Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета)
Автор: Байрамуков Юрий Борисович
Рубрика: Воспитание в высшей школе
Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (2) июль 2015 г.
Дата публикации: 09.06.2015
Статья просмотрена: 279 раз
Библиографическое описание:
Байрамуков, Ю. Б. Гражданско-патриотическое воспитание курсантов учебного военного центра (на примере Сибирского федерального университета) / Ю. Б. Байрамуков. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2 (2). — С. 15-18. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/7/191/ (дата обращения: 19.12.2024).
В статье рассматриваются вопросы гражданско-патриотического воспитания курсантов учебного военного центра гражданского вуза, проблемы и пути совершенствования процесса формирования у них социально значимых качеств, способных проявиться в тех видах деятельности, которые связаны с защитой российских рубежей.
Ключевые слова:патриотизм, нравственные ценности, курсанты, воспитание, культура, образовательный процесс, воинский долг.
Воспитание молодежи в современном российском обществе осуществляется в условиях экономического и политического реформирования, в ходе которого существенно изменились социокультурная жизнь молодого поколения, принцип функционирования образовательных учреждений, средств массовой информации, молодежных организаций.
Государство придает большое значение возрождению гражданско-патриотического воспитания молодежи. Об этом говорится в Концепции федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года[1].
Сегодня в системе высшего образования Российской Федерации сложились определенные направления, формы и методы патриотического воспитания обучаемых. Формирование у них чувства патриотизма, сознания активного гражданина, обладающего политической культурой, критическим мышлением, способностью самостоятельно делать свой выбор, является одной из главных задач высшего образования.
Учебный военный центр при Сибирском федеральном университете (УВЦ) занимает по праву ведущее место среди образовательных учреждений Сибири по гражданско-патриотическому воспитанию курсантов. Руководство УВЦ, офицеры — преподаватели не понаслышке знают, как нужно воспитывать человека — патриота, который горячо любит свою Родину, учится и трудится на ее благо, приумножает ее богатства. Сам процесс обучения в стенах центра направлен на воспитание будущего офицера, который, если понадобится, должен быть готов встать на защиту Отечества с оружием в руках, и, в конечном счете, выйти победителем над врагом. Гражданско-патриотическое воспитание курсантов в УВЦ представляет собой организованный и непрерывный процесс педагогического воздействия на сознание, чувства, волю, психику и физическое развитие курсантов. Успешность этого процесса возможна благодаря совместным усилиям органов государственного управления, образовательных учреждений, семьи, общественных организаций и Вооруженных сил РФ.
В УВЦ работа по гражданско-патриотическому воспитанию курсантов проводится комплексно, как внеурочное время, так и при проведении занятий по военно-исторической, физической, военно-технической и специальной подготовки.
Работа по гражданско-патриотическому воспитанию курсантов в УВЦ осуществляется по следующим направлениям:
1. Широкая пропаганда среди курсантов внутренней и внешней политики государства;
2. Пропаганда политики мира и дружбы между народами, достижений нашей страны в развитии экономики, науки и культуры, подъема благосостояния граждан страны;
3. Воспитание у молодежи высокой бдительности и готовности к службе в Российской армии;
4. Разъяснение особенностей современной военно-политической обстановки, пропаганда боевых и трудовых традиций нашего народа;
5. Воспитание у молодежи чувства гордости за подвиги старшего поколения и стремления подражать ему;
6. Пропаганда идеи защиты родного государства.
Для выполнения вышеперечисленных задач разрабатывается годовой план гражданско-патриотической работы в УВЦ, в котором планируется большой комплекс мероприятий с участием всего профессорско-преподавательского состава и курсантов центра. Вот одни из них.
В преддверии великого праздника Дня Победы проводится большая работа по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи. Каждый год 9 мая курсанты УВЦ принимают участие в парадных шествиях на главной площади и в районах города, где демонстрируют горожанам свою строевую выправку и вселяют уверенность в том, что молодежь, если понадобится, защитит свою Родину, также как это сделали их деды и прадеды. В это же время на городских площадках проходит показ боевой техники. Курсанты с большим энтузиазмом и знанием дела рассказывают собравшимся о тактико-технических и боевых характеристиках образцов вооружения.
