Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения» | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Методика преподавания учебных дисциплин

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 05.07.2017

Статья просмотрена: 328 раз

Библиографическое описание:

Берсенева, О. А. Опыт применения образовательных технологий в процессе обучения дисциплине «Экология» студентов физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ на примере семинара «Основные экологические проблемы современности и пути их решения» / О. А. Берсенева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 3 (9). — С. 23-28. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/64/2603/ (дата обращения: 16.11.2024).



В данной статье рассматривается опыт применения современных методов новых инновационных педагогических технологий, применяемых на практических занятиях со студентами физического факультета ФГБОУ ВПО ИГУ при обучении дисциплине «Экология».

Ключевые слова: педагогические технологии, образовательный процесс, ФГОС

Федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения (ФГОС) предполагает изменения в организации образовательного процесса, одним из главных принципов, которых является совершенствование учебного процесса [2]. Важным педагогическим средством эффективной реализации ФГОС и совершенствования процесса обучения является использование новых инновационных педагогических технологий [1, c. 21].

На физическом факультете в Иркутском государственном университете дисциплина «Экология» изучается на 3 курсе в первом семестре, входит в математический и естественно-научный цикл дисциплин подготовки по направлениям 03.03.02 «Физика» профили «Фундаментальная физика», «Солнечно-земная физика», «Физика конденсированного состояния»; 03.03.03 «Радиофизика» профили «Радиоэлектронные устройства, методы обработки сигналов и автоматизации», «Телекоммуникационные системы и информационные технологии», 11.03.04 «Электроника и наноэлектроника» профиль «Материалы и компоненты твердотельной электроники». Изучение курса базируется на знании студентами физики, химии, которые создают необходимую теоретическую базу и практические навыки для понимания и осмысления положений, излагаемых в данном курсе.

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих социально-экологических компетенций:

– Обретение способности осознавать свои гражданские права и обязанности и проявлять гражданскую позицию в решении экологических задач.

Целеполагающей основой данной дисциплины является формирование системы знаний о взаимосвязи явлений в биосфере, особенностях взаимодействия человека и природы в современных условиях, а также всестороннее рассмотрение основных научных понятий и концепций общей и прикладной экологии.

Поддержание интереса к данной дисциплине зависит от правильно выбранных методов преподавания.

Наиболее эффективно способствуют формированию и развитию навыков, необходимых при изучении дисциплины «Экология» инновационные педагогические технологии. Среди них мною активно используются семинар-диспут (от англ. teachin), предполагающий коллективное обсуждение какой-либо проблемы с целью установления путей ее достоверного решения, метод «Мозгового штурма» (или мозговая атака, от англ. brainstorming)метод решения проблемы на основе сбора как можно большего количества идей, направленный на активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы, а также Метод проектов, позволяющий решить поставленную перед учащимся проблему в результате его самостоятельных действий с обязательной презентацией этих результатов [3, c. 5].

Обучение дисциплине «Экология» с использованием вышеописанных технологий в сравнении с традиционными методами обучения отличается рядом преимуществ:

  1. Повышается интерес учащихся к предмету;
  2. Увеличивается эффективность генерирования новых идей в студенческой группе;
  3. Происходит выработка умений вести полемику, обсуждать проблему, защищать свои взгляды и убеждения, лаконично и ясно излагать мысли;
  4. Формируется сознание принадлежности каждого участника к коллективу, дух творчества и взаимосвязи в обучении, терпимость к чужому мнению, имение вести диалог, искать и находить компромиссы.

Примером использования данных технологий является практическое занятие на тему: «Основные экологические проблемы современности ипути их решения».

В основу методики преподавания семинара по данной теме положен метод интегрированного обучения, основанный на межпредметной связи родственных предметов естественнонаучного цикла (экологии, физики, химии и биологии и биотехнологии).

Для усвоения материала данного семинара от студентов требуются следующие знания:

  1. Физических причин самоорганизации в живой и неживой природе;
  2. Фундаментальных физических принципов, на которых базируется самоорганизация систем в природе;
  3. Основных закономерностей взаимодействия организмов с окружающей средой;
  4. Принципов организации экосистем и сообществ;
  5. Биосферных процессов, лежащих в основе экологического равновесия;
  6. Классификации, значения в природе и жизнедеятельности человека природных ресурсов;
  7. Основных видов и источников загрязнения атмосферы, гидросферы, литосферы их классификации, локальных и глобальных последствий загрязнения;
  8. Перечня локальных, региональных и глобальных экологических проблем современности и их причин;
  9. Организационных мероприятий управления качеством окружающей среды.

