Педагогическая теория и практика в области безопасности жизнедеятельности: анализ противоречий
Автор: Гафнер Василий Викторович
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 1052 раза
Библиографическое описание:
Гафнер, В. В. Педагогическая теория и практика в области безопасности жизнедеятельности: анализ противоречий / В. В. Гафнер. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 52-56. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1480/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье на примере школьного предмета ОБЖ рассмотрены противоречия между теорией и практикой в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности». Приведены результаты анализа научных исследований в области безопасности жизнедеятельности, содержание предмета ОБЖ соотнесено с требованиями ФГОС. Актуализированы проблемы компетентности учителя ОБЖ, нехватки часов на обучение по ОБЖ, обновления содержания предмета ОБЖ.
Ключевые слова: ФГОС, ОБЖ, Безопасность жизнедеятельности, диссертации, культура безопасности, безопасный образ жизни, противоречия, проблемы, компетентность учителя ОБЖ.
25 лет назад приказом Министерства образования РСФСР от 27.05.1991 г. № 169 «О введении в государственных общеобразовательных учебных заведениях РСФСР нового курса "Основы безопасности жизнедеятельности"» во всех государственных общеобразовательных учебных заведениях России началось обучение детей вопросам обеспечения личной безопасности, сохранения здоровья и жизни, а также оказания помощи пострадавшим при чрезвычайных ситуациях. За прошедшее время выросло поколение специалистов в образовательной области «Безопасность жизнедеятельности», появились учебники и учебные пособия, в вузах была введена одноименная дисциплина в качестве обязательной, защищаются диссертации, проводятся конкурсы и олимпиады, однако на наш взгляд существует ряд подводных камней, способных приостановить это наметившееся развитие.
Роль практики в становлении любой теории переоценить невозможно. Педагогическая практика дает педагогической теории эмпирические данные о педагогическом процессе и педагогическом опыте, проверяет через эксперимент научные гипотезы. Педагогическая наука в свою очередь, разрабатывает для педагогической практики новые технологии обучения и воспитания, обобщает передовой педагогический опыт, прогнозирует развитие педагогического процесса. Между теорией и практикой возникают противоречия, которые обнажают проблемы. Если противоречие разрешается, проблема устраняется – педагогическая наука развивается; если нет – развитие замедляется, порождая новые проблемы как снежный ком.
На начальном этапе развития какой-либо научной области практика хронологически всегда опережает теорию. Теория возникает позже, при осмыслении, анализе, поиске закономерностей практики. Спустя определенное время теория должна повести за собой практику, но для этого нужны определенные условия и усилия. Рассмотрим подробнее становление предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ) под этим углом зрения.
Первым учителям ОБЖ приходилось работать в условиях отсутствия учебников, методических пособий, материальной базы. Отсутствовала полноценная подготовка специалистов в вузах. Трудным путем проб и ошибок накапливался опыт: педагоги буквально «варились в собственном соку», обмениваясь на заседаниях методических объединений своими находками. Позже появились научные исследования, которые обобщали накопленный опыт. Кажется, что образование в области безопасности жизнедеятельности вплотную подошло к точке, где «количество переходит в качество», но перехода не происходит (рис. 1). Причина кроется в противоречиях, без разрешения которых развитие образовательной области «Безопасность жизнедеятельности» может приостановиться. Педагогическая практика по-прежнему, как 25 лет назад, идет впереди педагогической теории.
Рис. 1. Состояние развития педагогической теории и практики
в области безопасности жизнедеятельности
Ниже представлены наиболее острые противоречия между теорией и практикой на примере школьного предмета ОБЖ.
1. Противоречие между объемом научных исследований (педагогические науки) и объемом практического педагогического опыта в области безопасности жизнедеятельности, требующего теоретического обобщения и систематизации. Не смотря на проводимые исследования по методике обучения ОБЖ, воспитанию культуры безопасности, повышению уровня профессионализма учителей ОБЖ, суммарное количество таких работ (в сравнении с другими учебными предметами) невелико. Следует отметить, что результаты этих исследований слабо представлены в массовой педагогической литературе. Они редко превращаются в методические пособия для рядовых учителей ОБЖ. В магазинах книжные полки с надписью «ОБЖ» по-прежнему пусты. К сожалению, имеющиеся исследования не влияют ни на содержание предмета ОБЖ, ни на методику его преподавания.
