Об эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Плещиц, С. Г. Об эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности / С. Г. Плещиц, Б. К. Плоткин, П. П. Дергаль, П. О. Захаров. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1464/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье излагается позиция авторов на проблемы повышения эффективности образовательного процесса в области безопасности жизнедеятельности путём включения в учебные планы учебного курса — Логистика жизнедеятельности.

Ключевые слова: жизнь, безопасность жизнедеятельности, учебный курс, логистика жизнедеятельности.

Общеизвестно, что жизнь — это совокупность явлений, проходящих в организмах, особая форма существования материи, возникающая на определенной ступени ее развития, в том числе человека.

Качество жизни зависит от многих факторов, из которых важнейшее место отводится безопасности.

Мы живем в опасном мире. Опасности постоянно окружают нас, имеют устойчивую тенденцию к росту их количества и разнообразия.

В недалеком прошлом появилась наука — безопасность жизнедеятельности, которая сегодня позволяет успешно решать вопросы борьбы с опасностями.

В Российской Федерации было создано специальное министерство – МЧС со своими подразделениями и развитой материальной базой, главней задачей которого является именно предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Стало обязательным изучение во всех звеньях образовательного процесса дисциплин по безопасности жизнедеятельности.

В настоящее время проводится громадное количество разнообразных мероприятий, в ходе которых рассматриваются вопросы повышения безопасности жизнедеятельности.

В обиход прочно вошли такие понятия как «безопасный дом», «безопасная улица», «безопасный район» и «безопасный город».

Все это позволило обеспечить безопасный образ жизни, однако суровые реалии нынешнего дня выдвигают новые, повышенные требования к безопасности.

Решение этих проблем напрямую зависит от наращивания усилий и в учебном процессе, поиске новых, нестандартных путей.

К их числу, по нашему мнению, следует отнести решение вопроса о необходимости внедрения вучебный процесс изучение логистики безопасности жизнеобеспечения.

Логистика есть новое научно-практическое направление в современной экономике, позволяющее существенно повысить результативность работы, так как, по сути, представляет собой единство науки и практики об управлении потоками в экономических системах.

По своему содержанию логистика безопасности жизнедеятельности является функциональной, но при этом она непосредственно связана со всеми предметными (отраслевыми) логистиками. А это означает, что вопросы безопасности жизнедеятельности должны сдостаточной глубиной преподаваться во всех логистических дисциплинах.

Более того, по нашему мнению, логистика в виде самостоятельной учебной дисциплины должна быть включена в учебные планы подготовки специалистов по обеспечению безопасности жизнедеятельности.

Учебный курс под названием «Логистика жизнедеятельности» по нашему видению, должен включать следующие темы:

1. Сущность и содержание жизнедеятельности в современном обществе.

2. Отрасли и субъекты жизнедеятельности.

3. Потоковая концепция и логистическая система управления субъектами и процессами жизнедеятельности.

4. Логистические концепции в управлении процессами жизнедеятельности.

5. Планирование материальных ресурсов и оптимизация выбора поставщиков в отраслях жизнедеятельности.

6. Управление запасами и резервами в отраслях жизнедеятельности.

7. Оценка результативности логистического менеджмента в сфере жизнедеятельности.

На кафедре Безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях (БЗ в ЧС) СПбГЭУ подготовлен план-конспект учебного пособия «Экономико-логистические методы обеспечения безопасности вчрезвычайных ситуациях».

Предлагаемое учебное пособие предназначено для углубленного изучения цикла учебных дисциплин по жизнеобеспечению и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

План-проспект учебного пособия

Введение

Излагаются общие положения экономической логистики применительно к современным проблемам обеспечения жизнедеятельности и безопасности в чрезвычайных ситуациях.

Глава 1. Основы экономической логистики в системе жизнедеятельности и безопасности в чрезвычайных ситуациях

1.1. Потоковая концепция в экономике и в чрезвычайных ситуациях

1.2. Типология экономических потоков

1.3. Основы моделирования логистических процессов

1.4. Сущность и содержание логистики жизнеобеспечения и безопасности: логистические функции и логистические процессы

Глава 2. Материальные ресурсы и их роль обеспечении жизнедеятельности и безопасности в чрезвычайных ситуациях

2.1. Сущности и классификация материальных ресурсов в системе жизнеобеспечения и безопасности

2.2. Определение потребности материальных ресурсов на случай чрезвычайных ситуаций

2.3. Организация закупок и особенности ценообразования материальных ресурсов для нужд чрезвычайных ситуаций

Глава 3. Запасы и резервы материальных ресурсов в системе жизнеобеспечения и безопасности

