Эколого-краеведческая направленность учебно-исследовательской деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности
Авторы: Кунгурова Евгения Викторовна, Соболев Андрей Юрьевич
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 820 раз
Библиографическое описание:
Кунгурова, Е. В. Эколого-краеведческая направленность учебно-исследовательской деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности / Е. В. Кунгурова, А. Ю. Соболев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 124-128. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1484/ (дата обращения: 16.11.2024).
В статье рассматривается роль и значение эколого-краеведческого подхода в предметном обучении учащихся, направленных на формировании знаний у учащихся эколого-краеведческого характера. Авторы предлагают систему заданий, направленных на развитие ЭКУИДи методику ее реализации при обучении школьников в курсе ОБЖ.
Ключевые слова: краеведение, учебно-исследовательская деятельность, учащиеся, область безопасности жизнедеятельности.
Основная тенденция совершенствования учебно-воспитательного процесса и содержания школьного предметного образования направлена на развитие личности каждого ученика на основе их внутреннего потенциала [9]. Приобщение учащихся к истокам культуры, истории и природы родного края и, таким образом, экологической культуре сегодня является ведущим и актуальным направлением развития школы [6, 10]. В этом плане особое внимание в школьных курсах должно быть уделено экологизации и краеведению учебного содержания на основе эколого-краеведческого подхода.
Краеведение и экология в школьном образовании – это связь с жизнью, с современностью, с окружающей реальной действительностью; это использование таких активных методов обучения, как исследовательский, экскурсионный и другие; это путь приобщения учащихся к творческому труду, к науке [4]. При этом, эколого-краеведческий подход обеспечивает необходимую связь глобальных, региональных и локальных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по естественнонаучному образованию и воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности [9].
Уникальность эколого-краеведческого подхода к учебному содержанию заключается в том, что оно знакомит учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривает природу земной поверхности, население и его хозяйственную деятельность в родном крае [4]. Особо актуально в настоящее время считается применение эколого-краеведческого подхода в обучении школьников в курсе ОБЖ [1]. При этом, в ходе такого обучения школьники получают возможность осуществлять эколого-краеведческую учебно-исследовательскую деятельность.
Как показывают исследования Бурнашев С. И., Старкова Т. С., под эколого-краеведческой учебно-исследовательской деятельностью (в дальнейшем ЭКУИД) понимается деятельность учащихся, направленная на изучение взаимосвязи и взаимодействия природы своего края и общества с помощью методов исследования экосистем (эмпирических, теоретических, социологических) на уроках и во внеурочной деятельности [10].
При этом, основными целями ЭКУИД являются следующие: формирование экологически грамотных людей, понимающих экологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины их видового разнообразия; установление гармоничных отношений с природой родного края, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле [11].
Ведущий вид ЭКУИД представляет собой самостоятельное познание окружающего мира с опорой на опыт осуществления способов деятельности и опыт творческой деятельности. Наиболее эффективной ЭКУИД является форма организации самостоятельных работ: индивидуальные исследования, групповые исследования учащихся, направленные на получение необходимой эколого-краеведческой информации [3].
В результате ЭКУИД у учащихся формируются умения, позволяющие осуществить решение проблемных задач экологического характера:
- умение выбрать нужный в данной ситуации источник информации;
- умение обосновать выбранную методику экологического исследования;
- умение, в случае неудачного использования одного метода, пересмотреть свои взгляды на ситуацию.
В настоящее время ЭКУИД в обучении школьников в области безопасности жизнедеятельности реализуется на основе эколого-краеведческого подхода и продолжает считаться новым направлением, которое еще не получило должного отражения в научной литературе и в практике школьного предметного образования.
Особенностью эколого-краеведческого подхода в содержании образования заключается в привнесении в учебный процесс изучения курса «ОБЖ» конкретности, образности, личного социального опыта школьника, основанного на изучении практической экологии, природоохранной, здоровьесберегающей деятельности в родном крае. Уникальность реализации эколого-краеведческого подхода в курсе «ОБЖ» заключается в том, что содержание рабочей программы курса располагает достаточной возможностью знакомить учащихся с жизнью во многих её проявлениях и взаимосвязях, разносторонне рассматривать природу земной поверхности, экологические проблемы состояния природной среды, хозяйственную деятельность в родном крае [5]. Учащиеся на конкретных примерах в родном крае с помощью ЭКУИД могут ознакомиться с особенностями воздействия техногенных источников загрязнения, чрезвычайных ситуаций техногенного характера, а также состояние атмосферного воздуха, водоемов, почвы, растительного и животного мира.
Организуя разнообразную самостоятельную работу учащихся в ЭКУИД учитель может осуществлять дифференцированный подход в обучении, определив одни пункты заданий обязательными для выполнения всеми учащимися класса, другие предложить проработать тем, кто быстро и хорошо справляется с работой.
