Внеаудиторная работа как средство развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся на подготовительном факультете (на примере урока-концерта «В стране сказок») | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Внеучебная работа

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 27.03.2017

Статья просмотрена: 209 раз

Библиографическое описание:

Зайцева, И. А. Внеаудиторная работа как средство развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции иностранных учащихся на подготовительном факультете (на примере урока-концерта «В стране сказок») / И. А. Зайцева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 65-68. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2207/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье рассмотрены особенности внеаудиторной работы по русскому языку с иностранными учащимися в вузе на подготовительном факультете. Внеаудиторная работа представлена в качестве средства развития межкультурной и лингвострановедческой компетенции студентов-иностранцев. Статья адресована преподавателям русского языка как иностранного.

Ключевые слова: внеаудиторная работа, подготовительный факультет, урок-концерт, межкультурная и лингвострановедческая компетенция

Проблема социокультурной адаптации иностранных студентов в России (особенно студентов подготовительного факультета) — одна из самых важных в теории и практике преподавания дисциплины «Русский язык как иностранный».

Для успешного усвоения русского языка и понимания русской культуры иностранным учащимся оказывается недостаточно только аудиторного времени. Социокультурной адаптации студентов-иностранцев помогает организация планомерной и целенаправленной внеаудиторной работы, которая представляет собой важную составную часть всего учебно-воспитательного процесса и подчинена общим целям образования и воспитания учащихся.

Внеаудиторная работа — это непосредственное продолжение учебного процесса. При подготовке и проведении различных внеаудиторных мероприятий иностранные студенты, общаясь с российскими учащимися, приобретают практические знания в области русского языка. Это помогает активизировать их речевую деятельность, усиливает мотивационный фактор речевого взаимодействия, расширяет их лексический запас, а также способствует глубокому восприятию культуры и лингвострановедческих реалий изучаемого языка. Внеаудиторные мероприятия способствуют решению целого комплекса задач, прежде всего обучающего, коммуникативного, социокультурного и адаптационного плана, совмещая коммуникативную функцию языка и задачи культурного воспитания, так как именно язык помогает участию иностранного студента в диалоге культур. Проведение страноведческих мероприятий не только знакомит иностранцев с русскими национальными традициями, бытом и культурой, но и включает их в этот культурный контекст, что помогает иностранным обучающимся почувствовать себя его непосредственными участниками.

Одной из форм внеаудиторной работы с иностранными студентами является проведение тематических уроков-концертов. Ярким примером является урок-концерт «В стране сказок». На подготовительном факультете проведениеурока-концерта возможно в конце учебного года. Такой урок представляет собой своеобразный отчёт о проделанной работе за первый учебный год, в течение которого иностранные учащиеся особенно активно осваивают русский язык, получают основные знания, навыки и умения, без которых невозможна их дальнейшая учебная деятельность в вузе.

Работа над уроком-концертом проводится в четыре этапа: подготовительный, организационный, этап проведения и завершающий, итоговый этап. На первом этапе учащиеся вместе с преподавателями разрабатывают сценарий концерта. Учитывая культурные особенности разных стран-участников концерта, организаторы выбирают народные сказки, на основе которых пишется сценарий. После непосредственного проведения урока-концерта наступает последний этап, на котором обсуждается проведенное мероприятие и подводятся итоги. Участие в этой работе сплачивает студентов в интернациональный коллектив. В ходе совместной деятельности улучшаются межличностные отношения, сглаживаются противоречия между студентами, что способствует повышению речевой активности студентов.

Вашему внимание предлагается примерный сценарий проведения урока-концерта «В стране сказок».

В СТРАНЕ СКАЗОК

Царь: Здравствуйте, люди добрые! Хорошо мы жили с дочкой в царском дворце. Много всего у нас было, всё, что душа пожелает. Но вот беда одна у нас случилась. Дочка моя, Царевна-Несмеяна, однажды совсем улыбаться перестала. Сердце её ничему не радовалось. Мы уже и так, и эдак развеселить её пытались, а все никак не получалось. Вот и решил я с ней в путешествие отправиться. Может, хоть это поможет… И куда же мы пришли, скажите, люди добрые?

Студенты: В университет. Финансовый университет называется.