Целью данного семинара является: Изучение современных проблем экологии и определение значения экологических проблем для современного общества и природы.

В процессе обучения теме семинара решаются задачи обучения, развития и экологического воспитания.

К основнымзадачамданного семинара относятся:

  1. Привлечение внимания студентов к глобальным и региональным экологическим проблемам в процессе их рассмотрения и изучения.
  2. Заслушивание и обсуждение сообщений студентов;
  3. Определение возможности и путей решения экологических проблем;
  4. Развитие умения формировать суждения и делать выводы.
  5. Формирование у студентов творческого экологического мышления и воспитание экологической культуры.

В процессе занятия осуществляются функции:

  1. Объяснительная (познание экологических проблем и причин их возникновения);
  2. Мировоззренческая (формирование системы взглядов на место и роль экологических проблем в современном мире, необходимости бережного отношения к природе);
  3. Прогностическая (выработка умений предвидеть последствия экологического кризиса и вклад каждого жителя планеты в улучшение ее экологической ситуации);
  4. Практически рекомендательная(формирование представлений о причинах и факторах современных экологических проблем, возможных путях их преодоления, роли и месте экологических проблем в современном обществе, оценки последствий собственной деятельности в окружающей среде и собственного вклада в защиту окружающей природной среды).

Информационная база семинарского занятия

В настоящее время во многих странах мира экологическая ситуация близка к критической, что обусловлено целым рядом экологических проблем. Среди них наиболее актуальными, подлежащими обсуждению на семинаре являются: демографическая проблема, проблема снижения продолжительности жизни, истощение природных ресурсов, загрязнение биосферы (кислотные дожди, разрушение озонового слоя, парниковый эффект и др.), проблема ухудшения здоровья людей, проблема сохранения мира, предотвращения мировых войн и ядерного конфликта.

Для подготовки к семинару студентам предлагаются вопросы для их самостоятельного изучения:

Перечень вопросов для подготовки к семинару:

  1. Какие проблемы экологии существуют в современном мире?
  2. Каковы причины современного экологического кризиса?
  3. Как менялось мировоззрение человека по отношению к природе при переходе от доисторического общества к индустриальному?
  4. С чем связано международное значение экологических проблем?
  5. Какие факторы указывают на нарастание глобального экологического кризиса?
  6. В чем проявляется экологический кризис? Каковы перичины его возникновения?
  7. Как соотносится ноосферный путь развития человека с современной экологической ситуацией?
  8. Какие причины указывают на международное значение экологических проблем?
  9. Назовите страны с самой высокой и самой низкой продолжительностью жизни.
  10. Каковы причины низкой продолжительности жизни в России?
  11. Дайте определение понятию «Экоцид». Приведите примеры экоцида.

Самостоятельная работа студентов к семинару также предполагает подготовку краткого сообщения по выбранной студентом теме. Для этой цели необходимо изучить различные литературные источники и сравнить существующие точки зрения по данной проблеме.

Семинарское занятие начинается с заслушивания сообщений студентов по подготовленным проектам для введения в изучаемую проблему.

Для рассмотрения вопросов по теме семинара группа студентов формирует 4 подгруппы, при этом в работу должны быть включены все студенты группы, после этого предлагается обсудить вопросы по изучаемой теме. Для поиска путей решения экологической проблемы перед каждой подгруппой ставится общая проблема.

Студентам предлагается решить следующие проблемные задачи:

  1. В чем заключаются основные причины экологических кризисов? Каковы пути выхода из них? Что нас ожидает?
  2. В чем Вы видите причины и возможные пути решения современных экологических проблем?
  3. Какие экологические проблемы вы считаете наиболее важными в нашем регионе, предложите пути их решения?
  4. Улучшение экологической ситуации в нашем городе задача каждого жителя и или специальных организаций?
  5. Какова специфика экологической проблемы бытовых отходов в регионе и ее решение?
  6. Предложите физические методы защиты природной среды от загрязнений.
  7. Почему без решения экологических проблем нет будущего?

