Изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Иванова, И. П. Изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков / И. П. Иванова, А. В. Чернова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1483/ (дата обращения: 18.12.2024).



В статье изучена взаимосвязь уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков. Проведена обработка и анализ данных исследования.

Ключевые слова: уровень интеллектуального развития, склонность к наркотической зависимости, аддикция, подросток, психическое развитие.

В последнее десятилетие в России наметился рост числа наркозависимых. Число взрослых, употребляющих наркотические вещества, увеличилось в 8 раз, в 18 раз среди подростков и школьников и в 24,3 раза среди детей.

Некоторые эксперты утверждают, что в России сегодня проживает более 4 миллионов наркозависимых [3].

С годами средний возраст молодых людей, употребляющих наркотические вещества, непреклонно опускается. Несовершеннолетние пробуют впервые наркотики в школе, что приводит к возрастанию смертей среди детей-наркоманов в 42 раза [1].

Наркотиками увлекаются лица юношеского возраста, подростки и даже дети вне зависимости от их состояния здоровья, уровня жизни и наличия свободного времени. Причин возникновения употребления наркотиков достаточно много: отсутствие должных отношений с родителями, попытка привлечь к себе недостающее внимание, стремление показать свою «взрослость» сверстникам, и отсутствие возможности реализовать себя. Немаловажна также недостаточность подробной информации о конкретном вреде наркотиков на организм человека и её широкое распространение среди населения [2].

Особенности психического развития ребенка отражаются на его поведении, восприятии окружающей действительности, оценку внешнего воздействия, оказываемого на него. А значит, определённые особенности психического развития ребёнка могут в некоторой степени служить причиной повышенной склонности к употреблению наркотических веществ. К числу психологических особенностей личности относится и его уровень интеллектуального развития.

Таким образом, целью нашего исследования является изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития человека со склонностью к наркотической зависимости. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.

В основной части нашей работы были проанализированы литературные источники, в которых содержались схожие с нашим исследованием работы. Так во второй половине XX века было проведено исследование с участием почти 50 тысяч мужчин, рожденных в 1949–1951 гг. и поступивших на службу в армию в 1969–1971 гг. Ученые нашли связь между уровнем IQ и склонностью к алкоголизму.

Эксперты, сравнив показатели уровня интеллекта испытуемых с данными об уровне потребляемого будущими солдатами алкоголя в неделю, достатком семьи и склонностью к алкоголизму ближайших родственников, пришли к выводу, что, чем ниже уровень интеллекта, тем больше склонность человека к потреблению спиртного. Согласно полученным в ходе изыскания данным, лица с высоким уровнем IQ предпочитали вести здоровый образ жизни [4].

Алкогольная и наркотическая зависимости относятся к числу химических аддикций. Аддикции искомое от термина «аддиктивное поведение», то есть зависимое поведение. Кроме того, обе представленные аддикции схожи своими проявлениями в жизни. По этой причине нами было принято решение использовать вышеуказанное исследование как основополагающее в практической работе. А именно провести похожее исследование, но уже с измерением склонности к наркотической зависимости у подростков.

Нами были использованы следующие методики исследования: Культурно свободный интеллектуальный тест Р. Кеттелла; «Экспресс-диагностика химической зависимости» — опросник RAFFT; тест «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич).

В качестве испытуемых выступили учащиеся 8-х классов МБОУ «СОШ № 39» г. Чебоксары в общем количестве 53 человека. Данные по методикам «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич) и Культурно свободный интеллектуальный тест Р. Кеттелла представлены в Таблице — 1. Здесь Ai — результаты полученные по методике «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич); Bi — результаты по методике Культурно свободный интеллектуальный тест Р. Кеттелла.

Таблица 1

Корреляционный анализ по результатам методик Тест «Склонность кзависимому поведению» (В.Д.Менделевич) иКультурно свободный интеллектуальный тест Р. Кеттелла

Ai

Bi

(Ai-Ma)

(Ai-Ma)2

(Bi-Ma)

(Bi-Ma)2

(Ai-Ma)(Bi-Ma)

