Профилактика наркомании в образовательной среде: структурные особенности
Авторы: Матусевич Марина Степановна, Толпова Раиса Сергеевна, Тычина Андрей Геннадиевич
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 604 раза
Библиографическое описание:
Матусевич, М. С. Профилактика наркомании в образовательной среде: структурные особенности / М. С. Матусевич, Р. С. Толпова, А. Г. Тычина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1463/ (дата обращения: 16.11.2024).
Профилактика наркомании вобразовательной среде: структурные особенности
Матусевич Марина Степановна, кандидат педагогических наук, доцент;
Толпова Раиса Сергеевна, магистрант;
Тычина Андрей Геннадиевич, магистрант,
Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)
Структура процесса педагогической профилактики наркомании предполагает наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, содержания, закономерностей и противоречий, принципов, методов и форм его реализации, а также условий, влияющих на эффективность данного процесса.
Ключевые слова: профилактика наркомании, школьники.
Предупреждение и преодоление наркомании предполагают, как правило, совместное организованное и одновременное воздействие и взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Педагоги стремятся наиболее полно и всесторонне влиять на психику учащихся, склонных к употреблению наркотиков, и при получении обратной связи корректировать свою превентивную деятельность. В свете обозначенной концептуальной основы современной системы школьного образования актуализируется создание образовательной среды, которая обеспечивала бы формирование более полного, личностно ориентированного и социально интегрированного результата обучения [5].
Ведущими элементами процесса педагогической профилактики в образовательной среде являются:
1. Субъект профилактической деятельности (педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, руководители общеобразовательных учреждений, специалисты дополнительного образования, общественные и образовательные институты, родители).
2. Объект педагогической профилактики (учащиеся, склонные к употреблению наркотических веществ, учащиеся, употребляющие или ранее употреблявшие данные вещества).
В целом профилактика зависимостей от наркотиков и других психоактивных веществ может быть определена как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, рост сопутствующих наркомании заболеваний) [1]. Современная превентология, главная цель которой — здоровый образ жизни, актуализирует сложное, системное представление о здоровье, включающее различные аспекты (компоненты) его, в том числе физическое, психическое, социальное здоровье [4].
Превентивная деятельность самих учащихся с наркотическим поведением, являющихся объектом профилактических мероприятий выступает другой стороной рассматриваемого процесса. Эта деятельность включает в себя восприятие превентивных воздействий и взаимодействий, переработку через призму потребностей, мотивов, интересов и других составляющих духовного мира учащихся. Одним из направлений оптимизации учебного процесса, в частности повышения качества знаний, является использование средств и методов, улучшающих деятельность центральной нервной системы [2]. Комбинация условий (ситуационных факторов) решения задачи и индивидуально-психологических особенностей решающего субъекта определяет характер мотивационного (активация + усилие) и ресурсного обеспечения процесса решения задачи и тем самым задает специфику постоянно меняющегося функционального органа. Соотношение уровней активации и усилия определяет степень привлечения когнитивных ресурсов, обеспечивающих решение задачи на совместимость [3]. В ходе превентивной работы необходимо изменить ошибочные установки и позиции учащихся на несовместимость, сложившиеся стереотипы поведения, сформировать положительные личностные качества, искоренив негативные.
Также необходимо отметить, что для любого психолого-педагогического процесса характерно наличие ясного и конкретного блока целей, позволяющих педагогу предвидеть конечный результат своей деятельности. Специфическая превентивная деятельность различных категорий воспитателей может находиться в основе целевого блока процесса педагогической профилактики наркомании среди учащихся, противодействия распространению и употреблению наркотических веществ. Излишне напоминать, что здоровье нации, ее будущие успехи напрямую зависят от того, какое наследие мы оставим следующим поколениям [6].
Основными задачами педагогической профилактики наркомании в общеобразовательных учреждениях являются:
1. Содержательный и конструктивный анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта предупреждениями и преодоления наркомании среди учащихся общеобразовательных учреждений.
2. Диагностирование и прогнозирование сложного причинно-факторного комплекса, обусловливающего употребление различных наркотических и наркосодержащих веществ, среди учащихся общеобразовательных учреждений, характера взаимодействия различных факторов и причин наркомании.
3. Необходимость выявления факторов риска и условий, способствующих возникновению наркотического поведения учащихся.
4. Определение путей и способов педагогической профилактики наркомании среди учащихся общеобразовательных учреждений.
5. Выбор и разработка различных методов психолого-педагогической профилактики.
6. Коррекция аддиктивного поведения.
7. Развитие положительных качеств личности учащегося при искоренении и устранении отрицательных.
8. Формирование нормативного поведенческого «иммунитета» к наркотическим веществам.