В период празднования Дня Победы среди учебных взводов проводятся смотры строя и песни «Хорош в строю, силен в бою», а также военно-спортивные состязания между учебными взводами центра. Проводятся беседы на тему: «О мужестве, о доблести, о славе», «Честь имею», «Никто не забыт, ничто не забыто». Именно здесь курсанты соприкасаются с боевыми подвигами, совершенными убеленными сединой ветеранами, которые со слезами на глазах рассказывают о самой страшной войне, о выводах, которые так необходимы сейчас, чтобы не допустить подобного. Работа с ветеранами Великой Отечественной войны ведется в течение всего года. Они желанные гости на всех мероприятиях, проводимых в УВЦ. Курсанты взяли шефство над героями тех тяжелых лет и практически оказывают им помощь во всех делах.
В библиотеке центра организуется выставка «Воинской славе, доблести и чести посвящается». Руками курсантов оформляются плакаты, газеты, разрабатываются рефераты посвященные Дню Победы.
В этот период с курсантами, обучающимися в УВЦ, проводятся беседы под девизом «Отличной учебой, подготовкой к защите Родины продолжим подвиг отцов героев», с целью, осознания курсантами своей роли будущего защитника Отечества, понимания связи того героического прошлого с современностью.
Работа не останавливается и после празднования нашим народом Дня Победы. В течение года проводятся встречи курсантов с первыми выпускниками УВЦ, которые в настоящее время проходят службу в Вооруженных силах РФ и в других силовых структурах на офицерских должностях. На встречах офицеры делятся своими впечатлениями о службе, о трудностях с которыми они столкнулись в войсках и путях их решения.
В стенах УВЦ проводятся «Уроки мужества», на которых проходят встречи с офицерами, выполнившими свой воинский долг в Афганистане, во время которых курсанты знакомятся с теми далекими, но страшными событиями афганской войны. На уроках приглашенные ограничиваются не только выступлениями и рассказами о военных действиях, но и исполняют песни, просматривают документальные кинофильмы о военных событиях в Афганистане.
В настоящее время на базе УВЦ создан из числа офицеров и курсантов поисковый отряд «Поисковик», который выполняет задачи по сохранению и увековечению памяти, возрождению нравственных начал общества по отношению к погибшим защитникам Отечества. В этом году была проведена работа по поиску могил воинов принимавших участие в ВОВ и захороненных на погостах города, восстановлению их данных. Руководством УВЦ решается вопрос об отправке поискового отряда «Поисковик» совместно с группой курсантов гуманитарного института СФУ на поля сражения Великой Отечественной войны для поиска и захоронения останков воинов.
На территории УВЦ создан музей Боевой славы, где хранятся экспонаты, фотографии тех далеких и героических лет. Курсанты и гости УВЦ с большим интересом изучают имеющийся материал. С каждым годом музей пополняется новыми экспонатами. Руководство УВЦ организуют посещение музея «Мемориал Победы», где курсанты знакомятся с историей, узнают многое о воинах сибиряках-красноярцах, участвовавших не только в Великой Отечественной, но и в других локальных войнах.
В УВЦ ежеквартально проводятся дни открытых дверей. В эти дни каждый желающий может прийти и познакомиться с организацией обучения, оснащением и вооружением центра. Большой интерес проявляют к таким мероприятиям учащиеся школ и техникумов. Курсанты центра, принимающие участие в показе с большим подъемом рассказывают и показывают детям основные образцы стрелкового оружия, радиолокационные станции и артиллерийское вооружение.
Особое место в деятельности УВЦ по подготовке курсантов отводится физической подготовке, которая включает: усвоение навыков страховки и самостраховки, контроля и самоконтроля; передвижение по пересеченной местности (кроссовый бег, бег 100 м); преодоление препятствий (бег на полосе препятствий); силовая подготовка (различные упражнения на перекладине — подтягивание на количество раз, выход силой, подъем переворотом, комплексное силовое упражнение, поднятие тяжестей); рукопашной бой и др. По всем вышеназванным упражнениям проводятся состязания на лучших курсантов по силовым видам спорта, на лучший взвод.
В целях решения задач гражданско-патриотического воспитания офицеры-преподаватели проводят встречи с учащимися старших классов учреждений среднего образования, на которых они разъясняют политику государства по обороноспособности страны, повышению статуса военнослужащего, престижа службы в армии. Во время этих мероприятий проводится и профориентационная работа с целью привлечения выпускников школ для поступления в УВЦ.
Сложившаяся система гражданско-патриотического воспитания реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся в УВЦ к защите Родины, придает всей работе системность, последовательность и целенаправленность, обеспечивает преемственность в организации и развитию гражданско-патриотической деятельности курсантов и всего педагогического коллектива центра.
