Применение ситуационного анализа в процессе преподавания дисциплины «Канализация и очистка сточных вод» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №1 (7) январь 2017 г.

Дата публикации: 21.12.2016

Статья просмотрена: 219 раз

Библиографическое описание:

Абдукодырова, М. Н. Применение ситуационного анализа в процессе преподавания дисциплины «Канализация и очистка сточных вод» / М. Н. Абдукодырова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 1 (7). — С. 41-43. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/50/1809/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассматриваются возможности применения ситуационного анализа при изучении дисциплины «Канализация и очистка сточных вод». Для рассмотрения на практических и лекционных занятиях рекомендуется применять ситуации-иллюстрации и ситуации-оценки. Предлагается выдавать студентам задание на анализ ситуаций в качестве самостоятельных работ и курсовых проектов. Для этой цели следует использовать ситуации-упражнения повышенной сложности. Ситуационный анализ по одной теме курсового проекта может выполняться несколькими студентами группы для более полного охвата каждого пункта анализа.

Ключевые слова: инновационные технологии, кейс-стади, ситуационный анализ, проблема

Применение новых педагогических технологий в настоящее время обязательно в вузах Республики Узбекистан. Педагогические технологии позволяют повысить качество образования, поскольку способствуют улучшению усвоения дисциплины студентами. Поэтому учебный процесс сейчас постоянно обогащается такими инновационными методами преподавания, как компьютерное моделирование, деловые игры и т. д. Для обеспечения возможности самостоятельного дистанционного обучения студентов во многих ВУЗах созданы электронные базы учебных материалов по системе Moodle. В составе электронных учебных модулей кроме основных учебных материалов (конспект лекций, методические указания к лабораторным и практическим заданиям) обязательно должны присутствовать ситуационные задания.

Зачастую разработка ситуационных заданий бывает затруднительна для преподавателей. Рассмотрим, что представляют собой ситуационные задания, какие проблемы могут возникать при их разработке и как можно их составлять для некоторых природоохранных дисциплин.

Что представляет собой ситуационное задание? Это одна из разновидностей кейс-технологий или кейс-стади (англ. «case» — «случай, ситуация» и «study» — «обучение»), возникших впервые в бизнес-школе Гарвардского университета [1, 2]. Заключается в предоставлении студентам реальных или смоделированных проблемных ситуаций для нахождения путей решения. Этот метод наиболее успешно применяется при изучении экономических и социологических дисциплин, но при определенной адаптации пожжет использоваться и для медицины, математики и других дисциплин [3, 4].

Анализ проблемных ситуаций позволяет [4]:

− научиться приемам всестороннего анализа ситуаций из сферы профессиональной деятельности;

− выработать навык оперативного принятия решений;

− отработать умение правильно ставить вопросы для развития решений данной проблемы и подбирать необходимую дополнительную информацию;

− получить наглядное представление об особенностях принятия решений в ситуации неопределенности, о различных подходах к разработке плана действий для достижения результата;

− выработать навыки ясного и четкого изложения своей точки зрения устно или в письменном виде;

− выработать умение проводить презентацию, т. е. убедительно преподносить и защищать свое мнение;

− отработать навыки критической оценки чужой точки зрения с выработкой обобщенного правильного решения, с учетом своих и чужих ошибок;

Виды ситуаций для анализа на занятиях могут быть разными:

  1. Стандартная ситуация — типичная, часто повторяющаяся при определенных обстоятельствах и имеющая одни и те же причины.
  2. Критическая ситуация — нетипичная, обычно возникающая неожиданно, застигая работников врасплох; угрожает нарушить установленный режим; может нанести материальный ущерб, вред здоровью и окружающей среде; требует немедленного решения.
  3. Экстремальная ситуация (чрезвычайное происшествие) — уникальная, не имеющая аналогов, приводящая к разрушительным последствиям с материальными, физическими и нравственными потерями; требует нетрадиционных решений и средств.

По способу подачи материала ситуационные задания подразделяются на: ситуации-иллюстрации — примеры из практики со способом решения; ситуации-оценки — описание ситуации и её возможного готового решения (нужно оценить правомерность и эффективность решения); ситуации-упражнения — конкретные эпизоды производственной деятельности, адаптированные для решения при помощи набора стандартных действий.