Названные задачи определяют содержание антинаркотической профилактики, включающее в себя:
1. Осуществление всесторонней и многоплановой психолого-педагогической диагностики учащихся, употребляющих либо склонных к употреблению наркотиков в период обучения в общеобразовательном учреждении;
2. Выявление комплекса причин, условий и факторов риска возникновения и распространения употребления наркотических веществ, их локализация и устранение;
3. Прогнозирование динамики и результатов превентивной деятельности в образовательных учреждениях;
4. Определение путей и способов профилактической деятельности специалистов, занимающихся воспитательной работой в общеобразовательных учреждениях;
5. Развитее положительных качеств личности школьника при искоренении и устранение его отрицательных качеств;
6. Перевоспитание учащихся уже пробовавших наркотические вещества, но еще не имеющих, ни психической, ни физической зависимости от них;
7. Самоперевоспитание учащихся, склонных или употребляющих наркотические вещества;
8. Формирование негативного отношения, невосприимчивости и неприятия учащимися фактов употребления наркотиков веществ, своего рода поведенческого «иммунитета».
Содержательные возможности рассматриваемого процесса антинаркотической профилактики реализуются посредством определенных функций, основными из них являются:
— диагностическая, позволяющая изучать и выявлять учащихся, склонных к употреблению наркотических средств, учащихся уже злоупотребляющих, либо употреблявших их ранее, распознавать причины, условия и обстоятельства возникновения наркозависимости;
— восстановительная, направленная на формирования положительных качеств личности среди учащихся с наркотическим поведении;
— прогностическая, позволяющая предвидеть результаты превентивной работы с учащимися и при необходимости ее корректировать;
— компенсирующая, способствующая выработке у учащихся стремлений заменить отрицательные формы поведения на положительные;
— исправительная, предполагающая применение различных методов средств и форм, тормозящих или устраняющих негативные качества личности;
— корректирующая, влияющая на изменение наркотического поведения учащихся, вносящая необходимые поправки в процесс профилактики и перевоспитания;
— организационно-управленческая, предполагающая разработку и реализацию превентивных мероприятий, и контроль за их выполнением;
— стимулирующая, ориентированная на поддержку и одобрение воспитателями положительных качеств личности школьника;
— побуждающая, помогающая формировать и развивать желания исправлять свои недостатки.
При этом все эти функции процесса предупреждения и преодоления наркомании среди учащихся взаимосвязаны и проявляются в единстве. Таким образом, педагогическая профилактика наркомании среди учащихся общеобразовательных учебных учреждений представляет собой целенаправленный, систематический, организованный, социально-педагогический процесс совместного взаимодействия педагогического коллектива общеобразовательных учреждений, ученических коллективов, родителей и родительских комитетов, различных общественных и государственных организаций, а также других субъектов социальной среды. Данный процесс воздействует на сознание, чувства и волю учащихся, склонных к употреблению, ранее употреблявших или употребляющих наркотические средства и нацелен на решение задач предупреждения, локализации и преодоления наркотического поведения школьников.
Литература:
- Бахтин Ю. К., Плахов Н. Н. Модели и формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 772–775.
- Буйнов Л. Г., Сорокина Л. А., Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Профилактическая и клиническая медицина. — 2011. — № 3 (40). — С. 59–60.
- Матусевич М. С., Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И., Шатровой О. В., Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 686–689.
- Макарова Л. П., Соломин В. П. О необходимости системного подхода к превентологии // Профилактическая и клиническая медицина — 2011. — № 3. — С.484–485.
- Сорокина Л. А., Сухоруков Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Инновационные проекты и программы в образовании. — 2015. — Т. 1. — С. 38–42.
- Сухоруков Д. В., Иванов С. Г., Буйнов Л. Г. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в контексте вопросов социальной безопасности // В сб.: Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества: Сб. материалов X Межвузовской студенческой научно-практической конференции. — 2011. — С. 70–72.
Ключевые слова
школьники, профилактика наркоманииПохожие статьи
Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема
В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии
Статья посвящена формированию правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии, которая рассматривается как способность учащихся к самостоятельному выбору способов поведения, стратегии, тактике и стилю деятельности, основанная на осознании ими...
Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...
Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике
В статье автор описывает ключевые возрастные и индивидуальные проблемы в обучении и воспитании школьников и обуславливает необходимость их учета в организации учебно-воспитательного процесса.
Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников
В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе
Психолого-педагогические основы методики обучения
В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.
Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии
В статье рассматриваются психологические, педагогические, в том числе и методические закономерности процесса обучения математике. В настоящее время нет четких критериев различия между собственно психологическими, дидактическими и методическими законо...
Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе
Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...
Похожие статьи
Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема
В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии
Статья посвящена формированию правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии, которая рассматривается как способность учащихся к самостоятельному выбору способов поведения, стратегии, тактике и стилю деятельности, основанная на осознании ими...
Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта
Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...
Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике
В статье автор описывает ключевые возрастные и индивидуальные проблемы в обучении и воспитании школьников и обуславливает необходимость их учета в организации учебно-воспитательного процесса.
Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников
В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе
Психолого-педагогические основы методики обучения
В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.
Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии
В статье рассматриваются психологические, педагогические, в том числе и методические закономерности процесса обучения математике. В настоящее время нет четких критериев различия между собственно психологическими, дидактическими и методическими законо...
Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе
Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...
Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста
В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...