В системе заданий ЭКУИД в курсе «ОБЖ» возможно условно выявить следующие группы:
- о научных основах охраны и рационального использования окружающей природной среды Сахалинской области;
- об экологической опасности отраслей промышленности Сахалинской области и результатах деятельности экологического производственного контроля;
- об экологических последствиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера на территории Сахалинской области;
- о техногенных опасностях, угрожающих среде обитания и здоровью человеку в современной повседневной жизни на территории Сахалинской области;
- об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера с экологическими последствиями, как следствие чрезвычайных ситуаций техногенного характера в Сахалинской области;
- о системах защиты среды обитания на территории Сахалинской области;
- о региональном экологическом законодательстве.
Представленные группы находят свое отражение в содержании разработанных заданий в курсе «ОБЖ» у школьников, которые могут применяться для развития ЭКУИД учащихся при изучении объектов, явлений и процессов, возможных и происходящих в родном крае (Сахалинской области) (см. таблицу 1). Исключительно значимым, на наш взгляд, для школьников является ознакомление с результатами их исследований администрации района проживания, руководителей заинтересованных предприятий. Такое ознакомление приводит к обсуждению с ответственными лицами реальных проблем и к разработке конкретных рекомендаций по улучшению состояния территории проживания.
Таблица 1
СИСТЕМЫ ЗАДАНИЙ ЭКОЛОГО-КРАЕВЕДЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА В УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ КУРСА «ОБЖ» В 8-М КЛАССЕ
Тема урока |
Метод обучения |
Направления и содержание учебно-исследовательской деятельности |
|||||||||||||
1 |
2 |
3 |
|||||||||||||
Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях техногенного характера |
|||||||||||||||
Глава 1. Производственные аварии и катастрофы |
|||||||||||||||
1.1. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и их классификация |
учебно-исследовательский – пробудить у учащихся заинтересованность в успешности овладения, данной темой. На этой основе стимулировать у учащихся самостоятельный творческий подход к решению различных теоретических вопросов |
1. Современное производство и его влияние на состояние окружающей природной среды Сахалинской области (на примере выбранного одного объекта: АО «Колос», ОАО «Рыбозавод Южно-Сахалинский», ОАО «Молочный комбинат», ОАО «Вилмаг и К», ГУП «Сахалинский бройлер», ООО «Кооптрейд», ОАО «Комсоцобщепит», ООО «Виера», МУП ВКХ «Водоканал», ОАО «Модуль – 97», МУП «Комбинат жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства» и др.)
|
|||||||||||||
2. Экологически-опасные производственные объекты Сахалинской области
3. ЧС техногенного характера на территории Сахалинской области и их экологическая опасность для окружающей природной среды
|
|||||||||||||||
1.2. Опасности аварий и катастроф |
учебно-исследовательский – пробуждение мотива к учебно-исследовательской деятельности, формируя исследовательские умения школьника |
Примеры аварий. 1. На месторождении «Монги» в Ногликском районе 03.05.2015 в 12.05 был выявлен отказ нефтетрубопровода, в результате чего произошел разлив нефтесодержащей жидкости (НСЖ). По предварительной оценке объем разлившейся НСЖ составляет до 5 тонн. 2. На железнодорожной станции «Христофоровка» 04.05.2015 г. во время движения состава произошел сход цистерны с горючим веществом. После удара о землю, цистерна емкостью 60 м3, опрокинулась. В результате опрокидывания произошел разлив нефтепродуктов с последующим возгоранием. |
|||||||||||||
2. Экологическая катастрофа нефтяного судна «Христофор Колумб» на территории Сахалинской области
3. Сбросы, выбросы от очистных сооружений на примере ООО «Сахалинский Водоканал» и их влияние на состояние окружающей среды
|
|||||||||||||||
Разработанная нами система заданий, направленная на развитие ЭКУИД школьников, позволяет определить уровень освоения знаний по курсу «ОБЖ», развить эколого-краеведческую исследовательскую деятельность школьников при изучении объектов, явлений и процессов, возможных и происходящих в родном крае.
Таким образом, эколого-краеведческая направленность учебно-исследовательской деятельности учащихся в области безопасности жизнедеятельности обеспечивает необходимую связь глобальных, региональных и локальных (местных) аспектов в изучении современных проблем экологии и охраны природы, помогает правильно организовать работу по естественнонаучному образованию и воспитанию учащихся, формирует у них экологическую культуру, умения и навыки природоохранной деятельности.
Литература:
- Абрамова С.В., Бояров Е.Н. Уроки ОБЖ с краеведческим компонентом / С. В. Абрамова, Е. Н. Бояров // ОБЖ. Основы безопасности жизни. – 2009. – № 12. – С. 11-17.
- Аверкиева Г.В. Использование педагогического краеведения в подготовке будущего учителя [Электронный ресурс] http://www.p-lib.ru›pedagogika (Дата обращения 13.03.15).
- Бабакова Т.А. Экологическое краеведение // Биология в школе. 1996. № 4. – С. 60 – 62.
