Детерминанты преступного поведения несовершеннолетних
Авторы: Воронцова Надежда Владимировна, Миненко Кирилл Сергеевич, Щепотьев Александр Викторович
Рубрика: Общие вопросы
Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (7) январь 2017 г.
Дата публикации: 20.12.2016
Статья просмотрена: 1440 раз
Библиографическое описание:
Воронцова, Н. В. Детерминанты преступного поведения несовершеннолетних / Н. В. Воронцова, К. С. Миненко, А. В. Щепотьев. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 1 (7). — С. 7-10. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/50/1798/ (дата обращения: 19.12.2024).
Детерминанты преступного поведения несовершеннолетних
Воронцова Надежда Владимировна, студент;
Миненко Кирилл Сергеевич, студент
Московский технологический университет
Щепотьев Александр Викторович, кандидат экономических наук, доцент, профессор
Тульский университет
В последнее время можно заметить, что в обществе, в том числе и в нашей стране, происходят различные изменения в социальных отношениях, происходит переоценка ценностей людей, что является, в большинстве случаев, причиной преступного поведения. Причины подобных явлений различны: трансформация государственной политики, переоценка нравственных ценностей в связи с глобализацией и т. д. [6, с.12]. Из года в год статистика показывает лишь незначительное уменьшение молодежной преступности [2, с.46]. Обращаясь к официальной информации МВД РФ, мы видим, что в 2015 году, в среднем, каждое двадцатое преступление (4,9 %) совершено несовершеннолетними, либо с их соучастием, а в 2016 году — каждое двадцать четвертое (4,1 %) [9, 10]. Это означает, что проводится профилактика совершения преступлений несовершеннолетними, но не совсем эффективная. Итак, рассмотрим и проанализируем детерминанты преступности несовершеннолетних, оценим эффективность проводимых мер по профилактике.
В большинстве случаев факторами, влияющими на антисоциальное поведение данной категории граждан является социальная и моральная неоднородность общества. Человек всю свою жизнь проводит в социуме. Именно поэтому в значительной степени взгляды и поведение человека формируются под воздействием окружающего общества [1, с.147–148]. Неблагоприятное влияние первичных агентов социализации — семьи и близкого окружения — способствуют формированию негативных черт поведения, а впоследствии и антисоциального, преступного поведения. Рассмотрим подробнее каждый из факторов, оказывающих влияние на формирование взглядов и мировоззрения человека, а также проанализируем меры по профилактике преступности несовершеннолетних.
Самая первая социальная группа, в которую попадает человек и которая на протяжении длительного времени оказывает на него наибольшее влияние — семья. Здесь формируется личность. Происходит становление характера, мировоззрения, взглядов человека, которые обуславливают его поведение в будущем. Так называемые «трудные дети» чаще всего выходят из неблагополучных семей, либо из тех, где оказывалось недостаточное внимание ребенку, его воспитанию. Необходимо также обратить внимание на насилие в семье, противоправное поведение самих родителей. Не может быть центром психологической защиты человека, местом спокойствия и умиротворения семья, которая просто «горит» конфликтами. Это сильно воздействует на эмоциональную и психическую сферу подростка. В будущем в большинстве случаев может потом породить такое же жестокое обращение к другим людям, какое он видел в детстве по отношению к себе и родителей друг к другу. Также, нужно учитывать, что современная семья начинает терять контроль за поведением ребенка, так как родители сосредоточены, в основном, на материальном обеспечении своих детей, не уделяя должного внимания их нравственному, духовному, моральному воспитанию. Именно в юношеском возрасте, по мнению Е. П. Ильина, формируется моральный компонент воли [3, с.174]. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что одной из детерминант преступного поведения несовершеннолетних является недостаток воспитания в детстве.
Помимо семьи, на человека в процессе его социализации оказывают влияние и другие первичные агенты — школа, различные кружки и секции, его близкое окружение, друзья. В подростковом возрасте человеку очень важно мнение других, как его видят сверстники, друзья и т. д. Стремясь выделиться, зачастую, любыми способами, подросток не разделяет правомерность или неправомерность своего поведения. Также совершению преступлений несовершеннолетними способствуют конфликты и проблемы, возникающие у ребенка за пределами семьи — в школе, например. Это связано с отсутствием в современных школах связи воспитания и обучения, отсутствие индивидуальной работы с каждым учеником и т. д. В результате, можно сделать вывод о том, что еще одной из детерминант преступности несовершеннолетних являются упущение педагогических работников, которые способствуют неблагоприятному формированию личности подростка [5, с.101].
