Синергетический подход как основа реализации программ по формированию здорового образа жизни в медицинском вузе | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Тихомиров, С. М. Синергетический подход как основа реализации программ по формированию здорового образа жизни в медицинском вузе / С. М. Тихомиров, К. А. Ипатова, Д. А. Графов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 85-89. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2213/ (дата обращения: 16.10.2024).



Распространённость потребления психоактивных веществ (ПАВ), влекущая за собой аддиктивное поведение студентов — серьёзное препятствие для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) в вузе. Исследование аддиктивного поведения студентов медицинского вуза показало, что даже эпизодическое потребление ПАВ в малых количествах, оказывает негативное влияние на все сферы жизни студентов, в том числе и на её качество. Целостность отрицательного воздействия ПАВ, соответственно, требует холистического противодействия аддиктогенному влиянию ПАВ — создание среды здоровья в медицинском вузе на основе синергетического, мультидисциплинарного воздействия на образ жизни студентов. Проект программы сбережения студенческого здоровья с учётом результатов исследования приводится с конкретными примерами.

Ключевые слова: студенты медицинского вуза, психоактивные вещества (ПАВ), аддиктивное поведение, превенция, синергетическое воздействие, здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Утверждение идеологии здорового образа жизни в любой общности требует предварительного создания валеологической среды: здоровьесберегающего пространства, функциональной инфраструктуры, ответственной за воплощение в жизнь оздоравливающего проекта. Анализ исследований наркологической ситуации в России показывает увеличение её напряжённости [2], в том числе в сфере потребления наркотиков [7]. Малая достоверность статистической информации позволяет предположить, что в реальности ситуация ещё более неблагополучная. Молодёжь, студенты, вследствие своей активной жизненной позиции, сосуществующей с фактической социальной незрелостью, являются ядром возникновения и распространения девиантного и аддиктивного поведения. Этому в немалой степени способствует компактность проживания студентов, их общность, создающаяся при совместном участии в образовательном процессе.

Изучение результатов влияния потребления ПАВ на здоровье и жизнь студентов показало, что даже эпизодическое потребление алкоголя, не только создаёт риск угрозы здоровью, но и отрицательно влияет на усвоение учебного материала, сохранение их правопослушности [6].

Риск угрозы здоровью, в период обучения в вузе, включает в себя, в порядке распространённости и значимости, следующие факторы:

− аддиктивное поведение (потребление ПАВ);

− небезопасные и коммерческие сексуальные контакты;

− нерациональное пищевое поведение;

− криминальное поведение, связанное с насилием;

− низкая физическая активность [12].

Основные факторы, негативно влияющие на человека, вызывающие рассогласование его поступков с нормами поведения в обществе, нарушающие его социальную идентификацию и адаптацию, этиологически являются биологическими, психологическими или социальными, т. е. действуют, как и подтвердил проведённый скрининг, на личность человека, референтную для него группу и общество в целом. Именно поэтому эффективное противодействие аддиктивному поведению должно осуществляться целостно, т. е. на индивидуальном, групповом и социальном уровне [4].

Приведённым отрицательным факторам необходимо противопоставить в качестве реальной альтернативы совокупность факторов защиты здоровья, составляющих синергетический комплекс деятельности по формированию ЗОЖ: достаточный уровень жизни, доступность служб психологической, медицинской и социальной помощи для студентов, формирование у них мотивации на ЗОЖ, наличие у них защитных факторов здорового и социально-эффективного поведения, устойчивости к стрессу, физического и психического благополучия; выработка адекватной самооценки, развитие навыков самостоятельного решения проблем, поиска и принятия социальной поддержки, устойчивость к давлению сверстников, умение контролировать своё поведение, вовлеченность в общественную жизнь, участие и организации программ досуга, альтернативных потреблению ПАВ [3].

Фундаментом ЗОЖ является непринятие и/или отказ от потребления ПАВ. Кроме того в ЗОЖ входят рациональное питание, выработка и соблюдение режима учёбы/отдыха, достаточный уровень физической активности, соблюдение психогигиены, предотвращение агрессивного и аутоагрессивного (суицидального) поведения. Формирование ЗОЖ подразумевает применение здоровьесберегающих, здоровьеразвивающих, здоровьесозидающих и валеологических технологий [11].

