Мониторинг — показатель эффективной деятельности образовательной организации | Статья в журнале «Педагогика высшей школы»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 26 октября, печатный экземпляр отправим 30 октября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Образование и обучение

Опубликовано в Педагогика высшей школы №2 (2) июль 2015 г.

Дата публикации: 02.07.2015

Статья просмотрена: 2614 раз

Библиографическое описание:

Хусаенова, А. А. Мониторинг — показатель эффективной деятельности образовательной организации / А. А. Хусаенова, Л. М. Насретдинова, Р. Р. Богданов. — Текст : непосредственный // Педагогика высшей школы. — 2015. — № 2 (2). — С. 24-27. — URL: https://moluch.ru/th/3/archive/7/211/ (дата обращения: 16.10.2024).

Качество образования — это многомерное понятие. В медицинском вузе, в связи со спецификой подготовки специалистов и особенностями профессиональной деятельности врача и фармацевта расширяется аспект деятельности вуза, в частности образовательной, научной, инновационной, воспитательной деятельности.

Повышение качества образования, наряду с обеспечением его доступности и эффективного использования ресурсов, является важнейшей задачей государственной образовательной политики. Проблема оценки качества образования является в настоящее время одной из самых актуальных для всей системы образования.

Систему оценки качества образования условно можно разделить на оценку функционирования образовательной организации и оценку его развития. Система оценки качества функционирования включает в себя оценку системы обеспечения качества, которые поддерживают качество образования на уровне не ниже установленных норм, требований, стандартов. Система оценки качества развития включает в себя оценку инноваций, опережающих стандарты качества образования.

Под оценкой качества образования следует понимать меру качества образования как результата, как процесса, как образовательной системы, выражающую собой отношение измерений свойств с базой, которая фиксирует эталонный уровень, норму качества. Выделяют три основных класса объектов управления в системе управления качеством: системы, процессы, потенциалы. Образовательная организация как система состоит из следующих подсистем: педагогическая, научно-исследовательская, социокультурная. К основным типам процессов относятся:

-          учебный

-          научно-исследовательский,

-          воспитательный

-          процесс самостоятельной подготовки обучающихся

-          процессы обеспечения учебного процесса

-          процесс управления

-          мониторинга.

Потенциалами образовательной организации можно считать:

-          кадры     

-          научно-исследовательский

-          инновационный потенциал.

-          материально-техническое

-          информационное

-          учебно-методическое

-          финансово-экономическое обеспечение.

Выделяют следующие инструмента оценки качества высшего образования: аудит, аккредитация, мониторинг.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании», Федеральным законом № 273 в целях совершенствования деятельности образовательных организаций Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки разработаны показатели деятельности образовательных организаций и критерии государственной аккредитации, используемые при экспертизе показателей деятельности образовательных организаций.

Аккредитация образовательной организации является системой гарантии качества образования. Аккредитация — это процесс внешней оценки качества образования, при которой тщательно исследуются образовательная организация и программы образования различного уровня. Аккредитация предполагает проверку образовательных организаций и программ на соответствие определенным критериям. С ее помощью обеспечиваются минимальные гарантии качества обучения.

При государственной аккредитации образовательного организации проводится экспертиза следующих видов: экспертиза соответствия содержания и качества подготовки обучающихся и выпускников федеральным государственным образовательным стандартам или федеральным государственным требованиям и экспертиза показателей деятельности образовательной организации. Государственная аккредитация основных профессиональных образовательных программ проводится по укрупненным группам направлений подготовки и специальностей, к которым относятся заявленные к государственной аккредитации основные профессиональные программы.

Для управления качеством образования на уровне образовательного организации с целью подготовки к аккредитации необходимо иметь систему получения информации о результативности. Это позволит увидеть отклонения или положительную динамику в образовательном процессе. Основным средством получения информации о качестве образования является мониторинг.

Мониторинг — это постоянное отслеживание хода образовательного процесса с целью выявления и оценивания его промежуточных результатов, факторов, повлиявших на них, а также принятия и реализации управленческих решений по регулированию и коррекции образовательного процесса. Таким образом, мониторинг качества образования — это комплексная система наблюдений состояния и изменений, оценки, прогноза по отношению к качеству образования как результата, как процесса, как условий, как образовательной системы.