Царь: Ох, как здорово! Слышал я, что студенты народ веселый. Может быть, вы мне поможете дочку мой развеселить?

Студенты: Да почему же не помочь?

Студентка: Давайте я вам анекдот расскажу!

Царь: Давай, милая, с довольствием послушаем!

Студентка: Студент, который поступал в университет, не смог сдать экзамены. Сразу после экзаменов он пошёл на почту, чтобы послать брату телеграмму. В телеграмме он написал: «Не сдал экзамены. Подготовь отца». В тот же день студент получил ответ, который прислал ему брат: «Отца подготовил. Готовься сам».

(Царевна отворачивается инедовольно морщится).

Царь: Опять тебе не нравится? Ну что же ты хочешь? Эх, не знаю я, что же ещё делать!.. Может, вы ещё что-нибудь интересное можете показать?

Студенты: Есть у нас сказки разные. Можем вам показать их.

Царь: Вот спасибо вам большое! Давай, доченька, сядем посмотрим! Авось, нам и понравится!..

Студент: А начнем мы с монгольской сказки, которая называется «Человек и тигр».

ЧЕЛОВЕК И ТИГР

Монгольская сказка

Действующие лица:

Старый Тигр

Молодой Тигр

Бык

Верблюд

Человек

Автор

Автор: Однажды позвал тигр сына и сказал ему:

Старый Тигр: — Ты, сынок, стал взрослым, так смотри же и близко не подходи к человеку.

Автор: Сказал так старый тигр и умер. Не послушался юный тигр совета отца, только и думал, как бы узнать, кто такой человек. Однажды встретил молодой тигр быка.

Молодой Тигр: — Ты и есть человек?

Бык: — Нет, я не человек, я бык.

Молодой Тигр: — А человека знаешь?

Бык: — Как не знать? Ведь я же работаю на него. Видишь, у меня в носу кольцо? Это он сделал. Человек ездит у меня на спине.

Молодой Тигр: — Значит человек такой огромный?

Бык: — Да что ты! Он очень маленький.

Молодой Тигр (думает удивленно): Странно, человек такой маленький, а бык работает на него.

Автор: Побежал он дальше. Повстречался ему верблюд.

Молодой Тигр: Ты и есть человек?

Верблюд: — Я не человек, я верблюд. А зачем тебе человек?

Молодой Тигр: — Хочу измерить нашу силу и узнать, кто из нас сильнее.

Верблюд: — Эх, уважаемый, зря ты об этом думаешь. Да сильнее человека нет никого на свете!

Молодой Тигр: — Он что же, очень большой и сильный?

Верблюд: — Нет, он совсем маленький. Мне, чтобы взять его на спину, нужно вставать на колени.

Молодой Тигр: — И ты работаешь на человека?

Верблюд: — Посмотри на кольцо в моем носу. Это он сделал. Он хватает меня за кольцо. Так он показывает, что он мой хозяин.

Молодой Тигр: — Странно!

Верблюд: — Что же тут странного? Сила человека в его разуме. Ум дает ему и власть, и силу.

Автор: Побежал тигр дальше.

Молодой Тигр (думает): Если человек такой маленький и слабый, что мне стоит победить его? Надо взять у него ум!

Автор: Прибежал тигр в лес, а навстречу дровосек идёт.

Молодой Тигр: — Не видел ли ты человека?

Человек: — Я здесь, перед тобой.

Автор: Очень человек испугался, но не показал, что ему было страшно. Смотрит тигр, и вправду маленький человек, одним ударом можно его убить.

Молодой Тигр: — Хватит ли у тебя силы со мной бороться?

Человек: — Конечно, уважаемый, ведь моя сила в уме!

Молодой Тигр: — Покажи-ка мне свой ум!

Человек: — Смотри. Только ум мой я сегодня дома оставил. Пойдём ко мне, я тебе ум свой и покажу.

Автор: Побежали они рядом, тигр и человек. Недалеко от дома дровосек остановился и говорит:

Человек: — Дальше со мной не ходи, уважаемый, потому что рядом с моим домом живут злые собаки. Я быстро вернусь!

Автор: Подошёл человек к дому, да вдруг остановился.

Человек: — Ой, боюсь!

Молодой Тигр: — Чего ты боишься?

Человек: — Боюсь, как бы не ударил ты меня в спину.