Можно подразделить ситуационные задания и по другим признакам — по степени новизны, степени сложности, частоте встречаемости. Конечно, на практике ситуации не бывают какого-то одного вида, обычно они сочетают в себе черты разных видов ситуаций. В учебном процессе применение конкретных типов ситуаций зависит от целей и специфики учебного курса и степени подготовки учащихся.

Теперь рассмотрим, как же приступить к составлению ситуационных заданий при изучении такой специфической дисциплины, как «Канализация и очистка сточных вод». В первую очередь надо помнить, что в начале обучения, когда учащиеся не имеют достаточных знаний, применение ситуационных заданий неэффективно. Разработка ситуационных заданий состоит из следующих этапов:

  1. Определение цели и времени проведения ситуационного анализа.
  2. Подбор или моделирование ситуации, предварительная проработка пути решения, подготовка описания.
  3. Подбор дополнительной информации.
  4. Определение сроков выполнения задания и возможных форм презентации и обсуждения результатов
  5. Окончательная подготовка текста

В курсе «Канализация и очистка сточных вод» могут применяться все три вида ситуационных заданий: иллюстрации, оценки и упражнения. Первый вид ситуаций может рассматриваться на лекционных и на практических занятиях. В качестве ситуации-иллюстрации можно взять любой реальный случай из практики проектирования канализационной сети или очистных сооружений. Темами ситуаций-иллюстраций могут быть: «Проектирование системы канализации малого населенного пункта» (можно использовать любой реальный или вымышленный населенный пункт), «Проблемы проектирования системы канализации населенного пункта» расположенного в сильно пересеченной местности», «Проблемы очистки сточных вод малого населённого пункта».

Рассмотрим примерный порядок решения первой ситуации:

  1. Изучение топографического плана и генплана застройки
  2. Затребование дополнительных данных о наличии на территории систем водоснабжении и других коммуникаций.
  3. Выбор способа отвода сточных вод.
  4. Изучение возможностей подключения к центральным (районным) канализационным сетям, если таковые имеются.
  5. Выполнение необходимых базовых расчетов (расчетное население и т. д.)
  6. Выбор способа трассировки сети и выполнение её на плане.
  7. Гидравлический расчет канализационной сети и построение продольного профиля.
  8. Выбор насоса, расчет насосной станции и выбор места ее расположения
  9. Определение концентрации загрязнений и необходимой степени очистки сточных вод.
  10. Подбор методов очистки, очистных сооружений и их расчет
  11. Расчет расходов на реализацию проекта (данный пункт включается по желанию преподавателя).

Можно каждый из пунктов решения данной ситуации использовать как отдельную тему ситуационного анализа для практических занятий. Например, возможно решение такой ситуации-оценки: «Для населенного пункта проводится конкурс проектов канализации. Вы являетесь членом жюри. Необходимо из представленных 3 вариантов трассировки выбрать наиболее экономичный».

Учитывая, что полное решение ранее перечисленных ситуаций является очень трудоемким процессом, на кафедре «Экология и управление водными ресурсами» Ташкентского института ирригации и мелиорации практикуется выдача студентами ситуаций-упражнений в качестве задания на курсовой проект.

Для более полной обработки информации такое задание может выдаваться для малых групп студентов, которые должны подготовить кроме стандартных расчетов и чертежей следующие материалы:

− таблицы задач и принимаемых решений;

− диаграммы последствий;

− графики изменения технико-экономических показателей;

− слайды или видеоролики и т. д.

Можно предлагать одну и ту же ситуацию студентам разных групп и получать таким образом различные решения, которые затем следует совместно рассмотреть на занятиях и проанализировать достоинства и недостатки полученных решений. При таком дискуссионном обсуждении вовлекаются в процесс все студенты группы (или групп). В результате группового обсуждения те студенты, которые выполняют ситуационный анализ по другим темам, имеют возможность учесть высказанные замечания и предложения и улучшить свою собственную работу — обучение на чужих ошибках является важным аспектом образовательного процесса.

Таким образом, ситуационные задания можно и нужно применять при изучении таких специфических технических дисциплин как «Канализация и очистка сточных вод». Анализ и самостоятельное решение различных жизненных ситуаций, связанных с профессиональной сферой деятельности будущих специалистов, подготавливает студентов к самостоятельной работе. Ситуационные задания высокого уровня сложности рекомендуется выдавать для самостоятельного выполнения в качестве курсового проекта.

