Использование информационных технологий при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе
Авторы: Силакова Оксана Владимировна, Филимоненков Евгений Игоревич
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 775 раз
Библиографическое описание:
Силакова, О. В. Использование информационных технологий при изучении основ безопасности жизнедеятельности в школе / О. В. Силакова, Е. И. Филимоненков. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 186-188. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1471/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье поднимается вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности безопасного типа поведения.
Ключевые слова: информатизация образования, информационные технологии, личность безопасного типа поведения.
Бурное развитие науки и техники в конце XX века привело к широкому распространению информационных технологий в различных сферах деятельности. Все большее значение приобретают информация и информационные технологии. При этом методы и способы обработки информации должны соответствовать двум принципам: точность и скорость получения.
По мнению Н. В. Апатовой, информационная технология — это некая методическая система, то есть часть педагогической технологии [2].
В некоторых работах мы встречаемся с такими определениями информационных технологий обучения, которые не дают полного представления обо всех областях их применения. В частности, Н. В. Апатова пишет: «Информационная технология обучения — процесс подготовки и передачи информации обучаемому, средством осуществления которого является компьютер» [2, с. 7]. Под информационными технологиями в широком смысле будем понимать совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных (первичной информации) для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления (информационного продукта) 3, с. 87.
Информационная технология, как и любая другая, должна отвечать следующим требованиям:
- обеспечивать высокую степень разделения всего процесса обработки информации на этапы, операции, действия;
- включать весь набор элементов, необходимых для достижения поставленной цели;
- иметь регулярный характер. Этапы, действия, операции технологического процесса могут быть стандартизированы и унифицированы, что позволит более эффективно осуществлять целенаправленное управление информационными процессами.
На сегодняшний день существуют различные подходы к проблеме классификации информационных технологий.
Мы в рамках выпускной квалификационной работе «Использование информационных технологий при изучении курса ОБЖ в 8 классе» придерживаемся классификации, приведенной авторами учебника 3, которая составлена в зависимости от формы представления обрабатываемой информации:
- технологии обработки текстовой информации,
- технологии обработки числовой информации,
- технологии обработки графической информации,
- технологии обработки звуковой информации,
- технологии работы в глобальных сетях,
- социальные информационные технологии.
Выбор данной классификации объясняется тем, что сложилась традиция обучать школьников и студентов именно этим видам информационных технологий.
Цель информационной технологии — производство информации для ее анализа человеком и принятие на основе этого анализа решения по выполнению какого-либо действия.
Вопрос использования информационных технологий (ИТ) для изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности» очень важен, в виду очевидной практической значимости знаний, умений и навыков безопасной жизнедеятельности в формировании личности безопасного типа поведения 1, 5.
Проанализировав психолого-педагогическую, методическую и специальную литературу по вопросам использования информационных технологий в образовании мы определили педагогические задачи использования информационных технологий в курсе ОБЖ 1, 3, 5, 6:
1) Развитие личности обучаемого, подготовка индивида к комфортной жизни в условиях информационного общества через формирование личности безопасного типа поведения:
— развитие мышления, (например, наглядно-действенного, наглядно-образного, интуитивного, творческого, теоретического видов мышления);
— эстетическое воспитание (например, за счет использования возможностей компьютерной графики, технологии мультимедиа);
— развитие коммуникативных способностей;
— умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации при возникновении ЧС природного или техногенного характера (например, за счет использования компьютерных игр или симуляторов-тренажеров, ориентированных на оптимизацию деятельности по принятию решения);
— развитие умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования или использования оборудования, сопрягаемого с ЭВМ);
— формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации (например, за счет использования интегрированных пользовательских пакетов, различных графических и музыкальных редакторов).
2) Реализация социального заказа, обусловленного информатизацией современного общества:
— подготовка специалистов в области безопасности жизнедеятельности со знаниями по информатики и вычислительной техники;
— подготовка грамотного пользователя средствами новых информационных технологий;
3) Интенсификация всех уровней учебно-воспитательного процесса:
— повышение эффективности и качества процесса обучения за счет реализации возможностей информационных технологий;
— обеспечение побудительных мотивов (стимулов), обусловливающих активизацию познавательной деятельности;
— углубление межпредметных связей за счет использования современных средств обработки информации, в том числе и аудиовизуальной, при решении задач различных предметных областей.
Информационные технологии могут быть использованы в следующих направлениях при изучении курса ОБЖ в школе 3, 5, 6:
1) Средства обучения, совершенствующего процесс преподавания, повышающего его эффективность и качество;
2) Инструмента познания окружающей действительности и самопознания;
3) Средства развития личности обучаемого в формировании личности безопасного типа;
4)Средства информационно-методического обеспечения и управления учебно-воспитательным процессом, учебными заведениями, системой учебных заведений;
5) Средства коммуникаций в целях обмена информацией между учащимися и педагогами в вопросах безопасности жизнедеятельности, а также распространения передовых педагогических технологий;
6) Средства автоматизации процессов контроля, коррекции результатов учебной деятельности, компьютерного тестирования по ОБЖ и психодиагностики учащихся;
7) Средства автоматизации процессов обработки результатов эксперимента (лабораторного, демонстрационного) и управления учебным оборудованием;
8) Средства организации интеллектуального досуга, развивающих игр.
Тем более, что большинство современных школьников достаточно хорошо владеют современными информационными средствами и охотно используют их в образовательных целях. Это подтверждает проведенный нами опрос учащихся 8-х классов гимназии № 293 г. Санкт-Петербурга. В анкетировании приняло участие 52 человека, результаты опроса представлены в таблице «Ранжировка ответов респондентов 8-х классов по вопросам использования ИТ».
