ВИЧ-инфекции, не соответствует их высокой распространенности в обществе и социальной значимости. Учитывая рост заболеваемости ЗППП среди детей до 14 лет, рассматривать эти вопросы в школьной программе целесообразно, начиная с 7–8 классов. В описанных программах не уделяется внимание вопросам безопасного сексуального поведения, современным средствам контрацепции и профилактики ЗППП. Тема вирусных гепатитов не представлена ни в одном классе.
Программа курса «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–11 классов, разработанная под руководством А. Т. Смирнова, включает в себя три учебных модуля: основы безопасности личности, общества и государства; основы медицинских знаний и здорового образа жизни; обеспечение военной безопасности государства.
Темы, раскрывающие вопросы репродуктивного здоровья, включены в состав модуля II «Основы медицинских знаний и здорового образа жизни». Программа «Основы безопасности жизнедеятельности» для учащихся 5–11 классов рассчитана на 245 учебных часов из расчета 35 часов в год, из которых блоку «Основы здорового образа жизни» отведен 41 час.
Основными целями курса в области здоровья в 5–9 классах являются:
- Усвоение знаний о здоровом образе жизни;
- Формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни;
- Воспитание ответственного отношения к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.
Изучение вопросов репродуктивного здоровья начинается с 8 класса. В 8 и 9 классах по одному часу отводится теме «Репродуктивное здоровье — составляющая здоровья человека и общества». Также в 8 классе два часа посвящены изучению понятий о вредных привычках и их профилактике. В 9 классе освещены темы «Ранние половые связи и их последствия» (один час), «Инфекции, передаваемые половым путем» (один час), «Понятия о ВИЧ-инфекции и СПИДе» (один час). Три часа отведено на тему «Правовые основы сохранения и укрепления репродуктивного здоровья». В ней рассматриваются вопросы брака и семьи, семьи и здорового образа жизни человека, основы семейного права в Российской Федерации.
Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» в 10–11 классах направлено на достижение следующих целей в области здоровья:
- Усвоение и закрепление учащимися знаний о роли здорового образа жизни для обеспечения демографической безопасности страны, о мерах профилактики наркомании;
- Развитие потребности в соблюдении норм здорового образа жизни.
В 10 классе непосредственно вопросы репродуктивного здоровья не изучаются. В 11 классе один час посвящен теме «Инфекции, передаваемые половым путем. Меры их профилактики». В течение одного учебного часа разбирается тема «Понятие о ВИЧ-инфекции и СПИДе. Меры профилактики». Один час посвящен изучению роли семьи в современном обществе, основ семейного законодательства.
Программа А. Т. Смирнова имеет ряд преимуществ в освещении вопросов репродуктивного здоровья по сравнению с программой, разработанной В. Н. Латчуком. В изучении влияния вредных привычек на здоровье человека, в том числе наркомании, а также их профилактики, прослеживается образовательная линия, которая проходит с 5 по 10 классы. Темы ЗППП и ВИЧ-инфекции изучаются в объеме двух часов в 9 классе и двух часов в 11 классе. Однако получаемые сведения о ЗППП также не соответствуют их высокой распространенности и социальной значимости. Кроме того, изучение ЗППП начинается лишь с 9 класса. Тема вирусных гепатитов не запланирована ни в одном классе. Вопросы отрицательных последствий ранних половых связей рассматриваются лишь в течение одного учебного часа.
В свою очередь анализ программы школьного курса «Биология» В. В. Пасечника, составленной на основе ФГОС СОО, показал, что вопросы репродуктивного здоровья представлены лишь в 8 классе в разделе «Индивидуальное развитие организма» общим объемом 5 часов. В разделе освещены вопросы строения мужской и женской половой системы, менструации и поллюции, овуляции и оплодотворения, беременности и родов, влияния наркогенных веществ (табака, алкоголя, наркотиков) на развитие и здоровье человека, ЗППП, в частности, СПИДа и сифилиса, а также вред ранних половых контактов и абортов. В 9 классе темы репродуктивного здоровья не рассматриваются. В 10–11 классах вопросам репродуктивного здоровья и влиянию алкоголя, никотина, наркотических веществ на развитие зародыша отводится всего два часа. Ценность репродуктивного здоровья должна стать основополагающей в старших классах. Одной из важнейших задач на данном этапе является укрепление «авторитета» здоровья как общечеловеческой ценности и прежде всего — в мировоззрении детей и подростков [1] Отсутствие знаний, навыков и современных социально-адаптивных стратегий поведения у взрослой части населения не позволяет им оказывать необходимое воспитательное воздействие, психологическую и социальную поддержку. Подростки оказались одиноки и психологически беспомощны в связи с утраченными связями со старшим поколение [3].