3.1. Сущность и особенности запасов в системе жизнеобеспечения и безопасности

3.2. Типология запасов и резервов

3.3. Управление материальными запасами в чрезвычайных ситуациях

3.4. Дислокация и маневрирование материальными ресурсами в чрезвычайных ситуациях

Глава 4. Транспортные процессы в логистической системе жизнеобеспечения и безопасности

4.1. Роль транспорта в техническом обеспечении жизнеобеспечения и безопасности

4.2. Транспорт как фактор мобильности и динамизма

4.3. Надежность технических средств в системе жизнеобеспечения и безопасности

Глава 5. Инновации и специальные функции в логистике жизнеобеспечения и безопасности

5.1. Инновационая активность в системе жизнеобеспечения и безопасности

5.2. «Правило диктатора» при принятии управленческих решений

5.3. Особенности установления хозяйственных связей по поставкам продукции для нужд жизнеобеспечения и безопасности

5.4. Показатели эффективности системы жизнеобеспечения и безопасности

Заключение

По каждой главе предусматриваются вопросы и тесты для самопроверки студентов.

Общий объем учебного пособия: 7–7,5 п.л.

Знание специалистами и умелое применение логистических систем в управлении чрезвычайными ситуациями поможет оптимизировать материальные потоки и запасы по критериям минимум времени на профилактику и ликвидацию их последствий, позволит существенно повлиять на результативность работы по защите населения от чрезвычайных ситуаций.

Также мы считаем, что настало время для подготовки и публикации фундаментального труда по жизнеобеспечению изащите человека.

На кафедре БЗ в ЧС СПбГЭУ также подготовлен план-конспект этого труда, проспект которого опубликован во 2-м номере журнала «Современный аспект экономики» за 2016 год в разделе «Инновации, инвестиции».

Заведующий кафедрой БЗ в ЧС, заслуженный работник высшей школы, д.э.н., проф. Плещиц С. Г. приглашает специалистов и заинтересованных лиц принять участие в обсуждении этих планов-конспектов, а также в их подготовке и написании.

Литература:

  1. Плоткин Б. К., Плещиц С. Г. Становление и современная трансформация логистики. – СПб; Изд — во СПбГЭУ, 2016,150 с.
  2. Афанасенко И. Д., Борисова В. В. Логистика в системе совокупного знания. — СПб.: Изд-во СПбГЭУ, 2013, 395 с.
  3. Плещиц С. Г. Теория и практика безопасности и защиты в чрезвычайных ситуациях//«Современные аспекты экономики» № 2 (222), 2016, 5–12с.
  4. Плоткин Е. К. Фундаментальное понимание логистики в современной экономике. // Известия СПбГЭУ, № 5, 2013, 165–171 с.
Основные термины (генерируются автоматически): безопасность, система жизнеобеспечения, ситуация, безопасность жизнедеятельности, учебное пособие, учебный курс, логистик жизнедеятельности, отрасль жизнедеятельности, потоковая концепция, экономическая логистика.

Ключевые слова

жизнь, безопасность жизнедеятельности, учебный курс, логистика жизнедеятельности

Похожие статьи

Безопасность жизнедеятельности как необходимая дисциплина в учебных заведениях

В статье рассмотрена программа изучения безопасности жизнедеятельности. Проверен опрос для выявления пользы данной дисциплины в повседневной жизни людей.

Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Современные тенденции подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются общие и специфические тенденции, влияющие на развитие высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся

В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается вопрос о возможности формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательс...

Похожие статьи

Безопасность жизнедеятельности как необходимая дисциплина в учебных заведениях

В статье рассмотрена программа изучения безопасности жизнедеятельности. Проверен опрос для выявления пользы данной дисциплины в повседневной жизни людей.

Проектная деятельность со школьниками по экологической безопасности при изучении курса «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье поднимается вопрос о необходимости формирования знаний основ экологической безопасности у школьников через активизацию познавательной и исследовательской деятельности школьников в учебном проекте по экологической безопасности.

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Современные тенденции подготовки магистров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются общие и специфические тенденции, влияющие на развитие высшего педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Изучение проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические подходы к решению проблем подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Технологии преподавания дисциплины «Безопасность жизнедеятельности» в педагогическом ВУЗе

В статье проанализированы вопросы, связанные с процессом изучения в педагогическом вузе дисциплины «Безопасность жизнедеятельности». Изложены истоки создания образовательной системы в области безопасности жизнедеятельности Рассмотрены актуальные аспе...

Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе

Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...

Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».

Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся

В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...

Формирование исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье рассматривается вопрос о возможности формирования исследовательских компетенций у бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности в процессе теоретического обучения, прохождения практик, а также в рамках научно-исследовательс...

Задать вопрос