Литература:

  1. Авдонина И. А. Кейс-технологии в образовании. Димитровград: Технологический институт — филиал ФГБОУ ВПО «Ульяновская ГСХА», 2012. — 24с.
  2. Полат Е. С., Бухаркина М. Ю. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие для студентов вузов. — 2-е изд., стер. М: Академия, 2008. — 368 с.
  3. Толочина О.Г. Кейс-технологии как один из инновационных методов образовательной среды. [Электронный ресурс.] URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/01/22/keys-tekhnologii-kak-odin-iz-innovatsionnykh-metodov (Дата обращения 13.10.2016)
  4. Ситуационный анализ. [Электронный ресурс.] URL: http://actually.pro/situational-analysis.html. (Дата обращения 13.12.2016)
Основные термины (генерируются автоматически): ситуационный анализ, задание, вид ситуаций, курсовой проект, населенный пункт, ситуация, вод, занятие, канализационная сеть, учебный процесс.

Похожие статьи

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Понятие электронных документов и особенности их осмотра

В статье рассматривается вопрос тактики осмотра электронных документов на основе анализа нормативно-правовых актов и научно-криминалистических положений, а также раскрыта сущность и специфика электронных документов. В конечном итоге авторами выведен ...

Аналитические исследования в экономике как методологическая основа преподавания экономико-математических дисциплин в высшем образовании

Аналитические исследования — это часть исследования операций, которые, входят в научную область, которая разрабатывает принципы постановки и решения задач улучшения функционирования производственных, управляющих и обслуживающих систем и способы реали...

Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе

В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Сценарно-ситуативный метод в обучении устному переводу

В статье рассмотрены особенности применения интерактивных форм обучения, в частности, сценарно-ситуативного метода при проектировании занятий по курсу «Теория и практика устного перевода» в лингвистическом вузе.

Применение метода «эвристическая задача» на занятиях в военных вузах

Решение эвристического задания предполагает создание курсантом личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности. Автором статьи продемонстрирован фрагмент занятия по дисциплине «Психология и педагогика» те...

Похожие статьи

Эффективность тестирования при оценивании результатов обучения

Признавая процесс оценивания результатов обучения обязательным элементом образовательного процесса, автор статьи определяет имеющиеся на сегодняшний день формы оценивания. Особое внимание уделено весьма распространенному сегодня методу — тестированию...

Современные научно-методические приёмы и основные этапы формирования понятий в школьном курсе обществознания

В данной работе рассматриваются современные научно-методические приемы и этапы формирования понятий в курсе обществознания. В рамках исследования описываются основные подходы к формированию понятий, а также рассматриваются этапы этого процесса, на ос...

Понятие электронных документов и особенности их осмотра

В статье рассматривается вопрос тактики осмотра электронных документов на основе анализа нормативно-правовых актов и научно-криминалистических положений, а также раскрыта сущность и специфика электронных документов. В конечном итоге авторами выведен ...

Аналитические исследования в экономике как методологическая основа преподавания экономико-математических дисциплин в высшем образовании

Аналитические исследования — это часть исследования операций, которые, входят в научную область, которая разрабатывает принципы постановки и решения задач улучшения функционирования производственных, управляющих и обслуживающих систем и способы реали...

Тематическая презентация как средство обучения устной речи в неязыковом вузе

В статье рассматриваются возможности использования тематической презентации как средства обучения устной речи. Представлены основные требования и этапы работы над презентацией. Произведен анализ ошибок, допускаемых студентами при создании презентации...

Совершенствование систем дистанционного обучения на основе применения методики оценки информационных характеристик обучающегося

В данной работе рассматриваются системы, реализующие адаптивную модель обучения. Автор предлагает оценивать информационные характеристики обучающегося с целью повысить степень адаптации процесса обучения в системах дистанционного обучения.

Круглый стол как средство формирования исследовательских компетенций на занятиях студентов-историков

Для эффективного решения задач, поставленных ФГОС ВПО третьего поколения, могут быть использованы различные приемы и технологии. С их помощью можно организовать деятельность студентов в интерактивной форме, формировать определенные компетенции. В ста...

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Сценарно-ситуативный метод в обучении устному переводу

В статье рассмотрены особенности применения интерактивных форм обучения, в частности, сценарно-ситуативного метода при проектировании занятий по курсу «Теория и практика устного перевода» в лингвистическом вузе.

Применение метода «эвристическая задача» на занятиях в военных вузах

Решение эвристического задания предполагает создание курсантом личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности. Автором статьи продемонстрирован фрагмент занятия по дисциплине «Психология и педагогика» те...

Задать вопрос