Молодой Тигр (подумал): Ну и трус! (сказал) — Ладно, привяжи меня к дереву и иди в дом скорее. Неси свой ум!

Автор: Крепко привязал тигра дровосек и ушёл. Вернулся он с дровами, сложил их около дерева, к которому был привязан тигр, и сказал:

Человек: — Вот я и выполнил свое обещание. Сейчас ты узнаешь, что такое человеческий ум!

Автор: Разжёг человек костёр и убежал. Стало тигру жарко от огня, но тут, к счастью перегорела верёвка, выскочил он из огня и побежал быстро-быстро. С тех пор шкура у тигра полосатая, это ведь след огня. Так тигр понял, что не надо ему с человеком умом бороться.

*****

Царь: Ну что? Понравилось тебе, доченька? (Царевна снова морщится и отворачивается) Нет?.. Ну вот, опять не помогло.

Студент: У нас ещё одна сказка есть. Она называется «Подарки для красавицы». Эту сказку нам покажут студенты из Китая и Мьянмы.

ПОДАРКИ ДЛЯ КРАСАВИЦЫ

Действующие лица:

Автор 1

Автор 2

Нань

Дедушка

Торговец

Юноша 1

Юноша 2

Юноша 3

Автор 2: На берегу Восточного моря жила умная и красивая девушка Ан Ран Дю. Недалеко от неё жили три молодых человека. И все они очень любили эту девушку.

Ан Ран Дю: За кого же мне выйти замуж?

Автор: Ан Ран Дю долго думала и решила пойти к своему старому мудрому дедушке за советом.

Ан Ран Дю:Яне знаю, за кого мне выйти замуж. Что мне делать?

Дедушка:Возьми три золотые монеты, отдай их юношам. Скажи, что они должны купить тебе подарки. Чей подарок будет лучше, тот и будет твоим мужем.

Автор 2: Ан Ран Дю взяла монеты и отдала молодым людям:

Ан Ран Дю:Явыйду замуж за того, чей подарок будет лучше.

Автор: Ипошли друзья искать подарки. Шли они долго-долго.

Автор 2: Один юноша купил чудесное зеркало.

Торговец:Если посмотришь в зеркало, то увидишь кого хочешь и узнаешь, что он делает.

Юноша 1:Явсегда буду видеть Ан Ран Дю. А потом, когда я подарю ей это зеркало, она всегда сможет увидеть меня.

Автор: Другой юноша купил волшебного коня.

Торговец:Если ты сядешь на этого коня, ты окажешься там, где захочешь!

Юноша 2:Это лучший подарок! Если я захочу, я буду около красавицы Ан Ран Дю!

Автор 2: Атретий юноша купил волшебное яблоко.

Торговец:Если заболеешь — съешь это яблоко и сразу будешь здоров.

Юноша 3:Вдруг Ан Ран Дю заболеет, она съест яблоко и выздоровеет. Думаю, что это хороший подарок.

Автор: Через год все юноши встретились, рассказали друг другу о своих подарках. Все они очень скучали по девушке.

Юноша 1:Адавайте посмотрим в зеркало и узнаем, как живет наша Ан Ран Дю!

Юноша 1:Бедная Ан Ран Дю болеет! Ей очень плохо!

Юноша 2:Скорее! Нам надо торопиться! Садитесь на коня!

Автор 2: Ан Ран Дю заплакала, когда увидела юношей.

Ан Ран Дю:Вы принесли подарки, но зачем они мне теперь?

Автор 2: Тогда третий юноша дал ей яблоко.

Юноша 3:Съешь это яблоко!

Автор: Ан Ран Дю съела яблоко и сразу выздоровела.

Ан Ран Дю:А теперь расскажите мне о своих подарках.

Автор 2: Когда юноши рассказали ей о подарках, она сказала:

Ан Ран Дю:За кого же мне выходить замуж? Все вы одинаково помогли мне своими подарками. Если бы не было зеркала, вы бы не узнали о моей болезни. Если бы не было коня, вы бы не приехали так быстро.

Автор: Ан Ран Дю долго думала и наконец решила.

Ан Ран Дю:Вы настоящие товарищи и верные друзья, вместе вы смогли спасти меня. Но я выйду замуж за того, кто подарил мне волшебное яблоко. Когда вы выбирали подарки, вы думали о себе, а он думал только обо мне.

