Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Современные образовательные технологии в мировом учебно-воспитательном пространстве / А. Б. Бауржан, Жаркынбай Жумабайулы Чинпулатов, Абдисаттар Куанышбекулы Жумабаев [и др.]. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 1 (7). — С. 4-7. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/50/1707/ (дата обращения: 16.11.2024).



Современный этап развития общества характеризуется прогрессирующим развитием инновационных процессов в сфере образования и науки. Требования к высшему учебному заведению в нынешнее время определяются ситуацией, в которой находится государство, когда происходят глобальные процессы перераспределения труда. Главная задача, стоящая перед учебными заведениями — обеспечивать развитие потенциала будущих специалистов для созидательной, качественной, творческой деятельности. В качестве глобальной цели реформирования профессионального образования стоит цель научить будущего специалиста самостоятельно взаимодействовать с инновационно-развивающимся миром профессионального труда. «Для многих государственных структур, банков, фирм становятся необходимы не просто инженеры, экономисты, менеджеры, а «специалисты по решению проблем». Работа по подготовке таких специалистов в сочетании с широкой консультативной деятельностью может стать одной из «точек роста» в развитии отечественной высшей школы» [1, с. 160].

С одной стороны, педагогические технологии — это совокупность методов и средств обработки, представления, изменения и предъявления учебной информации, с другой — это наука о способах воздействия преподавателя на студентов в процессе обучения с использованием необходимых технических или информационных средств. В педагогических технологиях содержание, методы и средства обучения находятся во взаимосвязи и взаимообусловленности. Педагогическое мастерство преподавателя вуза состоит в том, чтобы отобрать нужное содержание, применить оптимальные методы и средства обучения в соответствии с программой и поставленными образовательными задачами. Педагогические технологии — системная категория, структурными составляющими которой являются:

– цели обучения;

– содержание обучения;

– средства педагогического взаимодействия;

– организация учебного процесса;

– субъекты обучения;

– результат педагогической деятельности [2, с. 4].

Источниками педагогической технологии являются достижения педагогической, психологической и социальных наук, передовой педагогический опыт, народная педагогика, все лучшее, что накоплено в отечественной и зарубежной педагогике прошлых лет.

Благодаря проведённым системным преобразованиям, КазНУ им. аль-Фараби, демонстрирует поступательное продвижение в мировых университетских рейтингах. Так, по итогам исследования признанного международного рейтингового агентства QS (Великобритания), опубликованным 15 сентября 2015 года КазНУ им. аль-Фараби вошёл в топ-300 университетов, заняв 275 место среди 800 лучших мировых университетов. В связи с этим хотелось бы на примере преподавателей кафедры теплофизики и технической физики физико технического факультета Казахского Национального университета имени аль-Фараби рассмотреть современный этап развития образования в высших учебных заведениях. Для успешного функционирования педагогической системы тщательно продумана «отладка» всех ее составляющих. Современная педагогическая технология, используемая на кафедре, представляет собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что рождено социальным прогрессом, гуманизацией и демократизацией общества.

Для преподавательского состава кафедры теплофизики и технической физики важно, таким образом, выстроить свои действия, чтобы они привели к реализации конкретно поставленной задачи. Важно определить систему действий, которая была бы направлена на решение поставленных задач. Однако, необходимо помнить, что в сфере социальной деятельности, заданность (технологичность) действий всё же должна носить рекомендательный характер, а не сугубо исполнительский. От преподавателей кафедры выстраивающих свою деятельность на основе конкретных технологий, требуется не только знание конкретных действий и их последовательности, но еще и умение «чувствовать» ситуацию, студентов, особенности изучаемого материала и самой учебной дисциплины.