2. Противоречие между потребностями развития научной области безопасности жизнедеятельности и проводимыми педагогическими научными исследованиями. Отсутствие в сфере педагогики безопасности единого плана (научной стратегии) научных исследований привело к тому, что исследования носят случайный, бессистемный, порой конъюнктурный характер. Педагогическое «научное поле» в области безопасности жизнедеятельности обрабатывается крайне неравномерно. Например, исследований по профилактике наркомании – десятки, а по профилактике употребления алкоголя и табакокурения – очень мало. Исследования в направлении формирования умений и навыков оказания первой помощи у обучающихся образовательных учреждений – практически отсутствуют, хотя в предмете ОБЖ специальный раздел «Основы медицинских знаний и оказание первой помощи» существует с момента его введения. Ранее в исследовании феномена «Культура безопасности» [5; 6] нами были выявлены перспективные направления исследований и сформулированы примерные актуальные темы диссертационных исследований.
3. Противоречие между потребностью в междисциплинарных научных исследованиях и проводимыми узконаправленными научными исследованиями в социальных науках. Отсутствие указанного выше плана исследований приводит к фактическому отсутствию глубоких междисциплинарных научных исследований, которые имеют особую ценность в научном мире. Представители социальных наук проводят в проблемном поле «безопасность» достаточно много «узких» исследований, но педагоги-исследователи редко обращаются к результатам этих исследований, не опираются на них. Например, достаточно много существует исследований в области виктимологии (юридические науки), а исследования по виктимологической профилактике (педагогические науки) почти никто не проводит, что в свою очередь, ведет к снижению эффективности учебных занятий с обучающимися по криминальной безопасности. Многие учителя ОБЖ о виктимологии даже не слышали. В содержании предмета ОБЖ о виктимологии – тоже нет ни слова. Особое место в области безопасности должны занимать исследования на стыке педагогики и психологии.
4. Противоречие между потребностью в высокопрофессиональных учителях ОБЖ и фактическим их вытеснением из образовательных учреждений из-за небольшой учебной нагрузки. Предмет ОБЖ сочетает в себе знания самых разных учебных предметов, как гуманитарных, так и естественнонаучных, что предъявляет особые требования к знаниям учителя ОБЖ. Часто нагрузку учителей ОБЖ делят между другими учителями-предметниками, из-за чего у обучающихся снижается уровень знаний и мотивация к изучению предмета. Низкий уровень компетентности педагогов, осуществляющих формирование опыта в области безопасности жизнедеятельности, не позволяет сформировать у обучающихся культуру безопасности, развить в них представление о ценности жизни, не говоря уже о мировоззренческих аспектах безопасности.
5. Противоречие между содержанием предмета ОБЖ и требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Современные требования к результатам освоения основной образовательной программы предмета ОБЖ на второй ступени обучения (5-9 классы) претерпели сильные изменения в сравнении с предшествующим Государственным образовательным стандартом (2004 г.) [7]. Так, если ранее ученик должен был уметь действовать при возникновении теракта, то теперь этого будет недостаточно. Новый ФГОС требует «формирования антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции» [15]. Безусловно, сформировать последнее намного сложнее. Но ситуация осложняется тем, что педагогических исследований о том, как формировать антиэкстремистскую и антитеррористическую личностную позицию нет. Педагог остается один на один с требованиями ФГОС, а учебники ОБЖ переиздаются из года в год почти без изменений.
В Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации» указано, что «../../../Zemfira.FBG/cgi/online.cgi%3freq=query&REFDOC=201339&REFBASE=LAW&REFPAGE=0&REFTYPE=CDLT_CHILDLESS_CONTENTS_ITEM_MAIN_BACKREFS&ts=124931476819365332&lst=0&REFDST=100681&rmark=1Педагогические работники обязаны … формировать у обучающихся культуру здорового и безопасного образа жизни» (ст. 48) [16]. Ему вторит ФГОС, в котором неоднократно говорится о формировании «безопасного образа жизни». В результате анализа ФГОС трех уровней общего образования были выявлены следующие смысловые группы: безопасный образ жизни; ценности безопасного образа жизни; установка на безопасный образ жизни; убеждения безопасного образа жизни; личностные ориентиры безопасного образа жизни; нормы безопасного образа жизни; знания о безопасном образе жизни; система знаний об основах безопасного образа жизни; правила безопасного образа жизни; навыки безопасного образа жизни; культура безопасного образа жизни; программа формирования культуры безопасного образа жизни. Однако до сих пор нет ни одного глубокого научного диссертационного исследования, раскрывающего эти направления. Есть лишь статья, в которой есть попытка сформулировать определение «безопасный образ жизни» [4].