Помимо названных выше факторов, очень важно отметить еще неправильную организацию досуга, отдыха несовершеннолетнего. Зачастую ребенок оказывается предоставлен «сам себе» (по причине недостатка внимания ему в семье, указанной выше). Он фактически растет «на улице». Тогда очень высока вероятность попадания его в антисоциальную сферу — алкоголиков, наркоманов, преступников и т. д. Некоторая часть детских оздоровительных учреждений ликвидирована из-за нерентабельности и отсутствия денежных государственных дотаций. Поэтому не случайно любимым времяпрепровождением подростков могут становиться чердаки, подвалы, где они ведут асоциальный образ жизни, бесконтрольны и свободны в выборе своих «развлечений».
Средства массовой информации — та самая «четвертая власть в обществе» — последнее время начинает оказывать все большее и большее влияние на молодежь. Просмотр фильмов, различных передач, которые пропагандируют насилие, разврат, нездоровый образ жизни, с одной стороны, заменяют подросткам культурное провождение времени с друзьями, походы в театры/кино/музеи, что развивало бы их духовно, с другой стороны, формируют потребительское отношение к жизни, жестокое отношение и агрессию к другим людям, формируется культ «денег», получения их любым путем (в том числе и преступным). Негативное социальное поведение приобретает привлекательность у молодежи и подростков. Создается мнение о том, что воровской мир жесток, но благороден, а воровские «понятия» разумнее официальных законов, к тому же, проще и понятнее.
Подводя итог вышеперечисленному, можно сказать следующее — необходимо комплексное профилактическое воздействие на все сферы жизни общества, основанное на признании и реальной, действенной защите прав несовершеннолетних, которое даст положительный результат при предупреждении подростковой, молодежной преступности. По нашему мнению, все-таки самое большое влияние на поведение подростка оказывает семья, воспитание. Потому что именно недостаток воспитания и внимания ребенку способствует возникновению проблем в школе, со сверстниками, поскольку ему не с кем поделиться своими заботами (т. к. ребенок в неблагополучной семье не находит должного внимания и поддержки), он идет на улицу, ищет поддержку в других социальных группах (как было указано выше — чаще всего они являются антисоциальными), либо в СМИ, интернете, где в большей мере процветает разврат, антисоциальное поведение и нездоровый образ жизни. Таким образом, по нашему мнению, одним из самых эффективных способов предупреждения преступности несовершеннолетних будет оказывание большего внимания родителей на воспитание, внутренний мир ребенка, его проблемы, заботы, интересы, помимо этого, не забывать обращать внимание на свое поведение, образ жизни. Родители — пример для детей с детства и на всю жизнь.
Теперь хотелось бы обратить внимание на ювенальную юстицию — правовую основу системы учреждений и организаций, осуществляющих правосудие по делам о правонарушениях, совершаемых несовершеннолетними. Внедрение ювенальных технологий в нашей стране происходило ещё в дореволюционный период. Так, например, в 1910 году в Санкт- Петербурге был создан суд по делам о малолетних [8, с.172]. В данном суде был создан особый добавочный судья, который и рассматривал дела несовершеннолетних. Важнейшей составной частью данной системы являлся попечитель, который собирал различные сведения о жизни ребёнка и его семьи. Сущность разбирательства дела характеризовалось гуманностью. Во многом наказание, выносимое судьёй, носило воспитательный характер. Целью было не определение несовершеннолетнего в места лишения свободы, а помещение его в обычную среду и использование различных средств для того, чтобы несовершеннолетний раскаялся в совершении данных преступлений. Позже произошла ликвидация таких судов. В современной России внедрение элементов ювенальной юстиции осуществляется самими субъектами РФ. Первые суды появились в отдельных регионах и прошли под эгидой Программы ООН «Поддержание осуществления правосудия по делам несовершеннолетних». В настоящее время в РФ элементы ювенальной юстиции действуют в 17 областях и в двух городах федерального значения [4, с. 59–60]. Главной задачей этих учреждений является использование различных реабилитационных программ в отношении несовершеннолетних. Одним из первых, ювенальный суд появился в Санкт-Петербурге и Ростовской области.