В отличие от технологических процессов на производстве, где возможно выполнение чётких и последовательных действий (операций), предписываемых инструкциями и нормативами, в педагогической деятельности педагог в первую очередь должен осмыслить значимость каждого действия для достижения поставленной цели, соотнести эти конкретные педагогические действия с основными характеристиками процесса обучения, особенностями развития личности, спецификой учебного предмета и др. Все действия педагога должны быть целесообразны, а потому педагог, реализующий педагогические технологии, должен быть не просто их исполнителем, а, прежде всего, субъектом, умеющим адаптировать их к конкретным условиям, в которых протекает процесс обучения. Педагогическое сознание и самосознание выступают важнейшим условием грамотного использования наработанных в педагогической науке педагогических технологий [3, c. 4].

Исследование показало, что в образовательной практике понятие «педагогическая технология» используется на трех иерархически соподчиненных уровнях:

Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.

Частнометодический (предметный) уровень: термин «частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т. е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания в рамках одного предмета (методика преподавания предметов, методика работы преподавателя).

Локальный (модульный) уровень: локальная технология представляет собой технологию отдельных частей воспитательно-образовательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирование понятий, воспитания отдельных личностных качеств, технология занятия, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.) [4, c. 256]

Для достижения образовательных целей формирования выпускника кафедры как субъекта будущей профессиональной деятельности, собственного развития, а также субъекта межличностных отношений в коллективе и рынка труда необходимо чтобы личность в образовательном процессе рассматривалась как субъект деятельности, которая сама, формируясь в деятельности и в общении с другими людьми, определяет характер этой деятельности.

Деятельностный подход в профессиональном обучении предполагает качественно иные, в отличие от традиционных, структуры взаимодействия преподавателей и студентов. Они складываются на основе самостоятельности и добровольного признания студентами стимулирующей роли преподавателя. Смысл этой технологии в том, что обучение какой-либо профессиональной деятельности может успешно осуществляться посредством моделирования в нем предметного и социального содержания предстоящей деятельности.

При реализации деятельностного подхода к обучению студентов, главным является оптимальность выбора технологий и методов обучения. Чем большее количество аспектов учитывается при их выборе, тем выше получаемые результаты обучения.

Чтобы выбрать среди множества методов оптимальный вариант, преподаватели кафедры руководствуются их соответствием:

  1. Закономерностями и вытекающими из них принципами обучения.
  2. Целями и задачами обучения.
  3. Содержанием и методами данной науки вообще и данного предмета в частности.
  4. Учебными возможностями обучающихся:

а) возрастными (физическими, психическими);

б) уровнем подготовленности (в обучении и воспитании);

в) особенностями коллектива (группы) в которой проводится обучение.

  1. Особенностями внешних условий (географических, производственного окружения и пр.).
  2. Возможностями самих преподавателей: их предшествующим опытом, знанием типичных ситуаций процесса обучения, в которых оказываются наиболее эффективными определенные сочетания методов, уровнем их теоретической и практической подготовленности, способностями применения определенных методов, средств, умениями избрать оптимальный вариант, личностными качествами и пр.

В связи с переходом высшей школы на работу по новым образовательным стандартам, нацеленным на формирование компетенций студентов, необходимых для успешного выполнения профессиональной деятельности, следует говорить о необходимости реализации в вузе технологического подхода. Однако, как показывают анализ профессиональной деятельности кафедры, достаточно обоснованной, с точки зрения современной науки и практики, и надежной системной технологии, обеспечивающей реализацию данной концепции, пока нет, поэтому в педагогической практике кафедры используются наиболее разработанные и доступные для применения в массовой практике технологии (см. таблицу 1).

Таблица 1

Технологии формирования профессиональных компетенций студентов кафедры теплофизики итехнической физики

Деятельности

Виды технологий

Формы итехнологии

Традиционная учебная деятельность

Традиционная технология: лекционно-семинарская система обучения.

Лекции, семинары, практические занятия, лабораторные работы

Квазипрофессиональная

деятельность

Неимитационные, неигровые технологии

Технология проблемного обучения.

Практикумы: социокультурные, производственные.