Сравнивая требования к результатам освоения основной образовательной программы ОБЖ с аналогичными требованиями к результатам освоения других учебных предметов, видно, что требования сильно отличаются. По некоторым позициям, к сожалению, предмет ОБЖ находится в полном «одиночестве», например, категория «формирование». Так, «формирование убеждения», «формирование установки», «формирование личностной позиции» в соответствии с ФГОС, будет происходить (требуется) только в рамках предмета ОБЖ, и для каждого такого «формирования…» нужна методика, опирающаяся на психологическую теорию, т.е. снова возвращаемся к вопросу о междисциплинарных исследованиях.
6. Противоречие между содержанием предмета ОБЖ и современной действительностью. Иногда можно услышать упреки в адрес предмета ОБЖ по причине того, что не ощущается социальный эффект от его введения – статистика смертности от внешних причин практически не меняется. Авторы упреков справедливы. Может быть, мы и в правду учим не тому, чему нужно? Любому специалисту в области безопасности жизнедеятельности виден разрыв между необходимыми знаниями о безопасности и содержанием предстоящих видов деятельности обучающихся. У каждой учебной дисциплины, отражающей ту или иную науку, есть свой стержень, состоящий из предмета, объекта, целей и задач. Для предмета ОБЖ, и даже дисциплин по безопасности жизнедеятельности, этот стержень часто размыт ввиду присутствия тематики безопасности во всем широком спектре человеческой деятельности. Главная цель предмета ОБЖ – формирование культуры безопасности. К настоящему времени разработаны цели, содержание, методы, условия, закономерности и концепции воспитания культуры безопасности, сформировался понятийный аппарат научной области [5], но, как уже отмечалось выше, результаты исследований «не доходят» до практики.
Необходимо сконцентрировать усилия на приоритетных направлениях, которые нам подсказывает жизнь через трагическую статистику погибших и пострадавших. Первенство держат суициды, гибель в ДТП, на пожарах, на воде и отравления. Достаточно ли времени уделяется именно этим темам? Все ли аспекты рассматриваются? Следует подробно изучать то, может случиться буквально на каждом шагу, например, практическим навыкам оказания первой помощи, защите персональных данных. Кроме перечисленного учителю ОБЖ необходимо всегда держать пульс на «новых опасностях», ставшими актуальными в последнее время – зацепинг, селфи, экстремальные виды досуга и пр. Например, по мнению специалистов, тема «Пожарная безопасность» для школьников должна раскрываться через следующие направления [9]:
1) Неосторожное обращение с огнем;
2) Эксплуатация электроприборов;
3) Эксплуатация газового оборудования;
4) Эксплуатация печей и каминов;
5) Безопасное хранение, использование горючих, легковоспламеняющихся жидкостей и аэрозолей;
6) Пожаробезопасное проведение новогодних праздников и недопустимость использования пиротехники без взрослых;
7) Влияние опасных факторов пожара на здоровье и жизнь человека; мотивация к самоспасанию;
8) Самоспасание и спасание других людей на пожаре;
9) Использование первичных средств пожаротушения;
10) Безопасное разведение и тушение костра;
11) Оказание первой помощи.
Только при изучении всех перечисленных выше тем, включая практические занятия, можно говорить о хорошей подготовке обучающегося к пожаробезопасному поведению и грамотным действиям в случае возникновения пожара. Выделяемых часов на изучение вопросов пожарной безопасности хватает лишь на обзор проблемы.
7. Противоречие между требуемым количеством учебных часов для формирования у обучающихся определенных знаний, умений, качеств и фактическим количеством учебных часов на изучение ОБЖ. В самом ближайшем времени перед учителями ОБЖ остро встанет вопрос о выполнении требований ФГОС. Согласно Федерального базисного учебного плана, на освоение предмета ОБЖ на ступени основного общего образования отводится только 1 час в неделю (в VIII классе). В таких условиях о формировании у обучающихся навыков безопасного поведения (оказания первой помощи, пользования первичными средствами пожаротушения и др.) и культуре безопасности даже не стоит упоминать [7]. Речь может вестись лишь об ознакомлении с чрезвычайными ситуациями и правилами поведения при их возникновении, а не обучении. Так же не приходится говорить и о формировании требуемых установок на здоровый образ жизни, антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции, ценностей, мотивов, убеждений и потребностей в сфере безопасности.