Ювенальная система ставит на первый план семью, которая должна оказать положительное влияние на ребёнка, если он встал на путь пренебрежения закона. Отсутствие института ювенальной юстиции может оказать влияние на возникновение преступного рецидива несовершеннолетних.
Подводя итог, еще раз отметим детерминанты преступности несовершеннолетних:
1) Недостаток внимания со стороны родителей к внутреннему миру ребенка, к его проблемам ребенку в семье;
2) Неправильное, либо недостаточное воспитание родителей в семье, отсутствие «прививания» нравственных и моральных ценностей, законопослушного поведения и т. д.;
3) Отсутствие у ребенка правильного «авторитета» в лице его родителей;
4) Попадание подростка в антисоциальную среду;
5) Негативное влияние СМИ;
6) Нехватка, дороговизна культурных центров для детей, для организации их правильного досуга.
Таким образом, необходим целый комплекс мер по предотвращению преступности несовершеннолетних, охватывающих все сферы жизни общества, начиная с семьи, заканчивая СМИ.
Именно поэтому встает особенно актуально подготовка специалистов образовательных учреждений, педагогов, которые будут нацелены в своей работе на выработку навыков у подростков по урегулированию конфликтов и выработки навыков разрешения конфликтов [7, с. 453].
Да, необходимо признать, что среди подростков имеется проблема преступности.
В системе образования в последние годы все глубже и эффективнее внедряется система медиации — примирительные процедуры с участием профессионального посредника (без привлечения государственных органов власти). Конечно, далеко не все конфликты получается урегулировать посредством медиации, но этот инструментарий работает.
Подводя итоги, авторы считают целесообразным отметить, что необходимо проводить работу не только по наказанию преступлений, совершенных подростками, но и направлять усилия на профилактику правонарушений и урегулирование возникших конфликтов с учетом интересов всех сторон.
Литература:
- Воронцова Н. В., Миненко К. С. Проблема предупреждения преступлений [Текст] // Актуальные проблемы права: материалы V междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2016 г.). — М.: Буки-Веди, 2016. — С. 146–149.
- Демидова-Петрова Е. В. Показатели преступности несовершеннолетних и молодежи в Российской федерации. // Вестник Казанского юридического института МВД России. — № 3(17). — 2014. — С. 45–52.
- Ильин Е. П. Психология воли. — СПб. — 2000 г. — 368 c.
- Кияшко Д. А. Внедрение Ювенальных технологий в Российской судебной системе. // Пробелы в российском законодательстве. Юридический журнал. № 2. — 2011. — С. 59–63.
- Кожевникова Е. А. Детерминанты преступности несовершеннолетних. // Вестник Челябинского государственного университета. — № 19. — 2011. — С. 101–103.
- Миненко К. С., Воронцова Н. В., Щепотьев А. В. Социальная и личностная идентификация в условиях глобализации. // Образование и воспитание. — 2016. — № 5. — С. 11–12.
- Наумов В. В., Щепотьев А. В. Кандауров Д. В. Подготовка специалистов альтернативного (негосударственного) разрешения споров и конфликтов.// Проблемы экономики, информатизации, обучения и воспитания в системе непрерывного образования: Материалы IX Междунар. науч.-практ. Конфер.Тула, 26–27 апреля 2012 г./ НОО ВПО НП «Тульский институт экономики и информатики»; Науч. Ред. Е. Б. Карпов. — Тула: НОО ВПО НП «Тул. ин-т экономики и информатики», 2012. — 549с. С. 452–455.
- Чернова М. А. Развитие Ювенальной Юстиции в Дореволюционной России // Социально-экономические явления и процессы. № 6. — Т.5. — 2015. — с. 171–175.
- https://мвд.рф/reports/item/7087734 (дата обращения — 02.12.2016).
- https://мвд.рф/reports/item/8127775 (дата обращения — 02.12.2016).