Литература:
1. Концепция федеральной системы подготовки граждан Российской Федерации к военной службе на период до 2020 года
Ключевые слова
культура, патриотизм, воспитание, образовательный процесс, нравственные ценности, курсанты, воинский долг., воинский долгПохожие статьи
Формирование патриотизма у студентов 1-го курса в рамках занятий по дисциплине «История России»
Патриотизм — важная духовно-нравственная составляющая человеческой личности. Чувство любви и гордости за свое Отечество формируется, в том числе, на занятиях Отечественной истории. В статье рассматриваются методы и способы формирования патриотических...
Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...
Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям
Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...
Гражданское и патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России
В статье представлен анализ гражданского и патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Аргументировано, что данные виды воспитания являются критерием социальной зрелости личности.
Особенности патриотического воспитания в кадетском образовании
В статье показаны роль, значение и особенности патриотического воспитания в процессе обучения и воспитания, учащихся кадетских и военно-патриотических классов общеобразовательных школ города Москвы. Приведены примеры из трудовой (учебной) практики во...
Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО
В данной статье речь идет об актуальности проблем патриотического и нравственно-духовного воспитания студентов в учреждениях СПО. Рассматриваются особенности и содержание патриотического воспитания, пути становления и развития духовно-нравственного п...
Мониторинг психологической готовности допризывников к защите Отечества
Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества, связанной с психологической подготовкой подрастающего поколения к защите Отечества. В процессе исследования были получены результаты, подтверждающие идею нашего исследования.
Использование материалов об архитектурных памятниках как средство повышения эффективности уроков истории
В статье определено значение ознакомления учащихся с архитектурными памятниками Узбекистана для повышения уровня исторических знаний учащихся, формирования у них чувства национальной гордости. Раскрыто содержание деятельности учителя в данном направл...
Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов, занимающихся рукопашным боем, в образовательных организациях ФСИН России
В статье рассматриваются актуальные вопросы психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, занимающихся рукопашным боем, во взаимосвязи с особенностями спортивной деятельности. Задачей исследования стало обосно...
Похожие статьи
Формирование патриотизма у студентов 1-го курса в рамках занятий по дисциплине «История России»
Патриотизм — важная духовно-нравственная составляющая человеческой личности. Чувство любви и гордости за свое Отечество формируется, в том числе, на занятиях Отечественной истории. В статье рассматриваются методы и способы формирования патриотических...
Генезис проблемы патриотического воспитания офицерских кадров в философском, социальном и психолого-педагогическом аспектах
В статье рассматриваются вопросы, касающиеся становления и развития патриотического воспитания в российском государстве с XIV века до современной эпохи. В ней подчеркиваются взгляды исследователей на проблему воспитания будущих офицеров в различных н...
Основы нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста путём приобщения к культурным и семейным ценностям
Актуальность проблемы исследования обусловлена современными преобразованиями в культурной, образовательной и общественно-политической жизни России, приоритетом которых является воспитание национально-патриотической личности, глубоко уважающей национа...
Гражданское и патриотическое воспитание курсантов образовательных учреждений ФСИН России
В статье представлен анализ гражданского и патриотического воспитания курсантов образовательных учреждений ФСИН России. Аргументировано, что данные виды воспитания являются критерием социальной зрелости личности.
Особенности патриотического воспитания в кадетском образовании
В статье показаны роль, значение и особенности патриотического воспитания в процессе обучения и воспитания, учащихся кадетских и военно-патриотических классов общеобразовательных школ города Москвы. Приведены примеры из трудовой (учебной) практики во...
Актуальность проблемы воспитания патриотизма и духовности в учреждениях СПО
В данной статье речь идет об актуальности проблем патриотического и нравственно-духовного воспитания студентов в учреждениях СПО. Рассматриваются особенности и содержание патриотического воспитания, пути становления и развития духовно-нравственного п...
Мониторинг психологической готовности допризывников к защите Отечества
Статья посвящена одной из актуальных проблем современного общества, связанной с психологической подготовкой подрастающего поколения к защите Отечества. В процессе исследования были получены результаты, подтверждающие идею нашего исследования.
Использование материалов об архитектурных памятниках как средство повышения эффективности уроков истории
В статье определено значение ознакомления учащихся с архитектурными памятниками Узбекистана для повышения уровня исторических знаний учащихся, формирования у них чувства национальной гордости. Раскрыто содержание деятельности учителя в данном направл...
Психолого-педагогические аспекты подготовки курсантов, занимающихся рукопашным боем, в образовательных организациях ФСИН России
В статье рассматриваются актуальные вопросы психолого-педагогической подготовки курсантов образовательных организаций ФСИН России, занимающихся рукопашным боем, во взаимосвязи с особенностями спортивной деятельности. Задачей исследования стало обосно...