Формирование информационной компетентности будущего педагога гуманитарного профиля | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Теория и методика профессионального образования

Опубликовано в Педагогика высшей школы №3 (9) июль 2017 г.

Дата публикации: 05.07.2017

Статья просмотрена: 531 раз

Библиографическое описание:

Царева, М. И. Формирование информационной компетентности будущего педагога гуманитарного профиля / М. И. Царева. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2017. — № 3 (9). — С. 39-43. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/64/2604/ (дата обращения: 16.11.2024).



Главное направление парадигмы образования, помимо воспитывающего и обучающего воздействия педагога на обучаемого направлено на личностное, интеллектуальное и деятельностное развитие и, в то же время, служит основой самовоспитания, саморазвития и самосовершенствования. Необходимо отметить, что информационные технологии помогают педагогу реализовать весь свой творческий потенциал, профессионализм и компетентность в своей профессии [4, с. 27].

Под формированием информационной компетентности, будем понимать процесс приобретения устойчивых информационных знаний и умение применять их в новой ситуации, способность достигать значимых результатов в информационной деятельности.

Анализ изученных материалов позволяет отметить, что одной из ключевых проблем, стоящих перед высшим образованием, считается подготовка выпускника к профессиональной деятельности в информационном обществе. Решение этой проблемы связано с формированием информационной компетентности у студентов гуманитарного профиля педагогического вуза и школьных педагогов (и, параллельно, с информационно-технологической переподготовкой педагогов высшей школы).

В среде педагогических проблем формирования информационной компетентности обучающихся (исследователь Т. А. Гудкова), отмечает как одну из основных затруднений, невысокий уровень информационной компетентности в незначительной части самих педагогов [1, с. 65]. Это приводит к резонирующему эффекту и вызывает острую необходимость не только скорейшего повышения информационной компетентности педагогического корпуса, но и интенсивной разработки научно-методического обеспечения и средств поддержки развивающейся информационной компетентности учителей и преподавателей вуза. Дополнительным фактором, требующим ускорения этого процесса является то, что в современной школе и вузе мы встречаемся с разными уровнями базовой информационной культуры обучающихся.

Система Интернет и многочисленные компьютерные образовательные курсы, библиотеки и базы данных составляют более чем серьезную конкуренцию педагогам, придерживающимся традиционных докомпьютерных средств и методов обучения. Таким образом, проблема формирования и развития информационной компетентности современного педагога, обучение его навыкам работы с вычислительной техникой, современными коммуникационными и информационными технологиями становится весьма актуальной на сегодняшний день.

Стартовая ситуация в вузовской подготовке будущего педагога характеризуется тем, что контингент уже первого курса обладает какой-то, но весьма различной подготовкой в работе с компьютером.

Однако при этом как отмечают исследователи (например О. А. Степенцева) при наличии навыков работы с компьютером и общем представлением работы с информационными технологиями обучающиеся в большинстве случаев не имеют фундаментальной подготовки в структуре информации, методах ее организации и распространения. В результате при необходимости использования учащимся разнообразных ресурсов интернета, им приходится затрачивать много времени на поиск и систематизацию необходимой информации. Особое значение при этом имеют такие факторы как неумение квалифицированно сформулировать запрос и найти оптимальный путь к востребованной информации. А также неумение оценивать полноту поиска и достоверность полученной информации. Дополнительным осложнением является те факты, что нередко представленные в электронных ресурсах документы плохо структурированы (без учета принятой классификации), а сами обучающиеся без специального обучения основам информационной культуры не умеют их эффективно структурировать [5, с. 73].

Оптимальным решением подобной проблемы является создание готовых обучающих виртуальных сред, применяемых в той или иной мере всеми современными образовательными учреждениями.

Основной целью подготовки студентов педагогических вузов, по мнению Д. В. Шишканова, должно являться развитие информационной компетентности будущих учителей-предметников и подготовка их к практическому применению современных технических и аудиовизуальных средств обучения в учебном процессе [2].

Ю. В. Нейверт отмечает, что информационная компетентность становится неотъемлемой частью образовательного процесса высшей педагогической школы только тогда, когда различные учебные дисциплины в структуре учебного плана предъявляют к обучающемуся требования к работе с информационными ресурсами [2].

Проведенный анализ литературы по проблеме показал, что большинство исследователей сходится во мнении о том, что информационная компетентность это многоуровневая категория.

Общим для исследователей является иерархический подход к выделению уровней информационной компетентности, при котором каждый последующий уровень включает особенности предыдущего и имеет собственные черты, отличающие его. Одновременно отмечается, что при продвижении от низших уровней к высшим формируются не только более развитая информационная компетентность, но и новое мышление обучающегося как результат его развития в мире информационной культуры. Основная линия диагностики индивидуально достигнутого уровня информационной культуры связана с оценкой достигнутого обучающимся соответствия структуры содержания ЗУНов определенному уровню развития [3, с. 7].

Обобщая результаты разработок уровней ИК можно отметить следующее:

На первом уровне — уровне компьютерной грамотности — формируются базовые понятия и операции, которые человек должен держать в памяти для выполнения необходимых действий при работе с компьютером и использованием программных продуктов.

На втором уровне — уровне компьютерной образованности — закрепляются типовые алгоритмы действий и умение следовать типовым алгоритмам и выполнять соответствующие действия в новых программных продуктах, которые до этого не были изучены.

Третий уровень — уровень информационной компетентности — предполагает выход за рамки общего для всех образовательного стандарта и ориентирует на самостоятельную деятельность не по известным алгоритмам, а с опорой на интуицию, догадку, более высокую ступень абстрактного мышления.