Анализ понятия «качество образования», выделение объектов качества образования, выделение критериев и показателей позволяют разработать мониторинг качества образования образовательной организации высшего образования, разработанный на основе аккредитационных показателей и показателей эффективности деятельности. Данный мониторинг позволяет оценить образовательный процесс, сформулировать причины, которые привели к тем или иным результатам и наметить пути их устранения, а также подготовить вуз к очередной аккредитационной экспертизе.

Система качества образования в университете предусматривает постоянный мониторинг целей и зон влияния и складывается из следующих составляющих:

-          аудит качества профориентации, подготовки в образовательную организацию, отбора абитуриентов;

-          мониторинг качества ресурсов (финансовые, трудовые, информационные, технологические, материальные);

-          образовательный мониторинг (внутренний аудит качества);

-          мониторинг качества подготовки специалистов.

Аудит качества образования касается следующих объектов:

-          качество менеджмента;

-          аудит кадрового потенциала;

-          мониторинг качества учебного, воспитательного, научного процессов, качества жизни;

-          состояние материально-технической базы

Кадровый потенциал — основа качества образования. В паспорте кафедр и факультетов представлена:

·           структура кадрового состава, в т. ч. с учетом специфики выпускающих кафедр:

-          доля штатного персонала,

-          состав по должностям,

-          стаж деятельности;

·           качественный состав и динамика:

-          базовое образование,

-          состав по ученой остепененности,

-          возрастная структура,

-          соответствие кадрового состава образовательным стандартам;

·           данные о привлеченном персонале.

·           состояние подготовки кадров высшей квалификации:

-          динамика количества докторских и кандидатских диссертаций,

-          число аспирантов, докторантов, соискателей,

-          направления подготовки по программам аспирантуры,

-          работают ученые советы по защите диссертаций

·           система повышения квалификации ППС:

-          повышение квалификации по вопросам педагогики осуществляется через кафедру «Педагогики и психологии» БГМУ (Школа педагогического мастерства, Школа молодого преподавателя), педагогические образовательные организации

-          повышение квалификации по специальности — через институт последипломного образования, медицинские образовательные организации.

Она дополняется:

-          ежегодной аттестацией показателей в соответствии

а) с индивидуальным планом работы сотрудника;

б) показателями аттестации по учебно-методической, воспитательной, научной и лечебной работах.

-          мнением обучающихся (по результатам анкетного скрининга).

Ориентация на творческий подход, самоотдача и самореализация сотрудников поддерживается системой мотивации через бальную систему оценки качества на основе разработанных критериев по разделам учебной, учебно-методической, организационно-методической работ с последующим моральным и материальным поощрением.

Кадровая политика проводится с ориентацией на личность ученого преподавателя, сотрудника с учетом его заслуг перед университетом через конкурсно-договорные отношения.

-          разработаны нормативные описания профессиональных требований, должностные инструкции;

-          сформирован резерв кадров на руководящие должности;

·           регулирование подбора кадров обеспечивается через:

-          профессиональные (клинические) требования с наличием сертификата специалиста и квалификационной категорией.

-          прекращение контрактов с преподавателями не ведущими научной работы и не имеющими результатов остепененности в течение длительного времени и т. д.

·           обучение персонала:

-          учитывается наличие и соответствие базового образования (специальности);

-          повышение квалификации по педагогическому и профессиональному векторам;

-          обеспечивается содействие в дальнейшем профессиональном образовании.

·           расстановка персонала:

-          сочетание назначений, конкурсности и выборности по результатам оценки качества деятельности,

-          планомерное продвижение работников управленческого аппарата,

-          определение сроков занятия должностей,

-          определение условия работы и оплаты труда.

Управление качеством образовательного процесса в университете — наиболее существенно и многогранно по содержанию.

Качество образовательного процесса зависит от следующих составляющих:

-          качества учебно-воспитательного процесса;

-          качество научной деятельности;

-          качество жизни в вузе.

Оценка качества учебного процесса — начинается с:

·           целевой установки — квалификационной характеристики специалиста -выпускника;

·           соответствия учебного процесса требованием ФГОС, ГОС, ФГТ.

