Опыт обучения безопасности жизнедеятельности в советской школе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Калишкина, Д. С. Опыт обучения безопасности жизнедеятельности в советской школе / Д. С. Калишкина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1487/ (дата обращения: 16.11.2024).



Опыт обучения безопасности жизнедеятельности всоветской школе

Калишкина Дарья Сергеевна, аспирант

Воронежский государственный педагогический университет

В статье рассматривается механизм реализации социозащитной функции в рамках организации безопасной жизнедеятельности. Описание реализации социозащитной функции школы на примере опыта советской школы.

Ключевые слова: организация безопасной жизнедеятельности, социозащитна функция, здоровье, здоровьезбережение.

Личностно ориентированная образовательная среда предполагает в качестве условия не только обучение здоровьесбережению, но и организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровье сберегающих технологий. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательной организации. Главная задача обеспечить знания основных составляющих здорового образа жизни и их влияние на здоровьесбережение личности.

В этой связи школа выполняет социозащитную функцию в качестве механизма обеспечения безопасности через обеспечение безопасного пространства жизнедеятельности, окружения, отношений личности. Объектом безопасности является личность — ее жизнь, здоровье, права и свободы, материальные и духовные ценности. Важнейшей задачей школы в реализации социозащитной функции является формирование культуры безопасности, которая должна влиять на всю жизнь и степень развития личности в этой области.

Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) основного общего (2010 г.) и среднего (полного) общего образования (2012 г.) в части требований к предметным результатам освоения учебных программ курса ОБЖ указаны обязательность формирования у обучающихся умений оказывать первую помощь пострадавшим. Из ФГОС основного общего образования: «Предметные результаты … освоения учебной программы … курса «Основы безопасности жизнедеятельности: … умение оказать первую помощь пострадавшим; … умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей…» [4, с.24].

Школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), стал важным элементом в системе воспитания подрастающего поколения. Преподавание курса ОБЖ представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу. ОБЖ представляет собой междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей) среды обитания во всех сферах человеческой деятельности. ОБЖ является высокой гуманитарной технологией, образовательная область, через которую внедряется новое жизнеутверждающее мировоззрение, новые принципы жизнедеятельности и новой культуры безопасности на основе научных подходов.

Учебная дисциплина ОБЖ включает следующие модули: 1) Основы безопасности личности, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 2) Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Здоровье понимается в широком смысле как «состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Вопросы организации безопасности жизнедеятельности были актуальны во все времена. Ученые с древних времен занимаются изучением безопасности человека в различных условиях жизни и деятельности. Гиппократ (460–377 до н. э.) в своих трактатах писал “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”. М. В. Ломоносов (1711–1765) исследовал условия работы “горных людей”. В начале XX века сформироваться русская школа безопасности. В этом направлении значительный вклад внесли русские ученые: В. Л. Кирпичев (1845–1913), А. А. Пресс (1857–1930), Д. П. Никольский (1855–1918), В. А. Левицкий (1867–1936), А. А. Скочинский (1874–1960), С. И. Каплун (1897–1943) и др. В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”. И. М. Сеченов в работе “Физиология труда”, рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день. В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” — предпосылки для создания единого учения [1; с.590–592].

В 1968 году во всех советских школах был введен новый предмет — Начальная Военная Подготовка. Начальная военная подготовка проводится на основании Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», решений партии и правительства. Ее программа предусматривает изучение военного дела в объеме подготовки молодого солдата, с тем чтобы юноши, будучи призванными в Вооруженные Силы СССР, смогли в короткие сроки овладеть современным оружием и военной техникой. В процессе начальной военной подготовки молодежь усваивает положение ленинского учения, Конституции СССР и решений КПСС о защите социалистического Отечества, историческое назначение Советских Вооруженных Сил, основные требования военной присяги.

В соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» Совет Министров Союза ССР постановляет: 1. Ввести начальную военную подготовку молодежи в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования, а также на учебных пунктах. Занятия по начальной военной подготовке, включая подготовку по гражданской обороне, проводить в общеобразовательных школах — в IX и X (XI) классах. С девушками — учащимися общеобразовательных школ, занятия по основам военного дела и гражданской обороны проводить в учебные часы, отводимые на начальную военную подготовку, совместно с юношами, а по программе подготовки санитарных дружинниц — отдельно. В этих целях предусматривать деление классов на группы юношей и девушек [3; с 24–25].

