Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения истории»
Автор: Иванов Олег Владимирович
Рубрика: Теория и методика профессионального образования
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.
Дата публикации: 30.03.2017
Статья просмотрена: 1709 раз
Библиографическое описание:
Иванов, О. В. Задания для самостоятельной работы студентов по курсу «Теория и методика обучения истории» / О. В. Иванов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 33-36. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2248/ (дата обращения: 18.12.2024).
При изучении вузовского курса «Теория и методика обучения истории» особое значение имеют практические занятия, которые в целом направлены на формирование и отработку у студентов различных методических умений. Именно на практических занятиях обучающиеся приобретают аудиторный опыт методической деятельности учителя: отбирают учебное содержание для уроков истории, анализируют и конструируют средства обучения, разрабатывают методические приёмы обучения и т. п..
Практические занятия могут иметь следующую структуру:
– объявление цели занятия;
– краткая беседа со студентами по теории изучаемой проблемы;
– выполнение практических заданий слушателями (на этот этап занятия отводится наибольшее количество учебного времени);
– обсуждение результатов практической работы;
– инструктаж по выполнению заданий к следующему занятию.
Особую значимость в процессе практических занятий имеют задания, предъявляемые студентам для самостоятельной работы. Эти задания должны носить практикоориентированный характер, быть направленными на развитие у обучающихся разнообразных методических умений. Студентам могут предъявляться устные и письменные задания, выполняться они могут как аудиторно, так и в ходе домашней работы.
Для успешного и осознанного решения студентами практических заданий, задания могут иметь следующую структуру:
– ключевое задание, его формулировка. Например: «разработать методическую систему вопросов и заданий к видеофрагменту исторического фильма» (предлагается конкретный видеофрагмент);
– цели выполнения задания. Например: «развитие методических умений разработки вопросов и заданий школьникам для осуществления учениками многоуровневого анализа исторического фильма»;
– методические подсказки для выполнения задания. Подсказки могут быть ориентированы на формирование у студентов собственно методических умений, связанных с процессом обучения истории. Пример такой подсказки: «вопросы и задания к видеофрагментам исторических фильмов могут быть направлены на развитие у школьников следующих учебных умений:
– извлекать информацию из аудиовизуального источника «лежащую на поверхности» (например, от школьников требуются ответы на вопросы типа: что? Где? Когда?);
– формулировать оценочные суждения (например: «оцените поведение…», «нравится ли Вам…»);
– критически анализировать видеоматериалы (например: «можно ли доверять…», «каковы мотивы субъективного отражения автором…» и др.);
–образец выполнения задания. Например, студентам в качестве образца предъявляется небольшой фрагмент из фильма 2004 года «Александр», сопровождающийся методическим аппаратом: «о каких чертах характера молодого Александра свидетельствует случай с покорением коня Буцефала?» и т. д.;
– ресурсы для выполнения задания. Данная часть задания предоставляет студентам разнообразные ресурсы, на основе которых они должны выполнить практическое задание (в данном примере — студенты могут использовать несколько разных видеофрагментов из художественных исторических фильмов, имеющих дидактическое значение) [3, сс. 555–556].
Приведем подробный пример задания, которое имеет подобную структуру и может быть использовано на практическом занятии по курсу методики обучения истории при изучении соответствующей темы.
Ключевое задание. Проанализируйте основной текст учебника истории (на выбор; 5–9 классы). Выделите в основном тексте примеры использования различных приёмов изложения учебного материала. Результаты запишите в таблицу:
Приёмы изложения учебного материала восновном тексте учебника |
Примеры различных приёмов изложения учебного материала |
Указания на расположение примеров вконкретном учебнике истории |
повествовательный текст |
||
описательный текст |
||
объяснительный текст |
||
проблемный текст |
||
обобщающий текст |
Вопросы и задания для анализа основного текста учебника истории:
Какие приёмы изложения содержания преобладают в анализируемом Вами учебнике? Укажите учебные темы, исторические сюжеты, где превалируют те или иные приёмы. Соответствуют ли приёмы изложения содержания возрастным возможностям учащихся? Определите соотношение теоретического и фактического материала в основном тексте. Установите, как в основном тексте представлены смысловые единицы исторических знаний (даты, факты, понятия, др.). Посилен ли их объем для усвоения школьниками? Оцените ориентацию содержания на развитие познавательного интереса учащихся к прошлому. Предложите Вашу общую оценку основного текста проанализированного учебника.
Цели:
– формирование умения анализировать основной текст учебника истории;
– формирование умения высказывать оценочные суждения о структурных компонентах учебника;
– формирование представлений о структурном элементе учебника «основной текст».
Методическая подсказка
В учебнике истории могут использоваться разнообразные приёмы изложения учебного содержания: повествовательно-описательные тексты, объяснительные, проблемные и обобщающие тексты. В большинстве современных российских учебников преобладают описательные и повествовательные тексты, встречаются элементы объяснения. Проблемное изложение учебного материала более характерно для учебников, предназначенных старшеклассникам.