Заголовки российской прессы за последнее время говорят о том, что нужно:
- вести обязательные уроки по кибербезопасности. Авторы обращения отмечают, что ради включения нового предмета в обязательный курс потребуется сократить часы, выделенные на ОБЖ [14];
- вести уроки электробезопасности в программу средних общеобразовательных школ в рамках уроков ОБЖ [12];
- заменить в школе ОБЖ на ЗОЖ [10];
- возобновить занятия начальной военной подготовкой в школах [3];
- сделать ПДД обязательным предметом в школе. Предлагается рассмотреть возможность внедрения отдельной обязательной сертификации выпускников на предмет знания Правил безопасности дорожного движения пешехода, велосипедиста и пассажира, так как получение аттестата об основном общем образовании не является подтверждением знания и соблюдения ПДД [13];
- научить спасать утопающих [2].
В Общественной палате считают необходимым при обучении школьников основам безопасности жизнедеятельности сделать основной упор на практику [11]. Отмечается необходимость сконцентрировать внимание на обучении оказанию первой помощи при ДТП и бытовых травмах.
Уполномоченный по правам ребенка при президенте РФ Павел Астахов после трагедии с подростками в поселке Лянтор (ХМАО) написал «…Курсы ОБЖ в школах недостаточно практичны. Необходимо срочно обновить и дополнить программу ОБЖ практическими занятиями, тренировками, учениями…» [1]. Позже он предложил реформировать ОБЖ после терактов в Париже [8]. И с ним трудно не согласиться.
Общество нам дает четкий сигнал о том, что связь между предметом ОБЖ и безопасностью жизни не очевидна, нужны серьезные изменения в области обучения безопасности жизнедеятельности. Чтобы предмет ОБЖ не «растащили по кусочкам» и эта связь с жизнью стала реальностью, нужно приступить к решению рассмотренных выше противоречий. Свой вклад должны внести все – ученые, учителя в школах, сотрудники Министерства образования и науки, эксперты… Только через сформированную культуру безопасности у обучающихся, у населения, мы в итоге будем иметь снижение уровня смертности наших соотечественников.
Литература:
- Астахов призвал срочно обновить программу ОБЖ после трагедии в поселке Лянтор. [Электронный ресурс]. URL: http://tass.ru/obschestvo/2503066 (дата обращения: 15.10.2016).
- В Брянской области после гибели пяти детей на воде изменят программу ОБЖ. [Электронный ресурс]. URL: http://bryansku.ru/2016/06/30/v-bryanskoj-oblasti-posle-gibeli-pyati-detej-na-vode-izmenyat-programmu-obzh/ (дата обращения: 15.10.2016).
- В российском Генштабе предложили возобновить занятия начальной военной подготовкой в школах. [Электронный ресурс]. URL: http://e-belovo.ru/news/russia/3301/ (дата обращения: 15.10.2016).
- Гафнер В.В. Безопасный образ жизни: как его сформировать учителю? От теории к практике // Народное образование. 2014. № 3. С. 186-192.
- Гафнер В. В. Культура безопасности: аналитический обзор диссертационных исследований (педагогические науки, 2002-2012 гг.); ФГБОУ ВПО «Урал. гос. пед. ун-т». Екатеринбург, 2013. 200 с. (Серия «Педагогика безопасности»).
- Гафнер В.В. Обзор российских диссертационных исследований в области формирования культуры безопасности // Безопасность жизнедеятельности. 2013. № 9. С. 18-23.
- Гафнер В.В. Предмет ОБЖ в свете ФГОС общего образования второго поколения // Вестник НЦБЖД. 2013. № 4 (18). С. 32-38.
- Детский омбудсмен Астахов предложил реформировать ОБЖ после терактов в Париже. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.ru/social/2015/11/14/detskiy-ombudsmen-astakhov-predlozhil-reformirovat-obzh-posle-teraktov-v-parizhe.html (дата обращения: 15.10.2016).
- Каплан Я.Б. Проблемно-тренинговые ситуации как средство формирования пожаробезопасного поведения младших школьников : диссертация ... кандидата педагогических наук : 13.00.01 / Каплан Яна Борисовна. Тюмень, 2009. 199 с.
- Минздрав РФ предложил заменить в школах ОБЖ преподаванием ЗОЖ. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mk.ru/social/2016/09/21/minzdrav-rf-predlozhil-zamenit-v-shkolakh-obzh-prepodavaniem-zozh.html (дата обращения: 15.10.2016).
- Минобразования просят усовершенствовать школьный курс ОБЖ. [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/606700 (дата обращения: 15.10.2016).
- Олег Тарасов предложил вывести уроки электробезопасности на федеральный уровень. [Электронный ресурс]. URL: http://sakhalife.ru/oleg-tarasov-predlozhil-vyivesti-uroki-elektrobezopasnosti-na-federalnyiy-uroven/ (дата обращения: 15.10.2016).
- ПДД предложили сделать обязательным предметом в школе. [Электронный ресурс]. URL: https://komiinform.ru/news/135351/ (дата обращения: 15.10.2016).