Таким образом, анализ существующих школьных программ «Основы безопасности жизнедеятельности» и «Биология» позволяет сделать вывод, что в настоящее время по содержанию и срокам проведения занятий эти программы не соответствуют реалиям современной эпохи. Этот факт подтверждают данные многочисленных публикаций, которые свидетельствуют о снижении возраста полового дебюта, росте распространения ЗППП, ранних беременностей и абортов в подростковой среде. Такие актуальные вопросы, как вирусные гепатиты, современные способы контрацепции, безопасное сексуальное поведение, вовсе не отражены в учебных программах. Существует огромное количество контролирующих методик уровня полученных знаний. Но также необходимы методики, которые помогут не только правильно организовать учебный процесс получения знаний (информатизация, компьютеризация и др.), сохраняющий здоровье, но и формировать культуру здоровья подрастающего поколения и молодежи [5]. И приоритетной педагогической задачей должна стать разработка и активное внедрение в школьную образовательную практику современных программ, направленных на формирование знаний учащихся по вопросам сохранения и укрепления репродуктивного здоровья.
Литература:
- Бахтин Ю. К., Макарова Л. П., Матусевич М. С. Валеологические основы здоровьесберегающей педагогики и превентологии (профилактики социальных отклонений) // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 944–946.
- Буйнов Л. Г., Бузник Г. В., Сорокина Л. А., Шабанов П. Д. Повышение статокинетической устойчивости здоровых добровольцев фармакологическими средствами (пилотное исследование) / Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии. — 2015. — Т. 13. — № 3. — С. 48–52.
- Матусевич М. С., Плахов Н. Н., Бахтин Ю. К. Модели и формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Молодой ученый. — 2014. — № 3. – С. 772–775.
- Сухоруков Д. В., Сорокина Л. А. Средства, активизирующие познавательную деятельность школьников и повышающие их умственную работоспособность // Образование и наука. — 2014. — № 2 (111). — С. 139–153.
- Сыромятникова Л. И., Матусевич М. С. Учебно-методическое сопровождение магистерской программы «Здоровьеформирующие технологии» для будущих педагогов // Безопасность жизнедеятельности. — 2014. — № 10. — С. 61–64.
Похожие статьи
ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков
В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...
Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Об эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности
В статье излагается позиция авторов на проблемы повышения эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности путём включения в учебные планы учебного курса — Логистика жизнедеятельности.
Использование учебных материалов по информационной безопасности на уроках основы безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается необходимость формирования у школьников понятия информационной безопасности. Особое внимание уделяется условиям применения учебных материалов, и методике использования сведений по информационной безопасности на уроках безопас...
Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе
В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...
Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении
Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...
Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе
Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...
Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт
В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...
Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе
В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...
Актуальность правового образования учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ
В статье поднимаются вопросы развития правовых знаний учащихся 9-х классов по обеспечению безопасности жизнедеятельности при изучении школьного курса ОБЖ.
Похожие статьи
ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков
В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...
Методика профилактики информационной зависимости учащихся в школьном курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассмотрен актуальный на сегодня вопрос реализации программ профилактики информационной зависимости учащихся в рамках учебного процесса в школьном курсе основ безопасности жизнедеятельности.
Об эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности
В статье излагается позиция авторов на проблемы повышения эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности путём включения в учебные планы учебного курса — Логистика жизнедеятельности.
Использование учебных материалов по информационной безопасности на уроках основы безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается необходимость формирования у школьников понятия информационной безопасности. Особое внимание уделяется условиям применения учебных материалов, и методике использования сведений по информационной безопасности на уроках безопас...
Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе
В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...
Подготовка школьников к безопасности в образовательном учреждении
Статья посвящена вопросу повышения уровня безопасности школьников в образовательном учреждении. Показаны подходы к обеспечению безопасности в образовательном учреждении. Рассматриваются возможности курса ОБЖ для формирования безопасного образа жизни ...
Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе
Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...
Внеурочная деятельность как средство формирования здорового образа жизни: практический опыт
В статье рассматриваются возможности формирования здорового образа жизни у детей младшего школьного возраста в процессе внеурочной деятельности. Представлена программа внеурочной деятельности, состоящая из пяти занятий по различным аспектам ЗОЖ. Прив...
Дидактические игры по безопасности в подготовительной группе
В статье раскрыты актуальные вопросы формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности посредством дидактических игр. Приводятся примеры дидактических игр по основам безопасности жизнедеятельности, дано краткое их описани...
Актуальность правового образования учащихся 9-х классов в курсе ОБЖ
В статье поднимаются вопросы развития правовых знаний учащихся 9-х классов по обеспечению безопасности жизнедеятельности при изучении школьного курса ОБЖ.