Профилактика наркомании в образовательной среде: структурные особенности | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Матусевич, М. С. Профилактика наркомании в образовательной среде: структурные особенности / М. С. Матусевич, Р. С. Толпова, А. Г. Тычина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 140-142. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1463/ (дата обращения: 16.11.2024).



Профилактика наркомании вобразовательной среде: структурные особенности

Матусевич Марина Степановна, кандидат педагогических наук, доцент;

Толпова Раиса Сергеевна, магистрант;

Тычина Андрей Геннадиевич, магистрант,

Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

Структура процесса педагогической профилактики наркомании предполагает наличие субъекта и объекта, четко поставленных целей и задач, содержания, закономерностей и противоречий, принципов, методов и форм его реализации, а также условий, влияющих на эффективность данного процесса.

Ключевые слова: профилактика наркомании, школьники.

Предупреждение и преодоление наркомании предполагают, как правило, совместное организованное и одновременное воздействие и взаимодействие воспитателей и воспитуемых. Педагоги стремятся наиболее полно и всесторонне влиять на психику учащихся, склонных к употреблению наркотиков, и при получении обратной связи корректировать свою превентивную деятельность. В свете обозначенной концептуальной основы современной системы школьного образования актуализируется создание образовательной среды, которая обеспечивала бы формирование более полного, личностно ориентированного и социально интегрированного результата обучения [5].

Ведущими элементами процесса педагогической профилактики в образовательной среде являются:

1. Субъект профилактической деятельности (педагоги, педагоги-психологи, социальные педагоги классные руководители, заместители директоров по воспитательной работе, руководители общеобразовательных учреждений, специалисты дополнительного образования, общественные и образовательные институты, родители).

2. Объект педагогической профилактики (учащиеся, склонные к употреблению наркотических веществ, учащиеся, употребляющие или ранее употреблявшие данные вещества).

В целом профилактика зависимостей от наркотиков и других психоактивных веществ может быть определена как комплекс социальных, образовательных и медико-психологических мероприятий, направленных на предотвращение распространения и употребления психоактивных веществ (ПАВ), а также предупреждение развития и ликвидации негативных личностных, социальных и медицинских последствий злоупотребления ПАВ (безнадзорность, рост сопутствующих наркомании заболеваний) [1]. Современная превентология, главная цель которой — здоровый образ жизни, актуализирует сложное, системное представление о здоровье, включающее различные аспекты (компоненты) его, в том числе физическое, психическое, социальное здоровье [4].

Превентивная деятельность самих учащихся с наркотическим поведением, являющихся объектом профилактических мероприятий выступает другой стороной рассматриваемого процесса. Эта деятельность включает в себя восприятие превентивных воздействий и взаимодействий, переработку через призму потребностей, мотивов, интересов и других составляющих духовного мира учащихся. Одним из направлений оптимизации учебного процесса, в частности повышения качества знаний, является использование средств и методов, улучшающих деятельность центральной нервной системы [2]. Комбинация условий (ситуационных факторов) решения задачи и индивидуально-психологических особенностей решающего субъекта определяет характер мотивационного (активация + усилие) и ресурсного обеспечения процесса решения задачи и тем самым задает специфику постоянно меняющегося функционального органа. Соотношение уровней активации и усилия определяет степень привлечения когнитивных ресурсов, обеспечивающих решение задачи на совместимость [3]. В ходе превентивной работы необходимо изменить ошибочные установки и позиции учащихся на несовместимость, сложившиеся стереотипы поведения, сформировать положительные личностные качества, искоренив негативные.

Также необходимо отметить, что для любого психолого-педагогического процесса характерно наличие ясного и конкретного блока целей, позволяющих педагогу предвидеть конечный результат своей деятельности. Специфическая превентивная деятельность различных категорий воспитателей может находиться в основе целевого блока процесса педагогической профилактики наркомании среди учащихся, противодействия распространению и употреблению наркотических веществ. Излишне напоминать, что здоровье нации, ее будущие успехи напрямую зависят от того, какое наследие мы оставим следующим поколениям [6].

Основными задачами педагогической профилактики наркомании в общеобразовательных учреждениях являются:

1. Содержательный и конструктивный анализ накопленного отечественного и зарубежного опыта предупреждениями и преодоления наркомании среди учащихся общеобразовательных учреждений.

