Анализ причин подростковой агрессии
Автор: Иванова Ираида Павловна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 1664 раза
Библиографическое описание:
Иванова, И. П. Анализ причин подростковой агрессии / И. П. Иванова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 92-94. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1472/ (дата обращения: 15.11.2024).
В статье приведен анализ основных причин агрессивного поведения подростков. Для организации профилактической и коррекционной работы необходимо знание основных причин такого поведения. Одной из основных причин агрессивного поведения являются взаимоотношения в семье.
Ключевые слова:агрессия, агрессивное поведение.
Проблемой агрессивного поведения подростков занимались многие ученые, но однозначного подхода при рассмотрении этой проблемы нет. Деструктивное поведение среди детей и подростков с каждым годом не уменьшается, а растет. В основном агрессивное поведение закладывается в детском возрасте, поэтому очень важно знать причину такого поведения, чтобы правильно организовать профилактическую и коррекционную работу.
Психолого-педагогическое сопровождение подростков с агрессивным поведением предполагает работу с самими детьми, их родителями, педагогами. Причин агрессии много. Дети черпают знания о моделях поведения из трех основных источников. Первый источник – это семья, которая обеспечивает ребенка различными моделями поведения. На примере поведения в семье ребенок обучается нормам социального поведения, которые сохранятся у него в зрелые годы. Причинами агрессии являются семейные конфликты, домашнее насилие в отношении несовершеннолетних. Насилие в семье становится нормой для многих: нас били и ничего. Моральное, психическое, физическое страдание не проходят бесследно, они травмируют детскую психику. Жестокость порождает жестокость, агрессией на агрессию отвечают дети.
Основными причинами развития агрессивности в семье является:
Семейные причины |
||
1. |
Неприятие детей родителями |
Как правило, нежеланные дети становятся очень агрессивными. Даже если родители не демонстрируют своего отношения, дети чувствуют свою ненужность, хотят завоевать любовь родителей. |
2. |
Безразличие или враждебность со стороны родителей |
Дети очень тяжело переживают, если родители безразличны, а порой даже враждебны по отношению к ним. |
3. |
Отсутствие эмоциональных связей в семье |
Повышенная агрессивность ребенка может явиться следствием разрушения положительных эмоциональных связей как между родителями ребенком, так и между родителями. Если между родителями часто возникают ссоры, то эмоционально-психологическая атмосфера в такой семье для ребенка становится настоящим испытанием. Особенно опасной будет ситуация, если родители используют его как аргумент в споре между собой. |
4. |
Неуважение к личности ребенка |
Постоянная критика, оскорбительные и унизительные замечания в адрес ребенка вызывают у него неуверенность в себе и своих силах, порождают глубокие и серьезные комплексы и могут побудить откровенную ярость. |
5. |
Избыток или недостаток внимания со стороны родителей |
Если ребенку уделяется слишком много внимания, родители не поощряют самостоятельность подростка, а стремление к самостоятельности, к взрослости это новообразование этого возраста, то неизбежны серьезные конфликты. Все желания должны выполняться, а не то сразу возникают ярость и агрессия, часто аутоагрессия. Отсутствие внимания со стороны родителей, приводит тоже к конфликтам, к отсутствию взаимопонимания, к чувству одиночества, к неуверенности и беспомощности. В результате проявляются неадекватные агрессивные реакции. |
6. |
Чрезмерный контроль или полное его отсутствие |
Чрезмерный контроль над поведением ребенка (гиперопека) как и полное его отсутствие (гипоопека) очень вредны для ребенка. Если властные родители стараются во всем управлять своими детьми, подавлять их волю, то это вызывает у них чувства угнетенности, страха. В этом случае агрессивным поведением ребенок выражает протест против существующего положения вещей, ситуации подчинения, постоянных запретов. |
7. |
Запрет на физическую активность |
Часто вспышки агрессивного поведения ребенка являются следствием установок или запретов взрослых. Агрессия ребенка в этом случае обусловлена накопившимся переизбытком энергии, которая, как известно, не имеет свойства исчезать бесследно. |
8. |
Чувство вины. |
Повышенную агрессивность могут проявлять дети с обостренным чувством совести, потому что они испытывают чувство вины и стыда по отношению к тем, кого обидели. |
Основными неблагополучными ситуциями в семье по А.Е. Личко являются 4 типа взаимоотношений: 1) гиперопека различных степеней: от желания быть соучастником всех проявлений внутренней жизни детей (его мыслей, чувств, поведения) до семейной тирании; 2) гипоопека, нередко переходящая в безнадзорность; 3) ситуация, создающая "кумира" семьи - постоянное внимание к любому побуждению ребёнка и неумеренная похвала за весьма скромные успехи; 4) ситуация, создающая "золушек" в семье - появилось много семей, где родители уделяют много внимания себе и мало детям.
