Патриотическое воспитание как элемент системы воспитания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Андреева, Н. В. Патриотическое воспитание как элемент системы воспитания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» / Н. В. Андреева, Е. М. Колосова, С. И. Балакин. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 30-32. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1485/ (дата обращения: 17.10.2024).



В статье рассматриваются воспитательные возможности дисциплины «Система воспитания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»», роль музея Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена в воспитательной и образовательной работе со студентами.

Ключевые слова: воспитание, патриотизм, патриотическое воспитание, основы безопасности жизнедеятельности, музей, университет.

Важной воспитательной задачей дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности»» является формирование, самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины. Воспитание – целенаправленное управление процессом развития личности. Главное в нем это создание условий для целенаправленного систематического развития человека как субъекта деятельности, как личности и индивидуальности. Одно из центральных мест в системе воспитания занимает патриотическое воспитание.

В большой советской энциклопедии дается следующая трактовка слова «патриотизм»: «Патриотизм – это любовь к Родине, Отечеству. Патриотизм означает любовь к своему народу и уважение к другим народам, к их правам, свободе и культуре» [4]. Особую роль в патриотическом воспитании играет музей университета. Считаем целесообразным проведение занятия в рамках дисциплины «Система воспитания в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности»» на базе музея Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена.

Патриотическое воспитание школьников и студентов в нашем вузе, основано, прежде всего, на изучении истории университета, истории Великой Отечественной войны. Создавая историческую развивающую среду, музей служит одним из эффективных средств воспитания. Он образует особую сферу культуры, в которой основой для формирования духовных ценностей служат предметные результаты человеческой деятельности. Особое предназначение музея состоит в накоплении информации и выявлении закономерностей, относящихся к процессам познания и передачи знаний посредством музейных предметов. Он способствует также формированию духовных ценностей, таких как, любовь к Родине, гуманизм, уважение исторических традиций, и в целом, уважительного отношения к своей истории. В экспозиции музея герценовского университета студенты имеют возможность познакомиться с подлинными предметами периода Великой Отечественной войны. К ним относятся фотодокументы, дневники, гипсовый бюст профессора П.Г. Сутягина, в годы войны служившего в разведке. Работа выполнена скульптором Л. Кербелем в 1944 году. Вызывает неподдельный интерес и судьба книги, пробитой осколком от снаряда, который попал в учебный корпус университета, где хранилась библиотека. Более 1000 книг после попадания снаряда были уничтожены, только лишь две из них уцелели.

Задачами патриотического воспитания являются:

1. разработать и внедрить эффективные формы и методы работы, способствующие развитию патриотизма через активную практическую деятельность;

2. развивать гражданское и национальное самосознание, патриотическую направленность личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время;

3. формировать патриотическое мировоззрение, направленное на сохранение окружающей среды и достижений предшествующих поколений, воспитание гражданина, ответственного за свою родину;

4. создавать педагогические ситуации, направленные на формирование способности и готовности к защите Отечества.

К основным направлениям патриотического воспитания относятся:

- духовно-нравственное;

- историческое;

- политико-правовое;

- профессионально-деятельное;

- психологическое;

- воспитание на воинских традициях.

Все перечисленные задачи и направления реализуются в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» на базе музея университета через различные формы деятельности:

- знакомство с экспозицией;

- работа с архивными документами;

- выполнение исследовательских работ (в том числе по краеведению), написание эссе;

- организация поисковой работы, которая заставляет студентов проявлять творческую активность;

- волонтерская работа;

- проведение встреч с известными людьми, героями, ветеранами, выпускниками вуза.

- изучение и анализ исторических событий в России, истории Отечества, своего края, рода и семьи;

- организация мероприятий, направленных на развитие патриотических чувств. К ним относятся заседания историко-педагогической студии «Имя в истории петербургской школы Герценовского университета»; различного рода памятные мероприятия и торжественные события. Таким событием может быть открытие выставки, проведение конференции. В экспозиции музея РГПУ им. А.И. Герцена представлена выставка «РГПУ им. А.И. Герцена в годы Великой Отечественной войны 1941-1945», посвященная 70-летию Победы, включающая документы, книги, письма, открытки, фотографии и другие экспонаты, относящиеся к периоду Великой Отечественной войны. Посещая выставку, учащиеся школ и студенты, знакомятся с великими подвигами герценовцев, обучающихся в институте в предвоенные и военные годы. Материалы выставки используются для написания творческих студенческих работ, организации студенческих конференций, что позволяет привлечь внимание студентов к вопросам истории и университета, и Отечества.

Также студенты факультета безопасности жизнедеятельности принимают участие в ежегодном традиционном возложении цветов на могилу известного петербургского учителя и педагога В.Н. Сорока-Росинского в рамках Дня Учителя. Эта деятельность дает возможность студентам почувствовать свою сопричастность к истории, прививает гордость и уважение к традициям университета.

Школьники, абитуриенты, студенты всех курсов, аспиранты и преподаватели – самая широкая аудитория, которая благодаря музею истории имеет возможность познакомиться, глубже понять, прочувствовать, исследовать историю нашего университета, проникнуться духом его истории, впитавшим богатый опыт предыдущих поколений.