Автор: Икрасавица Ан Ран Дю вышла замуж за юношу, подарившего ей яблоко.

(Во время сказки Царевна чуть-чуть поворачивается и начинает проявлять интерес)

Царь: Вот чудо-то! Кажется, действует… А ещё сказки у вас есть?

*****

Студенты: Конечно! Есть у нас интересная мьянманская сказка. Она называется «Завещание отца».

ЗАВЕЩАНИЕ ОТЦА

Бирманская сказка

Действующие лица:

Автор 1

Автор 2

Отец

Старший сын

Младший сын

Автор 1: В далекие, далекие времена жил да был богач, и было у него два сына. Вдруг заболел богач. Позвал он перед смертью своих сыновей, разделил между ними деньги и на прощанье сказал:

Отец: — Милые мои сыновья! Ешьте всегда только вкусную пищу. Никогда не ешьте того, что невкусно!

Автор 2: Сказав так, отец умер. Младший сын послушал совет отца, поэтому ел всегда только самые вкусные и дорогие блюда и очень скоро потратил все свои деньги. Однажды он услышал, что его старший брат женился, и решил пойти к нему в гости. Пришёл он к старшему брату и увидел, что живет он хорошо и у него осталось еще много денег после смерти отца.

Младший брат: — Брат мой, помнишь ли ты совет отца? Я послушался его, ел только вкусную пищу и, видишь, совсем обеднел. Как же ты смог сохранить деньги и так хорошо жить?

Старший брат: — Я послушал совет отца и ем только то, что вкусно, поэтому-то я и становлюсь каждый день всё богаче и богаче.

Младший брат: — Что же ты кушаешь?

Старший брат: — Потом узнаешь, ведь сегодня мы будем обедать вместе.

Автор 1: И братья отправились в поле.

Старший брат: — Давай сначала хорошо поработаем, а потом вкусно поедим.

Автор 2: Младший брат много и долго работал. Он работал не меньше, чем старший брат. Наступил полдень.

Младший брат: — Брат мой! Не сделать ли нам перерыв, я что-то очень хочу есть.

Старший брат: — Хорошо. Если ты устал и захотел есть, значит самое время прервать работу!

Автор 1: Вернулись братья домой и начали есть. Попробовал младший рис и нгапи с приправами.

Старший брат: — Ну как, вкусно?

Младший брат: — Очень, очень вкусно.

Старший брат: — Брат мой! Ты неправильно понял совет отца. Есть вкусно не значит есть вкусные вещи. Отец хотел сказать, что надо есть только тогда, когда очень хочешь есть. А хорошо проголодаться можно, если только хорошо поработаешь. Тогда любая еда покажется вкусной. Тут дело нехитрое, да умное: и работе польза, и деньги сохранишь, если не будешь есть дорогую, а простую пищу.

Автор 2: Тогда-то и понял младший брат.

(Царевна улыбается иуже смотрит сказки во все глаза)

Студент: Смотри, царь, дочка-то твоя улыбается. Но вот беда: сказки у нас закончились. Зато у нас песня есть веселая. Давайте споём её все вместе!

(Все поют песню, втом числе иЦаревна)

Царь: Ну спасибо вам, люди добрые! Развеселили вы дочку мою! Я уже и не надеялся увидеть, как она смеётся. Пожалуй, дочку свою я в ваш университет отдам. Здесь ей всегда будет интересно и весело. Согласна?

Царевна: ДА! :-)

В конце все участники и зрители поют песню.

Литература:

  1. Баженов Д. В., Иванов А. Г., Мирзоева В. М. Психолого-педагогические факторы успешности подготовки иностранных учащихся в медицинском вузе. http://cyberleninka.ru/article/n/psihologo-pedagogicheskie-faktory-uspeshnosti-podgotovki-inostrannyh-uchaschihsya-v-meditsinskom-vuze
  2. Михеева Л. Н. Формирование лингвокультурной компетенции иностранных студентов в процессе межкультурной коммуникации. https://www.isuct.ru/e-publ/gum/sites/ru.e-publ.gum/files/2013/t04n03/humscience_2013_t04n03_241.pdf
Основные термины (генерируются автоматически): молодой Тигр, автор, старший брат, младший брат, русский язык, Рана, студент, юноша, внеаудиторная работа, совет отца.