Индивидуальными причинами агрессии являются стремление к лидерству любыми путями, различные способы самоутверждения, привлечения внимания, психологической разрядки, страхи, неумение общаться, устанавливать контакты.
Основными социальными причинами агрессивного поведения считаются реакция на враждебную действительность, желание отомстить, завладеть чужой вещью, любой ценой достичь поставленной цели, различного рода провокации, подстрекательства , особенно со стороны сверстников (дети действуют «на слабо»), просмотр боевиков, сцен насилия, одобрение агрессивного поведения как способа решения конфликта или попустительство взрослых. Агрессивное поведение самих родителей (не обязательно по отношению к ребенку, достаточно скандалов).
Голод, жажду, жару, духоту, шумовые загрязнения, мигающий или слишком яркий свет, тесноту, табачный дым, интеллектуальную нагрузку, спортивное воспитание, компьютерную зависимость относят к внешним причинам агрессивного поведения. Поэтому некоторые мероприятия (кружки, секции, цирк, кино и т.д.) приводят к утомлению, перевозбуждению, различного рода гаджеты тоже не редко способствуют возникновению агрессии.
Все исследователи единодушно считают, что главным источником агрессии является семья. При этом основным показателем является не её состав – полная, неполная, распавшаяся, – а нравственная атмосфера семьи. Те взаимоотношения, которые между взрослыми членами семьи, между взрослыми и детьми, которые преобладают в семье и влияют на формирование личности. Установлено, что уровень физической формы агрессивного поведения наиболее выражен у детей из рабочей среды, а наиболее агрессивными являются дети из среды сельских механизаторов. Но у этих подростков отмечается минимальный уровень негативизма. Вербальные формы агрессивного поведения типичны для большинства подростков из семьи служащих, банковских работников. Но у них сравнительно невысокий уровень физической формы агрессивного поведения. По уровню косвенной агрессии на первом месте подростки из семей подсобных работников, обслуживающего персонала и семей руководящих служащих. Повышенным негативизмом отличаются подростки из среды руководящих работников и семей интеллигенции (врачи, учителя, инженеры). Менее всего выражено агрессивное поведение у подростков из среды торговых работников. Видимо в этом случае сказывается не только материальное благосостояние, но и выработанное в этой среде стремление избегать конфликтов, сглаживать возникающие противоречия, не обострять ситуацию.
Нами был проведен опрос среди родителей и подростков. Среди основных причин агрессивности детей родители и дети называют моральные унижения и оскорбления со стороны сверстников (48,2%) и взрослых (42,9%). Последний случай в Красноярском крае, когда один подросток зарезал ножом другого: причина – оскорбление матери погибшего в переписке в социальных сетях. Часты оскорбления педагогами учеников, ответная агрессивная реакция. Далее по частоте упоминания примерно пятой долей респондентов назывались:
-нанесение ударов кулаками, различными предметами (24,3%);
-критика внешнего вида, манер, умственных способностей ребенка (23,0%); - чрезмерный контроль со стороны родителей и учителей (22,9%);
-пощечины, толчки, пинки (20,0%); угрозы выключить телевизор или компьютер (19,7%).
Наименее распространенными причинами детской агрессивности являются препятствования ребенку общению с друзьями (12,3%) и играм на компьютере (11,7%). Немало случаев, когда дети убивали близких родственников за запрет играть в компьютерные игры.
Агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому, что его агрессия – это прежде всего, отражение внутреннего дискомфорта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.
Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому ненужным. Он использует любую возможность, стремиться разозлить маму, учителя, сверстников; он не успокоится до тех пор, пока взрослые не взорвутся, а дети не вступят в драку.
