Опыт обучения безопасности жизнедеятельности в советской школе
Автор: Калишкина Дарья Сергеевна
Рубрика: Спецвыпуск
Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (6) ноябрь 2016 г.
Дата публикации: 31.10.2016
Статья просмотрена: 519 раз
Библиографическое описание:
Калишкина, Д. С. Опыт обучения безопасности жизнедеятельности в советской школе / Д. С. Калишкина. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2016. — № 3.1 (6.1). — С. 94-96. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/43/1487/ (дата обращения: 16.11.2024).
Опыт обучения безопасности жизнедеятельности всоветской школе
Калишкина Дарья Сергеевна, аспирант
Воронежский государственный педагогический университет
В статье рассматривается механизм реализации социозащитной функции в рамках организации безопасной жизнедеятельности. Описание реализации социозащитной функции школы на примере опыта советской школы.
Ключевые слова: организация безопасной жизнедеятельности, социозащитна функция, здоровье, здоровьезбережение.
Личностно ориентированная образовательная среда предполагает в качестве условия не только обучение здоровьесбережению, но и организацию учебно-воспитательного процесса на основе здоровье сберегающих технологий. Сохранение и укрепление здоровья учащихся становится одной из важнейших задач образовательной организации. Главная задача обеспечить знания основных составляющих здорового образа жизни и их влияние на здоровьесбережение личности.
В этой связи школа выполняет социозащитную функцию в качестве механизма обеспечения безопасности через обеспечение безопасного пространства жизнедеятельности, окружения, отношений личности. Объектом безопасности является личность — ее жизнь, здоровье, права и свободы, материальные и духовные ценности. Важнейшей задачей школы в реализации социозащитной функции является формирование культуры безопасности, которая должна влиять на всю жизнь и степень развития личности в этой области.
Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) основного общего (2010 г.) и среднего (полного) общего образования (2012 г.) в части требований к предметным результатам освоения учебных программ курса ОБЖ указаны обязательность формирования у обучающихся умений оказывать первую помощь пострадавшим. Из ФГОС основного общего образования: «Предметные результаты … освоения учебной программы … курса «Основы безопасности жизнедеятельности: … умение оказать первую помощь пострадавшим; … умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учётом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей…» [4, с.24].
Школьный курс «Основы безопасности жизнедеятельности» (ОБЖ), стал важным элементом в системе воспитания подрастающего поколения. Преподавание курса ОБЖ представляет собой образовательно-воспитательный процесс и характеризуется принципами, присущими педагогическому процессу. ОБЖ представляет собой междисциплинарную область научных знаний, охватывающую теорию и практику защиты человека от опасных и вредных факторов (опасностей) среды обитания во всех сферах человеческой деятельности. ОБЖ является высокой гуманитарной технологией, образовательная область, через которую внедряется новое жизнеутверждающее мировоззрение, новые принципы жизнедеятельности и новой культуры безопасности на основе научных подходов.
Учебная дисциплина ОБЖ включает следующие модули: 1) Основы безопасности личности, общества и государства обеспечивает формирование у обучаемых комплексной безопасности жизнедеятельности в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях; 2) Основы медицинских знаний и здорового образа жизни решает задачи духовно-нравственного воспитания обучаемых, формирования у них индивидуальной системы здорового образа жизни, сохранения и укрепления здоровья, а также умений оказывать первую медицинскую помощь. Здоровье понимается в широком смысле как «состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов». Вопросы организации безопасности жизнедеятельности были актуальны во все времена. Ученые с древних времен занимаются изучением безопасности человека в различных условиях жизни и деятельности. Гиппократ (460–377 до н. э.) в своих трактатах писал “здоровье человека зависит от образа жизни и среды обитания”. М. В. Ломоносов (1711–1765) исследовал условия работы “горных людей”. В начале XX века сформироваться русская школа безопасности. В этом направлении значительный вклад внесли русские ученые: В. Л. Кирпичев (1845–1913), А. А. Пресс (1857–1930), Д. П. Никольский (1855–1918), В. А. Левицкий (1867–1936), А. А. Скочинский (1874–1960), С. И. Каплун (1897–1943) и др. В России появились курсы безопасности, тогда же появился термин “техника безопасности”. И. М. Сеченов в работе “Физиология труда”, рассматривает нагрузки, обосновывает восьмичасовой рабочий день. В 1965 г. был введен предмет “охрана труда” в ВУЗах, а также читались курсы “Охрана окружающей среды”, “Гражданская оборона” — предпосылки для создания единого учения [1; с.590–592].