- По мнению членов Российской ассоциации электронных коммуникаций, время для уроков ОБЖ необходимо частично отдать под изучение основ информационной безопасности. [Электронный ресурс]. URL: http://izvestia.ru/news/583045 (дата обращения: 15.10.2016).
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897)
- Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Ключевые слова
безопасность жизнедеятельности, ФГОС, культура безопасности, проблемы, противоречия, ОБЖ, безопасный образ жизни, диссертации, компетентность учителя ОБЖПохожие статьи
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО
В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...
Методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования
Авторы статьи дают методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» учебного предмета химия в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования. Используются задания различных технологий, основанн...
Необходимость введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельной дисциплины в образовательном учреждении
В процессе написания настоящей статьи были изучены и проанализированы такие пункты и моменты как: степень изученности основ безопасности жизнедеятельности среди предметов российской системы образования; обоснование необходимости и пути введения в уче...
Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...
Методика преподавания юридических дисциплин в вузе
Исследованы особенности методики преподавания правовых дисциплин в высших учебных заведениях. С этой целью проанализирован процесс обучения, раскрыто содержание термина «методика преподавания». Рассмотрены и определены методы правового обучения. Охар...
Практическая направленность обучения письменной речи в техническом вузе
В статье анализируется проблема практической направленности обучения письменной речи в техническом вузе. Рассматривается необходимость соответствующей организации материала и методики работы с ним. Анализируется возможность использования специфики пи...
Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры учащихся
Целью данной статьи является рассмотрение актуальных проблем развития речевой культуры учащихся в современных условиях формирования речевой среды, основными задачами при этом стали: изучение интереса к культуре речи, выяснение причин «засорения» язык...
Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе
В статье анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, а также цели правового образования в средней школе. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так ...
Похожие статьи
Современное дистанционное обучение. Преимущества и недостатки
Статья посвящена исследованию психологических и организационных особенностей дистанционной формы обучения в современных условиях развития образования в университете. Определены психологические особенности студентов, их трудности во время обучения. Та...
Актуальность проблемы формирования ИКТ компетенций педагога ДОУ и НОО
В статье раскрывается проблематика повышения уровня знаний умений и навыков в области информационно-коммуникационных технологий, подчеркивается значимость наличия ИКТ компетенций у педагогов ДОУ и НОО с позиции теории генераций. Авторы рассматривают ...
Формирование глобальных компетенций обучающихся основной школы на уроках обществознания
В статье рассматриваются методические аспекты формирования глобальных компетенций, как компонента функциональной грамотности обучающихся на примере предмета «обществознание». Автор обобщает опыт педагогов в отборе учебного материала, методиках обучен...
Методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования
Авторы статьи дают методические рекомендации по изучению темы «Химия и окружающая среда» учебного предмета химия в соответствии с Федеральной образовательной программой основного общего образования. Используются задания различных технологий, основанн...
Необходимость введения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» как отдельной дисциплины в образовательном учреждении
В процессе написания настоящей статьи были изучены и проанализированы такие пункты и моменты как: степень изученности основ безопасности жизнедеятельности среди предметов российской системы образования; обоснование необходимости и пути введения в уче...
Актуальные вопросы внедрения идеи концептуального обучения на уроках истории.
В статье рассматриваются проблемы, связанные с формированием исторического мышления у учащихся по предмету всемирная история, с которыми сталкиваются учителя, в процессе внедрения идей концептуального обучения, как способ решения проблем предлагается...
Методика преподавания юридических дисциплин в вузе
Исследованы особенности методики преподавания правовых дисциплин в высших учебных заведениях. С этой целью проанализирован процесс обучения, раскрыто содержание термина «методика преподавания». Рассмотрены и определены методы правового обучения. Охар...
Практическая направленность обучения письменной речи в техническом вузе
В статье анализируется проблема практической направленности обучения письменной речи в техническом вузе. Рассматривается необходимость соответствующей организации материала и методики работы с ним. Анализируется возможность использования специфики пи...
Актуальные проблемы совершенствования речевой культуры учащихся
Целью данной статьи является рассмотрение актуальных проблем развития речевой культуры учащихся в современных условиях формирования речевой среды, основными задачами при этом стали: изучение интереса к культуре речи, выяснение причин «засорения» язык...
Проблемы преподавания правового компонента обществоведческого образования в средней школе
В статье анализируются проблемы преподавания правового компонента в курсе обществознания, а также цели правового образования в средней школе. Актуальность исследования связана как с реформированием обществоведческого образования в средней школе, так ...