Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Бойков, А. Е. Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности / А. Е. Бойков. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 38-40. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1481/ (дата обращения: 16.11.2024).



Обучение организации культурно-просветительской работы учителя ОБЖ по профилактике информационной зависимости школьников как важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

Бойков Александр Евгеньевич, кандидат педагогических наук, доцент кафедры методики обучения безопасности жизнедеятельности

Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена (г. Санкт-Петербург)

В статье рассмотрена роль культурно-просветительской работы учителя основ безопасности жизнедеятельности при осуществлении профилактики информационной зависимости учащихся, место культурно-просветительской работы в профессиональном стандарте педагога, возможности подготовки бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности к осуществлению данного вида деятельности в свете федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки педагогическое образование.

Ключевые слова: культурно-просветительская работа, профилактика информационной зависимости школьников, методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности, подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности.

Результаты психолого-педагогических исследований говорят о том, что большую часть воспитательного воздействия ребенок получает в семье. Однако в настоящее время учеными-социологами, педагогами, преподавателями отмечается заметное снижение активности семьи в педагогической деятельности по воспитанию своего ребенка.

Как отмечают многие ученые, это повлекло за собой: рост детской безнадзорности; увеличение численности школьников, проявляющих признаки аддиктивного поведения (алкоголизм, наркомания, информационная зависимость); раннее начало половой жизни школьников, рост детской и подростковой преступности [4].

В связи с этим особого внимания требует вопрос организации скоординированной целенаправленной совместной работы семьи и школы с целью профилактики различных видов аддиктивного поведения школьников. На сегодняшний день в системе образования разрабатываются различные направления взаимодействия семьи и школы, решающие три основные задачи:

- осуществление культурно-просветительской работы;

- осуществление диагностической работы;

- осуществление коррекционной работы.

С педагогической позиции реализация профилактической деятельности учителя возможна через культурно-просветительскую работу с учащимися и их семьями.

Учитывая то, что в рамках профилактики информационной зависимости учащихся следует рассматривать семью и социальную среду как субъект профилактики и в то же время как источник условий, влияющих на уровень риска формирования информационной зависимости школьника, культурно-просветительские мероприятия являются одним из наиболее эффективных видов деятельности профилактической направленности, реализующие профилактику информационной зависимости через работу с семьей учеников.

Одну из основных ролей в профилактике аддиктивного поведения школьников играет предмет основы безопасности жизнедеятельности. Это обусловливается содержанием и планируемыми результатами обучения курсу. Так, например, в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования второго поколения (далее ФГОС ООО 2-го поколения) достижение предметных результатов обучения должно обеспечить формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий угрозу всех форм зависимого поведения и нанесение иного вреда здоровью.

Работа с семьей занимает особое место в процессе обучения школьников курсу ОБЖ. Это объясняется тем, что при его изучении затрагиваются важнейшие вопросы, решение которых возможно при участии не только учителя и ученика, но и семьи школьника.

Таким образом, в вопросе профилактики информационной зависимости школьников огромное значение имеет совместная работа школы и семей учащихся посредством культурно-просветительской работы, а ее правильная организация и вовлечение наибольшего числа родителей многократно повышают эффективность профилактики.

Из этого следует, что современный учитель, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности для успешного осуществления своей профессиональной деятельности должен обладать соответствующей подготовкой по организации культурно-просветительской работы с учащимися и их семьями.

Это подтверждается и профессиональным стандартом «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)», который определяет следующие трудовые действия, необходимые знания и необходимые умения учителя [2, с. 8,9]:

 уметь создавать в учебных группах (классе, кружке, секции и т.п.) детско-взрослые общности учащихся, их родителей и педагогов;

 уметь поддерживать конструктивные воспитательные усилия родителей (лиц, их заменяющих) учащихся, привлекать семью к решению вопросов воспитания ребенка;

 формировать и реализовывать программы развития универсальных учебных действий, образцов и ценностей социального поведения, навыков поведения в мире виртуальной реальности и социальных сетях, формировать толерантность и позитивные образцы поликультурного общения;