Процесс формирования информационной компетентности будущего бакалавра предусматривает следующие условия в учебной работе преподавателя вуза:

− отбор (на каждом этапе подготовки) содержания, сочетание форм и методов обучения, направленных на реализацию целевых установок и достижение заданного уровня сформированности информационно-технологической составляющей;

− направленность подготовки на формирование интеллектуальных инструментальных средств познания и организации информационных процессов с целью принятия профессиональных решений;

− адекватность учебно-информационной среды профессиональной среде по основным параметрам (профессионально значимые средства, профессионально значимые ресурсы).

Для формирования информационной компетентности будущих учителей должны соблюдаться следующие условия:

  1. Соответствие содержания учебных планов и программ тенденциям развития информационных технологий в конкретных областях.
  2. Внедрение новых информационных технологий в высшее образование.
  3. Формирование у студентов профессионализма в овладении средствами информатики и вычислительной техники и способности применения новых информационных технологий по профилю их деятельности.
  4. Высокий уровень профессиональной подготовки преподавателей-специалистов в области информационных и компьютерных технологий.
  5. Наличие современной технической (компьютерной) базы.
  6. Информационная подготовка будущих специалистов должна носить непрерывный характер. Формирование информационной компетентности должно осуществляться на всех ступенях высшего образования и по всем направлениям изучаемых курсов.

Анализ исследований посвященных формированию информационной компетентности будущих педагогов показывает, что разработчики этой проблематики выделяют следующие условия:

1) Организационно-управленческие: достигнутый уровень внедрения информационных технологий в практику работы вуза и приведение содержания учебных планов и программ в соответствие с достигнутым уровнем возможностей использования информационных технологий;

2) Организационно-методические: достижение высокого уровня профессиональной подготовки преподавателей в области информационных технологий;

3) мотивационный: система стимулирования студентов во владении информационной компетентностью;

4) поэтапность и непрерывность формирования информационной компетентности по всем изучаемым дисциплинам учебного плана на всех курсах обучения;

5) материально техническое: наличие современной компьютерной базы в вузе и доступа к ней студентов.

Подводя итоги, отметим, что для моделирования процесса формирования информационной компетентности будущих педагогов принципиально значим компетентностный подход в образовании и обозначение аспектов его реализации в высшей школе:

1) Современные исследователи единодушны в принципиальной необходимости компетентностного подхода в формировании информационной компетентности.

2) Зарубежный и отечественный опыт формирования информационной компетентности обучающихся доказывает необходимость создания в образовательном учреждении информационно-образовательной среды, как программно-технической так и программно-организационной.

3) Процесс формирования информационной компетентности должен быть поэтапным и непрерывным.

4) Диагностическое сопровождения процесса формирования информационной компетентности осуществляемое разнообразными средствами диагностики (от систематических наблюдений до компьютерного тестирования и анализа качества выполняемого задания) и ориентированной на критерии и индикаторы достижения каждым обучающимся уровня информационной компетентности.

Литература:

  1. Гудкова Т. А. Формирование информационной компетентности будущего учителя информатики в процессе обучения в вузе: дис. канд. пед. наук: 13.00.08 / Гудкова Татьяна Александровна. — Чита, 2007. — 249 с.
  2. Нейверт Ю. В. Самостоятельная работа в компьютерном классе как фактор повышения информационной компетентности будущих учителей географии [Электронный ресурс] / Ю. В. Нейверт // Режим доступа: http://do. kspu.ru/uploads/1102675497/neivert.doc.
  3. Плотоненко Ю. А. Личностно-ориентированный подход в формировании информационной компетентности студентов вуза: автореф. дис. канд. пед. наук: 13.00.01 / Плотоненко Юрий Анатольевич. — Тюмень, 2009.
  4. Харченко Г. И. Компьютерные программы учебного назначения как средство активизации учебной деятельности студентов вуза: на примере психолого-педагогических дисциплин: дис. док. пед. наук: 13.00.08 / Харченко Галина Ивановна. — Ставрополь, 2015.
  5. Царёва М. И. К вопросу о формировании информационной компетентности студентов гуманитарных специальностей педагогического вуза / М. И. Царёва // Журнал научных публикаций аспирантов и докторантов. Курск. — 2012. — № 10. — С. 71–76.
Основные термины (генерируются автоматически): информационная компетентность, высшее образование, информационная культура, процесс формирования, уровень, формирование, высокий уровень, высшая школа, вычислительная техника, учебный план.

Похожие статьи

Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

Формирование компетентности педагога в области здоровьесбережения

Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов

Моделирование в развитии профессиональной компетентности выпускника-строителя

Развитие информационно-коммуникационной компетентности преподавателей

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности

Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей

Формирование профессионального долга специалистов службы спасения в контексте гражданского воспитания

Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения

Похожие статьи

Формирование информационной компетентности будущих учителей информатики

Формирование профессиональной компетентности будущего учителя начальных классов

Формирование компетентности педагога в области здоровьесбережения

Формирование этнокультурной компетентности будущих педагогов

Моделирование в развитии профессиональной компетентности выпускника-строителя

Развитие информационно-коммуникационной компетентности преподавателей

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в вопросах развития детской одаренности

Формирование основ экономической компетентности у учащихся профессиональных колледжей

Формирование профессионального долга специалистов службы спасения в контексте гражданского воспитания

Формирование профессиональной компетентности будущих экологов в условиях информатизации обучения

Задать вопрос