Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ) | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Студенческие организации

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (8) апрель 2017 г.

Дата публикации: 04.04.2017

Статья просмотрена: 645 раз

Библиографическое описание:

Тарасенко, Е. В. Студенческое самоуправление как условие развития социальной активности студентов вузов (на примере студенческого совета факультета журналистики КубГУ) / Е. В. Тарасенко, С. М. Садыкова. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 2 (8). — С. 139-141. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/55/2254/ (дата обращения: 16.11.2024).



Воспитание молодежи является составной частью образовательного процесса в вузе. По мнению Н. П. Кравченко, это объясняется тем, что современная молодежь испытывает мощное воздействие различных информационных каналов, которое по-разному сказывается на ее гражданских позициях и меняет ее социальные характеристики [1, с.376].

Важную роль в развитии гражданского общества играет студенческая молодежь, представляющая собой определенную социальную группу, которая несет в себе колоссальный потенциал для развития социума. Причем, «молодежь может как обеспечивать сохранение целостности общества, участвовать в его совершенствовании и преобразовании, передавать обновленный опыт последующим поколениям, так и, привлекаясь в качестве активной разрушительной силы, способствовать дестабилизации политической обстановки в стране и регионе» [1, 77].

В концепции модернизации российского образования, говорится, что динамично развивающемуся обществу необходимы образованные, нравственные, социально активные люди, способные принимать самостоятельные, ответственные решения, отличающиеся мобильностью, оперативностью, динамизмом, конструктивностью, обладающие развитым чувством ответственности за судьбу края и страны.

Таким образом, актуальной задачей воспитательной и социальной работы в высших образовательных учреждениях и непосредственно на факультете журналистики КубГУ является развитие социальной активности студенческой среды.

Исследователь Е. М. Харланова говорит, что социальная активность есть самодетерминированное взаимодействие личности с социальной средой, направленное на позитивное преобразование себя и среды в согласовании интересам личности и общества [3].

Социальная активность студентов — свойство учащихся высших и средних образовательных учреждений по осуществлению осознанной, нравственной, интенсивной деятельности, направленной на преобразование себя и социума в соответствии с задачами общественного развития. Социальная активность студентов реализуется в ходе учебного и вне учебного процесса, где ведущей выступает учебно-профессиональная деятельность, где одну из важнейших ролей занимает формирование социального коллектива учащихся, иначе самоуправляемый студенческий коллектив.

Студенческий коллектив или студенческое самоуправление факультета журналистики Кубанского государственного университета обладает рядом характеристик, определяющих процесс развития социальной активности студентов:

– студенческое объединение способствует воспитанию творческой, активной, образованной, самостоятельной личности;

– студенческое объединение реализуется в поиске новых методов, форм самореализации и самоорганизации студенчества;

– студенческий совет способствует интеграции и социализации личности, развитию ее коммуникативных и стратегических характеристик;

– студенческое самоуправление является частью студенческого движения, основанного на стремлении принять максимальное участие в общественном развитии студенческой среды, изменении окружающей действительности к лучшему и т. д.

Современное студенческое объединение — это добровольное, самоуправляемое объединение студентов высших учебных заведений, в основе совместной деятельности которого лежит интерес к осуществлению социальных инициатив в интересах студенческой общественности, а в дальнейшем и общества в целом [4].

Студенческое объединение факультета журналистики является формой социализации личности, где происходит не только усвоение социального опыта, его активное творческое воспроизводство, где основополагающим фактором является возможность проявления своей индивидуальности в общественной студенческой среде.

Студенческий совет факультета журналистики КубГУ реализует и развивает социальную студенческую позицию. Работа студенческого актива объединяет в своей деятельности такие направления как:

– популяризация здорового образа жизни (борьба с курением, занятия активными видами спорта и пр.);

– воспитание у студентов патриотизма (акции к Дню Защитника Отечества, празднованию Дня Великой Победы и т. д.);

– приобщение студентов к науке (информирование студентов о стипендиальных фондах, научных конференциях, семинарах и прочее);

– трудоустройство студентов;

– контроль за проживающими в студенческом общежитии (проверки комнат, взаимодействие с оперативными студенческими отрядами и т. д.);

– культурно-досуговая деятельность, которая включает в себя проведение различных календарных праздников (Международный Женский День, День Матери т. д.); развлекательных конкурсов («Мистер Журфак», «Мисс Журфак», «Золотой Голос» и прочее);

– развитие волонтерского движения (привлечение студентов для помощи в организации различных мероприятий добровольческой и подвижнической деятельности на уровне факультета, вуза, города и края).

Приоритетным направлением в условиях развития социальной активности студентов сегодня является духовно-нравственное и патриотическое воспитание. Студенческим советом факультета журналистики КубГУ организуются различные тематические мероприятия, призванные формировать ценностный фонд у целевой аудитории. Патриотическое, а также другие направления находят свое отражение в социальных сетях непосредственно студенческого совета факультета КубГУ, а также в университетской газете «Кубанский университет». Деятельность студенческого совета факультета журналистики КубГУ освещается в эфирах «Первого студенческого радио «310,7», на сайте факультета журналистики, что, безусловно, формирует популяризацию социальной направленности в молодежной аудитории и помогает развитию социальной активности студентов [6,7, 8].