Здоровье студентов медицинского вуза сегодня — здоровье профессионалов медицинских дисциплин завтра. Сегодня это только декларация. Предстоящая работа в качестве врача, т. е. специалиста, который обязан быть не только носителем, но и пропагандистом ЗОЖ, как показали неоднократные исследования, не является препятствием для потребления ПАВ, и студенты, и врачи также становятся зависимыми от ПАВ, которые потребляют [9, 10]. Одной из задач высшей школы, определённой государственной программой «Развитие образования» [8], является ориентирование студентов на изучение и практическое применение идеологии и практик ЗОЖ, понимание ими здоровья как основной жизненной ценности. Распространённость потребления ПАВ в студенческой среде настоятельно требует внедрения в процесс получения высшего образования холистической превенции аддиктивного поведения студентов-медиков. Исследование наличия необходимых возможностей реализации валеологической программы показывает эффективность проведения превенции аддиктивного поведения путём чрезпредметного синергетического здоровьесберегающего компонента жизненных стратегий в учебном процессе [14]. Имеется возможность осуществить такой вариант обучения в рамках интегративного научного направления — синергетики, имеющей общую концептуальную почву для самых различных научных дисциплин, что актуализирует деятельность по воспроизводству достижений синергетики. Успешность синергетического подхода в образовании доказана практикой внедрения чрезпредметного антикоррупционного курса, разработанного в СПбАППО [1].

Материалы и методы исследования

Проектирование оптимизирующих мероприятий всегда начинается со сбора информации о задаче, которую предстоит решить. Методом анонимного анкетирования в нашем исследовании был проведён сбор информации о потреблении наиболее распространённых ПАВ у 470 (из 1008) первокурсников (121 юноши и 349 девушек) лечебного и стоматологического факультета ПСПБГМУ им. акад. И. П. Павлова в 2015/2016 учебном году. Средний возраст респондентов составил 18,2 года.

Для скрининга была разработана специальная анкета, применением вопросов которой устанавливались: возраст первой пробы ПАВ — никотина, алкоголя, напитков с тонизирующими (кофеин) компонентами (далее — энерготоников), наркотических средств и психотропных веществ, мотивы сохранения трезвого образа жизни, выявлялся уровень информированности студентов о рисках для здоровья и жизни вследствие потребления ПАВ.

Анонимность анкетирования в исследовании была применена как средство, влияющее на повышение уровня искренности ответов при проведении сенситивных опросов, что было ранее подтверждено при скрининговых исследованиях курения табака и потребления алкоголя [15]. Каждый анкетируемый предоставил письменное добровольное информированное согласие на участие в исследовании. Интервьюеры, непосредственно перед анкетированием, разъясняли смысл исследования и подтверждали анонимность его результатов. Компонентом технологии проведения исследования, повышающим его эффективность, являлся метод «запечатанного буклета».

Результаты и их обсуждение.

Результаты проведенного исследования показали, что студенты медицинского вуза чаще всего не обладают полной и достоверной информацией о действии ПАВ. Кроме того, молодые люди ограничиваются поверхностными, «мифологизированными» знаниями, склонны легко соглашаться на прием ПАВ, не всегда оценивают реальный риск возникновения зависимости от ПАВ. Изучение отношения к потреблению ПАВ у студентов медицинского вуза выявило несогласованность указанных в анкете действий с ответами на вопросы, что может выражаться в некритичном отношении к потреблению ПАВ, несформированности установок к сохранению трезвого образа жизни и ЗОЖ в целом, низком уровне самосознания и противоречивости личностных установок. При изучении мотивации потребления ПАВ, выяснилось, что приобщение к приёму ПАВ происходит под влиянием их ближайшего окружения, в период группового проведения досуга и слабых установок к сохранению своего здоровья, а также в силу потребности в новых ощущениях и гедонистических установках. По результатам проведенного исследования было выявлено, что возраст первой пробы ПАВ чаще приходится на период обучения в средней школе. Как правило, на этот же период приходится подростковый кризис с характерными для него расширением социальной сферы с одной стороны, и растущей индивидуализацией, обособлением — с другой, повышением авторитета референтной группы, чьи мнения и оценки приобретают наибольшую субъективную значимость в этом возрасте, отделением от семьи, реакциями эмансипации.