Ключевые слова

внеаудиторная работа, подготовительный факультет, урок-концерт, межкультурная и лингвострановедческая компетенция

Похожие статьи

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка

Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании дискурсивной и стратегической компетенции. Статья раскрывает понятия «дискурсивная и стратегическая компетенция», рассмотрен метод проектов как способ обучению монологическом...

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»

В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...

Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)

В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Реализация принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ при обучении иностранных учащихся падежной системе русского языка

В статье рассмотрен вопрос о знакомстве с предложно-падежной системой русского языка с учетом реализации принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ для иностранных учащихся. Автором проанализированы основные уче...

Практическая направленность обучения письменной речи в техническом вузе

В статье анализируется проблема практической направленности обучения письменной речи в техническом вузе. Рассматривается необходимость соответствующей организации материала и методики работы с ним. Анализируется возможность использования специфики пи...

Похожие статьи

Практическая подготовка будущего учителя начальных классов средствами учебной дисциплины «Иностранный язык»

В данной статье описаны возможности учебной дисциплины «Иностранный язык» в формировании общих и профессиональных компетенций будущих учителей начальных классов. Представлен опыт организации внеаудиторной деятельности, характеризующуюся практико-орие...

Особенности реализации метода проектов на уроках английского языка

В статье рассматривается понятие «лингводидактический потенциал». Раскрывается сущность метода проектов, виды проектов, их реализация на уроках английского языка в школе. В статье доказана актуальность применения метода проектов в образовательном про...

Формирование дискурсивной и стратегической компетенции при обучении монологическому высказыванию в проектной деятельности на материале испанского языка

Данная статья посвящена специфике применения метода проектов в формировании дискурсивной и стратегической компетенции. Статья раскрывает понятия «дискурсивная и стратегическая компетенция», рассмотрен метод проектов как способ обучению монологическом...

Использование эмоционально-ценностного потенциала культуроведческой темы «Книга в нашей жизни» при обучении сочинению-рассуждению обучающихся 8–9-х классов

В статье рассмотрена актуальность развития эмоционально-ценностного потенциала на уроках русского языка. Разработан комплекс языковых и речевых упражнений на базе темы «Книга в нашей жизни». Материалы могут быть использованы учителями с целью формиро...

К формированию социокультурных компетенций через осмысление аутентичных произведений теле- и видеоискусства (на примере обучения иностранному языку студентов технического вуза)

В статье рассматриваются возможности применения аутентичных видеоматериалов в обучении иностранному языку студентов технического вуза. Такого рода материалы позволяют повысить мотивацию студентов технических специальностей изучать иностранный язык, п...

Из опыта работы над учебным пособием «Развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся»

В статье описан опыт работы над учебным пособием, направленным на развитие социокультурной компетенции у иностранных обучающихся по юридическим специальностям. Рассмотрено понятие «социокультурная компетенция», ее компоненты, способы формирования, ра...

Игровые технологии во внеурочной деятельности учащихся по изучению краеведческого материала (на примере квеста «Галерея скульптур городов-побратимов Петрозаводска»)

В статье рассматриваются проблемы организации изучения краеведческого материала в школьной программе и предлагается вариант решения проблем на примере использования квест-технологии. Приводится пример организации квеста «Галерея скульптур городов поб...

Интеграция урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельности учащихся

В статье автором рассматривается роль интеграции урочной и внеурочной деятельности в процессе повышения самостоятельной деятельности учащихся. Дается определения урочной и внеурочной деятельности. Определены задачи, решаемые интеграцией. Рассмотрено ...

Реализация принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ при обучении иностранных учащихся падежной системе русского языка

В статье рассмотрен вопрос о знакомстве с предложно-падежной системой русского языка с учетом реализации принципов преемственности и перспективности в учебных пособиях по грамматике РКИ для иностранных учащихся. Автором проанализированы основные уче...

Практическая направленность обучения письменной речи в техническом вузе

В статье анализируется проблема практической направленности обучения письменной речи в техническом вузе. Рассматривается необходимость соответствующей организации материала и методики работы с ним. Анализируется возможность использования специфики пи...

Задать вопрос