·           мониторинга качества содержания и обновленности учебного процесса:

-          учебно-методическое обеспечение специальности;

-          уровень образовательных технологий;

-          оснащение учебного процесса (библиотечный фонд, типография, интернет и т. д.).

Учебно-методическое обеспечение специальности:

-          оценивается качество учебно-методического обеспечения дисциплин, включающего:

-          учебно-методические комплексы;

-          учебники, учебные пособия и др. методические материалы, разработанные на кафедрах университета;

-          демонстрационные материалы, мультимедийные пособия, видео,- аудио-пособия, электронные тренажеры, пакеты учебных прикладных программ и прочее.

Материально-техническая обеспеченность образовательной деятельности по образовательным программам:

·           оснащенные здания, строения, сооружения, помещения (учебные, учебно- лабораторные, административные, подсобные, помещения для занятия физической культурой и спортом, для обеспечения обучающихся, воспитанников и работников питанием и медицинским обслуживанием)

·           оборудованные учебные кабинеты, объекты для проведения практических занятий, объектов физической культуры и спорта с перечнем основного оборудования

·           собственная типография

·           библиотека:

-          анализ количественных и качественных показателей фонда — объёма,

-          доступности содержания,

-          обновляемости,

-          условий (режима) работы,

-          качества библиотечных услуг

Текущий контроль учебного процесса обеспечивается через:

-          контроль организации учебного процесса,

-          мониторинг учебной деятельности преподавателя,

-          мониторинг учебной деятельности обучающихся.

Контроль организации учебного процесса осуществляется посредством:

-          мониторинга качества учебного расписания,

-          нормирования нагрузки ППС,

-          преемственности графиков работы различных подразделений, обеспечивающих, контролирующих и обслуживающих учебный процесс,

-          организации деятельности учебного отдела и деканатов,

-          контроля качества лекций и практических занятий,

-          уровня преподавательской и студенческой дисциплины.

Аудит учебной деятельности преподавателя — направлен на оценку его квалификации и компетентности, а именно:

-          учебно-методическую деятельность,

-          педагогическую деятельность,

-          уровень восприятия студентами (через анонимное изучение мнения обучающихся).

Аудит учебной деятельности обучающихся с оценкой результатов:

-          текущего учебного контроля,

-          введение системы зачетных единиц и трудоемкости дисциплины,

-          уровень выполнения элективных учебных программ,

-          результативности контроля через фонды оценочных средств,

-          оценки остаточных знаний,

-          аттестации обучающихся.

Мониторинг качества подготовки специалистов является заключительным объектом системы мониторирования качества. Он обеспечивается:

-          сквозным поэтапным контролем деятельность обучающихся на всем периоде обучения в университете,

-          регистрацией и анализом информации о состоянии рынка медицинской и фармацевтической деятельности в регионе и трудоустройством выпускников,

-          обратной связью: работодатель — молодой специалист, способствует адаптации качества и обеспечению конкурентоспособности образования.

Аттестация обучающихся предусматривает:

-          непрерывный контроль в течении всего периода обучения обучающихся (на результатах текущего контроля) через:

-          отслеживание и коррекцию навыков, умений, знаний от «одной дисциплины к другой» — (зачеты, экзамены, практические умения, тестирование, собеседование).

-          проведение и анализ результатов промежуточных аттестаций;

-          основа для проведения промежуточных видов аттестации — фонд оценочных средств;

-          мониторинг показателей государственной итоговой аттестации обучающихся.

Таким образом, обеспечение качества становятся важным инструментом и регулирующим механизмом образовательного процесса в образовательной организации.

Основой контроля качества являются федеральные государственные образовательные стандарты. В образовательных стандартах сформулированы требования к кадровому, учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса, а также организации различного рода практик, государственной итоговой аттестации и уровню профессиональной подготовленности выпускников. Данные требования являются основой аккредитационных показателей.

Основные термины (генерируются автоматически): учебный процесс, образовательная организация, образовательный процесс, качество образования, государственная аккредитация, повышение квалификации, базовое образование, высшее образование, государственная итоговая аттестация, Кадровый потенциал.
Задать вопрос