Изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков
Авторы: Иванова Ираида Павловна, Чернова Алёна Владимировна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 261 раз
Библиографическое описание:
Иванова, И. П. Изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков / И. П. Иванова, А. В. Чернова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 86-89. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1483/ (дата обращения: 18.12.2024).
В статье изучена взаимосвязь уровня интеллектуального развития со склонностью к наркотической зависимости у подростков. Проведена обработка и анализ данных исследования.
Ключевые слова: уровень интеллектуального развития, склонность к наркотической зависимости, аддикция, подросток, психическое развитие.
В последнее десятилетие в России наметился рост числа наркозависимых. Число взрослых, употребляющих наркотические вещества, увеличилось в 8 раз, в 18 раз среди подростков и школьников и в 24,3 раза среди детей.
Некоторые эксперты утверждают, что в России сегодня проживает более 4 миллионов наркозависимых [3].
С годами средний возраст молодых людей, употребляющих наркотические вещества, непреклонно опускается. Несовершеннолетние пробуют впервые наркотики в школе, что приводит к возрастанию смертей среди детей-наркоманов в 42 раза [1].
Наркотиками увлекаются лица юношеского возраста, подростки и даже дети вне зависимости от их состояния здоровья, уровня жизни и наличия свободного времени. Причин возникновения употребления наркотиков достаточно много: отсутствие должных отношений с родителями, попытка привлечь к себе недостающее внимание, стремление показать свою «взрослость» сверстникам, и отсутствие возможности реализовать себя. Немаловажна также недостаточность подробной информации о конкретном вреде наркотиков на организм человека и её широкое распространение среди населения [2].
Особенности психического развития ребенка отражаются на его поведении, восприятии окружающей действительности, оценку внешнего воздействия, оказываемого на него. А значит, определённые особенности психического развития ребёнка могут в некоторой степени служить причиной повышенной склонности к употреблению наркотических веществ. К числу психологических особенностей личности относится и его уровень интеллектуального развития.
Таким образом, целью нашего исследования является изучение взаимосвязи уровня интеллектуального развития человека со склонностью к наркотической зависимости. Решение данной проблемы составляет цель нашего исследования.
В основной части нашей работы были проанализированы литературные источники, в которых содержались схожие с нашим исследованием работы. Так во второй половине XX века было проведено исследование с участием почти 50 тысяч мужчин, рожденных в 1949–1951 гг. и поступивших на службу в армию в 1969–1971 гг. Ученые нашли связь между уровнем IQ и склонностью к алкоголизму.
Эксперты, сравнив показатели уровня интеллекта испытуемых с данными об уровне потребляемого будущими солдатами алкоголя в неделю, достатком семьи и склонностью к алкоголизму ближайших родственников, пришли к выводу, что, чем ниже уровень интеллекта, тем больше склонность человека к потреблению спиртного. Согласно полученным в ходе изыскания данным, лица с высоким уровнем IQ предпочитали вести здоровый образ жизни [4].
Алкогольная и наркотическая зависимости относятся к числу химических аддикций. Аддикции искомое от термина «аддиктивное поведение», то есть зависимое поведение. Кроме того, обе представленные аддикции схожи своими проявлениями в жизни. По этой причине нами было принято решение использовать вышеуказанное исследование как основополагающее в практической работе. А именно провести похожее исследование, но уже с измерением склонности к наркотической зависимости у подростков.
Нами были использованы следующие методики исследования: Культурно свободный интеллектуальный тест Р. Кеттелла; «Экспресс-диагностика химической зависимости» — опросник RAFFT; тест «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич).
В качестве испытуемых выступили учащиеся 8-х классов МБОУ «СОШ № 39» г. Чебоксары в общем количестве 53 человека. Данные по методикам «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич) и Культурно свободный интеллектуальный тест Р. Кеттелла представлены в Таблице — 1. Здесь Ai — результаты полученные по методике «Склонность к зависимому поведению» (В. Д. Менделевич); Bi — результаты по методике Культурно свободный интеллектуальный тест Р. Кеттелла.