Пример повествовательного текста:
«Вслед за Критом греки стали заселять другие острова Эгейского моря. Они стремились укрепиться и на его восточных берегах — на полуострове Малая Азия. Противником греков здесь было Троянское царство. Около 1200 года до н. э. против него выступило объединенное войско греческих городов. Осада столицы царства — Трои закончилась ее падением. Греки разграбили и сожгли Трою. Остатки сожженного города много веков спустя были обнаружены археологами» [2, сс. 117–118].
Пример описательного текста:
«В ремесленных кварталах узкие сумрачные улочки впадали в небольшие торговые площади. Дома стояли вплотную друг к другу, так как земля стоила дорого. А в центре города располагалась нарядная главная площадь. Здесь возвышалось здание городского управления — синьории, ратуши или мэрии, проводились торжества и праздники, ярмарки и т. д. На одной из центральных площадей находился кафедральный собор. Днём в центре города кипела оживленная жизнь. К вечеру улицы становились безлюдными, одинокие путники спешили под безопасный кров. Городские ворота запирались до утра» [1, с. 63].
Пример объяснительного текста:
«Со временем Вильгельм повелел провести опись всех земель в Англии с указанием их владельцев. Создание этой описи, названной впоследствии Книгой Страшного суда, имело большое значение. Во-первых, она узаконивала переход земель к Вильгельму Завоевателю и нормандским феодалам. Во-вторых, король потребовал, чтобы с каждого упомянутого в книге поместья уплачивалась подать, как в прежние времена. Нормандские бароны, считавшие себя свободными от всяких платежей, не обрадовались такому решению. Чтобы обеспечить их повиновение, король созвал баронов и рыцарей специально для принесения ему вассальной присяги» [1, с. 81].
Пример обобщающего текста:
«Таким образом, в итальянских землях в Средние века сформировалась группа быстро развивавшихся городов-государств. Значительную их часть составляли республики, в которых утвердилась власть городской торговой и финансовой верхушки, а затем появились и единоличные правители. Итальянские государства вели активную торговую и колонизационную политику. Их экономические интересы и соперничество в борьбе за рынки способствовали сохранению раздробленности итальянских земель. Путь к созданию единого государства начался несколько веков спустя, уже в другое, Новое время» [1, с. 126].
Образец выполнения задания
Приёмы изложения учебного материала восновном тексте учебника |
Примеры различных приёмов изложения учебного материала |
Указания на расположение примеров вконкретном учебнике истории |
повествовательный текст |
«Во Франции в 1356 г. произошло восстание в Париже. Волнения возникли в ответ на попытку дофина (наследника престола) Карла получить от сословий деньги на ведение войны против Англии. Горожане во главе с купеческим старшиной Этьеном Марселем потребовали ограничить власть короля и расширить права Генеральных штатов. Конфликт между парижанами и дофином затянулся на многие месяцы. Весной 1358 г. на севере страны начались выступления крестьян против сеньоров. Повстанцы нападали на рыцарские отряды, захватывали дворянские замки, уничтожали списки феодальных повинностей». |
Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. 6 класс. — С. 128. |
описательный текст |
… |
… |
объяснительный текст |
… |
… |
проблемный текст |
… |
… |
обобщающий текст |
«Итак, общие события в средневековой истории славянских народов — это создание в IX — X вв. первых государств, принятие христианства по западному римскому или восточному византийскому обряду, политическая раздробленность (чаще всего в XI — XII вв.). Большое значение при этом имели отношения с соседями — германцами, венграми, византийцами и др. Затем настала пора объединения и укрепления государств. В то же время некоторые народы по воле их правителей (например, чехи) или в результате завоевания (южные славяне) были включены в состав более крупных держав». |
Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. 6 класс. — С. 118. |
Ресурсы для выполнения задания
В качестве ресурсов для выполнения ключевого задания студентам могут быть предложены фрагменты (возможно, в электронном виде) разных школьных учебников истории, например: Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков: Учебник для VII класса средних учебных заведений. — М.: МИРОС, 1995; Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2010; Брандт М. Ю. История средних веков. — М.: Дрофа, 2000; др.
Главное, чтобы в этих учебниках присутствовали разнообразные приёмы изложения учебного содержания: описательные и повествовательные тексты, тексты объяснительные и обобщающего характера.
Полагаем, что подобные структура и содержание практических заданий создают условия для организации управляемой пошаговой самостоятельной работы студентов, направленной на отработку у них необходимых познавательных умений.
Литература:
- Алексашкина Л. Н. Всеобщая история. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Мнемозина, 2012.
- Вигасин А. А., Годер Г. И., Свенцицкая И. С. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2010.
- Иванов О. В., Глазунов М. А. Электронная поддержка самостоятельной деятельности студентов — будущих учителей истории // Глобальные вызовы современности и социальная стратегия российской системы образования / Материалы международной научной конференции 17–18 декабря 2013 года. — СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. — С. 553–557.