 разрабатывать (совместно с другими специалистами) и реализовывать совместно с родителями (законными представителями) программы индивидуального развития ребенка;

 владеть психолого-педагогическими технологиями (в том числе инклюзивными), необходимыми для работы с различными учащимися: одаренные дети, социально уязвимые дети, попавшие в трудные жизненные ситуации, дети-мигранты, дети-сироты, дети с особыми образовательными потребностями (аутисты, СДВГ и др.), дети с ОВЗ, дети с девиациями поведения, дети с зависимостью;

 знать закономерности формирования детско-взрослых сообществ, их социально-психологические особенности и закономерности развития детских и подростковых сообществ;

 знать основные закономерности семейных отношений, позволяющих эффективно работать с родительской общественностью.

Как пишет В.Ю. Абрамова, «актуальность развития профессиональных качеств у будущих специалистов в настоящий момент обусловлена развитием на рынке труда новых требований к ним. В связи с этим одной из задач высших учебных заведений является формирование теоретической базы для построения методической подготовки педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности» [1, с. 709].

Таким образом, организация культурно-просветительской работы, в том числе и по профилактике информационной зависимости школьников, рассматривается как один из компонентов подготовки бакалавра образования в области безопасности жизнедеятельности.

Это следует и из положений федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки педагогическое образование (далее ФГОС ВО), который выделяет культурно-просветительскую работу в отдельный вид профессиональной деятельности, к которой готовятся выпускники, освоившие программу бакалавриата [3, с. 3].

Также ФГОС ВО установлены соответствующие профессиональные задачи, «которые должен быть готов решать выпускник, освоивший программу бакалавриата, в соответствии с видом профессиональной деятельности, на который ориентирована программа бакалавриата» [3, с. 3].

В педагогической деятельности такими задами являются [3, с.4]:

 Организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, детскими коллективами, родителями (законными представителями) обучающихся, участие в управлении и самоуправлении школьным коллективом для решения задач профессиональной деятельности.

В культурно-просветительской деятельности такими задами являются [3, с.4]:

 изучение и формирование потребностей детей и взрослых в культурно-просветительской деятельности;

 организация культурного пространства;

 разработка и реализация культурно-просветительских программ для различных социальных групп.

Данная тенденция прослеживается и в требованиях к результатам освоения программы бакалавриата, которые гласят, что выпускник, освоивший программу бакалавриата, должен обладать следующими компетенциями [3, с. 8]:

 способность выявлять и формировать культурные потребности различных социальных групп (ПК-13);

 способность разрабатывать и реализовывать культурно-просветительские программы (ПК-14).

Таким образом, культурно-просветительская деятельность является неотъемлемым направлением профессиональной деятельности учителя ОБЖ и выступает как эффективное средство профилактики информационной зависимости школьников, а обучение организации культурно-просветительской работы, в свете современных тенденций в образовании, представляет собой важный компонент подготовки бакалавра педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности.

Литература:

  1. Абрамова В. Ю. Подготовка бакалавров к педагогической работе в системе профильного обучения // Молодой ученый. — 2014. — №2. — С. 709-711.
  2. Профессиональный стандарт "Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ug.ru/new_standards/6
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://fgosvo.ru/fgosvo/92/91/4/94
  4. Шайдулина, А.Ф. Интернет-зависимость – новая форма аддиктивного поведения у подростков [Электронный ресурс] / А.Ф. Шайдулина // Материалы конгресса по детской психиатрии (Москва, 25-28 сентября 2001 г.). - М., 2001. - Режим доступа: http://www.hr-portal.ru/ article/internetzavisimost-novaya-forma-addiktivnogo-povedeniya-u-podrostkov.
Основные термины (генерируются автоматически): культурно-просветительская работа, информационная зависимость школьников, область безопасности жизнедеятельности, педагогическое образование, профессиональная деятельность, культурно-просветительская деятельность, педагогическая деятельность, ребенок, федеральный государственный образовательный стандарт, высшее образование.