1

108

81

-2,77

7,6729

4,7

22,09

-13,019

2

113

79

2,23

4,9729

2,7

7,29

6,021

3

124

81

13,23

175,033

4,7

22,09

62,181

4

103

82

-7,77

60,3729

5,7

32,49

-44,289

5

119

71

8,23

67,7329

-5,3

28,09

-43,619

6

117

79

6,23

38,8129

2,7

7,29

16,821

7

100

80

-10,77

115,993

3,7

13,69

-39,849

8

108

79

-2,77

7,6729

2,7

7,29

-7,479

9

112

66

1,23

1,5129

-10,3

106,09

-12,669

10

105

79

-5,77

33,2929

2,7

7,29

-15,579

11

109

73

-1,77

3,1329

-3,3

10,89

5,841

12

96

60

-14,77

218,153

-16,3

265,69

240,751

13

112

81

1,23

1,5129

4,7

22,09

5,781

14

102

75

-8,77

76,9129

-1,3

1,69

11,401

15

111

75

0,23

0,0529

-1,3

1,69

-0,299

16

92

73

-18,77

352,313

-3,3

10,89

61,941

17

125

76

14,23

202,493

-0,3

0,09

-4,269

18

103

75

-7,77

60,3729

-1,3

1,69

10,101

19

120

80

9,23

85,1929

3,7

13,69

34,151

20

114

85

3,23

10,4329

8,7

75,69

28,101

21

130

78

19,23

369,793

1,7

2,89

32,691

22

95

70

-15,77

248,693

-6,3

39,69

99,351

23

126

73

15,23

231,953

-3,3

10,89

-50,259

24

101

81

-9,77

95,4529

4,7

22,09

-45,919

25

104

75

-6,77

45,8329

-1,3

1,69

8,801

26

119

80

8,23

67,7329

3,7

13,69

30,451

27

112

62

1,23

1,5129

-14,3

204,49

-17,589

28

91

79

-19,77

390,853

2,7

7,29

-53,379

29

124

80

13,23

175,033

3,7

13,69

48,951

30

126

74

15,23

231,953

-2,3

5,29

-35,029

31

111

87

0,23

0,0529

10,7

114,49

2,461

32

127

79

16,23

263,413

2,7

7,29

43,821

33

115

76

4,23

17,8929

-0,3

0,09

-1,269

34

107

76

-3,77

14,2129

-0,3

0,09

1,131

35

107

87

-3,77

14,2129

10,7

114,49

-40,339

36

111

68

0,23

0,0529

-8,3

68,89

-1,909

37

97

76

-13,77

189,613

-0,3

0,09

4,131

38

99

76

-11,77

138,533

-0,3

0,09

3,531

39

118

83

7,23

52,2729

6,7

44,89

48,441

40

116

90

5,23

27,3529

13,7

187,69

71,651

41

117

77

6,23

38,8129

0,7

0,49

4,361

42

115

83

4,23

17,8929

6,7

44,89

28,341

43

113

79

2,23

4,9729

2,7

7,29

6,021

44

115

72

4,23

17,8929

-4,3

18,49

-18,189

45

86

68

-24,77

613,553

-8,3

68,89

205,591

46

124

72

13,23

175,033

-4,3

18,49

-56,889

47

113

67

2,23

4,9729

-9,3

86,49

-20,739

48

101

64

-9,77

95,4529

-12,3

151,29

120,171

49

130

80

19,23

369,793

3,7

13,69

71,151

50

101

81

-9,77

95,4529

4,7

22,09

-45,919

51

102

66

-8,77

76,9129

-10,3

106,09

90,331

52

117

79

6,23

38,8129

2,7

7,29

16,821

53

108

76

-2,77

7,6729

-0,3

0,09

0,831

5871

4044

5657,28

2063,17

853,623

Используя данные диагностики по указанным методикам, нами был проведён корреляционный анализ между значениями уровня интеллекта и склонностью к наркотической зависимости (вычисления представлены в Таблице 1). Было выяснено, что корреляция слабая: r=0, 24. То есть, взаимосвязи между двумя показателями исходя из указанных методик не обнаружено.

Аналогичная работа представлена в Таблице — 2, где Ai — результаты по методике «Экспресс-диагностика химической зависимости» — опросник RAFFT, Bi — Культурно свободный интеллектуальный тест Р. Кеттелла.

Таблица 2

Корреляционный анализ по результатам методик «Экспресс-диагностика химической зависимости»— опросник RAFFT иКультурно свободный интеллектуальный тест Р. Кеттелла

Ai

Bi

(Ai-Ma)

(Ai-Ma)2

(Bi-Ma)

(Bi-Ma)2

(Ai-Ma)(Bi-Ma)