В 1968 году во всех советских школах был введен новый предмет — Начальная Военная Подготовка. Начальная военная подготовка проводится на основании Закона СССР «О всеобщей воинской обязанности», решений партии и правительства. Ее программа предусматривает изучение военного дела в объеме подготовки молодого солдата, с тем чтобы юноши, будучи призванными в Вооруженные Силы СССР, смогли в короткие сроки овладеть современным оружием и военной техникой. В процессе начальной военной подготовки молодежь усваивает положение ленинского учения, Конституции СССР и решений КПСС о защите социалистического Отечества, историческое назначение Советских Вооруженных Сил, основные требования военной присяги.
В соответствии с Законом СССР «О всеобщей воинской обязанности» Совет Министров Союза ССР постановляет: 1. Ввести начальную военную подготовку молодежи в общеобразовательных школах, средних специальных учебных заведениях и в учебных заведениях системы профессионально-технического образования, а также на учебных пунктах. Занятия по начальной военной подготовке, включая подготовку по гражданской обороне, проводить в общеобразовательных школах — в IX и X (XI) классах. С девушками — учащимися общеобразовательных школ, занятия по основам военного дела и гражданской обороны проводить в учебные часы, отводимые на начальную военную подготовку, совместно с юношами, а по программе подготовки санитарных дружинниц — отдельно. В этих целях предусматривать деление классов на группы юношей и девушек [3; с 24–25].
Таким образом, в программе советских школ отсутствовала такая дисциплина как ОБЖ. В этой связи в школах учили наукам военной подготовки. Каждый человек должен был ориентироваться в экстремальной обстановке и владеть навыками молодого бойца. Предмет был на уровне по значимости с литературой и математикой. В программа НВП включала изучение особенностей отравляющих газов, устройство противогаза, электротехнику, радиотехнику. Девушки осваивали основы медицины, проходили курсы медсестёр, изучали основы фармакологии и анатомии человека. Изучали особенности оказания первой медицинской помощи. Приобретали навыки, как в чрезвычайных ситуациях правильно накладывать жгут, делать перевязку ран на голове, на конечностях, на туловище. В школах выделялся отдельный кабинет НВП, оборудование которого составляли тематические плакаты, противогазы, муляжи автомата и гранат. В процессе уроков по НВП учащиеся приобретали навыки по сборке и разборке автомата, перевязывать раненых, пользоваться противогазом, маршировать, метание гранат. По школьной программе в первом классе на физическую подготовку и политические занятия отводили один час в неделю, а к десятому классу время военной подготовки достигало десяти часов в неделю. Во время учебы в 8 и 9 классах школьники проходили двухнедельные летние военные сборы. Военная подготовка продолжалась и в десятом классе, после которого выдавался «Аттестат зрелости», который в том числе свидетельствовал и о годности молодого человека к службе в армии. В старшей школе (8–10 классы) мальчикам преподавались начальные знания, необходимые для службы в составе пехотного взвода. За сдачу норм вручался значок ГТО (готов к труду и обороне).
В целом в начальную военную подготовку входили:
- физические упражнения
- строевая подготовка
- военный спорт
- ходьба на лыжах
- стрельба
- химическая защита
- разведка
- несение караульной и курьерской службы
- атака и оборона в составе стрелкового отделения
- действия против танков
- первая помощь
- военное ориентирование и история.