Проектная технологмия. Индивидуальные и групповые проекты, монопредметные и межпредметные; краткосрочные (мини-проекты), среднесрочные и долгосрочные проекты; информационные, исследовательские, творческие и практико-ориентированные проекты; виртуальные сетевые проекты.

Кейс-технология.

Подготовка и защита курсовых и выпускных работ

Технологии организации исследовательской деятельности студентов: студенческие научные общества, студенческие научные и научно-практические конференции, научные студенческие дискуссии.

Неимитационные, игровые технологии

Рефлексивно-ролевые игры

Организационно-деятельностные игры

Экспертные игры, включая компьютерные

Технологии мозгового штурма: «обратный мозговой штурм», «двойной мозговой штурм», «конференция идей».

Комбинированные технологии

Технология «Критическое мышление»

Психологические и социально-психологические тренинги

Имитационные, неигровые технологии

Занятия на тренажерах

Имитационные, игровые технологии

Технология «Дебаты»

Технология имитационных игр: деловые игры, ролевые игры, имитационные игры с тренажерами

Учебно-профессиональная деятельность

Технологии формирования опыта профессиональной деятельности

Практика по специальности

Стажировка, заграничная стажировка

Технологии формирования научно-исследовательской деятельности студентов

Научный семинар

НИР студентов

Авторская мастерская

Студенческая исследовательская лаборатория

Научно-исследовательские экспедиции

Гранты на выполнение самостоятельных исследовательских работ

Научные стажировки студентов

Научно-исследовательская практика

Научные публикации

Анализ педагогической практики преподавателей нашего факультета позволяет сделать иной вывод: если понимать технологию только лишь как совокупность известных методов и форм работы, то такой подход не меняет сути педагогической деятельности. Главные характеристики (признаки) педагогической технологии — это концептуальность и инструментальность, т. е. степень разработанности действий, следуя которым можно достичь заданного результата.

Современное общество ставит перед высшими учебными заведениями задачу подготовки специалиста знающего, мыслящего, умеющего самостоятельно добывать и применять знания на практике. Решение этой задачи осуществляется через поиск содержания, форм, методов и средств обучения, обеспечивающих более широкие возможности развития, саморазвития и самореализации личности. В связи с этим особую актуальность приобретает проблема овладения студентами методами познавательной деятельности в условиях самостоятельной работы. Современные образовательные технологии, использующиеся на педагогической практике нашего вуза, дают возможность решить эти задачи.

Поиск новых технологий обучения и модернизация уже имеющихся — это реальный путь современной организации процесса обучения в новых социально-экономических условиях. Поэтому появилась реальная потребность в подготовке высококвалифицированных кадров, готовых выступать не только в роли преподавателя-методиста, но и в роли преподавателя-технолога. Именно преподаватель технолог способен не только дать общее представление об изучаемом предмете или явлении действительности, но и научить современным способам переработки информации, грамотно подходить к изучаемому материалу и оперировать данными умениями в сходных учебных ситуациях, а также творчески перерабатывать и интерпретировать полученные знания в будущей профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Ильин, Г. Л. Философия образования (идея непрерывности). — М., 2002.
  2. Касаткина Н. Э., Градусова Т. К., Жукова Т. А., Кагакина Е. А., Колупаева О. М., Солодова Г. Г., Тимонина И. В. Современные образовательные технологии в учебном процессе вуза. — Кемерово, 2011.
  3. Международный ежегодник по технологиям образования и обучения, 1978- 1979 [Текст] — Лондон. — Нью-Йорк, 1978.
  4. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии. — М.: Народное образование, 1998.
Основные термины (генерируются автоматически): средство обучения, педагогическая деятельность, педагогическая технология, уровень, будущая профессиональная деятельность, средство, содержание обучения, совокупность методов, самостоятельная работа, работа, процесс обучения, профессиональная деятельность, преподаватель кафедры, педагогическая система, педагогическая наука, оптимальный вариант, метод обучения, игра, задача, деятельность.
Задать вопрос