Таким образом, в программе советских школ отсутствовала такая дисциплина как ОБЖ. В этой связи в школах учили наукам военной подготовки. Каждый человек должен был ориентироваться в экстремальной обстановке и владеть навыками молодого бойца. Предмет был на уровне по значимости с литературой и математикой. В программа НВП включала изучение особенностей отравляющих газов, устройство противогаза, электротехнику, радиотехнику. Девушки осваивали основы медицины, проходили курсы медсестёр, изучали основы фармакологии и анатомии человека. Изучали особенности оказания первой медицинской помощи. Приобретали навыки, как в чрезвычайных ситуациях правильно накладывать жгут, делать перевязку ран на голове, на конечностях, на туловище. В школах выделялся отдельный кабинет НВП, оборудование которого составляли тематические плакаты, противогазы, муляжи автомата и гранат. В процессе уроков по НВП учащиеся приобретали навыки по сборке и разборке автомата, перевязывать раненых, пользоваться противогазом, маршировать, метание гранат. По школьной программе в первом классе на физическую подготовку и политические занятия отводили один час в неделю, а к десятому классу время военной подготовки достигало десяти часов в неделю. Во время учебы в 8 и 9 классах школьники проходили двухнедельные летние военные сборы. Военная подготовка продолжалась и в десятом классе, после которого выдавался «Аттестат зрелости», который в том числе свидетельствовал и о годности молодого человека к службе в армии. В старшей школе (8–10 классы) мальчикам преподавались начальные знания, необходимые для службы в составе пехотного взвода. За сдачу норм вручался значок ГТО (готов к труду и обороне).

В целом в начальную военную подготовку входили:

- физические упражнения

- строевая подготовка

- военный спорт

- ходьба на лыжах

- стрельба

- химическая защита

- разведка

- несение караульной и курьерской службы

- атака и оборона в составе стрелкового отделения

- действия против танков

- первая помощь

- военное ориентирование и история.

Обучение школьников вели офицеры или сержанты запаса, качество подготовки могло быть разным. В большинстве своем все сводилась к конспектированию лекций и практическим занятиям с тем оборудованием, что имелось в наличии. В городах уровень обучения был выше, поскольку здесь проще было найти профессионального педагога и необходимое оснащение. Школьники с 14 лет могли вступать в ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Эта организация обеспечивала подготовку по стрельбе, радиоделу, подводному плаванию, химической обороне, прыжкам с парашютом, планеризму и другим специальностям. За сдачу нормативов по стрелковому делу вручался «знак ворошиловский стрелок». ОСОАВИАХИМовцы совершили сотни тысяч прыжков с парашютом, парашютный спорт пользовался огромной популярностью. ОСОАВИАХИМ был своеобразным клубом для молодежи, занятия в нем проходили бесплатно. Мощнейшая база: 203 учебных центра, 65 кавалерийских клубов, 144 стрелковых клуба, более 10 тысяч стрелковых тиров, 179 аэроклубов и т. д. На 1941 г. в его рядах состояло 13 миллионов членов. Начальная военная подготовка в школе и занятия в ОСОАВИАХИМЕ повышали общий уровень мобилизационной готовности советского общества. СССР мог в любой момент мобилизовать значительное число парашютистов, радистов, водителей и снайперов [2; с34–45].

В целом, предполагалось, что предмет НВП станет доминантой патриотического воспитания школьников. Патриотическое воспитание сводилось, кроме ознакомления с плакатами по начальной военной подготовке, также к готовности к глобальной войне с «вероятным противником». Начальная военная подготовка направлена также на воспитание в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, беспредельной преданности делу Коммунистической партии, любви к Родине и Вооруженным Силам, готовности к безупречному выполнению воинского долга.

Проанализировав работу по начальной военной подготовке школьников, отмечалось, что у большинства юношей повысилась личная ответственность за подготовку к защите Родины, возрос интерес к Вооруженным Силам, улучшилась общеобразовательная, военно-техническая, физическая и морально-политическая подготовка.