Таким образом, патриотическое воспитание студентов университета и школьников основано на изучении истории, в том числе истории университета, истории Великой Отечественной войны. И музей университета, располагая историческими материалами, средствами отражения отдельных исторических периодов в виде экспозиции и экспонатов, а также, реализуя различные формы работы с посетителями, играет большую роль в патриотическом воспитании школьников и студентов.

Комплексный подход к вопросу организации патриотического воспитания студентов дает положительные результаты, обеспечивает формирование у студентов патриотического сознания, содействует становлению профессиональной компетентности магистра педагогического образования.

Литература:

  1. Андреева Н.В. Роль вузовского музея в патриотическом воспитании школьников и студентов // Школа и образование в годы Великой Отечественной войны: материалы межвуз. научно-практической конференции. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2006. – С. 3-5;
  2. Андреева Н.В., Колосова Е.М. Воспитательный потенциал музея герценовского университета // Воспитание личности в современном культурном пространстве – СПб.: Университетские Образовательные Округа, 2015. С.116-120
  3. Методика обучения жизнедеятельности: учебник для студентов высш. проф. образования / под ред. Л.А. Михайлова. - М. : Академия, 2013. - 285, [3] с.
  4. Российская педагогическая энциклопедия: Том 1 / Гл. ред. В.В. Давыдов. – М.: Большая Российская энциклопедия, 1993. – 608 с.
Основные термины (генерируются автоматически): Великая Отечественная война, патриотическое воспитание, история, Система воспитания, студент, музей университета, патриотическое воспитание школьников, Российский государственный педагогический университет, формирование духовных ценностей, экспозиция музея.

Похожие статьи

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания патриотизма

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены резул...

Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории

В статье рассматривается процесс нравственного и патриотического воспитания на уроке истории. В ходе исследования определяются цели, способы и пути воспитания патриотизма и нравственности на уроке истории.

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания в школе, на уроках русского языка и литературы. В первой части статьи проводится анализ проблемы с точки зрения исторического процесса. В второй части проблема патриотического воспитания на уроках ...

Теоретические основы воспитания патриотизма у студентов учебного военного центра

В работе рассматриваются основные теоретические положения, лежащие в основе организации воспитательного процесса в учебном военном центре при университете. Обосновано, что одной из важных задач подготовки будущих офицеров является воспитание патриоти...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах

В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку

Использование краеведческого материала является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам, так как способствует формированию лингвистически компетентной личности и воспитанию патриотизма и гражданственности.

Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся

В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...

Опыт патриотического воспитания обучающихся московских школ в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим университетом мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Похожие статьи

Организация массовой работы учащихся с целью воспитания патриотизма

В данной статье рассматривается патриотическое воспитание учащихся, а также массовая работа как форма организации учебно-воспитательного процесса в курсе «Основы безопасности жизнедеятельности» по военно-патриотическому воспитанию; представлены резул...

Воспитание патриотизма и нравственности на уроке истории

В статье рассматривается процесс нравственного и патриотического воспитания на уроке истории. В ходе исследования определяются цели, способы и пути воспитания патриотизма и нравственности на уроке истории.

Патриотическое воспитание на уроках русского языка и литературы

Статья посвящена проблеме патриотического воспитания в школе, на уроках русского языка и литературы. В первой части статьи проводится анализ проблемы с точки зрения исторического процесса. В второй части проблема патриотического воспитания на уроках ...

Теоретические основы воспитания патриотизма у студентов учебного военного центра

В работе рассматриваются основные теоретические положения, лежащие в основе организации воспитательного процесса в учебном военном центре при университете. Обосновано, что одной из важных задач подготовки будущих офицеров является воспитание патриоти...

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта и Федеральной образовательной программы дошкольного образования

Статья посвящена описанию опыта работы педагога дошкольной образовательной организации в вопросах нравственно-патриотического воспитания. Научная новизна исследования — в создании системы работы в данном направлении и моделировании педагогических асп...

Духовно-нравственное воспитание на уроках литературы в средних классах

В статье автор раскрывает понятие системы формирования духовно-нравственных ценностей учащихся. Особое внимание автор уделяет процессу осуществления духовно-нравственного воспитания учащихся на уроках литературы на примерах некоторых произведений из ...

Формирование профессиональных компетенций магистрантов при изучении дисциплины «Комплексная безопасность образовательного учреждения»

В статье определена основная тенденция в современном непрерывном образовательном процессе и в целом педагогической науки – уточнение содержания понятий «компетентность» и «компетенции», которые призваны важнейшими для выпускников вузов. Продемонстрир...

Использование краеведческого материала в процессе обучения иностранному языку

Использование краеведческого материала является неотъемлемой частью процесса обучения иностранным языкам, так как способствует формированию лингвистически компетентной личности и воспитанию патриотизма и гражданственности.

Изучение экологической безопасности в курсе ОБЖ в целях сохранения здоровья обучающихся

В статье рассматривается значение экологической безопасности образовательной среды для сохранения и укрепления здоровья школьников. Показана роль изучения экологической безопасности в курсе ОБЖ для экологического воспитания и формирования экологическ...

Опыт патриотического воспитания обучающихся московских школ в рамках проекта «Университетские субботы в МПГУ»

В статье анализируется опыт проведения Московским педагогическим университетом мероприятий, направленных на патриотическое воспитание молодежи, в рамках просветительского проекта «Университетские субботы».

Задать вопрос