Обучение школьников вели офицеры или сержанты запаса, качество подготовки могло быть разным. В большинстве своем все сводилась к конспектированию лекций и практическим занятиям с тем оборудованием, что имелось в наличии. В городах уровень обучения был выше, поскольку здесь проще было найти профессионального педагога и необходимое оснащение. Школьники с 14 лет могли вступать в ОСОАВИАХИМ (Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству). Эта организация обеспечивала подготовку по стрельбе, радиоделу, подводному плаванию, химической обороне, прыжкам с парашютом, планеризму и другим специальностям. За сдачу нормативов по стрелковому делу вручался «знак ворошиловский стрелок». ОСОАВИАХИМовцы совершили сотни тысяч прыжков с парашютом, парашютный спорт пользовался огромной популярностью. ОСОАВИАХИМ был своеобразным клубом для молодежи, занятия в нем проходили бесплатно. Мощнейшая база: 203 учебных центра, 65 кавалерийских клубов, 144 стрелковых клуба, более 10 тысяч стрелковых тиров, 179 аэроклубов и т. д. На 1941 г. в его рядах состояло 13 миллионов членов. Начальная военная подготовка в школе и занятия в ОСОАВИАХИМЕ повышали общий уровень мобилизационной готовности советского общества. СССР мог в любой момент мобилизовать значительное число парашютистов, радистов, водителей и снайперов [2; с34–45].
В целом, предполагалось, что предмет НВП станет доминантой патриотического воспитания школьников. Патриотическое воспитание сводилось, кроме ознакомления с плакатами по начальной военной подготовке, также к готовности к глобальной войне с «вероятным противником». Начальная военная подготовка направлена также на воспитание в духе советского патриотизма и социалистического интернационализма, беспредельной преданности делу Коммунистической партии, любви к Родине и Вооруженным Силам, готовности к безупречному выполнению воинского долга.
Проанализировав работу по начальной военной подготовке школьников, отмечалось, что у большинства юношей повысилась личная ответственность за подготовку к защите Родины, возрос интерес к Вооруженным Силам, улучшилась общеобразовательная, военно-техническая, физическая и морально-политическая подготовка.
Успеваемость школьников по НВП значительно превышала показатели по другим учебным предметам. Такие разделы учебной программы, как тактическая подготовка, огневая подготовка, военная топография, отрабатывались практически без неудовлетворительных оценок. В ходе начальной военной подготовки школьников особое внимание педагогических коллективов СОШ, отделов народного образования, военных комиссариатов было сосредоточено на формировании моральной готовности будущих воинов к защите Родины, приобретении учащимися необходимых знаний, умений и навыков для последующей военной службы, улучшении военной и физической подготовки, проведении лечебно-оздоровительных мероприятий. В регионе повсеместно отмечалось, что начальное военное обучение там, где оно хорошо поставлено, меняет весь климат в школе, благотворно сказывается на поведении и учебе старшеклассников, способствует укреплению сознательной дисциплины. История, обществоведение, литература, география, начальная военная подготовка — предметы, само содержание которых базировалось на идейно-нравственной и гражданско-патриотической основе. Однако главным предметом школьной программы, по военно-патриотическому воспитанию учащихся, нужно считать начальную военную подготовку. Во многих школах региона добились взаимодействия педагогов в укреплении межпредметных связей в целях военно-патриотического воспитания учащихся.
Таким образом, мы видим, что сегодня подход в организации безопасной жизнедеятельности школьников, концентрированный (предметный), а в советской школе не было единого предмета, но содержательно присутствовала на уровне уроков НВП, физической культуры, трудовом воспитании и на внеурочном уровне: ГТО, общественные организации осуществляющие, трудовое, физическое воспитание.
В советской школе социозащитная функция реализовалась рассредоточено и системно в рамках организации безопасной жизнедеятельности учащихся на уроках НВП. Проявлением социозащитной функции школы стало: обучение школьников основам начальной военной подготовки, формирования правильных, с точки зрения обеспечения безопасности жизнедеятельности, поведенческих мотивов в чрезвычайных ситуациях; привитие знаний, умений, навыков в экстремальных ситуациях; повышение личной ответственности учащихся за подготовку к защите Родины, улучшение общеобразовательной, военно-технической, физической и морально-политической подготовки.