Таблица 1
Корреляционный анализ по результатам методик Тест «Склонность кзависимому поведению» (В.Д.Менделевич) иКультурно свободный интеллектуальный тест Р. Кеттелла
№ |
Ai |
Bi |
(Ai-Ma) |
(Ai-Ma)2 |
(Bi-Ma) |
(Bi-Ma)2 |
(Ai-Ma)(Bi-Ma) |
1 |
108 |
81 |
-2,77 |
7,6729 |
4,7 |
22,09 |
-13,019 |
2 |
113 |
79 |
2,23 |
4,9729 |
2,7 |
7,29 |
6,021 |
3 |
124 |
81 |
13,23 |
175,033 |
4,7 |
22,09 |
62,181 |
4 |
103 |
82 |
-7,77 |
60,3729 |
5,7 |
32,49 |
-44,289 |
5 |
119 |
71 |
8,23 |
67,7329 |
-5,3 |
28,09 |
-43,619 |
6 |
117 |
79 |
6,23 |
38,8129 |
2,7 |
7,29 |
16,821 |
7 |
100 |
80 |
-10,77 |
115,993 |
3,7 |
13,69 |
-39,849 |
8 |
108 |
79 |
-2,77 |
7,6729 |
2,7 |
7,29 |
-7,479 |
9 |
112 |
66 |
1,23 |
1,5129 |
-10,3 |
106,09 |
-12,669 |
10 |
105 |
79 |
-5,77 |
33,2929 |
2,7 |
7,29 |
-15,579 |
11 |
109 |
73 |
-1,77 |
3,1329 |
-3,3 |
10,89 |
5,841 |
12 |
96 |
60 |
-14,77 |
218,153 |
-16,3 |
265,69 |
240,751 |
13 |
112 |
81 |
1,23 |
1,5129 |
4,7 |
22,09 |
5,781 |
14 |
102 |
75 |
-8,77 |
76,9129 |
-1,3 |
1,69 |
11,401 |
15 |
111 |
75 |
0,23 |
0,0529 |
-1,3 |
1,69 |
-0,299 |
16 |
92 |
73 |
-18,77 |
352,313 |
-3,3 |
10,89 |
61,941 |
17 |
125 |
76 |
14,23 |
202,493 |
-0,3 |
0,09 |
-4,269 |
18 |
103 |
75 |
-7,77 |
60,3729 |
-1,3 |
1,69 |
10,101 |
19 |
120 |
80 |
9,23 |
85,1929 |
3,7 |
13,69 |
34,151 |
20 |
114 |
85 |
3,23 |
10,4329 |
8,7 |
75,69 |
28,101 |
21 |
130 |
78 |
19,23 |
369,793 |
1,7 |
2,89 |
32,691 |
22 |
95 |
70 |
-15,77 |
248,693 |
-6,3 |
39,69 |
99,351 |
23 |
126 |
73 |
15,23 |
231,953 |
-3,3 |
10,89 |
-50,259 |
24 |
101 |
81 |
-9,77 |
95,4529 |
4,7 |
22,09 |
-45,919 |
25 |
104 |
75 |
-6,77 |
45,8329 |
-1,3 |
1,69 |
8,801 |
26 |
119 |
80 |
8,23 |
67,7329 |
3,7 |
13,69 |
30,451 |
27 |
112 |
62 |
1,23 |
1,5129 |
-14,3 |
204,49 |
-17,589 |
28 |
91 |
79 |
-19,77 |
390,853 |
2,7 |
7,29 |
-53,379 |
29 |
124 |
80 |
13,23 |
175,033 |
3,7 |
13,69 |
48,951 |
30 |
126 |
74 |
15,23 |
231,953 |
-2,3 |
5,29 |
-35,029 |
31 |
111 |
87 |
0,23 |
0,0529 |
10,7 |
114,49 |
2,461 |
32 |
127 |
79 |
16,23 |
263,413 |
2,7 |
7,29 |
43,821 |
33 |
115 |
76 |
4,23 |
17,8929 |
-0,3 |
0,09 |
-1,269 |
34 |
107 |
76 |
-3,77 |
14,2129 |
-0,3 |
0,09 |
1,131 |
35 |
107 |
87 |
-3,77 |
14,2129 |
10,7 |
114,49 |
-40,339 |
36 |
111 |
68 |
0,23 |
0,0529 |
-8,3 |
68,89 |
-1,909 |
37 |
97 |
76 |
-13,77 |
189,613 |
-0,3 |
0,09 |
4,131 |
38 |
99 |
76 |
-11,77 |
138,533 |
-0,3 |
0,09 |
3,531 |