Успеваемость школьников по НВП значительно превышала показатели по другим учебным предметам. Такие разделы учебной программы, как тактическая подготовка, огневая подготовка, военная топография, отрабатывались практически без неудовлетворительных оценок. В ходе начальной военной подготовки школьников особое внимание педагогических коллективов СОШ, отделов народного образования, военных комиссариатов было сосредоточено на формировании моральной готовности будущих воинов к защите Родины, приобретении учащимися необходимых знаний, умений и навыков для последующей военной службы, улучшении военной и физической подготовки, проведении лечебно-оздоровительных мероприятий. В регионе повсеместно отмечалось, что начальное военное обучение там, где оно хорошо поставлено, меняет весь климат в школе, благотворно сказывается на поведении и учебе старшеклассников, способствует укреплению сознательной дисциплины. История, обществоведение, литература, география, начальная военная подготовка — предметы, само содержание которых базировалось на идейно-нравственной и гражданско-патриотической основе. Однако главным предметом школьной программы, по военно-патриотическому воспитанию учащихся, нужно считать начальную военную подготовку. Во многих школах региона добились взаимодействия педагогов в укреплении межпредметных связей в целях военно-патриотического воспитания учащихся.

Таким образом, мы видим, что сегодня подход в организации безопасной жизнедеятельности школьников, концентрированный (предметный), а в советской школе не было единого предмета, но содержательно присутствовала на уровне уроков НВП, физической культуры, трудовом воспитании и на внеурочном уровне: ГТО, общественные организации осуществляющие, трудовое, физическое воспитание.

В советской школе социозащитная функция реализовалась рассредоточено и системно в рамках организации безопасной жизнедеятельности учащихся на уроках НВП. Проявлением социозащитной функции школы стало: обучение школьников основам начальной военной подготовки, формирования правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов в чрезвычайных ситуациях; привитие знаний, умений, навыков в экстремальных ситуациях; повышение личной ответственности учащихся за подготовку к защите Родины, улучшение общеобразовательной, военно-технической, физической и морально-политической подготовки.

Литература:

  1. Жукова А. В. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 590–592.
  2. Начальная военная подготовка / Под редакцией Героя Советского Союза генерал-полковника Ю. А. Науменко. — М.: Просвещение, 1985 — с.256 http://weapons-world.ru/books/item/f00/s00/z0000010/
  3. Совет министров СССР постановление от 29 апреля 1986 г. № 289 «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи
  4. сwww.mon.gov.ru — Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. — Образование. — Новые ФГОС. — ФГОС общего образования.
Основные термины (генерируются автоматически): начальная военная подготовка, школа, военная подготовка, защита Родины, здоровый образ жизни, советская школа, безопасная жизнедеятельность, всеобщая воинская обязанность, гражданская оборона, десятый класс.

Ключевые слова

здоровье, организация безопасной жизнедеятельности, социозащитна функция, здоровьезбережение

Похожие статьи

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности

В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...

Проблемы и перспективы развития системы школьного образования

В статье рассматривается определение личностных и общественных приоритетов школьного образования в условиях быстро изменяющейся среды.

Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования

В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.

Здоровье как фактор безопасности в профессиональной деятельности педагога

В статье рассмотрена проблема профессионального здоровья педагогов, предложены способы её решения и поддержания высокой работоспособности учителей.

Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников

В статье проанализированы общенаучные и дидактические концепции активиза-ции обучения школьников, представлен ретроспективный анализ педагогической, мето-дической и психологической литературы по исследуемой проблеме.

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Особенности моделирования педагогической системы

В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.

Моделирование развития школьной системы образования в России

В данной работе моделируются процессы новых философских тенденций, которые направлены на улучшение или некое изменение классно-урочной системы образования в Российской Федерации.

Похожие статьи

Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации

В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.

Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности

В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...

Проблемы и перспективы развития системы школьного образования

В статье рассматривается определение личностных и общественных приоритетов школьного образования в условиях быстро изменяющейся среды.

Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования

В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.

Здоровье как фактор безопасности в профессиональной деятельности педагога

В статье рассмотрена проблема профессионального здоровья педагогов, предложены способы её решения и поддержания высокой работоспособности учителей.

Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников

В статье проанализированы общенаучные и дидактические концепции активиза-ции обучения школьников, представлен ретроспективный анализ педагогической, мето-дической и психологической литературы по исследуемой проблеме.

Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования

В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.

Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования

В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.

Особенности моделирования педагогической системы

В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.

Моделирование развития школьной системы образования в России

В данной работе моделируются процессы новых философских тенденций, которые направлены на улучшение или некое изменение классно-урочной системы образования в Российской Федерации.

Задать вопрос