Литература:
- Жукова А. В. Преподавание основ безопасности жизнедеятельности в начальной школе // Молодой ученый. — 2013. — № 11. — С. 590–592.
- Начальная военная подготовка / Под редакцией Героя Советского Союза генерал-полковника Ю. А. Науменко. — М.: Просвещение, 1985 — с.256 http://weapons-world.ru/books/item/f00/s00/z0000010/
- Совет министров СССР постановление от 29 апреля 1986 г. № 289 «О сроках и порядке введения начальной военной подготовки молодежи
- сwww.mon.gov.ru — Официальный сайт Министерства образования и науки РФ. — Образование. — Новые ФГОС. — ФГОС общего образования.
Ключевые слова
здоровье, организация безопасной жизнедеятельности, социозащитна функция, здоровьезбережениеПохожие статьи
Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации
В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.
Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности
В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...
Проблемы и перспективы развития системы школьного образования
В статье рассматривается определение личностных и общественных приоритетов школьного образования в условиях быстро изменяющейся среды.
Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования
В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.
Здоровье как фактор безопасности в профессиональной деятельности педагога
В статье рассмотрена проблема профессионального здоровья педагогов, предложены способы её решения и поддержания высокой работоспособности учителей.
Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников
В статье проанализированы общенаучные и дидактические концепции активиза-ции обучения школьников, представлен ретроспективный анализ педагогической, мето-дической и психологической литературы по исследуемой проблеме.
Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования
В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.
Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования
В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.
Особенности моделирования педагогической системы
В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.
Моделирование развития школьной системы образования в России
В данной работе моделируются процессы новых философских тенденций, которые направлены на улучшение или некое изменение классно-урочной системы образования в Российской Федерации.
Похожие статьи
Система мониторинга психологической безопасности образовательной среды в процессе управления качеством образования общеобразовательной организации
В статье рассматривается понятие «психологическая безопасность», анализируются основные показатели психологической безопасности образовательной среды, представлена система мониторинга психологической безопасности образовательной среды.
Управление дошкольной образовательной организацией как ведущий фактор обеспечения эффективности её деятельности
В статье рассматривается проблема эффективности и конкурентоспособности современной образовательной организации, раскрывается роль управления и непосредственно деятельности руководителя в обеспечении эффективности деятельности образовательной организ...
Проблемы и перспективы развития системы школьного образования
В статье рассматривается определение личностных и общественных приоритетов школьного образования в условиях быстро изменяющейся среды.
Программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования
В статье рассматривается программно-целевое управление развитием образования и программа развития школы как основа продуктивного и качественного образования.
Здоровье как фактор безопасности в профессиональной деятельности педагога
В статье рассмотрена проблема профессионального здоровья педагогов, предложены способы её решения и поддержания высокой работоспособности учителей.
Общенаучные и дидактические концепции активизации обучения школьников
В статье проанализированы общенаучные и дидактические концепции активиза-ции обучения школьников, представлен ретроспективный анализ педагогической, мето-дической и психологической литературы по исследуемой проблеме.
Актуализация учета типа темперамента ребенка дошкольного возраста в системе современного образования
В статье рассматривается взаимосвязь учета типа темперамента ребенка и успешной социализации как одного из условий эффективной организации образовательного процесса в рамках дошкольного детства современности.
Правовое воспитание подростков: основные проблемы и пути совершенствования
В статье автор проводит анализ существующей в общеобразовательных организации системы правового воспитания и предлагает пути повышения эффективности.
Особенности моделирования педагогической системы
В статье рассматривается процесс развития школы, которая осуществляется средствами моделирования. Раскрыта сущность понятия моделирования развития школы, акцентируется внимание на готовности учреждения к внедрению изменений и преобразований.
Моделирование развития школьной системы образования в России
В данной работе моделируются процессы новых философских тенденций, которые направлены на улучшение или некое изменение классно-урочной системы образования в Российской Федерации.