39 |
118 |
83 |
7,23 |
52,2729 |
6,7 |
44,89 |
48,441 |
40 |
116 |
90 |
5,23 |
27,3529 |
13,7 |
187,69 |
71,651 |
41 |
117 |
77 |
6,23 |
38,8129 |
0,7 |
0,49 |
4,361 |
42 |
115 |
83 |
4,23 |
17,8929 |
6,7 |
44,89 |
28,341 |
43 |
113 |
79 |
2,23 |
4,9729 |
2,7 |
7,29 |
6,021 |
44 |
115 |
72 |
4,23 |
17,8929 |
-4,3 |
18,49 |
-18,189 |
45 |
86 |
68 |
-24,77 |
613,553 |
-8,3 |
68,89 |
205,591 |
46 |
124 |
72 |
13,23 |
175,033 |
-4,3 |
18,49 |
-56,889 |
47 |
113 |
67 |
2,23 |
4,9729 |
-9,3 |
86,49 |
-20,739 |
48 |
101 |
64 |
-9,77 |
95,4529 |
-12,3 |
151,29 |
120,171 |
49 |
130 |
80 |
19,23 |
369,793 |
3,7 |
13,69 |
71,151 |
50 |
101 |
81 |
-9,77 |
95,4529 |
4,7 |
22,09 |
-45,919 |
51 |
102 |
66 |
-8,77 |
76,9129 |
-10,3 |
106,09 |
90,331 |
52 |
117 |
79 |
6,23 |
38,8129 |
2,7 |
7,29 |
16,821 |
53 |
108 |
76 |
-2,77 |
7,6729 |
-0,3 |
0,09 |
0,831 |
∑ |
5871 |
4044 |
5657,28 |
2063,17 |
853,623 |
Используя данные диагностики по указанным методикам, нами был проведён корреляционный анализ между значениями уровня интеллекта и склонностью к наркотической зависимости (вычисления представлены в Таблице 1). Было выяснено, что корреляция слабая: r=0, 24. То есть, взаимосвязи между двумя показателями исходя из указанных методик не обнаружено.
Аналогичная работа представлена в Таблице — 2, где Ai — результаты по методике «Экспресс-диагностика химической зависимости» — опросник RAFFT, Bi — Культурно свободный интеллектуальный тест Р. Кеттелла.
Таблица 2
Корреляционный анализ по результатам методик «Экспресс-диагностика химической зависимости»— опросник RAFFT иКультурно свободный интеллектуальный тест Р. Кеттелла
№ |
Ai |
Bi |
(Ai-Ma) |
(Ai-Ma)2 |
(Bi-Ma) |
(Bi-Ma)2 |
(Ai-Ma)(Bi-Ma) |
1 |
0,5 |
81 |
0,33 |
0,1089 |
4,7 |
22,09 |
1,551 |
2 |
0,5 |
79 |
0,33 |
0,1089 |
2,7 |
7,29 |
0,891 |
3 |
0 |
81 |
-0,17 |
0,0289 |
4,7 |
22,09 |
-0,799 |
4 |
0 |
82 |
-0,17 |
0,0289 |
5,7 |
32,49 |
-0,969 |
5 |
0 |
71 |
-0,17 |
0,0289 |
-5,3 |
28,09 |
0,901 |
6 |
0 |
79 |
-0,17 |
0,0289 |
2,7 |
7,29 |
-0,459 |
7 |
0 |
80 |
-0,17 |
0,0289 |
3,7 |
13,69 |
-0,629 |
8 |
0 |
79 |
-0,17 |
0,0289 |
2,7 |
7,29 |
-0,459 |
9 |
0 |
66 |
-0,17 |
0,0289 |
-10,3 |
106,09 |
1,751 |
10 |
1 |
79 |
0,83 |
0,6889 |
2,7 |
7,29 |
2,241 |
11 |
0 |
73 |
-0,17 |
0,0289 |
-3,3 |
10,89 |
0,561 |
12 |
0 |
60 |
-0,17 |
0,0289 |
-16,3 |
265,69 |
2,771 |
13 |
1 |
81 |
0,83 |
0,6889 |
4,7 |
22,09 |
3,901 |
14 |