2. Диагностирование и прогнозирование сложного причинно-факторного комплекса, обусловливающего употребление различных наркотических и наркосодержащих веществ, среди учащихся общеобразовательных учреждений, характера взаимодействия различных факторов и причин наркомании.

3. Необходимость выявления факторов риска и условий, способствующих возникновению наркотического поведения учащихся.

4. Определение путей и способов педагогической профилактики наркомании среди учащихся общеобразовательных учреждений.

5. Выбор и разработка различных методов психолого-педагогической профилактики.

6. Коррекция аддиктивного поведения.

7. Развитие положительных качеств личности учащегося при искоренении и устранении отрицательных.

8. Формирование нормативного поведенческого «иммунитета» к наркотическим веществам.

Названные задачи определяют содержание антинаркотической профилактики, включающее в себя:

1. Осуществление всесторонней и многоплановой психолого-педагогической диагностики учащихся, употребляющих либо склонных к употреблению наркотиков в период обучения в общеобразовательном учреждении;

2. Выявление комплекса причин, условий и факторов риска возникновения и распространения употребления наркотических веществ, их локализация и устранение;

3. Прогнозирование динамики и результатов превентивной деятельности в образовательных учреждениях;

4. Определение путей и способов профилактической деятельности специалистов, занимающихся воспитательной работой в общеобразовательных учреждениях;

5. Развитее положительных качеств личности школьника при искоренении и устранение его отрицательных качеств;

6. Перевоспитание учащихся уже пробовавших наркотические вещества, но еще не имеющих, ни психической, ни физической зависимости от них;

7. Самоперевоспитание учащихся, склонных или употребляющих наркотические вещества;

8. Формирование негативного отношения, невосприимчивости и неприятия учащимися фактов употребления наркотиков веществ, своего рода поведенческого «иммунитета».

Содержательные возможности рассматриваемого процесса антинаркотической профилактики реализуются посредством определенных функций, основными из них являются:

— диагностическая, позволяющая изучать и выявлять учащихся, склонных к употреблению наркотических средств, учащихся уже злоупотребляющих, либо употреблявших их ранее, распознавать причины, условия и обстоятельства возникновения наркозависимости;

— восстановительная, направленная на формирования положительных качеств личности среди учащихся с наркотическим поведении;

— прогностическая, позволяющая предвидеть результаты превентивной работы с учащимися и при необходимости ее корректировать;

— компенсирующая, способствующая выработке у учащихся стремлений заменить отрицательные формы поведения на положительные;

— исправительная, предполагающая применение различных методов средств и форм, тормозящих или устраняющих негативные качества личности;

— корректирующая, влияющая на изменение наркотического поведения учащихся, вносящая необходимые поправки в процесс профилактики и перевоспитания;

— организационно-управленческая, предполагающая разработку и реализацию превентивных мероприятий, и контроль за их выполнением;

— стимулирующая, ориентированная на поддержку и одобрение воспитателями положительных качеств личности школьника;

— побуждающая, помогающая формировать и развивать желания исправлять свои недостатки.

При этом все эти функции процесса предупреждения и преодоления наркомании среди учащихся взаимосвязаны и проявляются в единстве. Таким образом, педагогическая профилактика наркомании среди учащихся общеобразовательных учебных учреждений представляет собой целенаправленный, систематический, организованный, социально-педагогический процесс совместного взаимодействия педагогического коллектива общеобразовательных учреждений, ученических коллективов, родителей и родительских комитетов, различных общественных и государственных организаций, а также других субъектов социальной среды. Данный процесс воздействует на сознание, чувства и волю учащихся, склонных к употреблению, ранее употреблявших или употребляющих наркотические средства и нацелен на решение задач предупреждения, локализации и преодоления наркотического поведения школьников.