Так, в выпуске № 5 газеты «Кубанский университет» от 11 июня 2015 года опубликован материал «С памятью о героях», в которой автор говорит о том, что волонтеры КубГУ принимали активное участие в организации и проведении празднования Дня Победы. В этом же выпуске рассказывается о подготовленной студентами и преподавателями факультета журналистики фотокниге «Ветераны КубГУ: хранители Победы» и о встрече с ветеранами Великой Отечественной войны [5]. В эфире Интернет-радиостанции «Первого студенческого радио» и на одноименном сайте опубликованы материалы, такие как «Открытие мемориала в КубГУ», «Свеча памяти» и другие, направленные на формирование патриотического воспитания студентов факультета журналистики и Кубанского государственного университета [6].

В студенческом совете факультета журналистики КубГУ создаются условия для коммуникации и социализации внутри студенческого коллектива. Существуют различные социально-исполнительные роли, которые наделяют студента определенными обязанностями и ответственностью.

Руководство студенческим объединением осуществляет Председатель студенческого совета, в обязанности которого входит:

– предлагать студенческому коллективу факультета социальные проекты, повестки дня, темы заседания;

– представление интересов студентов факультета в студенческом совете КубГУ;

– организовывать реализацию решений студенческого совета;

– ежемесячно информировать учащихся факультета о деятельности студенческого совета факультета КубГУ и т. д.

Помимо Председателя существуют следующие социально-исполнительные роли:

– куратор информационного освещения деятельности студенческого совета;

– куратор культурно-досугового направления;

– куратор патриотического направления;

– куратор волонтерского направления;

– куратор научного общества;

– куратор спортивного направления;

– куратор трудоустройства студентов;

– глава старост факультета.

Таким образом, механизмом развития социальной активности студента в деятельности студенческого объединения можно представить как процесс вхождения его в новую социальную среду и интеграцию в ней посредством студенческих средств массовой информации, направленных на формирование студенческих инициатив и популяризации социальной коллективной деятельности.

При этом обязательным условием выступает добровольность вхождения студента в объединение, осознанное принятие цели и задач.

В итоге можно заключить, что основными стратегическими задачами студенческого объединения факультета журналистики КубГУ, решаемыми в поддержку студенческого самоуправления являются, во-первых, развитие социальной позиции и опыта, а также развитие социально-значимых качеств студента.

Литература:

1. Кравченко Н. П. Влияние медиасреды на формирование духовно-нравственных ценностей в молодежной среде // Высшее образование для ХХI века / XII Международная научная конференция. Москва, 3–5 декабря 2015 г.: Доклады и материалы. Круглый стол «Современные тенденции медиаобразования». — М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015.

2. Тетерский. С. В. Воспитание социальной инициативности детей и молодёжи: автореф. дис. д. пед. наук / С. В. Тетерский. — Тамбов, 2004.

3. Харланова, Е. М. Социальная активность студентов: сущность понятия / Е. М. Харланова // Теория и практика общественного развития. — 2011. –№ 4.

4. Харланова, Е. М. Методология построения и структура концепции развития позитивной социальной активности студентов вуза / Е. М. Харланова; Гос. ун-т управления // Вестн. ун-та. — 2013. — № 2.

5. Газета Кубанского государственного университета. № 5, 2015 год.

6. http://1studradio.kubsu.ru/aktualno/ Интернет-радиостанция КубГУ «Первое студенческое радио «310,7»

7. https://www.kubsu.ru/ru/jour Официальная страница факультета журналистики Кубанского государственного университета

8. http://vk.com/jour_studsovet Студенческий совет факультета журналистики КубГУ

Основные термины (генерируются автоматически): студенческий совет, студенческое объединение, социальная активность студентов, студенческий совет факультета журналистики, Кубанский государственный университет, общественное развитие, социальная активность, социальная среда, студенческая среда, студенческий коллектив.

Похожие статьи

Студенческое самоуправление в медицинском вузе (на примере Ставропольского государственного медицинского университета)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Формирование медиакультуры молодежи в условиях информатизации современного общества (на примере издательского проекта «Инфобокс» факультета журналистики Кубанского государственного университета)

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Похожие статьи

Студенческое самоуправление в медицинском вузе (на примере Ставропольского государственного медицинского университета)

Технология социального проектирования как эффективное средство социализации учащихся (из опыта работы МБУ СОШ № 49 г. о. Тольятти)

Формирование и развитие творческой самостоятельности студентов-дизайнеров (на примере учебной дисциплины «Основы производственного мастерства»)

Формирование моделей поведения современной молодежи госучреждением (на примере деятельности ГУК КК «Молодежный центр развития личности»)

Проектная деятельность как эффективная форма организации образовательного процесса (на примере изучения дисциплины «Дизайн»)

Мотивационный профиль личности студентов-психологов (на примере студентов ВГУЭС, г. Владивосток)

Формирование медиакультуры молодежи в условиях информатизации современного общества (на примере издательского проекта «Инфобокс» факультета журналистики Кубанского государственного университета)

Развитие коммуникативных компетенций на уроках истории и обществознания как средство формирования личностных результатов школьников (обобщение опыта)

Экологическое образование студентов как базовая составляющая компетентности специалиста среднего звена (на примере ГАПОУ НСО «Новосибирский архитектурно-строительный колледж»)

Музейная среда в детском саду как источник формирования культурологического самосознания ребенка (из опыта работы)

Задать вопрос