Таблица
Ранжировка ответов респондентов 8-х классов по вопросам использования ИТ
Формулировка вопроса |
Ответы респондентов(%) |
|
Средний уровень — 75 Выше среднего — 25 Ниже среднего — 0 |
|
энциклопедиями пользуются 37.5 книгами 42.5 телефоном 20 словарями 25 газетами 5 учебниками 17.5 |
3. Цели использования информационных ресурсов (можно было выбрать несколько вариантов). |
для общения со сверстниками 70 % для повышения уровня своей образованности 20 % для подготовки к школьным занятиям 80 % что бы занять себя чем-нибудь в свободное время, играю в различные онлайн-игры - 12.5 |
4. Предметы, по которым при подготовке выполнения заданий, ученики чаще всего используют компьютер (можно выбрать несколько предметов). |
история-72,5 % биология-55 % математика-30 % русский-12,5 % литература-37,5 % ОБЖ-40% искусство -12,5 % обществознание -12,5 % география-22,5 % английский -45 % французский -40 % информатика -12,5 % физика-22,5 % химия -20 % |
Информационная технология является непременной составной частью большинства видов интеллектуальной, управленческой и производственной деятельности человека и общества. Развитие информационных технологий в современных условиях основано на применении вычислительной техники и связанных с нею методов и средств автоматизации информационных процессов 3, 4, 6.
Безусловно, что главные тенденции развития информационных технологий в конце XX века — персональные компьютеры, Интернет, электронные СМИ и библиотеки, мобильная связь — существенно повлияли на весть учебно-воспитательный процесс в школе практически во всех предметных областях, в том числе и в ОБЖ.
Литература:
- Абрамова, В. Ю. Особенности курса методики обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2014. № 3–2. С. 162–165.
- Акулов, О. А. Информатика: базовый курс: учеб.пособие для студентов / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. — М.: Омега-Л, 2005. — 552 с.
- Апатова, Н. В. Информационные технологии в школьном образовании / Н. В. Апатова. — М., 1994. — 354 с.
- Бешенков, С. А. Информатика. Систематический курс. Учебник для 10 класса / С. А. Бешенков, Е. А. Ракитина — М.: Лаборатория Базовых Знаний, 2001. – 432 с.
- Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Л. А. Михайлов, Э. М. Киселёва, О. Н. Русак и др.; под ред. Л. А. Михайлова. — М.: Издательский цент «Академия», 2009. — 288 с.
- Христочевский, С. А. Информационные технологии: Пособие для 8–11 классов / Под общей ред. С. А. Христочевского. — М.: АРКТИ, 2001. — 200 с.
Ключевые слова
информационные технологии, информатизация образования, личность безопасного типа поведенияПохожие статьи
Использование учебных материалов по информационной безопасности на уроках основы безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается необходимость формирования у школьников понятия информационной безопасности. Особое внимание уделяется условиям применения учебных материалов, и методике использования сведений по информационной безопасности на уроках безопас...
Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе
Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...
ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков
В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...
Дистанционное обучение в информационной образовательной среде
Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении. В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из напр...
Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе
В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...
Формирование информационной компетентности будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки
В статье автор доказывает актуальность проблемы формирования информационной компетентности будущих педагогов, рассматривает степень разработанности понятия «информационная компетентность» в научной литературе, выделяет критерии для определения уровня...
О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования
В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.
Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе
Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...
Похожие статьи
Использование учебных материалов по информационной безопасности на уроках основы безопасности жизнедеятельности
В статье рассматривается необходимость формирования у школьников понятия информационной безопасности. Особое внимание уделяется условиям применения учебных материалов, и методике использования сведений по информационной безопасности на уроках безопас...
Использование активных методов обучения для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»
В статье рассматривается вопрос об использовании активных методов обучения с точки зрения решения дидактических задач, для повышения интереса к предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».
Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ
В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.
Организация информационно-безопасного образовательного процесса в школе
Статья посвящена проблеме организации информационно безопасного образовательного процесса в школе. Данная статья представляет собой обзор различных аспектов информационной безопасности в школе. Автор останавливается на понятии информационной безопасн...
ОБЖ как оптимальный школьный предмет для реализации педагогической профилактики информационной зависимости детей и подростков
В статье проведен анализ нормативно-правовой базы, методической литературы в области основного общего образования с целью обоснования ведущей роли школы в профилактике информационной зависимости детей и подростков посредством изучения ими курса «Осно...
Дистанционное обучение в информационной образовательной среде
Информатизация всех сторон жизни общества невозможна без информатизации образования, что означает создание информационно-образовательной среды (ИОС) в каждом образовательном учреждении. В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из напр...
Методические приемы формирования информационной компетенции обучающихся по математике в школе
В статье на основе анализа научной и методической литературы раскрыто понятие, информационная компетенция, представлен алгоритм формирования результативного формирования информационной компетенции, обоснован комплекс методических приёмов для формиров...
Формирование информационной компетентности будущих педагогов в системе их профессиональной подготовки
В статье автор доказывает актуальность проблемы формирования информационной компетентности будущих педагогов, рассматривает степень разработанности понятия «информационная компетентность» в научной литературе, выделяет критерии для определения уровня...
О подготовке будущего учителя начальных классов к работе в условиях информатизации образования
В статье дано теоретическое обоснование необходимости использования информационных и коммуникационных технологий на уроках математики для развития логического математического мышления в непрерывном образовании.
Использование информационных технологий при обучении основам безопасности жизнедеятельности в школе
Статья посвящена проблеме использования информационных технологий на уроке ОБЖ в школе. Данная статья представляется собой обзор различных аспектов информационных технологий. В статье раскрывается значение и применение учителем информационных техноло...