Исследование вопроса понимания опасности и последствий для своего здоровья от потребления ПАВ, показало, что студенты чаще всего давали ответы, характеризующие их любопытство, желание познать неизведанное, намерение пережить эмоционально — приятное состояние, поиск новых развлечений. Подобное легкомысленное отношение к потреблению ПАВ значительно повышают факторы риска, а именно создают причины и условия, достоверно увеличивающие вероятность потребления ПАВ и возможность развития связанных с этим медицинских и социальных последствий, тем самым существенно ослабляя факторы защиты, снижающие вероятность потребления ПАВ.

Расчёт экстенсивных показателей ответов респондентов выявил, что 90 % из них имеют личный опыт потребления ПАВ, сформированный в период с 12 до 18 лет. Такая ситуация — результат, в том числе, отсутствия программ формирования ЗОЖ в средней школе. Меры контроля в микросоциуме и ограничительные меры в отношении продажи и потребления никотина и алкоголя неэффективны — это негативно действующие социальные факторы.

Первая проба ПАВ (за исключением энерготоников) осуществлялась под давлением референтной группы сверстников или иных значимых лиц — социально-психологический фактор.

Практически 100 % опрошенных отметили в анкетах, что потребление ПАВ несёт риск угрозы здоровью, является опасным. При этом две трети студентов продолжают потреблять ПАВ. Налицо отсутствие сознания собственной уязвимости вследствие психического и социального инфантилизма — социальный, психологический и биологический факторы вследствие эволюционной гетерохронии: отставание эволюции психики от предоставленных социальных прав.

Заключение и выводы.

Проведенное исследование выявило неблагополучную наркологическую ситуацию в среде обследованных студентов медицинского вуза и актуализирует проектирование, организацию и реализацию конкретных, методологически обоснованных мероприятий по профилактике аддиктивного поведения и формированию ЗОЖ в медицинском университете.

Скрининг стал предпроектным мероприятием в создании системы сохранения здоровья студентов, основанной на современном понимании построения профилактических стратегий, результаты которого показали необходимость составления целевого проекта превенции потребления ПАВ.

Методической основой сохранения и улучшения состояния здоровья студентов является концепция формирования ценностного отношения к здоровью, ЗОЖ у студентов медицинского университета, целью которой является формирование осознанной мотивации обучающихся к ЗОЖ, для снижения рисков их здоровью, его сохранению и укреплению, повышению качества жизни.

Мероприятиями по практическому воплощению концепции ЗОЖ должны стать:

− Составление проекта по созданию среды здоровья в медицинском университете.

− Проведение плановой диспансеризации студентов.

− Плановое посещение студентами фармацевтических выставок, участие в семинарах, форумах, конгрессах, организуемых различными организациями, обсуждение инноваций в диагностике, профилактике, лечении расстройств, вызванных потреблением ПАВ в студенческой среде, вовлечение студентов в организуемые волонтёрские движения, пропагандирующие ведение ЗОЖ как норму жизни.

Медицинский профиль вуза способствует возможностям чрезпредметного преподавания идеологии здоровья. Приводим следующие примеры:

Кафедра судебной медицины.

Лекция и практическое занятие «Судебно-медицинская экспертиза отравлений» — включить обсуждение токсического действия алкоголя, наркотических средств и психотропных веществ;

Кафедра биологической химии.

Лекция «Обмен веществ» — включить сведения о нарушении обмена веществ при потреблении алкоголя, наркотиков;

Кафедра пульмонологии.

Лекция «Профилактика заболеваний лёгких» — включить сведения о негативном влиянии курения табака на функцию дыхания, снабжения организма кислородом.

Клинические разборы пациентов, имеющих осложнения основных заболеваний, вызванные потреблением ПАВ.

Учитывая сменяемость обучающихся в вузе, профилактическая и оздоровительная работа должна вестись постоянно. Неотъемлемой частью программы превенции аддиктивного поведения и формирования ЗОЖ является оценка её эффективности, которая также должна проводиться регулярно, учитывая наличие и выраженность или отсутствие положительных социальных эффектов от проведения превенции потребления ПАВ. Структурирование и эффективность современных профилактических программ далеки от совершенства. Они нуждаются не только в качественной и количественной проработке, но и в постоянной коррекции, вследствие динамики наркологической ситуации. В оценке эффективности программ необходимо использовать не только формальные количественные отчёты, но и результаты, полученные от адресатов превенции методом обратной связи [13]. Примерно через год после запуска проекта уже возможно оценить краткосрочный результат, отражающий изменение знаний и отношений к потреблению ПАВ. Через 2–3 года оценка сможет определить изменение поведения студентов, а через 5 лет — снижение числа новых потребителей ПАВ.