0 |
75 |
-0,17 |
0,0289 |
-1,3 |
1,69 |
0,221 |
15 |
0 |
75 |
-0,17 |
0,0289 |
-1,3 |
1,69 |
0,221 |
16 |
0 |
73 |
-0,17 |
0,0289 |
-3,3 |
10,89 |
0,561 |
17 |
0 |
76 |
-0,17 |
0,0289 |
-0,3 |
0,09 |
0,051 |
18 |
0,5 |
75 |
0,33 |
0,1089 |
-1,3 |
1,69 |
-0,429 |
19 |
0,5 |
80 |
0,33 |
0,1089 |
3,7 |
13,69 |
1,221 |
20 |
0 |
85 |
-0,17 |
0,0289 |
8,7 |
75,69 |
-1,479 |
21 |
0 |
78 |
-0,17 |
0,0289 |
1,7 |
2,89 |
-0,289 |
22 |
0 |
70 |
-0,17 |
0,0289 |
-6,3 |
39,69 |
1,071 |
23 |
0,5 |
73 |
0,33 |
0,1089 |
-3,3 |
10,89 |
-1,089 |
24 |
0 |
81 |
-0,17 |
0,0289 |
4,7 |
22,09 |
-0,799 |
25 |
0,5 |
75 |
0,33 |
0,1089 |
-1,3 |
1,69 |
-0,429 |
26 |
0 |
80 |
-0,17 |
0,0289 |
3,7 |
13,69 |
-0,629 |
27 |
0,5 |
62 |
0,33 |
0,1089 |
-14,3 |
204,49 |
-4,719 |
28 |
0 |
79 |
-0,17 |
0,0289 |
2,7 |
7,29 |
-0,459 |
29 |
1 |
80 |
0,83 |
0,6889 |
3,7 |
13,69 |
3,071 |
30 |
0 |
74 |
-0,17 |
0,0289 |
-2,3 |
5,29 |
0,391 |
31 |
0 |
87 |
-0,17 |
0,0289 |
10,7 |
114,49 |
-1,819 |
32 |
0 |
79 |
-0,17 |
0,0289 |
2,7 |
7,29 |
-0,459 |
33 |
0 |
76 |
-0,17 |
0,0289 |
-0,3 |
0,09 |
0,051 |
34 |
0 |
76 |
-0,17 |
0,0289 |
-0,3 |
0,09 |
0,051 |
35 |
0 |
87 |
-0,17 |
0,0289 |
10,7 |
114,49 |
-1,819 |
36 |
0 |
68 |
-0,17 |
0,0289 |
-8,3 |
68,89 |
1,411 |
37 |
0 |
76 |
-0,17 |
0,0289 |
-0,3 |
0,09 |
0,051 |
38 |
0 |
76 |
-0,17 |
0,0289 |
-0,3 |
0,09 |
0,051 |
39 |
0 |
83 |
-0,17 |
0,0289 |
6,7 |
44,89 |
-1,139 |
40 |
0 |
90 |
-0,17 |
0,0289 |
13,7 |
187,69 |
-2,329 |
41 |
0 |
77 |
-0,17 |
0,0289 |
0,7 |
0,49 |
-0,119 |
42 |
0 |
83 |
-0,17 |
0,0289 |
6,7 |
44,89 |
-1,139 |
43 |
1,5 |
79 |
1,33 |
1,7689 |
2,7 |
7,29 |
3,591 |
44 |
0 |
72 |
-0,17 |
0,0289 |
-4,3 |
18,49 |
0,731 |
45 |
0 |
68 |
-0,17 |
0,0289 |
-8,3 |
68,89 |
1,411 |
46 |
0 |
72 |
-0,17 |
0,0289 |
-4,3 |
18,49 |
0,731 |
47 |
0 |
67 |
-0,17 |
0,0289 |
-9,3 |
86,49 |
1,581 |
48 |
0 |
64 |
-0,17 |
0,0289 |
-12,3 |
151,29 |
2,091 |
49 |
0 |
80 |
-0,17 |
0,0289 |
3,7 |
13,69 |
-0,629 |
50 |
0,5 |
81 |
0,33 |
0,1089 |
4,7 |
22,09 |
1,551 |
51 |
0,5 |
66 |
0,33 |
0,1089 |
-10,3 |
106,09 |
-3,399 |
52 |
0,5 |
79 |
0,33 |
0,1089 |
2,7 |
7,29 |
0,891 |
53 |
0 |
76 |
-0,17 |
0,0289 |
-0,3 |
0,09 |
0,051 |
∑ |
9,5 |
4044 |
6,0517 |
2063,17 |
9,133 |
В ходе проведённого корреляционного анализа (ход вычисления указан в Таблице — 2): r=0,081, — взаимосвязи между склонностью к наркотической зависимости и уровнем интеллекта не обнаружено.