Литература:

  1. Бахтин Ю. К., Плахов Н. Н. Модели и формы профилактики злоупотребления психоактивными веществами // Молодой ученый. — 2014. — № 3. — С. 772–775.
  2. Буйнов Л. Г., Сорокина Л. А., Формирование знаний о здоровом образе жизни как профилактика аддиктивного поведения / Профилактическая и клиническая медицина. — 2011. — № 3 (40). — С. 59–60.
  3. Матусевич М. С., Плахов Н. Н., Сыромятникова Л. И., Шатровой О. В., Психологическая совместимость в контексте системно-деятельностного подхода // Молодой ученый. — 2014. — № 2. — С. 686–689.
  4. Макарова Л. П., Соломин В. П. О необходимости системного подхода к превентологии // Профилактическая и клиническая медицина — 2011. — № 3. — С.484–485.
  5. Сорокина Л. А., Сухоруков Д. В. Активизация познавательной деятельности учащихся образовательных школ / Инновационные проекты и программы в образовании. — 2015. — Т. 1. — С. 38–42.
  6. Сухоруков Д. В., Иванов С. Г., Буйнов Л. Г. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе в контексте вопросов социальной безопасности // В сб.: Глобальные проблемы современного мира и готовность к ним общества: Сб. материалов X Межвузовской студенческой научно-практической конференции. — 2011. — С. 70–72.
Основные термины (генерируются автоматически): педагогическая профилактика наркомании, учащийся, вещество, превентивная деятельность, преодоление наркомании, учреждение, антинаркотическая профилактика, воспитательная работа, образовательная среда, педагогическая профилактика.

Ключевые слова

школьники, профилактика наркомании

Похожие статьи

Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема

В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии

Статья посвящена формированию правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии, которая рассматривается как способность учащихся к самостоятельному выбору способов поведения, стратегии, тактике и стилю деятельности, основанная на осознании ими...

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике

В статье автор описывает ключевые возрастные и индивидуальные проблемы в обучении и воспитании школьников и обуславливает необходимость их учета в организации учебно-воспитательного процесса.

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии

В статье рассматриваются психологические, педагогические, в том числе и методические закономерности процесса обучения математике. В настоящее время нет четких критериев различия между собственно психологическими, дидактическими и методическими законо...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Похожие статьи

Формирование социально ориентированного поведения младших школьников в учебно-воспитательном процессе как психолого-педагогическая проблема

В статье авторы раскрывают актуальность и необходимость формирования социально ориентированного поведения учащихся в учебно-воспитательном процессе начальной школы.

Формирование правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии

Статья посвящена формированию правовой культуры учащихся в процессе обучения биологии, которая рассматривается как способность учащихся к самостоятельному выбору способов поведения, стратегии, тактике и стилю деятельности, основанная на осознании ими...

Современная образовательная система как основа создания дидактической эвристической теории обучения в рамках Федерального государственного образовательного стандарта

Данная статья отражает основные области методологического подхода к организации эвристического моделирования учебного процесса, определяет совокупность его элементов и связей между ними. В современной школе вместо выделения трех отдельных целей урока...

Проблема возрастных и индивидуальных особенностей развития личности в педагогике

В статье автор описывает ключевые возрастные и индивидуальные проблемы в обучении и воспитании школьников и обуславливает необходимость их учета в организации учебно-воспитательного процесса.

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников

В статье рассмотрены и проанализированы различные подходы к педагогической профилактике зависимого поведения школьников, а также методы и формы профилактической работы с учащимися в условиях образовательного процесса в школе

Психолого-педагогические основы методики обучения

В статье отражены психолого-педагогические основы методики обучения, а также роль и значение указанной отрасли знаний в становлении профессионального мастерства учителя.

Закономерности процесса обучения математике как основа реализации принципа быстрого продвижения обучающихся в развитии

В статье рассматриваются психологические, педагогические, в том числе и методические закономерности процесса обучения математике. В настоящее время нет четких критериев различия между собственно психологическими, дидактическими и методическими законо...

Учебные проекты как психолого-педагогические технологии в образовательном процессе

Данная статья посвящена проблеме использования метода учебных проектов в образовательном процессе как психолого-педагогической технологии учебной деятельности, направленной на развитие инновационного мышления обучающихся, укрепление командной работы,...

Формирование компетентности родителей в профилактике речевых нарушений у детей дошкольного возраста

В данной статье рассматриваются условия, повышающие компетентность родителей в воспитании детей с нарушением речи. Также выявляется основное содержание реализации этих условий с использованием различных форм и методов взаимодействия с родителями в до...

Задать вопрос