- Бурнашев С. И. Организация учебно-исследовательской деятельности учащихся / С. И. Бурнашев // Биология. – 2002. – №№ 27, 28.
- Иванова Я.Н. Образование в области экологической безопасности: предпрофильная подготовка школьников / Я. Н. Иванова // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 971 – 973.
- Кацюба Д.В. Теория и практика исторического краеведения в школе и в вузе: дис. докт. пед. наук [Электронный ресурс] http://www.dissercat.com› (Дата обращения 02.12.14).
- Мешечко E.H. Краеведение и экологическое образование //География и культура. – Л.: Высшая школа, 1990. С. 141 – 142.
- Панина И.Я. Не уроком единым: развитие интереса к школьным предметам. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
- Профессиональная педагогика: учебник под ред. С.Я. Батышева, Новикова A.M. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 2010. – 456 с.
- Станкевич П.В. Ценностные аспекты экологического образования. /П.В. Станкевич, Н.Д. Андреева, В.П.Соломин// материалы доклада. Современные проблемы региональной экономики, экологии и эколого-географического образования. (Международная научно-практическая конференция), 29 – 30 марта 2003 г. – М.: изд-во МГОУ, 2003. С. 149 – 151.
- Старкова Т. С. Организация научно-исследовательской работы школьников в экологической экспедиции ЦДЮТУР «Рачейский бор»/ Т. С. Старкова // Актуальные вопросы школьного краеведения и творческого развития учащихся г. Самары: Материалы город. науч.-практ. конференции. – Самара: Б/и, 1999. – 52 с.
Ключевые слова
учащиеся, краеведение, учебно-исследовательская деятельность, область безопасности жизнедеятельностиПохожие статьи
Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций
В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...
Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной ответственности студентов технологического вуза
Статья посвящена раскрытию основных направлений, форм и методов учебно-воспитательной работы, способствующих развитию социальной ответственности у студентов технологического вуза. В статье представлено краткое описание содержания учебно-воспитательно...
Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников
Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...
Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка
В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...
Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста
В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка
В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...
Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования
В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении
В статье поднимаются проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализируется научная литература и диссертационные исследования по теме. Дается описание экспериментальному исследованию...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества
В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...
Похожие статьи
Педагогические средства проектной деятельности на уроках технологии в условиях сельских общеобразовательных организаций
В данной статье рассмотрены характеристика актуальности проектной деятельности в современной школе, особенности организации учебного процесса в сельской общеобразовательной организации, которые влияют на организацию проектной деятельности учащихся, а...
Роль учебно-воспитательной работы в развитии социальной ответственности студентов технологического вуза
Статья посвящена раскрытию основных направлений, форм и методов учебно-воспитательной работы, способствующих развитию социальной ответственности у студентов технологического вуза. В статье представлено краткое описание содержания учебно-воспитательно...
Методологическая основа процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников
Статья посвящена изучению методологической основы процесса эмоционально-эстетического развития младших школьников и основана на анализе психологических, педагогических и культурных аспектов, которые влияют на этот процесс. В работе рассматриваются сп...
Вопросы контроля и оценки результатов текстовой деятельности на уроках иностранного языка
В современных условиях проблема организации и содержания контроля в обучении иностранному языку рассматривается как приоритетное направление модернизации школьного образования. В статье рассматриваются особенности контроля при оценке результатов текс...
Педагогическое сопровождение проектной деятельности детей младшего школьного возраста
В статье обращается внимание, что в условиях возрастания темпов развития общества, требований к подрастающему поколению, следует создавать условия для формирования у детей способностей конструктивно решать задачи по достижению поставленной цели. Раск...
Духовно-нравственное воспитание школьников на уроках русского языка
В данной статье представлена характеристика духовно-нравственного воспитания, его сущность и особенности. Рассмотрены научные взгляды известных ученых, которые говорили о значимости духовно-нравственного воспитания. Реализация данного направления мож...
Психолого-педагогическое обеспечение воспитательной работы с учащимися старших классов в контексте модернизации образования
В статье исследуется проблема психолого-педагогического обеспечения воспитательной работы со старшеклассниками на современном этапе развития образования. В ходе предложенного экспериментального исследования доказывается, что специально разработанная ...
Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении
В статье поднимаются проблемы формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного участия в дорожном движении. Анализируется научная литература и диссертационные исследования по теме. Дается описание экспериментальному исследованию...
Опытно-экспериментальная деятельность как инструмент формирования познавательных способностей у детей дошкольного возраста
В данной статья освещаются вопросы реализации опытно-экспериментальной деятельности в дошкольном образовательном учреждении как эффективного методического инструмента для стимулирования развития познавательной активности у детей. Рассматриваются зада...
Возможности организации учебного процесса на основе педагогического сотрудничества
В статье освещены технологии использования педагогического сотрудничества в процессе обучения, определены условия педагогического взаимодействия учителя и учащихся, выявлена специфика организации учебно-познавательного процесса в начальных классах на...