1

0,5

81

0,33

0,1089

4,7

22,09

1,551

2

0,5

79

0,33

0,1089

2,7

7,29

0,891

3

0

81

-0,17

0,0289

4,7

22,09

-0,799

4

0

82

-0,17

0,0289

5,7

32,49

-0,969

5

0

71

-0,17

0,0289

-5,3

28,09

0,901

6

0

79

-0,17

0,0289

2,7

7,29

-0,459

7

0

80

-0,17

0,0289

3,7

13,69

-0,629

8

0

79

-0,17

0,0289

2,7

7,29

-0,459

9

0

66

-0,17

0,0289

-10,3

106,09

1,751

10

1

79

0,83

0,6889

2,7

7,29

2,241

11

0

73

-0,17

0,0289

-3,3

10,89

0,561

12

0

60

-0,17

0,0289

-16,3

265,69

2,771

13

1

81

0,83

0,6889

4,7

22,09

3,901

14

0

75

-0,17

0,0289

-1,3

1,69

0,221

15

0

75

-0,17

0,0289

-1,3

1,69

0,221

16

0

73

-0,17

0,0289

-3,3

10,89

0,561

17

0

76

-0,17

0,0289

-0,3

0,09

0,051

18

0,5

75

0,33

0,1089

-1,3

1,69

-0,429

19

0,5

80

0,33

0,1089

3,7

13,69

1,221

20

0

85

-0,17

0,0289

8,7

75,69

-1,479

21

0

78

-0,17

0,0289

1,7

2,89

-0,289

22

0

70

-0,17

0,0289

-6,3

39,69

1,071

23

0,5

73

0,33

0,1089

-3,3

10,89

-1,089

24

0

81

-0,17

0,0289

4,7

22,09

-0,799

25

0,5

75

0,33

0,1089

-1,3

1,69

-0,429

26

0

80

-0,17

0,0289

3,7

13,69

-0,629

27

0,5

62

0,33

0,1089

-14,3

204,49

-4,719

28

0

79

-0,17

0,0289

2,7

7,29

-0,459

29

1

80

0,83

0,6889

3,7

13,69

3,071

30

0

74

-0,17

0,0289

-2,3

5,29

0,391

31

0

87

-0,17

0,0289

10,7

114,49

-1,819

32

0

79

-0,17

0,0289

2,7

7,29

-0,459

33

0

76

-0,17

0,0289

-0,3

0,09

0,051

34

0

76

-0,17

0,0289

-0,3

0,09

0,051

35

0

87

-0,17

0,0289

10,7

114,49

-1,819

36

0

68

-0,17

0,0289

-8,3

68,89

1,411

37

0

76

-0,17

0,0289

-0,3

0,09

0,051

38

0

76

-0,17

0,0289

-0,3

0,09

0,051

39

0

83

-0,17

0,0289

6,7

44,89

-1,139

40

0

90

-0,17

0,0289

13,7

187,69

-2,329

41

0

77

-0,17

0,0289

0,7

0,49

-0,119

42

0

83

-0,17

0,0289

6,7

44,89

-1,139

43

1,5

79

1,33

1,7689

2,7

7,29

3,591

44

0

72

-0,17

0,0289

-4,3

18,49

0,731

45

0

68

-0,17

0,0289

-8,3

68,89

1,411

46

0

72

-0,17

0,0289

-4,3

18,49

0,731

47

0

67

-0,17

0,0289

-9,3

86,49

1,581

48

0

64

-0,17

0,0289

-12,3

151,29

2,091

49

0

80

-0,17

0,0289

3,7

13,69

-0,629

50

0,5

81

0,33

0,1089

4,7

22,09

1,551

51

0,5

66

0,33

0,1089

-10,3

106,09

-3,399

52

0,5

79

0,33

0,1089

2,7

7,29

0,891

53

0

76

-0,17

0,0289

-0,3

0,09

0,051

9,5

4044

6,0517

2063,17

9,133

В ходе проведённого корреляционного анализа (ход вычисления указан в Таблице — 2): r=0,081, — взаимосвязи между склонностью к наркотической зависимости и уровнем интеллекта не обнаружено.

Таким образом, исходя из результатов проведённого нами корреляционного анализа, следует, что взаимосвязи между склонностью к наркотической зависимости и уровнем интеллекта с точки зрения использованных нами методик не обнаружено. По этой причине, мы считаем целесообразным продолжить исследования, чтобы выяснить, какие личностные характеристики обуславливают развитие склонности к наркотической зависимости.

Литература:

  1. Колесов Д. В. Эволюция психики и природа наркотизма: [учеб.-метод. пособие] / Д. В. Колесов. — Москва: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. — 395 с.
  2. Иванова И. П. Роль психолога в профилактике наркомании / И. П. Иванова // Профилактика наркомании в образовательных учреждениях Чувашской Республики: сборник научных статей. — Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2006. — С. 121–125.
  3. Шубникова Е. Г. Подходы и модели профилактики зависимого поведения в детской и молодежной среде / Е. Г. Шубникова / Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей. — Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2015. — С. 173–181.
  4. http://frant.me/news/detail/26265/
Основные термины (генерируются автоматически): наркотическая зависимость, RAFFT, свободный интеллектуальный тест, зависимое поведение, корреляционный анализ, склонность, интеллектуальное развитие, уровень интеллекта, химическая зависимость, Таблица.

Ключевые слова

подросток, аддикция, психическое развитие, уровень интеллектуального развития, склонность к наркотической зависимости

Похожие статьи

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Уровень социальной адаптации молодых людей из неблагополучных семей

В статье автор пытается выявить наличие корреляции между воспитанием личности в семьях с алкогольной зависимостью и её социальной дезадаптацией.

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...

Формирование умений социального взаимодействия подростков с лёгкой умственной отсталостью

Статья посвящена особенностям развития умственно отсталых подростков и формированию у них умений социального взаимодействия.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.

Похожие статьи

Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха

В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.

Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью

В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...

Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте

В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...

Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов

В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...

Уровень социальной адаптации молодых людей из неблагополучных семей

В статье автор пытается выявить наличие корреляции между воспитанием личности в семьях с алкогольной зависимостью и её социальной дезадаптацией.

Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков

В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...

Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ

Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...

Формирование умений социального взаимодействия подростков с лёгкой умственной отсталостью

Статья посвящена особенностям развития умственно отсталых подростков и формированию у них умений социального взаимодействия.

Особенности самоотношения подростков группы риска

Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.

Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития

Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.

Задать вопрос