Студенты осуществляют поиск решений по преодолению глобального экологического кризиса, определяют основные пути решения экологических проблем, оценивают и обсуждают предложенные идеи решения проблемы, предлагают свой путь решения.

Таким образом, опыт организации учебного процесса по описанным выше методам показывает, что применение новых инновационных педагогических технологий в преподавании дисциплины «Экология» не только повышает интерес учащихся к предмету и позволяет получать определенную сумму знаний, но также способствует формированию умений и навыков, необходимых для их практической профессиональной деятельности.

Литература:

  1. Берсенева О. А. Инновационные педагогические технологии ХXI века в реализации системно-деятельного подхода при обучении дисциплине «Общая биология» / О. А. Берсенева // Моделирование и конструирование в образовательной среде: сборник материалов конференции, М.: Издательство ГБПОУ Московский государственный образовательный комплекс, 2016. — с. 21–29.
  2. Отличительные особенности ФГОС ВПО третьего поколения (http://www.msmsu.ru).
  3. Михелькевич В. Н. Инновационные педагогические технологии: Учебное пособие / В. Н. Михелькевич, В. Н. Нестеренко, П. Г. Кравцов.- Самара, СГТУ, 2004. — 88 с.
Основные термины (генерируются автоматически): проблема, окружающая среда, семинар, экологическая ситуация, глобальный экологический кризис, международное значение, образовательный процесс, семинарское занятие, современное общество, современный мир.

Похожие статьи

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Проблема организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в школьном курсе «Информатика и ИКТ»

В работе представлены основные проблемы организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в рамках школьного курса «Информатика и ИКТ» и способы их решения.

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Предметная область «Технология»: опыт решения проблем и творческой деятельности как предметный результат

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической подготовки

Показана актуальность совершенствования методической подготовки будущих учителей ОБЖ в современных социокультурных условиях. Рассмотрены новые аспекты содержания и методики такой подготовки на примере деятельности факультета безопасности жизнедеятель...

Похожие статьи

Эколого-экономическое воспитание в технологической подготовке школьников в процессе преподавания элективного курса

В статье рассматриваются возможности эколого-экономического воспитания учащихся в образовательной области «Технология» при проведении элективного курса. Представлены результаты экспериментальной работы по формированию эколого-экономической воспитанно...

Проблема организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в школьном курсе «Информатика и ИКТ»

В работе представлены основные проблемы организации учебного процесса при обучении разделу «Социальная информатика» в рамках школьного курса «Информатика и ИКТ» и способы их решения.

Применение проектной технологии в преподавании вопросов культуры на уроках истории в 5 классе

В статье рассматриваются возможности использования проектной технологии в изучении вопросов культуры в 5 классах общеобразовательной школы. Проблема анализируется с учетом возрастных особенностей учащихся, формирующихся компетенций, дается оценка фор...

Особенности применения мультимедийного учебника по дисциплине «Технология машиностроения» в образовательном процессе по специальности «Технология машиностроения»

Данная статья посвящена роли мультимедийного учебника в формировании профессиональных и общих компетенций при изучении дисциплины «Технология машиностроения».

Технологии интерактивного взаимодействия в обучении английскому языку студентов направления «Педагогика»

В данной статье рассматривается проблема использования технологий интерактивного взаимодействия на занятиях по английскому языку в педагогических высших учебных заведениях. Проанализированы занятия, на которых применялись технологии интерактивного вз...

Практическая направленность подготовки студентов к обучению школьников безопасному поведению на уроках ОБЖ

В статье рассматривается опыт развития готовности студентов бакалавриата и магистратуры педагогического образования к профессиональной деятельности в современной школе в области безопасности жизнедеятельности.

Предметная область «Технология»: опыт решения проблем и творческой деятельности как предметный результат

Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории

В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...

Технологическое проектирование содержания математической подготовки бакалавра менеджмента

В рамках данной статьи будут представлены идеи уровнего технологического проектирования содержания подготовки бакалавра менеджмента в рамках образовательной области «Математика», позволяющие по-новому подойти к решению актуальной проблемы отбора и ст...

Современный учитель ОБЖ: новые аспекты методической подготовки

Показана актуальность совершенствования методической подготовки будущих учителей ОБЖ в современных социокультурных условиях. Рассмотрены новые аспекты содержания и методики такой подготовки на примере деятельности факультета безопасности жизнедеятель...

Задать вопрос