Литература:

  1. Барышников Е. Н. Антикоррупционное воспитание в государственных образовательных учреждениях: проблемы, достижения, перспективы. — СПб.: СПбАППО, 2011. — 209 с.
  2. Березин И. И., Русакова Н. В., Кретова И. Г. и др. Изучение распространения потребления психоактивных веществ среди студенческой молодёжи // Известия Самарского научного центра Российской Академии Наук, 2010. т. 12. № 1(7). С. 1796–1801.
  3. Брехман И. И. Введение в валеологию — науку о здоровье. — Л.: Наука, 1987. — 125 с.
  4. Змановская Е. В., Рыбников В. Ю. Девиантное поведение личности и группы: учебное пособие. — СПб.: Питер, 2010. — 352 с.
  5. Карпов А. М., Набиуллина Р. Р., Шмаков М. А. и др. Системная мотивация на трезвый, здоровый образ жизни. Руководство для врачей психиатров-наркологов, психотерапевтов, психологов и реабилитологов. – Казань, 2017. — 70 с.
  6. Курейчик В. М., Писаренко В. И. Синергетический подход в педагогическом проектировании образовательной среды вуза // Открытое образование. 2014. № 3. С. 55–62.
  7. Переверзев В. А. О небезопасности эпизодического потребления алкоголя студентами // Здравоохранение (Белоруссия). 2014. № 8. С. 12–27.
  8. Позднякова М. Е. Наркотики «новой волны» как фактор изменения наркоситуации в России // Социологическая наука и социальная практика, 2013. № 2. С. 123–139.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. № 295 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 гг.».
  10. Решетова Т. В., Мазурок В. А., Березина Н. Н. и др. Вредные привычки у врачей: лечение и профилактика // Безопасность жизнедеятельности. 2014. № 4. С. 14–20.
  11. Сидоров П. А. Особенности алкоголизации и наркотизации студентов и врачей // Наркология. 2003. № 5. С. 3–18.
  12. Татарникова Л. Г. Педагогика здоровья: Здоровьесберегающие образовательные технологии. СПБ.: СПбАППО, 2009. – 184 с.
  13. Технологии разработки и совершенствования молодёжных социальных проектов и программ по формированию здорового образа жизни в студенческой среде: Учебно-методическое пособие (Цветкова Л. А., Гурвич И. Н., Русакова М. М. и др.: под ред. И. Н. Гурвича).- СПб.: Изд-во С.- Петер. ун-та, 2004. — 148 с.
  14. Тимошилов В. И., Батавина И. А. Оценка качества профилактики наркопредрасположенности молодёжи методом обратной связи // Социальная медицина,2015. том XXXII. № 2. С. 76–80.
  15. Тихомиров С. М. Первичная профилактика курения табака. Учебное пособие. – М.: Армпресс, 2004. – 168 с.
  16. Kraus L., Augustine R. Measuring alcohol consumption and alcohol related problems: Comparison of responses from self-administreted questionaires and telephone interviws // Addiction, 2001/ Vol. 96. № 4: 459–471.
Основные термины (генерируются автоматически): потребление ПАВ, медицинский вуз, медицинский университет, здоровый образ жизни, проба ПАВ, риск угрозы, здоровье, студент, наркологическая ситуация, студенческая среда.

Ключевые слова

аддиктивное поведение, превенция, студенты медицинского вуза, психоактивные вещества (ПАВ), синергетическое воздействие, здоровый образ жизни (ЗОЖ)

Похожие статьи

Оптимизация мер профилактики аддиктивного поведения студентов и активизация практик здорового образа жизни в медицинском вузе

Прекращение реализации федеральных целевых программ профилактики наркомании в России в 2009 году, через несколько лет заметно ухудшило и сделало напряжённой наркологическую ситуацию, в том числе в среде студенчества. Потребление психоактивных веществ...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Личностные черты студентов, склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение, являясь одной из наиболее распространенных форм девиации, представляет серьезную социальную проблему, может приводить к негативным последствиям, угрожающим психологическому здоровью и благополучию молодых людей. Необходимо зани...

Сравнительная оценка влияния обучения как стрессогенного фактора на студентов первого и третьего курса высшего учебного заведения медицинского профиля

Человек является частью сложной взаимосвязанной системы, состоящей из множества элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера. Влияние учебного процесса как стрессогенного фактор...

Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики

Статья посвящена причинам формирования аддиктивного поведения, взаимосвязи и взаимодействию биологических, психосоциальных и средовых факторов при формировании данного негативного феномена, а так же роли и значению образовательной среды, как средства...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости у молодежи

В статье проводится теоретический анализ роли совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости. Проводится теоретический анализ исследований, показывающих, что неспособность личности справляться...

Коррекция аутодеструктивного поведения подростков посредством арт-терапии

В современном обществе интенсивно продолжает распространяться аутодеструктивное поведение среди подросткового возраста. Аутодеструктивное поведение является одним из компенсаторных защитных механизмов адаптации и стабилизации личности, возможностью п...

Особенности психологической защиты и копинг-ресурсы больных шизофренией

Целью исследования является изучение особенностей психологических защит и копинг-ресурсов у больных, страдающих шизофренией. В исследовании приняли участие 21 человек в возрасте от 21 года до 26 лет. Было проведено экспериментально- психологическое и...

Влияние физической активности и диетотерапии на организм при сахарном диабете II типа легкой степени тяжести

Статья содержит исследования влияния физической активности и соблюдения режима питания на самочувствие студентов в условиях имеющегося сахарного диабета 2-го типа легкой степени тяжести. Проводилось групповое заочное анкетирование с использованием ст...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Похожие статьи

Оптимизация мер профилактики аддиктивного поведения студентов и активизация практик здорового образа жизни в медицинском вузе

Прекращение реализации федеральных целевых программ профилактики наркомании в России в 2009 году, через несколько лет заметно ухудшило и сделало напряжённой наркологическую ситуацию, в том числе в среде студенчества. Потребление психоактивных веществ...

Здоровый образ жизни как модель первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза

В статье приведены данные о необходимости и возможности формирования здорового образа жизни для первичной профилактики заболеваний у студентов педагогического вуза. При этом важная роль отводится педагогам, которые непосредственно решают задачи форми...

Личностные черты студентов, склонных к нехимическим формам аддиктивного поведения

Аддиктивное поведение, являясь одной из наиболее распространенных форм девиации, представляет серьезную социальную проблему, может приводить к негативным последствиям, угрожающим психологическому здоровью и благополучию молодых людей. Необходимо зани...

Сравнительная оценка влияния обучения как стрессогенного фактора на студентов первого и третьего курса высшего учебного заведения медицинского профиля

Человек является частью сложной взаимосвязанной системы, состоящей из множества элементов физического, химического, биологического, психологического, экономического, культурно-этнического характера. Влияние учебного процесса как стрессогенного фактор...

Формирование аддиктивнного поведения и образовательная модель его профилактики

Статья посвящена причинам формирования аддиктивного поведения, взаимосвязи и взаимодействию биологических, психосоциальных и средовых факторов при формировании данного негативного феномена, а так же роли и значению образовательной среды, как средства...

Роль совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости у молодежи

В статье проводится теоретический анализ роли совладающего поведения и стрессоустойчивости личности в формировании склонности к химической зависимости. Проводится теоретический анализ исследований, показывающих, что неспособность личности справляться...

Коррекция аутодеструктивного поведения подростков посредством арт-терапии

В современном обществе интенсивно продолжает распространяться аутодеструктивное поведение среди подросткового возраста. Аутодеструктивное поведение является одним из компенсаторных защитных механизмов адаптации и стабилизации личности, возможностью п...

Особенности психологической защиты и копинг-ресурсы больных шизофренией

Целью исследования является изучение особенностей психологических защит и копинг-ресурсов у больных, страдающих шизофренией. В исследовании приняли участие 21 человек в возрасте от 21 года до 26 лет. Было проведено экспериментально- психологическое и...

Влияние физической активности и диетотерапии на организм при сахарном диабете II типа легкой степени тяжести

Статья содержит исследования влияния физической активности и соблюдения режима питания на самочувствие студентов в условиях имеющегося сахарного диабета 2-го типа легкой степени тяжести. Проводилось групповое заочное анкетирование с использованием ст...

Определение и оценка адаптационного потенциала старшеклассников и студентов первого курса во время учебного года

Статья посвящена изучению адаптационных возможностей старшеклассников и студентов первого курса к учебным нагрузкам, объем и интенсивность которых часто становятся причинной нарушения психологической устойчивости и физического функционирования органи...

Задать вопрос