Ключевые слова

культурно-просветительская работа, профилактика информационной зависимости школьников, методика обучения и воспитания безопасности жизнедеятельности, подготовка бакалавров образования в области безопасности жизнедеятельности

Похожие статьи

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Профессиональная подготовка магистрантов в области экологической безопасности

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает равный доступ и возможности к развитию и обогащению экологической грамотности всех участников учебного процесса, развитию у них экологической безопасности. Основной целью изучения уче...

Самостоятельная работа как компонент системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье описывается специфика организации самостоятельной работы магистров в процессе в процессе методической подготовки на базе факультета безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И, Герцена. Рассматривается содержание самостоятельной работы маг...

Экскурсия как средство формирования компетентности здоровьесбережения бакалавров в области безопасности жизнедеятельности

Модернизация системы высшего педагогического образования поставила перед вузами задачу всестороннего повышения качества профессиональной подготовки, формирования и развития общей и профессиональной культуры. Формирование компетентности здоровьесбереж...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Анализ проблемы взаимообусловленности процессов трудоустройства и специализации подготовки обучающихся в условиях профилизации образовательной среды

В статье представлен анализ проблемы взаимообусловленности процессов трудоустройства и специализации подготовки обучающихся в условиях профилизации образовательной среды. Процесс трудоустройства выпускников вуза представлен как алгоритм последователь...

Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Похожие статьи

Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций

В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...

Подготовка бакалавров к организации массовой работы учащихся по основам безопасности жизнедеятельности

В статье рассматриваются методические аспекты подготовки студентов педагогического университета к организации и проведению массовой работы в общеобразовательной школе по основам безопасности жизнедеятельности, а именно: определяется значение массовой...

Социальная адаптация студентов творческих специальностей в системе среднего профессионального образования

Автор статьи рассматривает социальную адаптацию и ее методы, необходимость ее применения в системе среднего профессионального образования (СПО) при изучении творческих дисциплин. Анализируются культурно-досуговая деятельность как одна из сфер социаль...

Профессиональная подготовка магистрантов в области экологической безопасности

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья обеспечивает равный доступ и возможности к развитию и обогащению экологической грамотности всех участников учебного процесса, развитию у них экологической безопасности. Основной целью изучения уче...

Самостоятельная работа как компонент системы подготовки магистров педагогического образования в области безопасности жизнедеятельности

В статье описывается специфика организации самостоятельной работы магистров в процессе в процессе методической подготовки на базе факультета безопасности жизнедеятельности в РГПУ им. А.И, Герцена. Рассматривается содержание самостоятельной работы маг...

Экскурсия как средство формирования компетентности здоровьесбережения бакалавров в области безопасности жизнедеятельности

Модернизация системы высшего педагогического образования поставила перед вузами задачу всестороннего повышения качества профессиональной подготовки, формирования и развития общей и профессиональной культуры. Формирование компетентности здоровьесбереж...

Исследование уровня ведения ЗОЖ у студентов психолого-педагогического направления подготовки

В статье приведены данные исследования уровня ведения ЗОЖ у студентов, обучающихся на психолого-педагогическом направлении подготовки. Проведенное исследование позволит выявить уровень отношения к здоровью будущих педагогов-психологов, сформированнос...

Анализ проблемы взаимообусловленности процессов трудоустройства и специализации подготовки обучающихся в условиях профилизации образовательной среды

В статье представлен анализ проблемы взаимообусловленности процессов трудоустройства и специализации подготовки обучающихся в условиях профилизации образовательной среды. Процесс трудоустройства выпускников вуза представлен как алгоритм последователь...

Методические аспекты подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах

Статья посвящена проблемам подготовки бакалавров в сфере безопасности туризма в педагогических вузах. В статье приводится характеристика государственного образовательного стандарта, рассматривается специфика педагогического вуза в подготовке бакалавр...

Правовая грамотность обучающихся как условие формирования гражданско-правовой позиции

В статье рассмотрены вопросы деятельности Краевой инновационной площадки «Внедрение дистанционных образовательных технологий как фактор успешности профессиональной образовательной организации» на базе КГБ ПОУ ХКВТП (г. Хабаровск). Описан реализуемый ...

Задать вопрос