Таким образом, исходя из результатов проведённого нами корреляционного анализа, следует, что взаимосвязи между склонностью к наркотической зависимости и уровнем интеллекта с точки зрения использованных нами методик не обнаружено. По этой причине, мы считаем целесообразным продолжить исследования, чтобы выяснить, какие личностные характеристики обуславливают развитие склонности к наркотической зависимости.
Литература:
- Колесов Д. В. Эволюция психики и природа наркотизма: [учеб.-метод. пособие] / Д. В. Колесов. — Москва: Моск. психол.-соц. ин-т; Воронеж: МОДЭК, 2000. — 395 с.
- Иванова И. П. Роль психолога в профилактике наркомании / И. П. Иванова // Профилактика наркомании в образовательных учреждениях Чувашской Республики: сборник научных статей. — Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2006. — С. 121–125.
- Шубникова Е. Г. Подходы и модели профилактики зависимого поведения в детской и молодежной среде / Е. Г. Шубникова / Психология и социальная педагогика: современное состояние и перспективы развития: сборник научных статей. — Чебоксары: Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева, 2015. — С. 173–181.
- http://frant.me/news/detail/26265/
Ключевые слова
подросток, аддикция, психическое развитие, уровень интеллектуального развития, склонность к наркотической зависимостиПохожие статьи
Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.
Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью
В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...
Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте
В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...
Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов
В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...
Уровень социальной адаптации молодых людей из неблагополучных семей
В статье автор пытается выявить наличие корреляции между воспитанием личности в семьях с алкогольной зависимостью и её социальной дезадаптацией.
Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков
В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...
Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ
Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...
Формирование умений социального взаимодействия подростков с лёгкой умственной отсталостью
Статья посвящена особенностям развития умственно отсталых подростков и формированию у них умений социального взаимодействия.
Особенности самоотношения подростков группы риска
Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.
Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития
Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.
Похожие статьи
Формирование эмоциональной сферы у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха
В статье рассматриваются данные исследования эмоциональной сферы детей младшего школьного возраста с нарушением слуха. Описаны основные методы по формированию эмоциональной сферы.
Отношение к здоровью у студентов с интернет-зависимостью
В данной работе рассматриваются внутренняя картина здоровья и представления о собственном здоровье у людей с различным уровнем выраженности интернет-зависимого поведения. Осуществляется анализ наиболее типичных подходов в определении здоровья и его о...
Психологические особенности проявления агрессии в юношеском возрасте
В статье рассмотрены основные причины возникновения агрессии, представлены результаты эмпирического исследования по данной проблеме, а также на основе анализа психолого-педагогической литературы выделены эффективные способы снятия повышенной агрессии...
Влияние уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания у педагогов
В статье проводится теоретический и эмпирический анализ проблемы влияния уровня эмпатии на формирование синдрома эмоционального выгорания среди педагогов. Изучены типы и уровни эмпатии, приводящие к формированию синдрома эмоционального выгорания у пе...
Уровень социальной адаптации молодых людей из неблагополучных семей
В статье автор пытается выявить наличие корреляции между воспитанием личности в семьях с алкогольной зависимостью и её социальной дезадаптацией.
Влияние особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков
В статье отражены результаты теоретического анализа особенностей семьи на формирование предрасположенности к компьютерной зависимости у подростков. К таковым особенностям отнесены: характеристики детско-родительских отношений, стилей воспитания, внут...
Социально-психологические факторы риска формирования химической зависимости у молодежи, склонной к употреблению психоактивных веществ
Статья посвящена теоретическому анализу социально-психологических факторов риска формирования химической зависимости у молодежи. Особое внимание уделено рассмотрению возрастных, эмоционально-личностных особенностей, мотивации формирования химической ...
Формирование умений социального взаимодействия подростков с лёгкой умственной отсталостью
Статья посвящена особенностям развития умственно отсталых подростков и формированию у них умений социального взаимодействия.
Особенности самоотношения подростков группы риска
Статья посвящена изучению самоотношения подростков группы риска с результатами исследований. В статье рассматривается самоотношение, его компоненты, влияние искажения самоотношения на причины девиантного поведения подростков.
Формирование эмоционально-чувственной сферы в младшем школьном возрасте как профилактика алекситимии у детей с задержкой психического развития
Статья посвящена изучению факторов риска возникновения алекситимии у детей с задержкой психического развития, а также изменениям эмоционально-волевой сферы у выборки испытуемых посредством проведения проектной деятельности.