Родителям и педагогам не всегда понятно, чего добивается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых наказание. В действительности, это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое “место под солнцем”.
Агрессивные дети часто подозрительны и насторожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других. Такие дети часто не могут сами оценить свою агрессивность, они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь, боятся их.
Работа с агрессивными детьми должна проводиться в трех направлениях:
1. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение детей навыкам контроля, умению владеть собой в конфликтных ситуациях.
3. Формирование способности к сопереживанию, доверию, сочувствию.
Агрессия часто вызывается чувством сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, принято считать, что проявление гнева – недостойная реакция. Специалисты не рекомендуют сдерживать отрицательные эмоции, «копить» их в себе. Загнав гнев внутрь, человек, рано или поздно готов будет выплеснуть его наружу.
Существует теория о том, что человек, постоянно подавляющий свой гнев, более подвержен риску психосоматических расстройств. Доказано, что накопленный внутри организма гнев является причиной таких заболеваний как ревматический артрит, крапивница, псориаз, язва желудка, мигрень, гипертония и др. И от гнева необходимо освобождаться. Для этого необходимо научить детей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными способами.
Литература:
- Иванова И.П. Компьютерная игровая зависимость как фактор формирования агрессивного поведения подростков / И.П. Иванова // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сб. научных ст. – Чебоксары: Чуваш. гос. педуниверситет, 2016. – С. 104-112.
- Иванова И.П. Изучение причин подростковой агрессивности // И.П. Иванова И.П., Е.В. Кузнецова // Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сб. научных статей. – Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет, 2015. – С. 51-56.
Похожие статьи
Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте
В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...
Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения
В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...
Подростковая агрессия и её причины
В статье рассматривается проблема подростковой агрессии и её причины, для родителей предложены методы взаимодействия с целью нахождения общего языка с ребёнком.
Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте
В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.
Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков
В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...
Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста
В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...
Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков
В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...
Особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии мужчинами и женщинами
В статье изучаются половые особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии. Приведены данные относительно особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке.
Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении
В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.
Похожие статьи
Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте
В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...
Отношение подростков к проявлению вербальной агрессии как разновидности агрессивного поведения
В статье рассматривается проблема формирования агрессивного поведения у детей подросткового возраста. Изучено отношение подростков к проявлению вербальной агрессии. Обозначены основные направления психопрофилактической работы с подростками, склонными...
Подростковая агрессия и её причины
В статье рассматривается проблема подростковой агрессии и её причины, для родителей предложены методы взаимодействия с целью нахождения общего языка с ребёнком.
Методы изучения гендерных особенностей агрессивности в подростковом возрасте
В этой статье рассмотрена проблема гендерного аспекта агрессивного поведения среди подростков, раскрывается понятие агрессии, факторы, влияющие на агрессивное поведение, виды агрессии и их различие как у мальчиков, так и у девочек.
Психологическое консультирование педагогов по выявлению конфликтности и агрессивности и снижению их проявлений у подростков
В статье рассматриваются причины возникновения конфликта, проявлений агрессии, типология поведения подростков в конфликте.
Агрессивное поведение детей дошкольного возраста
Донная статья посвящена рассмотрению проблемы агрессивного поведения детей дошкольного возраста. В ней исследуется феномен агрессии, ее виды и источники возникновения. Подробнее раскрываются особенности проявления агрессии у детей в разные этапы псих...
Проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста
В настоящей статье авторами рассматриваются некоторые актуальные проблемы коррекции аутоагрессии у детей младшего школьного возраста. Рассматриваются различные подходы к понимаю сущности и причин аутоагрессии, предлагаются различные варианты по разре...
Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков
В статье проанализирована проблема влияния гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения в подростковом возрасте. Представлены результаты исследования направленные на выявление влияния гендерных особенностей на проявления агрессивного п...
Особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии мужчинами и женщинами
В статье изучаются половые особенности проявления конструктивной и деструктивной агрессии. Приведены данные относительно особенностей проявления конструктивной и деструктивной агрессии в мужской и женской выборке.
Профилактика вербальной агрессии подростков в образовательном учреждении
В статье актуализируется проблема вербальной агрессии подростков. Описываются основные направления, методы и формы профилактической работы в образовательном учреждении.